Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление личности




Многие учащиеся этого возраста уходят из школы и поступают в средние учебные заведения, т.о. от подростка общество ждет первоначального профессионального самоопределения. Исследования показывают, что не все старшие подростки готовы сделать профессиональный выбор и предпочитают продолжать обучение в школе, с тем чтобы отложить выбор профессии на более поздние сроки. В этот период усиливается значимость собственных ценностей, происходит развитие самосознания, усложняется отношение к себе, проявляясь во все большей дифференцированности самооценок, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе, в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе. В этот период самопознание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном уровне.

Характерной чертой является притупление остроты восприятия оценки сверстников. Старший подросток начинает более реалистично оценивать свое окружение. Ровесники утрачивают роль безоговорочно принимаемого эталона. Происходит частичная смена ориентиров. Осознается важность неформального, доверительного общения с компетентными взрослыми. Старшеклассники начинают понимать необходимость опоры на опыт взрослых, хотя этот опыт все равно критически перерабатывается с учетом мнения референтной группы сверстников.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Поиски смысла жизни, своего места в мире становятся особенно напряженными. Юноши, как писала Л.И.Божович(1968, с. 365), - «это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности».

По мнению Д.Б.Эльконина, у 15 - 17-летних ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Центральное новообразование раннего юношеского возраста - самоопределение личности. Это многоаспектное понятие, но в качестве | основного признака этого явления выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности в жизни.

В зарубежной психологии в качестве аналога термина «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная Э.Эриксоном. Возраст ранней юности, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение сосредоточиться на какой-либо главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. Соизмеряя степени профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека, Д.Марше установил четыре типовых варианта становления идентичности:

· "Неопределенная, размытая идентичность» означает, что индивид ещё не вступил в пору кризиса, не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии.

Досрочная, преждевременная идентификация", т.е. предрешенный вариант развития, когда индивид раньше положенного срока включился в соответствующую систему отношений, причем сделал это не самостоятельно, пройдя через испытания кризиса, а под чужим влиянием.

· "Проба ролей" или этап "моратория" характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения.

· "Зрелая идентичность" свидетельствует, что кризис завершен и чувство самоидентичности определено.

Указанные варианты формирования идентичности можно рассматривать в двух значениях: как этапы развития личности и как ее типы. Иными словами, индивид в своем развитии может пройти весь путь становления идентичности или под влиянием каких-либо факторов зафиксироваться на одной из стадий, в таком случае особенности этого этапа превращаются в характерологические качества личности и являются целостными образованиями.

Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем школьном возрасте личностное и профессиональное самоопределение, хотя некоторые данные (Дубровина И.В. и др. 1989) позволяют говорить, что на этом возрастном этапе формируется не само самоопределение - личностное, профессиональное, а психологическая готовность к нему.

Самоопределение связано с новым восприятием времени -соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Если в детском возрасте время осознанно не воспринималось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает и прошлое, и будущее. Но восприятие времени еще противоречиво. Ощущение необратимости времени сочетается с субъективным чувством «остановки времени». Старшеклассник может чувствовать себя то совсем ребенком, то, напротив, совсем старым и все испытавшим. Но постепенно устанавливается преемственность прошлого, настоящего и будущего, что важно для личностного развития. Время ранней юности - это время создания жизненного плана, что является функцией самоопределения. Жизненный план юноши кардинально отличается от подростковых мечтаний о будущем. Старшеклассник представляет себе свое будущее и осознает способы достижения поставленных целей. Особенно это касается профессионального самоопределения, которое предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, учет уровня учебной подготовки, способностей, склонностей и других факторов.

Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях, что отражается в самооценке, самоуважении школьника.

В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки (Дубровина И.В. и др. 1989). У десятиклассников она относительно устойчива, высока и сравнительно бесконфликтна. Старшеклассники в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Это связано с формированием Я-концепцин и необходимостью самоопределения. В XI, выпускном классе ситуация изменяется. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактен, становится реальностью. Тревожность повышается. Часть старших школьников продолжает сохранять «оптимистичную» (адекватную) самооценку, у других старшеклассников самооценка становится высокой и глобальной - охватывает все стороны жизни; смешиваются желаемое и реально достижимое. И наконец, последняя группа (в основном девочки) характеризуется неуверенностью в себе, переживанием осознаваемого ими разрыва между притязаниями и возможностями. Их самооценка низкая, противоречивая. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период-Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Д. Эллис и др., изучив возрастную динамику различных аспектов Я-концепции у 6 тысяч учащихся от 13 до 18 лет, нашли, чт9 если вначале самовосприятие равняется на внешние стандарты, то затем его основой становятся стандарты внутренние. В 13 - 15 лет самооценка определяется, исходя из внешних показателей достижения (учебные отметки и т.п.). Около 16 лет появляются собственные критерии значимости. 17 - 18-летние оценивают себя прежде всего с точки зрения своей внутренней шкалы ценностей, представлений о своем счастье и благополучии. (Кон И.С., 1989).

Развивается саморегуляция, происходит усиление контроля за поведением, проявлением эмоций. Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность.

В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности, происходит переориентация на собственные взгляды и убеждения. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в единое целое. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Самоопределение, стабилизация личности в этот возрастной период связаны с выработкой мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир, достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, система накопленных знаний, потребность и способность к рефлексии становятся в период ранней юности основой, на которой строится мировоззрение. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы, хотя юноши склонны считать, что отстаивают целостную систему убеждений. Это свойство присуще юности. Как отмечал К. Обуховский, потребность осознавать свою жизнь не как серию случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя элементом социальной общности. Идет поиск смысла собственного существования и существования человечества вообще.

Мировоззренческие проблемы конечно же, не решаются один раз в жизни, раз и навсегда, и юношеские максималистские позиции пересматриваются в течение жизни. На необходимости мировоззренческого выбора именно в юности настаивал Э.Эриксон. По его мнению, отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствуют ее психическому здоровью.

Важно отметить еще один важный момент, связанный с самоопределением, а именно изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают изменять отношение к учебе, образованию, сознавая их непосредственную связь с профессиональным самоопределением. Появляется дифференциация в отношении к учебным дисциплинам, усиливается внимание к «нужным» предметам. И, в отличие от подростков, старшеклассники отказываются от подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Развитие общения

В

связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, целью которого выступает понимание и самораскрытие. В доверительном общении со взрослыми важным является не только познание своего «реального Я», но и познание себя с точки зрения своих личностных перспектив, жизненного плана, «будущего Я». При благоприятном стиле отношений в семье после этапа эмансипации от взрослых (в подростковом возрасте) восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более сознательном уровне. С родителями обсуждаются жизненные планы, главным образом профессиональные. Юноши относятся к близкому взрослому как к идеалу, причем разные люди для него выступают как эталоны в разных сферах жизни и деятельности. С ними он соизмеряет свое идеальное «Я».

Как показал один из опросов, 70 % старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители», 10% хотели бы походить на родителей «кое в чем». Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» - большинство московских мальчиков (с 5 по 10 класс), опрошенных А.В. Мудриком (1984), поставили на первое место родителей (ответы девочек более противоречивы). (Кон И.С, 1989,с.112-113)

Нужно сказать, что все же в отношениях со взрослыми сохраняется определенная дистанция. Информация, получаемая от взрослого, всегда фильтруется и проверяется в общении «на равных» со сверстниками. Общение со сверстниками является неотъемлемой частью становления самоопределения в ранней юности, но имеет совершенно другие функции. Общение с друзьями носит скорее исповедальный характер. Такое общение основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». В отличие от подростка, который в общении пользуется вымышленной биографией, содержание сообщений у старшеклассников - реальная жизнь.

Юноши часто чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но реально это чаще всего не обусловлено внешней изоляцией, а является скорее следствием невозможности выразить в общении всю полноту чувств. Юношеская дружба уникальна, однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Эта эмоциональная напряженность снижается при появлении любви. Юношеская любовь как бы включает в себя дружбу. Эротические мотивы в ней практически не выражены или не осознаются. В это время часто не совпадает потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим влечением. Как пишет И.С. Кон, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Противопоставление любви и чувственности особенно резко выражено у юношей, как это подметил еще Фрейд. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к переживанию. Юноши часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. В этом случае аскетизм или интеллектуализм выступают в качестве психологической защиты. Вместо того чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их подавить: аскеты - потому, что чувственность «грязна», а интеллектуалы - потому, что она «неинтересна».

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем сам объект привязанности. Поэтому для этого возраста характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в среде сверстников, подражательность, хвастовство «победами» и пр.

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этом возрасте, во многом определяет развитие личности и личное самоопределение, а также то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Вопросы и задания для самопроверки

1. О каких особенностях личности юноши свидетельствует данное высказывание? Является ли это характерным для раннего юношеского возраста? «Лучше быть творцом в маленьком деле, чем простым исполнителем в большом».

2. Когда изучалась значимость межличностных отношений в семье для подростков и юношей, оказалось, что этот план очень актуален для подростков. Их суждения очень пристрастны, эмоционально насыщенны: «Мужчина должен быть сильным, все брать на себя». «Мужчины обленились, им нужна только еда и телевизор». Старшеклассники в своих суждениях более нейтральны, упоминают семейные роли без особого интереса: «Хороший семьянин», «Любящая жена и мать» и пр. С чем связано такое изменение в суждениях? Какие закономерности подросткового и юношеского возраста лежат в основе этих изменений?

3. Английский психолог Джон Коулмэн предлагал подросткам и юношам дописать неоконченные фразы «Когда нет никого вокруг...» и «Если человек один...». Их ответы затем классифицировались на положительные (например: «Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать что хочу») и отрицательные (например: «Если человек один, он начинает нервничать»). Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных - уменьшается. Прокомментируйте результаты этого исследования.

4. Процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. В одном из них индивид идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. В другом индивид, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «Что я значу в этом мире? Что я могу сделать?» О каких возрастах идет речь? Докажите.

 

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М. Педагогика, 1968, с. 365 - 420.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.:Просвещение, 1989, с. 69 -105,128-166,213-237,167-185,229-235.

3. Развитие личности ребенка / П.Массен и др.: Пер. с франц. - М. Прогресс, 1987, с. 231 - 266.

4. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. -М.,1994, с. 93 -164, 165 -190.

5. Формирование личности старшеклассника/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.

 

 

ВЗРОСЛОСТЬ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных