Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологическая характеристика этапов взрослости




Профессиональное развитие человека также имеет много то­чек соприкосновения с личностным развитием. С одной сторо­ны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интел­лекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профес­сии и ход профессиональной адаптации. Они могут как способ­ствовать формированию профессионального мастерства и твор­ческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутст­вия общих профессиональных способностей— активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации. С дру­гой стороны, профессиональная деятельность оказывает обрат­ное влияние (позитивное или негативное) на личностный онто­генез, например, на формирование самооценки, самоотношения, уровня притязаний и т.д. Так, на начальных этапах профессио­нальной деятельности обычно повышается тревожность, затем наблюдается некоторое снижение ее уровня, происходят социально - психологические и психические изменения личности профессионала. При трех - пятилетнем стаже работы тревож­ность снова становится неадекватно высокой, что приводит, в частности, к росту профессиональных "заболеваний" и травма­тизма на этом этапе. В дальнейшем наблюдается некоторое снижение тревожности, затем имеет место повторное посте­пенное повышение тревожности до уровня, оптимального для данной деятельности. Иногда фиксируется еще один ее резкий подъем в предпенсионный период.

Первая фаза периода зрелости длится приблизительно с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что человек стре­мится к самостоятельной, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным членом общества. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями, наступает период встречи со спутником жизни, образования собственной семьи и рождения детей.

Это период, когда два человека активно создают собст­венный стиль жизни, физическую и психическую среду, которая будет формировать новое поколение. Именно в это время для них особенно актуальны такие вопросы: "Как мы общаемся друг с другом, как мы едим, как мы проводим наши вечера? Значит ли для нас что-либо совместно проводимое время, совместный завтрак, приход домой? Действительно ли мы говорим друг с другом или обмениваемся только короткими замечаниями, не интересуясь тем, что на самом деле происходит в душе другого? Как мы обставляем квартиру? Производит ли она личное впе­чатление или выглядит как витрина модного магазина, или как скопище всего, что оказалось под рукой?" (Б. Ливехуд, 1994, с.63). Отсутствие подобного опыта часто может приводить к замыканию человека на самом себе, избеганию контактов.

К 25 годам человек, как правило, обретает постоянное профессиональное занятие, находясь либо в фазе адепта, когда выбор профессии уже сделан и начинается (продолжается) про­цесс ее освоения, либо на фазе адаптации, т.е. овладения и при­нятия норм профессиональной деятельности и профессиональ­ного общения, понимания смысла профессии и своей причаст­ности, к ней.

До 25 лет обычно наблюдается низкая удовлетво­ренность человека своей жизнью, связанная с трудностями взросления и вхождения человека в самостоятельную жизнь. После этого этапа "вырывания корней" разрабатывается "план на всю жизнь". Зарождается чувство хозяина своей жизни, социальная ответственность за себя и за дело, продолжается профес­сиональный рост. Трудовая деятельность, практический опыт и тренированность выступают в качестве основного сенсибилизи­рующего фактора развития психических функций личности (Ананьев Б.Г.,1969).

Достижение более высоких уровней функ­ционального развития в зрелые годы в процессе трудовой дея­тельности возможно потому, что некоторые психические функ­ции находятся в условиях оптимальной нагрузки. Систематиче­ский труд приводит к специализации отдельных психических функций. Например, совершенствуются память и мышление, особенно в сензитивные возрастные периоды (20 - 24 и 29 - 33 года для памяти и 26 - 29 лет для мышления), происходит инте­грация познавательных процессов.

Личностное развитие мужчины несколько отличается от развития личности женщин.

Во-первых, женщина в это время более зрела, чем мужчина. Переходная фаза у нее заканчивается примерно к 21 году, у мужчины же она может продолжаться до 24 лет.

Во-вторых, если для мужчины основная задача в этот период - профессиональная карьера, то женщина стоит перед двойной задачей, часто приводящей к внутреннему конфликту: сохранение человеческого рода и интенсивное участие в про­фессиональной деятельности (Ливехуд Б., 1994; Гаврилица О.А., 1997;.ШихиГ,1998 и др.).

В переходный период (29-32 года) стабилизируется са­мооценка личности и всех остальных ее структур. Корректиру­ется разработанный "на всю жизнь" план, подводятся первые итоги. Теперь человек знает, что он может, что дается ему с тру­дом и чего он, вероятно, никогда не сумеет сделать.

Период жизни от 30 до 45 лет часто рассматривается как "вершина жизни", "плато", "гребень вершины". В Древней Греции этот возраст и свойственное ему состояние духа называ­лось "акме" - наиболее полный расцвет человеческой личности.

Продолжается профессиональный рост: повышается общая мо­тивация человека, уровень наблюдательности, развиваются кри­тичность мышления, эмпатийность, складывается профессио­нальный тип личности. Однако, иногда - и преувеличение роли отдельных фрагментов, аспектов жизненного мира, сужение личностных интересов до профессиональных (Е.М. Борисова, 1991; А.А. Баталов, 1972).

С другой стороны, человек, не сло­жившийся как "профессионал", характеризуется раздражитель­ностью, конфликтностью, стремлением объяснить свои неудачи стечением неблагоприятных обстоятельств.

В этот период усиливается дифференциация отдельных сторон всей системы интеллекта. Между 34 и 37 годами насту­пает второй пик в развитии мышления, развиваются и устанав­ливаются все более тесные и устойчивые связи между образ­ным, вербально-логическим и практическим мышлением, мак­симальное развитие получают творческие способности челове­ка. Если, например, музыкальные и математические способно­сти проявляются рано, то создание интегрированных концепций в естествознании относится к зрелым годам.

Однако к 40 годам возможно снижение некоторых физи­ческих и умственных функций, проявляющееся при максималь­ном напряжении в процессе деятельности, например, внимания и сенсорно-перцептивных функций. Осуществляется предвари­тельное подведение итогов жизни и возможно возникновение "кризиса середины жизни": ощущения, что жизнь проходит зря, появляются признаки утраты молодости и ухудшения здоровья

Даже при успешном положении дел у человека могут возникнуть опасения, что он не успеет сделать то что считает нужным. Такой кризис - не редкость у людей творческих про­фессий. Об этом свидетельствует возрастающая частота смерт­ных случаев среди артистов, поэтов и художников в возрасте 35-40 лет (Т.В. Карсаевская, 1997). Осознание расхождения мечты и действительности может вызывать тяжелые эмоциональные переживания, смятение, о которых писал Данте: "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу путь потеряв во тьме долины".

Б. Ливехуд так описывает переживания сорокалетних: "Мне уже почти сорок, мне еще 25 лет до пенсии. Бог мой, еще 25 лет одно и то же! Я же знаю, что не могу больше ожидать ничего нового, самое большее - одни и те же проблемы, но с другой стороны".

Э. Эриксон считал, что в 40 лет личность сто­ит перед выбором, по какому из двух возможных путей пойдет его дальнейшее развитие: неуспокоенность или застой. Неуспо­коенность - это понятие, близкое понятию самореализации, самоактулизации, означающее стремление быть как можно лучше как в области родительско-супружеских отношений так и в профессиональной деятельности. В случае застоя "наблюдается регрессия к навязчивой потребности в псевдоинтимности, не­редко сопровождающаяся растущим чувством личностного опустошения. Люди в этом случае часто начинают потакать се­бе, как если бы они были своим собственным... и единственным ребенком, и если только условия благоприятствуют тому, преж­девременная инвалидность, физическая или психологическая, становится поводом для чрезмерной заботы о себе" (Э.Эриксон, 1963).

Пекк выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для дальнейшего развития лич­ности.

Во-первых, уважение к мудрости должно сменить примат физической храбрости. Убывают физические силы и привлека­тельность, человек начинает все больше полагаться на "мозги", а не на "мышцы", разрабатывает программу ежедневных уп­ражнений, соответствующих диет и т.д., чтобы поддержать не­обходимый уровень активности.

Во-вторых, "социализация должна заместить в отношениях с людьми "сексуализацию". Теперь партнер по общению воспринимается прежде всего как личность, и эти отношения часто обретают "ту глубину взаимо­понимания, которую прежняя эгоцентрическая сексуальная ус­тановка до известной степени блокировала" (Д. Пекк, 1968).

В-третьих, необходимо сохранить эмоциональную гибкость, т.е. "способность изменять эмоциональный вклад от человека к че­ловеку и от деятельности к деятельности". Это особенно важно именно теперь, т.к. именно в это время умирают родители, вы­растают и покидают дом дети, появляются новые члены семьи, ее границы становятся менее определенными.

В-четвертых, важно сохранить душевную гибкость и способность противо­стоять тенденции к растущей ригидности во взглядах и действи­ях. В противном случае возникающая умственная жесткость пе­рерастает в нетерпимость и неспособность воспринимать твор­ческие решения проблем.

Третья фаза периода зрелости (40/45 — 50/55 лет), часто именуемая как "стабилизация", представляет собой даль­нейшее упрочение системы социальных ролей. Возрастает уве­ренность в жизненной позиции и общая стабильность образа жизни и развития, реалистичность самооценки.

Успешное раз­решение предшествующего кризиса включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни вся­кого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все больше лишается своего исключительного положения (Гоулд Дж. 1972).

Наблюдается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным, довольствоваться тем, что есть и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся дос­тичь. Накоплен значительный профессиональный опыт, есть достижения и творческий потенциал. Профессионал — это опытный работник, который может вполне самостоятельно, все более надежно и эффективно справляться с основными профес­сиональными функциями. На этой фазе работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями или / и универ­сализмом и широкой ориентировкой в профессиональной облас­ти, он уже обрел свой индивидуальный стиль деятельности.

В этот период развиваются вербальные функции, дости­гая самого высокого максимума после 40—45 лет. С возрастом 50—55 лет связан очередной нормативный кризис: человек в очередной раз подводит итог своей прошлой деятельности и свершениям, задумывается о ее цели с учетом своего профес­сионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Важным источником жизненной удовлетворенности по­сле 50 лет жизни становятся успехи детей.

Поздняя зрелость (50/55 — 60 лет), или четвертая фаза периода зрелости, часто характеризуется некоторым снижением физических и умственных возможностей, ослаблением сексу­альных функций и интересов, стремлением продлить состояние жизненной активности. Вместе с тем, это пик для наиболее об­щих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел.

В разви­тии профессионала наступает следующая фаза — фаза настав­ничества. Появление учеников и последователей делает жизнь наполненной, осмысленной и перспективной. Однако возможны и менее продуктивные варианты личностного развития. Напри­мер, человек все больше погружается в свою работу, каждый одаренный молодой человек воспринимается как угроза. Все чаще считается, что надо настаивать на своих правах, даваемых рангом и положением, "цепляться" за свою номинальную пози­цию. Новое не может быть переработано, собственное прошлое и собственный жизненный опыт идеализируются: "Сегодняш­няя молодежь ничего не может, избалована, зарабатывает слиш­ком много, нахальна и больше не уважает старших" (Б. Ливехуд, 1994, с.85-86).

 

К завершению периода зрелости (примерно к 60/65 го­дам), как правило, обычно происходит снижение уровня про­фессиональных притязаний. Изменяется мотивация в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожи­данием старости или сопротивлением ее наступлению. Эту фазу характеризуют по-разному: старение (Ш.Бюлер), инвентариза­ция (Б-Ливехуд) и др.. Теперь "нужно освободиться от того, что построил сам и что другие, конечно, будут продолжать по-другому" (Б.Ливехуд, 1994). Возникает психологически сложная задача: построить образ своего будущего после выхода на пен­сию, осознать свою значимость вне пока еще выполняемой со­циальной роли, приготовиться к уменьшению физических сил и росту зависимости от других.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Гете характеризовал одну из фаз пройденной жизни так: "Ликова­ние до небес - печаль до смерти". К какому периоду взрослости это скорее всего относится?

 

2. Определите психологический возраст следующих "персонажей":

а) Персонажей, приславших письма в брачное агентство:

• "...все мои фотографии мне дороги, поэтому вам их не высылаю",

• "...люблю употреблять алкогольные напитки, в меру, разумеется",

• "...Фигурой еврей я вполне довольна. Здорова. Наследственность не отягощена",

• "... что касается разума и всего остального, то этого, как пони­маете, письмом не опишешь",

• "… двадцатилетняя жемчужина ищет себе достойную оправу",

• "...ставлю эксперименты на себе и на своей дочке",

• "...если вы умны и интеллигентны, и от вас можно рожать как ми­нимум дважды, то мы могли бы быть парой".

б) Определите психологический возраст "авторов" часто встречаю­щихся в нашей жизни высказываний, а также психологический возраст тех, к кому они обращены:

• "Отстань, без тебя разберусь!", "Я сам!"

• "Леночка, давай сделаем это вместе".

• "Сколько можно повторять!"

• "Мы с Шуриком пошли в 1 класс".

• "Не лезь не в свое дело!"

• "Как вам не стыдно, безобразники!"

• "Что нужно сделать, чтобы ты стал человеком?!"


Примечание: учтите, что задача имеет еще одно решение. Попробуйте найти его, определив наиболее вероятный психологический пол "уча­стников" разговора. Сделайте выводы.

3. Определите свой психологический возраст. С помощью этого тес­та можно самостоятельно оценить различные этапы своей жизни, включая прошлое и будущее, и узнать свой психологический возраст.

Представьте себе мысленно всю свою жизнь — прошлое, настоящее, будущее.

В каком году Вы родились? ———

Как Вы думаете, до какого возраста Вы доживете? ——— (дайте более или менее реаль­ную оценку).

В представленной ниже таблице обведите кружком чис­ло, соответствующее указанному Вами возрасту (с точностью до пяти лет). С помощью таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие ва­шей жизни по степени насыщенности важными для Вас событиями. Событиями могут быть какие-либо изменения в природе и обществе, в Вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), и состоя­нии Вашего здоровья, наконец — в поведении, в Ваших и поступках в семье и на работе, в учебе, общении и т. п.

Исходя из такого понимания слова «событие», оцените сначала: на­сыщенность первого пятилетия (до 5-ти лет). Свою оценку отметьте знаком (+) в соответствующей клетке учитывая, что: 10 баллов — мак­симальная степень насыщенности; 1 балл— минимальная степень на­сыщенности. Таким образом оцените насыщенность каждого из ос­тавшихся интервалов (как прошлых, так и будущих вплоть до отме­ченного Вами возраста).

Внимание! Каждое пятилетие должно иметь только одну оценку на­сыщенности, но иметь ее оно должно обязательно.

Таблица для определения психологического возраста.

Возрастные интервалы Степень насыщенности событиями.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
до 5 лет                    
6—10                    
11—15                    
16—20                    
……..                    

 

Вы ответили на все вопросы? Выполнили задание полностью?

Теперь можете определить реализованность жизни и свой психологи­ческий возраст. Для этого:

1). Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям (и прошлым, и будущим).

2). Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошлые пятилетия. Если Вам, к примеру, 30 лет, то следует взять сумму баллов от 1-5 до 26-30 лет включительно. Но если 31 год, то нужна небольшая поправка - к имеющейся "сумме прошлого" прибавьте 1/5 балла, стоящего в графе 31-35 лет. Если Вам 32 года, то прибавьте 2/5 этого балла, если 33- 3/5 и т. д.

3). Разделите общую сумму "баллов прошлого" на общую сумму баллов всех пяти­летий. Полученный результат - показатель субъективной реализован­ности жизни.

4). Умножьте этот показатель на ожидаемую Вами про­должительность жизни. Сколько получилось? Это и есть Ваш психоло­гический возраст.

Интерпретация. Сравните полученное значение психологиче­ского возраста с вашим реальным хронологическим возрастом. Если психологически Вы намного старше своего возраста, значит необхо­димо больше внимания уделять жизненной перспективе, задуматься о новых жизненных планах, целях, ожиданиях. Если же психологически Вы намного моложе, это может свидетельствовать о чрезмерном оп­тимизме, поскольку Ваша перспектива рассчитана на больший диапа­зон времени, чем тот, которым Вы располагаете в действительности. На вопрос, что же лучше, чувствовать себя моложе или старше своих лет, существует следующий ответ: значение психологического и хро­нологического возрастов не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать 3-4 лет). И, если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте - моложе, то в зрелости главное - гармония перспективы и опыта.

 

4. Заполните приведенную ниже таблицу:

 

Возрастные периоды Новообразо вания возраста Задачи возраста Возрастные кризисы Когнитивное развитие Развитие личности Развитие социальных отношений Профессио нальное развитие
1.              
2.              
3.              
….              

 

5. Назовите основные критерии взрослости. Предложите несколько возможных определений взрослости и взрослого человека. Назовите признаки старения и старости. Какие из них являются' общими для всех представителей данной возрастной группы, а какие - нет. Объяс­ните, почему.

 

6. Какое развитие - личностное или профессиональное - преобладает во взрослом возрасте? Обоснуйте свой ответ примерами.

 

7. Назовите основные характеристики развития познавательной сфе­ры взрослого человека.

 

8. Назовите основные концепции взрослости, разработайте сравни­тельную таблицу.

 

9. Как соотносится личностное развитие человека и развитие его меж­личностных отношений? Разработайте сравнительную таблицу.

 

10. В чем, на ваш взгляд, заключаются наиболее значимые различия между представителями трех возрастных групп: детьми, взрослыми и стареющими людьми? Разработайте сравнительную таблицу.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет научного познания. М.: Наука, 1961.-420с.

2. Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформа­ций своего развития // Психол. журн. - 1999. - т. 20. - № 1. - С. 6-19.

3. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Под ред Л.И.Анцыферовой. М. Наука, 1980. - С. 159-177.

4. Братсь С.Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моек ун-та. Сер 14. - Психология. - 1980. - № 2. - С. 3 - 13.

5. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. - Т.2. - М.: Мир, 1992. -С.45.

6. Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, ста­рость // Психология зрелости и старения. - Осень 1997. - С.8-12.

7. Климов А.Е. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -250с.

8. Ливехуд Б. Кризисы жизни - этапы жизни. - Калуга, 1994. - 140с.

9. Маркова А. К. Психология профессионала. - М.: Международн. гуманитарный фонд, 1996.-230с. Ю.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.- 420с

11. Нуркова С. В. Автобиографическая память как проблема психоло­гического исследования // Психол. журн. - т. 17. - №2. - 1996. - С. 16-29.

12. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М.: Тривола, 1995.

13. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопр. философ. - 1994. - №10, С. 112-123.

14. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб., 1999.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность. - М.: ИГ "Прогресс", 1996. - 600с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных