Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические предпосылки построения периодизации




Теоретические взгляды имеют несколько основных функций исследовании развития: во-первых, организуют и интегрируют всё многообразие существующих эмпирических данных; во-вторых, определяют пути и задачи изучения развития; в-третьих, на их основе происходит проектирование процесса развития человека (организация процесса воспитания).

Нет теории, которая адекватно и достаточно полно описывала бы все аспекты развития человека. Существующие теории либо придают слишком большое значение одной точке зрения на процесс развития, например, описывают его через призму когнитивного развития, как Ж. Пиаже, либо распространяют на всю популяцию особенности процесса взросления небольших её групп (обычно наиболее доступных для изучения).

Так, представления о подростковом возрасте, как о длящемся жизненном кризисе, периоде психологических потрясений, неком «периоде бунта, бури и натиска», сопровождающемся постоянными конфликтами с родителями и обществом, непрерывным эмоциональным стрессом, крахом «Я», безусловно, верны для части наиболее часто встречаемых психологами и психиатрами подростков среднего класса Европы 19-20 вв. (по различным данным такие подростки составляют 15-20%), но для огромного большинства подростков психологические потрясения и конфликты не свойственны (Д. Оффер, 1975).

Также, анализируя процесс развития ребенка и его возрастные возможности на каком-либо возрастном этапе, например, возможности младшего школьника в усвоении знаний, ни на минуту нельзя забывать о том, что развитие — это процесс, являющийся результатом многочисленных социальных воздействий на ребенка: семьи, школы и т.д. И его «результат» есть не в последнюю очередь отражение тех взглядов и установок на процесс развития, которые имели его агенты.

Так, например, раньше считалось и строго научно доказывалось по результатам измерения соответствующих мыслительных способностей, что младшие школьники имеют очень ограниченные возможности в усвоении теоретических знаний. Но в работах П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной показано, что при специально организованном обучении младшие школьники демонстрируют существенно более высокий уровень абстрактно-логического мышления и освоения теоретических обобщенных знаний.

Анализируя существующие подходы к изучению развития человека, можно выделить следующие аспекты в понимании процесса психического развития.

Стадиальность - Неразрывность. Одним из основных вопросов, вызывающих разногласия между представителями различных школ в возрастной психологии, является вопрос о природе изменений, происходящих в процессе развития. Одни теоретики видят процесс развития состоящим из некоторого числа внутренне однородных, качественно своеобразных стадий, ступеней (таких теорий большинство, они ведут свое начало от Аристотеля, впервые назвавшего и описавшего возраста человеческой жизни), другие считают процесс развития непрерывным, и каждое событие, каждого дня и минуты определяет его дальнейшее содержание.

Реализация предпосылок - Самодвижение. Еще Платон считал, что человек «припоминает» в своем развитии нечто бывшее с ним прежде, реализуя в своей жизни некий наперед заданный, совершенный её план - "эйдос". До сих пор многие психологи считают, что развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование внутренних предпосылок (задатков, генетических программ, врожденных схем и т.д.). Природа этих предпосылок может быть различной, они или могут быть унаследованы, или приобретены индивидом в том раннем периоде детства, воспоминания о котором у индивида отсутствуют. В последующем развитии не возникает ничего качественно нового, имеет место только развертывание и перегруппировка тех моментов, которые уже были даны с самого начала.

Для второй группы теорий развитие - непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся образованием качественно нового, не существовавшего прежде; в процессе развития постоянно возникают новые структуры. Развитие - не только прогресс, но и потери.

Внутренние особенности - Среда. Одни ученые считают, что процесс развития направляется прежде всего изнутри и определяется прежде всего внутренними факторами (биологическими, например), со­циальная среда модифицирует процесс развития, но не оказывает влияния на его сущность и последовательность протекания стадий.

Так, Жан Пиаже полагал, что социальные условия, в которых развивается ребенок, к примеру, интенсивное обучение, могут ускорить ход умственного развития, но не влияют на последовательность и логику развертывания стадий, которые имманентно присущи человеку как биологическому виду. Ребенка, не достигшего, например, с стадии формальных операций, невозможно, по мнению Ж. Пиаже, полноценно научить сравнивать объекты по нескольким признакам учитывать точку зрения другого человека, отличающуюся от собственной.

Другие авторы (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) считают, что процесс развития направляется прежде всего социальной средой, в которой развивается ребенок. Социальная среда является источником развития высших психических функций. В процессе развития ребенок присваивает исторически выработанные формы и способы деятельности, через совместную деятельность, например, обучение. По их мнению, обучение играет ведущую роль в процессе развития.

Межкультурные универсалии - Культурный релятивизм. Дети в узбекском кишлаке, в глухой деревне далеко в Сибири живут в других социокультурных условиях, нежели дети, проводящие свое детство в больших городах Центральной России. Возрастные психологи различаются по своим взглядам на важность культурных факторов. Одни стремятся найти те закономерности психического развития, которые не зависят от культурных факторов, например, феномены Пиаже или закономерности процесса научения. Другие (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, П. Балтес и др.) считают, что ход психического развития определяется особенностями социокультурной ситуации, в которой развивается ребенок.

Завершаемость - Всевозрастность. В изучении развития человека многие исследователи выделяют период, в течение которого происходят наиболее важные изменения. Различные концепции выделяют в качестве такового различные периоды: медико- и биологически ориентированные концепции - внутриутробный период; теории языкового развития и теория З. Фрейда - период от рождения до трех лет; большинство теоретических концепций, например, теория умственного развития Ж. Пиаже, - весь период детства. По мнению других (Ш. Бюлер, Г. Томе и т.д.) процесс развития не имеет возрастных рамок и развитие происходит в течение всей жизни человека, ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. В ходе развития на всех этапах жизни происходят как качественные, так и количественные изменения.

Активность - Пассивность. Некоторые ученые считают, что определяющую роль в процессе развития играют внешние условия, ранний опыт, влияния среды, внутренние свойства ребенка (генетические задатки и т.д.) Другие считают, что определяющую роль играет активность самого ребенка, а внешние факторы опосредуются ею.

Плюралистичность - Телеологичность. Вопрос о конечной точке развития тоже решается по-разному. Большинство современных теорий описывает развитие как процесс с заранее неизвестным результатом.Определяющими стадию развития, достигнутую ребенком, являются формы и способы построения и организации его деятельности, но не содержание самой деятельности. В культурно-исторической теории развития содержание деятельности на данном возрастном этапе предзаданно, процесс развития как бы восходит к некому «объективно ценному» результату, эталонному, вовне вынесенному образцу (не случайно, теории Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина носят название теорий периодизации развития; сам термин «период» подразумевает, что существует и некий результат этого развития), большинство западных теорий — это теории стадий развития.

Ответы на вопросы: что такое возраст, или возрастная стадия развития, в чем заключается «механизм» смены одного возрастного периода другим, прежде всего, зависят от общего подхода к пониманию природы психического развития. Но так же они зависят и от того аспекта в понимании понятия возраст (хронологического, социального, исторического - см. п. 1.1.1.), который для данного исследователя имеет первостепенное значение. Так, для Арнольда Гезелла (американский психолог первой половины XX века) возраст - это прежде всего возраст хронологический, для него важно было зафиксировать то, каково поведение большинства детей данного возраста, что есть возрастная норма (такой подход получил название нормативного). Жан Пиаже в понятии возраст акцентировал внимание на биологических его аспектах. Для Г. Томе и других представителей социально-исторического подхода возраст - исторически обусловленное понятие и т.д.

Необходимо отметить, что основные разногласия между представителями различных подходов связаны не с границами и названиями отдельных возрастных периодов (после Аристотеля, давшего названия возрастам жизни, положение с выделением отдельных периодов не сильно изменилось), а с содержанием развития внутри каждого возраста и определением в содержании развития того, что может служить основанием для построения периодизации.

Например, для культурно-исторического подхода — это основные новообразования возраста; для Ж. Пиаже, представителя когнитивного подхода, — тот уровень организации умственных операций, которого достиг ребенок и т.д., а П.П. Блонский, -известный советский педагог 20-х годов - взял в качестве основания для построения своей периодизации даже процесс дентиции (роста и выпадения зубов), выделив «беззубое», «молочнозубое» и «постояннозубое» детство.

Ведущими современными подходами к изучению психического развития человека являются: психоаналитический, когнитивный, социально-экологический и культурно-исторический.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных