ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологические теории старения.
Психология как наука в полной мере почти не занималась проблемами старости. Проблемы психологического старения стали предметом изучения психологов-теоретиков недавно, когда над современным обществом навис «пресс» глобальных демографических изменений. Экспериментальная психология. Первым вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа Ф.Гальтона (1822-1911), которого интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформации в пожилом возрасте. Ко времени написания работы еще не был сделан вывод о зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы в полной мере психологические различия, связанные с возрастными особенностями взрослых, особенно пожилых людей. Снижение некоторых психологических функций у пожилых людей объяснялось, в основном, процессами биологической деградации. Появилась модель психологического развития и старения, суть которой состояла в том, что в период роста организма происходит бурный процесс наращивания интеллектуальных способностей, сопровождаемый затем периодом относительной стабильности, вслед за которым наступает длительный период снижения интеллекта. Господство в психологической науке этой модели предопределило непопулярность исследований, связанных с пожилым возрастом. Психология развития. Англо-американская школа психологии исследовала психическую деятельность человека, причем как в молодом, так и в пожилом возрасте, как бы в сравнении с идеальным стандартом, идеальной моделью функционирования психики. При этом ранний возраст человека рассматривался как период, не достигший идеального состояния, а пожилой - как отклонение от нормы, идеала или как проявление девиантности, в то время как на европейском континенте психологов интересовали проблемы развития человека на всех этапах его жизненного пути.
Идея относительности человеческого развития, качественно прогрессирующего в виде скачков от одной стадии к другой, представлена в работах Ж. Пиаже (1896-1980), в которых он исследовал основные стадии развития интеллекта в детском возрасте. Следуя традициям Ж. Пиаже, многие ученые отстаивают точку зрения, согласно которой определяющей чертой пожилого человека является способность воспринимать жизненные противоречия как осознанный факт. Психическая зрелость человека определяется не только признанием противоречий как необходимого условия жизни, но и эффективным использованием этих противоречий в мыслительной деятельности. К. Юнг (1875-1961) придавал большое значение изучению проблем «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. В зрелом возрасте человек поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуализацией». Во второй половине жизни человек может обрести новое полновесное развитие своей личности. Большое значение ученый придавал символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром.
Подходы А. Адлера (1870-1937) к решению проблем пожилого человека носят конструктивный характер. В пожилом возрасте особенно остро переживается чувство неполноценности, поскольку человек начинает испытывать физическое недомогание, утрачивается привычный социальный статус, былая физическая привлекательность. Особенно болезненно пожилой человек переживает необходимость ограничить круг социальных связей и возможностей для интимных отношений. Адлер предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.
Одной из интересных зарубежных концепций, представленных в геронтологии, является теория Э. Эриксона. Задача человека пожилого возраста, по Эриксону, состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего Я (Эго), уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни, как отдельного индивида, так и всей Вселенной. Чтобы понять пожилого человека, необходимо увидеть его в контексте всей жизни, включающей в себя все проблемы, успешно или неудачно решенные на более ранних этапах его жизненного пути. Старость каждого человека индивидуальна и неповторима, поэтому и подходы в социальной работе с пожилыми людьми должны быть строго индивидуальны. Согласно Э.Эриксону, существует очень тесная взаимосвязь и взаимозависимость поколений, психической деятельности человека и его социальной среды. Пожилые люди необходимы молодым ровно настолько, насколько сами нуждаются в молодых.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|