![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Критерии взрослостиВ психологии существует ряд критериев взрослости, описывающих особенности когнитивной, эмоциональной, личностной и межличностной сфер взрослого человека. В большинстве исследований предполагается наличие у взрослого большего "жизненного опыта", большего количества сформированных умений и навыков, более широкого круга способностей. Взрослый выступает как более компетентный, чем ребенок, субъект, переживающий жизненный кризисы и неудачи несколько иначе, чем ребенок (Анцыферова Л.И, 1999; Андреева Г.М., 1996; Василюк, 1996; Прихожан А.М., 1995). В качестве основных критериев взрослости называют: Ø Способность быть ответственным за свои поступки; Ø Развитая способность к рефлексии и самоосознанию / способность устанавливать зрелые межличностные отношения с другими людьми, Ø Способность к творчеству, Ø Самоактуализация и т.д. Взрослый, в отличие от ребенка, имеет доступ ко всем знаниям и обладает всеми возможностями для саморазвития и самопостроения. Становясь мудрым, он приобретает способность организовывать не только свою собственную активность, но и ее "условия", "социальную ситуацию" своей жизнедеятельности. Особое значение приобретают событийные, а не собственно возрастные факторы личностного и когнитивного развития (Кроник А.А., 1993). Взрослый в большей степени, чем ребенок, имеет возможность выбирать, чем ему заниматься и для чего, определять "ведущий тип деятельности" и, следовательно, характер ведущих новообразований. Таким образом, в период взрослости и взросления, гетерохронность, неравномерность и индивидуальная специфичность развития человека значительно усиливаются. Увеличивается и число вариантов "нормального" развития. Особую ценность приобретает способность к осознанию происходящего и себя самого, ценностно-смысловых предпосылок собственной активности (Роджерс К., 1994; Франкл В., 1990)..
Одним из важных этапов и признаков взрослости является "снятие" человеческой личности, подобное "снятию" характера в период перехода от подростничества к юности. Взрослый восходит к ценностно, духовно "обусловленному" типу реагирования (Братусь Б.С., 1990,1997). Поэтому взрослый может быть описан как тот или иной тип ценностной системы. Можно говорить, например, о "бессистемном субъекте", ценностные представления которого неупорядочены и малоосознаны; о "ценностной системе", центрированной вокруг одной, главной ценности (честности, самоактуализации, или, как многие учителя, "воспитанности"); о "плюралистической" системе ценностей, носителем которой является человек, признающий множественность путей осмысления и способов бытия, субъективность мировидения каждым человеком; и, наконец, взрослость может быть рассмотрена как "ценностный процесс", как способность взрослого человека жить "в потоке" изменяющегося опыта, отдавая "предпочтение", ориентируясь то на одну, то на другую систему ценностей.
Взрослость предполагает способность к особым, децентрированным, диалогическим отношениям с другими людьми. Оптимальные, зрелые межличностные отношения, к которым человек приходит, накапливая жизненный опыт, обретая мудрость, - это отношения "даосской любви", предполагающие способность и желание человека отвечать "за тех, кого мы приручили", к глубокому контакту и принятию "как данности, как факта" другого человека, его ценностей, особого видения мира, умения сохранять личную автономность и простроенность "контактных границ" человека, стремление "быть" с другим человеком, а не владеть им. Зрелые отношения предполагают самоактуализацию обоих участников, их открытость навстречу друг другу, "общение без масок", стремление к "экзистенциальной встрече" (рассмотрение другого человека, его переживаний как самоценности, "ресакрализация") (Роджерс К., 1994; Экзюпери А де., 1993; Шарден Т. де., 1980; Фромм Э., 1993; Перлз Ф., 1993). Незрелые отношения "дефициентны" (Маслоу А., 1997), предполагают обращение к другим людям лишь постольку, поскольку они удовлетворяют какую-либо потребность, основаны на "условиях ценности" ("Если ты меня любишь, то..."), направлены на обладание ("иметь"), быстро утрачивают свежесть, поскольку представляют собой взаимодействие "персон", "личин", взаимное удовлетворение своих потребностей. Важно отметить, что если в личностной сфере взросление человека определяет развитие способности отвечать за самого себя, свои поступки, то в сфере межличностной существенным критерием зрелости выступает их "паритетность", умение распределять ответственность за происходящее на двоих.
Важным моментом познавательного и личностного развития взрослого человека является самопонимание. Взрослый человек, в отличие от ребенка, подростка и юноши, занят решением, прежде всего "жизненных", а не учебных задач, он не столько "учится" в собственном смысле этого слова, сколько совершенствует свои способности и навыки. Познавательная сфера взрослого описывается в терминах "социальный интеллект" (Л.И. Анцыферова, 1994), "мудрость" и "компетентность" (Деттерман Д.К.,1993; М.А. Холодная, 1996; Диттмен-Колли Ф. и Балтес Р., 1985). В отличие от интеллектуальной деятельности ребенка, в познавательной деятельности взрослого решающая роль принадлежит метакогнитивным (интегративным) процессам (управление своим познанием, рефлексивное отношение к себе, специфика структурной организации индивидуального опыта, ценностное регулирование познавательных процессов, ориентация на неизвестные, но возможные события, социально-психологический контекст происходящего, умение ставить вопросы, обнаруживать проблемные ситуации), которые обеспечивают "личностное познание". Мудрость взрослого означает способность иметь дело с парадоксами, быть диалектиком, умение согласовывать множество мнений (жить в мире полифонии), быть критичным (рефлексивным), мыслить ответами и вопросами (диалогичным).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|