Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие.




Пубертатный период - одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование центральных звеньев системы, присущей предыдущему периоду, в новую систему, необходимую для последующего развития. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, что связывают чаще всего с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Наблюдающиеся в пубертатный период изменения бывают столь значительны, что для их описания используют такие выражения как «гормональная буря», «эндокринный шторм» и др. Увеличивается рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем «скачок роста» приходится на 13 - 15 лет, а у девочек интенсивное увеличение роста начинается на два года раньше. Изменяются пропорции тела, появляется подростковая угловатость.

Необходимо отметить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это состояние удачно выразил американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность усиливает появляющееся в процессе полового созревания сексуальное возбуждение. По мнению многих психологов, подросток еще бисексуален, но тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. У подростка отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности, однако в себе он может сочетать как традиционно мужские, так и традиционно женские качества.

В подростковом возрасте благодаря бурной перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Подросток остро переживает действительные и мнимые изъяны внешности. Причем, согласно исследованиям, юноши чаще, чем девушки, положительно оценивают свою внешность и физические данные. Девушки в этом плане уязвимее, чаще считают себя некрасивыми и непривлекательными или стыдятся своего тела.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Подростки с ранним физическим созреванием оказываются в наиболее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Подростки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее.

В этот период могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. «Переходный возраст, - писал Л.С. Выготский, - предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии» (Л.С.Выготский, 1984, с. 170).

Личность подростка

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, весьма характерными становятся негативизм, дисгармоничность в строении личности, смещение установившейся системы интересов и направленностей ребенка. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством позитивных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся межличностные отношения, расширяется сфера его деятельности и т.д. Важно, что этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В этом возрасте особое положение начинает занимать общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски компании, конфликты, выяснения отношений и пр.).

Новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости» как особая форма самосознания. По Д.Б. Эльконину, «чувство взрослости» есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Чувство взрослости не зависит напрямую от полового созревания и проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить важные стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подростки претендуют на равноправие в отношениях с взрослыми и идут на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Хотя претензии на взрослость часто бывают нелепыми, а образцы для подражания не лучшими, ребенку необходимо пройти через такую школу отношений, примерить на себя различные социальные роли, найти свою нишу в системе личностных взаимоотношений. Если на основе чувства взрослости подростку удается развернуть новую ведущую деятельность - интимно-личностное общение, то к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором совершается отрицание взрослости, благодаря переориентации на себя. Подросток осознает: я НЕ взрослый. И именно поэтому ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации, характерные для юношеского возраста.

Необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность подросткового возраста - его личностную нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом.

Анна Фрейд отмечала: «Подростки...считают себя центром Вселенной, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование... С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера». (Фрейд А. 1993, с. 108).

В начале подросткового возраста, примерно в 11 -12 лет, у подростка возникает интерес к своему внутреннему миру. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. В этот период формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Противоречивость его положения, изменение структуры социальных ролей и уровня притязаний - все это актуализирует процесс самосознания. Познать себя ему помогают окружающие, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и различия. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни, но сочетание их еще негармонично. Отдельные черты диссонируют. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании.

Открытие своего внутреннего мира - радостное и в то же время драматическое переживание. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Происходит осознание своей уникальности, неповторимости и вместе с этим чувство одиночества. Подростковое «Я» расплывчато, оно нередко переживается как ощущение внутренней пустоты. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

«Странное чувство сейчас преследует меня,-пишет в дневнике

восьмиклассница - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное,

была центром общества, а теперь - нет. Но, как ни удивительно,

меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться

одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у

меня полное равнодушие ко всем,но не к себе...»(Кон И.С., 1989,с. 86).

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я-концепции».

Развитие общения

Одна из главных тенденций подросткового возраста - переориентация с общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение с ровесниками, и это объясняется рядом причин.

Во-первых, общение со сверстниками - это важный специфический канал информации; по нему подростки обсуждают то, что не могут сообщить родителям, например, о сексуальных взаимоотношениях.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповые игры, совместная деятельность вырабатывают навыки социального взаимодействия, умения соотносить личные интересы с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе переплетения двух потребностей: обособления и потребности включенности в какую-либо группу или общность. Усиливается-потребность в автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Типичная черта подростковых групп - чрезвычайно высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, подростки некритично относятся к мнениям собственной группы. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «они».

В общении подростков отмечается ряд особенностей. Подростки, будучи постоянно озабочены сами собой и предполагая, что другие разделяют их озабоченность, обычно действуют в расчете на некую воображаемую или реальную аудиторию.

Известный режиссер А. Эфрос писал: «Взрослые иногда плачут в театре. Подростки почти никогда не плачут. У него, у подростка, нет мужества на индивидуальную реакцию, а детское простодушие и умение «быть собой» он уже утратил. Что подумает рядом сидящий товарищ? -вот чем постоянно озабочен подросток». (Кон И.С., 1989, с. 157).

Кроме того, преувеличивая свою уникальность, подростки создают свой «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, имеет двойной план. Например, телефонный разговор для человека становится не просто обменом информацией, но и способом самоутверждения; поэтому важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит и т.п.

Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со взрослыми, прежде всего с родителями. Влияние родителей становится к этому периоду ограниченным, подросток переориентируется на общение со сверстниками, но его ценностные ориентации, понимание социальных проблем, нравственные оценки событий зависят в первую очередь от позиции родителей. Таким образом, родители, семья остается важной референтной группой.

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей, т.е. процесс отделения от семьи, индуцируемый стремлением подростка к самостоятельности и автономии. Эмансипация может быть
эмоциональной, показывающей, насколько значим для подростка эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли подросток на те же нормы и ценности, что и родители, или на какие-либо другие.

Процесс эмансипации часто вызывает у родителей реакцию в виде усиленной потребности в контроле, грусти, боязни их потерять. Одновременно у молодых людей снижается готовность слушаться и следовать указаниям родителей. Это связано с тем, что в представлении подростков взрослые все больше теряют те исключительные и в высшей степени надуманные свойства, которыми они, как правило, обладали раньше в глазах детей. Этот процесс выяснения отношений обостряется к концу взросления и разрешается по-разному, в зависимости от стиля отношений в семье, от индивидуальных особенностей подростка и его окружения.

Важную роль здесь играют эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Если в семье сложились теплые, доброжелательные отношения, основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, то ребенок имеет больше шансов на высокое самоуважение, устойчивый положительный образ «Я». Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношениям к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая иногда подростками по отношению к посторонним людям, нередко оказывается следствием детских переживаний.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности. При этом родители всегда объясняют мотивы своих требований; прислушиваются к мнению ребенка, но не исходят только из его желаний; предоставляют подростку право быть самостоятельным в каких-то областях жизни; не ущемляют его права, но одновременно требуют выполнения обязанностей. Формирование взрослости при таких отношениях преходит без особых переживаний и конфликтов.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у подростков отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до пего дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя подростка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствуют формированию личности со слабым «Я».

Отношения с окружающими - наиболее важная сторона жизни подростков. Дети тяжело переживают неудовлетворение потребности в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками. Но эти переживания могут быть смягчены: разногласия в группе сверстников могут быть компенсированы общением с родителем или значимым, взрослым; отсутствие понимание и эмоционального тепла в семье приводит подростка к сверстникам, где он находит необходимые ему отношения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных