Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности познавательной сферы людей позднего периода жизни




Существуют различные точки зрения по вопросу устойчиво­сти и изменчивости интеллекта людей в процессе жизни. «Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интел­лектуальной компетентности, лишь пониженная мотивация пре­пятствует высокому проявлению ее у старых людей. Другие психологи, ссылаясь на данные интеллектуальных тестов, дока­зывают, что в постпенсионном возрасте интеллект снижается» (Н. Датан).

У многих людей на заключительных этапах поздней жизни возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно-преобразующее отно­шение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности.

Несравненным примером в этом отношении явля­ется опыт Скиннера. Наблюдая за собой в очень позд­ние годы, он отмечает значительные дефекты памяти и повышенную утомляемость. Но он не мирится со своими возрастными изменениями, а вырабатывает стратегии их компенсации:

Ø Часто забываемые вещи он заранее размещает так, чтобы они обязательно попада­лись ему под руку (например, вешает зонт на ручку двери);

Ø Рядом с кроватью ставит магнитофон, чтобы немедленно записать пришедшую ночью в голову мысль.

Ø Он перестраивает также способ вербального общения с окружающими, особенно с коллегами.

Ø Что­бы во время длинного монолога собеседника не забыть свои возражения, замечания и дополнения, ученый вы­работал определенные формулы, позволяющие ему вежливо приостанавливать поток слов коллеги и де­лать нужное замечание.

 

По данным Б.Г. Ананьева, культура памяти взрослых, «ана­лиз жалоб и субъективных показаний об ослаблении процессов памяти не только в пожилом и среднем, но и даже в молодом возрасте изучены в психологии недостаточно... В опытах Майльса, изучающего усвоение перестановок букв в алфавите груп­пами испытуемых разных возрастов, оказалось, что наивысшие оценки получили испытуемые 30-49 лет, затем испытуемые из группы 18-29 лет и лишь после этого самая младшая из групп (10-17 лет) и, самые старшие группы (с 50 до 89 лет)».

Описанные в литературе опыты Майльса по изучению непо­средственной памяти свидетельствуют о следующем. «В 10-17 лет количество букв, правильно и срочно законторованных, рав­но 60, а в 18-29 лет это число возрастает до 76. Рост объема опе­ративной памяти продолжается и в последующий возрастной период: с 30 до 49 лет эта величина достигает 80 элементов. За­то сразу же после этого в группе людей 50-69 лет объем непо­средственной памяти снижается до 52» (Б.Г. Ананьев с.206).

Б.Г. Ананьев описывает опыты В.А. Грекова с группами молодых (от 25 до 33 лет) и старых (свыше 70 лет). Анализ ре­зультатов этого эксперимента свидетельствует о том, что струк­тура воспроизведения у молодых качественно отличается от структуры воспроизведения у старых людей.

У молодых имеет­ся не только точное воспроизведение материала (двух расска­зов), но и искажение при воспроизведении, чаще легкое, чем значительное.

У старых людей встречаются при воспроизведе­нии такие феномены:

Ø Глубокое забывание второго рассказа при удовлетворительном воспроизведении первого,

Ø Глубокие искажения первого рассказа при забывании второго,

Ø Забывания через сутки даже при повторном предъявлении материалов.

Ø Забыва­ния числового материала наступает у старых людей уже на вто­рые сутки. То же самое происходит с заучиванием бессмыслен­ных слогов и с моторной памятью на последовательность дви­жений.

 

Б.Г Ананьев приводит результаты еще одного эксперимента В.А. Грекова (1964), сопоставившего молодых людей (25-33 го­да) со старыми (свыше 70 лет), по показателям подвижности и пластичности - образованию и переделке речевого стереотипа. «У молодых такой стереотип образовывается самопроизвольно, сразу (43%), у стариков же - только в 8%. У последних значи­тельно чаще стереотип образовывался некоторое время спустя (48% случаев), что у молодых встречалось только в 28,5% слу­чаев. Стереотип образовывался не на все слова-раздражители (24% у стариков), даже по инструкции (12%), и вовсе не образо­вывался у 8% старых людей. Переделка речевых стереотипов не встречала каких-либо затруднений в группе молодых, в то время как в группе старых переделка словесных реакций была затруд­нительной как на положительные, так и на тормозные сигналы» (Б.Г. Ананьев с.209). Таким образом, люди в старческом возрас­те обнаруживают низкие реакции переключения и перестройки ранее усвоенных словесных связей.

 

Известно, что у старых людей постепенно снижаются уров­ни чувствительности зрения, слуха, обоняния. Известны и слу­чаи долголетия, которые свидетельствуют о том, что возможно сохранение различительных функций анализаторов и в глубокой старости, если она деятельна, то есть трудовая деятельность не прекращается.

Результаты экспериментов по изменению сенсорной органи­зации в старости (Е.Гавини) свидетельствуют о следующем. Со­поставляя данные, полученные в результате наблюдения за людьми от 50 до 80 лет, она пришла к выводу, что старение ско­рее проявляется в снижении точности различения, чем в скоро­сти сенсорных реакций. Только к 80 годам обнаруживается «то­тальное» снижение зрительных и слуховых функций.

 

Обнаружены многие факты инволюции сенсомоторных, мнемических и других функций. Эти факты давали основание ожидать, что должна происходить и инволюция перцептивных процессов. «Но есть данные, свидетельствующие о том, что по­добной инволюции противостоят какие-то мощные силы инди­видуального развития, скрытые и в самих перцептивных про­цессах. В период старости инволюции функциональных меха­низмов противостоит стабилизированная система перцептивных действий, непосредственно зависящая от деятельности и ее культурно-технических средств, а не от возраста и других при­родных свойств субъекта. Если человек в пожилом и старческом возрасте продолжает и совершенствует свою деятельность, включающую те или иные операции наблюдения, то явления инволюции перекрываются и компенсируются явлениями опе­рационного прогресса» (Б.Г. Ананьев с. 126).

 

Существуют исследования типов высшей нервной дея­тельности в период старения и старости (К. Порхон). Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов большин­ство пожилых людей (43%) принадлежит к группе слабых, к группе сильных - 21%, остальные занимают промежуточное положение. Эти группы отличаются друг от друга потребностя­ми в общественно-трудовой деятельности, интересами, ощуще­нием и восприятием одиночества, умением приспособиться к новому положению в обществе и семье, к изменившемуся физи­ческому состоянию.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных