Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические теории старения.




 

Психология как наука в полной мере почти не занималась проблемами старости. Про­блемы психологического старения стали предметом изучения психологов-теоретиков недавно, когда над современным обще­ством навис «пресс» глобальных демографических изменений.

Экспериментальная психология. Первым вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа Ф.Гальтона (1822-1911), которого интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформации в пожилом возрасте. Ко времени написания работы еще не был сделан вывод о зави­симости психологических характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы в полной мере психологические различия, связанные с возрастными особенностями взрослых, особенно пожилых людей. Снижение некоторых психологиче­ских функций у пожилых людей объяснялось, в основном, про­цессами биологической деградации. Появилась модель психо­логического развития и старения, суть которой состояла в том, что в период роста организма происходит бурный процесс на­ращивания интеллектуальных способностей, сопровождаемый затем периодом относительной стабильности, вслед за которым наступает длительный период снижения интеллекта. Господство в психологической науке этой модели предопределило непопу­лярность исследований, связанных с пожилым возрастом.

Психология развития. Англо-американская школа психоло­гии исследовала психическую деятельность человека, причем как в молодом, так и в пожилом возрасте, как бы в сравнении с идеальным стандартом, идеальной моделью функционирования психики. При этом ранний возраст человека рассматривался как период, не достигший идеального состояния, а пожилой - как отклонение от нормы, идеала или как проявление девиантности, в то время как на европейском континенте психологов интере­совали проблемы развития человека на всех этапах его жизнен­ного пути.

 

Идея относительности человеческого развития, качественно прогрессирующего в виде скачков от одной стадии к другой, представлена в работах Ж. Пиаже (1896-1980), в которых он исследовал основные стадии развития интеллекта в детском возрасте. Следуя традициям Ж. Пиаже, многие ученые отстаи­вают точку зрения, согласно которой определяющей чертой по­жилого человека является способность воспринимать жизнен­ные противоречия как осознанный факт. Психическая зрелость человека определяется не только признанием противоречий как необходимого условия жизни, но и эффективным использовани­ем этих противоречий в мыслительной деятельности.

К. Юнг (1875-1961) придавал большое значение изучению проблем «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда пе­ред индивидом открывались новые возможности для саморазви­тия. В зрелом возрасте человек поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индиви­дуализацией». Во второй половине жизни человек может обрес­ти новое полновесное развитие своей личности. Большое значе­ние ученый придавал символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружаю­щим его миром.

 

Подходы А. Адлера (1870-1937) к решению проблем пожило­го человека носят конструктивный характер. В пожилом возрас­те особенно остро переживается чувство неполноценности, по­скольку человек начинает испытывать физическое недомогание, утрачивается привычный социальный статус, былая физическая привлекательность. Особенно болезненно пожилой человек пе­реживает необходимость ограничить круг социальных связей и возможностей для интимных отношений. Адлер предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи дру­гим людям, добиться такого состояния, когда ощущение при­надлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.


 

Одной из интересных зарубежных концепций, представлен­ных в геронтологии, является теория Э. Эриксона. Задача чело­века пожилого возраста, по Эриксону, состоит в том, чтобы дос­тичь целостности развития своего Я (Эго), уверенности в смыс­ле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное каче­ство жизни, как отдельного индивида, так и всей Вселенной. Чтобы понять пожилого человека, необходимо увидеть его в контексте всей жизни, включающей в себя все проблемы, ус­пешно или неудачно решенные на более ранних этапах его жиз­ненного пути. Старость каждого человека индивидуальна и не­повторима, поэтому и подходы в социальной работе с пожилы­ми людьми должны быть строго индивидуальны. Согласно Э.Эриксону, существует очень тесная взаимосвязь и взаимоза­висимость поколений, психической деятельности человека и его социальной среды. Пожилые люди необходимы молодым ровно настолько, насколько сами нуждаются в молодых.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных