![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности познавательной сферы людей позднего периода жизниСуществуют различные точки зрения по вопросу устойчивости и изменчивости интеллекта людей в процессе жизни. «Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интеллектуальной компетентности, лишь пониженная мотивация препятствует высокому проявлению ее у старых людей. Другие психологи, ссылаясь на данные интеллектуальных тестов, доказывают, что в постпенсионном возрасте интеллект снижается» (Н. Датан). У многих людей на заключительных этапах поздней жизни возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно-преобразующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности. Несравненным примером в этом отношении является опыт Скиннера. Наблюдая за собой в очень поздние годы, он отмечает значительные дефекты памяти и повышенную утомляемость. Но он не мирится со своими возрастными изменениями, а вырабатывает стратегии их компенсации: Ø Часто забываемые вещи он заранее размещает так, чтобы они обязательно попадались ему под руку (например, вешает зонт на ручку двери); Ø Рядом с кроватью ставит магнитофон, чтобы немедленно записать пришедшую ночью в голову мысль. Ø Он перестраивает также способ вербального общения с окружающими, особенно с коллегами. Ø Чтобы во время длинного монолога собеседника не забыть свои возражения, замечания и дополнения, ученый выработал определенные формулы, позволяющие ему вежливо приостанавливать поток слов коллеги и делать нужное замечание.
По данным Б.Г. Ананьева, культура памяти взрослых, «анализ жалоб и субъективных показаний об ослаблении процессов памяти не только в пожилом и среднем, но и даже в молодом возрасте изучены в психологии недостаточно... В опытах Майльса, изучающего усвоение перестановок букв в алфавите группами испытуемых разных возрастов, оказалось, что наивысшие оценки получили испытуемые 30-49 лет, затем испытуемые из группы 18-29 лет и лишь после этого самая младшая из групп (10-17 лет) и, самые старшие группы (с 50 до 89 лет)». Описанные в литературе опыты Майльса по изучению непосредственной памяти свидетельствуют о следующем. «В 10-17 лет количество букв, правильно и срочно законторованных, равно 60, а в 18-29 лет это число возрастает до 76. Рост объема оперативной памяти продолжается и в последующий возрастной период: с 30 до 49 лет эта величина достигает 80 элементов. Зато сразу же после этого в группе людей 50-69 лет объем непосредственной памяти снижается до 52» (Б.Г. Ананьев с.206). Б.Г. Ананьев описывает опыты В.А. Грекова с группами молодых (от 25 до 33 лет) и старых (свыше 70 лет). Анализ результатов этого эксперимента свидетельствует о том, что структура воспроизведения у молодых качественно отличается от структуры воспроизведения у старых людей. У молодых имеется не только точное воспроизведение материала (двух рассказов), но и искажение при воспроизведении, чаще легкое, чем значительное. У старых людей встречаются при воспроизведении такие феномены: Ø Глубокое забывание второго рассказа при удовлетворительном воспроизведении первого, Ø Глубокие искажения первого рассказа при забывании второго, Ø Забывания через сутки даже при повторном предъявлении материалов. Ø Забывания числового материала наступает у старых людей уже на вторые сутки. То же самое происходит с заучиванием бессмысленных слогов и с моторной памятью на последовательность движений.
Б.Г Ананьев приводит результаты еще одного эксперимента В.А. Грекова (1964), сопоставившего молодых людей (25-33 года) со старыми (свыше 70 лет), по показателям подвижности и пластичности - образованию и переделке речевого стереотипа. «У молодых такой стереотип образовывается самопроизвольно, сразу (43%), у стариков же - только в 8%. У последних значительно чаще стереотип образовывался некоторое время спустя (48% случаев), что у молодых встречалось только в 28,5% случаев. Стереотип образовывался не на все слова-раздражители (24% у стариков), даже по инструкции (12%), и вовсе не образовывался у 8% старых людей. Переделка речевых стереотипов не встречала каких-либо затруднений в группе молодых, в то время как в группе старых переделка словесных реакций была затруднительной как на положительные, так и на тормозные сигналы» (Б.Г. Ананьев с.209). Таким образом, люди в старческом возрасте обнаруживают низкие реакции переключения и перестройки ранее усвоенных словесных связей.
Известно, что у старых людей постепенно снижаются уровни чувствительности зрения, слуха, обоняния. Известны и случаи долголетия, которые свидетельствуют о том, что возможно сохранение различительных функций анализаторов и в глубокой старости, если она деятельна, то есть трудовая деятельность не прекращается. Результаты экспериментов по изменению сенсорной организации в старости (Е.Гавини) свидетельствуют о следующем. Сопоставляя данные, полученные в результате наблюдения за людьми от 50 до 80 лет, она пришла к выводу, что старение скорее проявляется в снижении точности различения, чем в скорости сенсорных реакций. Только к 80 годам обнаруживается «тотальное» снижение зрительных и слуховых функций.
Обнаружены многие факты инволюции сенсомоторных, мнемических и других функций. Эти факты давали основание ожидать, что должна происходить и инволюция перцептивных процессов. «Но есть данные, свидетельствующие о том, что подобной инволюции противостоят какие-то мощные силы индивидуального развития, скрытые и в самих перцептивных процессах. В период старости инволюции функциональных механизмов противостоит стабилизированная система перцептивных действий, непосредственно зависящая от деятельности и ее культурно-технических средств, а не от возраста и других природных свойств субъекта. Если человек в пожилом и старческом возрасте продолжает и совершенствует свою деятельность, включающую те или иные операции наблюдения, то явления инволюции перекрываются и компенсируются явлениями операционного прогресса» (Б.Г. Ананьев с. 126).
Существуют исследования типов высшей нервной деятельности в период старения и старости (К. Порхон). Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов большинство пожилых людей (43%) принадлежит к группе слабых, к группе сильных - 21%, остальные занимают промежуточное положение. Эти группы отличаются друг от друга потребностями в общественно-трудовой деятельности, интересами, ощущением и восприятием одиночества, умением приспособиться к новому положению в обществе и семье, к изменившемуся физическому состоянию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|