Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии взрослости




В психологии существует ряд критериев взрослости, описы­вающих особенности когнитивной, эмоциональной, личностной и межличностной сфер взрослого человека. В большинстве исследований предполагается наличие у взрослого большего "жизненного опыта", большего количества сформированных умений и навыков, более широкого круга способностей. Взрос­лый выступает как более компетентный, чем ребенок, субъект, переживающий жизненный кризисы и неудачи несколько иначе, чем ребенок (Анцыферова Л.И, 1999; Андреева Г.М., 1996; Василюк, 1996; Прихожан А.М., 1995).

В качестве основных кри­териев взрослости называют:

Ø Способность быть ответственным за свои поступки;

Ø Развитая способность к рефлексии и самоосознанию / способность устанавливать зрелые межличностные отношения с другими людьми,

Ø Способность к творчеству,

Ø Само­актуализация и т.д.

Взрослый, в отличие от ребенка, имеет доступ ко всем знаниям и обладает всеми возможностями для саморазвития и самопостроения. Становясь мудрым, он приобретает способ­ность организовывать не только свою собственную активность, но и ее "условия", "социальную ситуацию" своей жизнедеятель­ности. Особое значение приобретают событийные, а не собст­венно возрастные факторы личностного и когнитивного разви­тия (Кроник А.А., 1993). Взрослый в большей степени, чем ре­бенок, имеет возможность выбирать, чем ему заниматься и для чего, определять "ведущий тип деятельности" и, следовательно, характер ведущих новообразований. Таким образом, в период взрослости и взросления, гетерохронность, неравномерность и индивидуальная специфичность развития человека значительно усиливаются. Увеличивается и число вариантов "нормального" развития. Особую ценность приобретает способность к осозна­нию происходящего и себя самого, ценностно-смысловых пред­посылок собственной активности (Роджерс К., 1994; Франкл В., 1990)..

 

Одним из важных этапов и признаков взрослости явля­ется "снятие" человеческой личности, подобное "снятию" ха­рактера в период перехода от подростничества к юности. Взрос­лый восходит к ценностно, духовно "обусловленному" типу реа­гирования (Братусь Б.С., 1990,1997). Поэтому взрослый может быть описан как тот или иной тип ценностной системы. Можно говорить, например, о "бессистемном субъекте", ценностные представления которого неупорядочены и малоосознаны; о "ценностной системе", центрированной вокруг одной, главной ценности (честности, самоактуализации, или, как многие учите­ля, "воспитанности"); о "плюралистической" системе ценностей, носителем которой является человек, признающий множествен­ность путей осмысления и способов бытия, субъективность мировидения каждым человеком; и, наконец, взрослость может быть рассмотрена как "ценностный процесс", как способность взрослого человека жить "в потоке" изменяющегося опыта, от­давая "предпочтение", ориентируясь то на одну, то на другую систему ценностей.

 

Взрослость предполагает способность к особым, децентрированным, диалогическим отношениям с другими людьми.

Оптимальные, зрелые межличностные отношения, к которым человек приходит, накапливая жизненный опыт, обретая муд­рость, - это отношения "даосской любви", предполагающие спо­собность и желание человека отвечать "за тех, кого мы приру­чили", к глубокому контакту и принятию "как данности, как факта" другого человека, его ценностей, особого видения мира, умения сохранять личную автономность и простроенность "кон­тактных границ" человека, стремление "быть" с другим челове­ком, а не владеть им. Зрелые отношения предполагают самоак­туализацию обоих участников, их открытость навстречу друг другу, "общение без масок", стремление к "экзистенциальной встрече" (рассмотрение другого человека, его переживаний как самоценности, "ресакрализация") (Роджерс К., 1994; Экзюпери А де., 1993; Шарден Т. де., 1980; Фромм Э., 1993; Перлз Ф., 1993).

Незрелые отношения "дефициентны" (Маслоу А., 1997), предполагают обращение к другим людям лишь постольку, по­скольку они удовлетворяют какую-либо потребность, основаны на "условиях ценности" ("Если ты меня любишь, то..."), направ­лены на обладание ("иметь"), быстро утрачивают свежесть, по­скольку представляют собой взаимодействие "персон", "личин", взаимное удовлетворение своих потребностей. Важно отметить, что если в личностной сфере взросление человека определяет развитие способности отвечать за самого себя, свои поступки, то в сфере межличностной существенным критерием зрелости вы­ступает их "паритетность", умение распределять ответствен­ность за происходящее на двоих.

 

Важным моментом познавательного и личностного раз­вития взрослого человека является самопонимание. Взрослый человек, в отличие от ребенка, подростка и юноши, занят реше­нием, прежде всего "жизненных", а не учебных задач, он не столько "учится" в собственном смысле этого слова, сколько совершенствует свои способности и навыки.

Познавательная сфера взрослого описывается в терми­нах "социальный интеллект" (Л.И. Анцыферова, 1994), "муд­рость" и "компетентность" (Деттерман Д.К.,1993; М.А. Холодная, 1996; Диттмен-Колли Ф. и Балтес Р., 1985). В отличие от интеллектуальной деятельности ребенка, в познава­тельной деятельности взрослого решающая роль принадлежит метакогнитивным (интегративным) процессам (управление сво­им познанием, рефлексивное отношение к себе, специфика структурной организации индивидуального опыта, ценностное регулирование познавательных процессов, ориентация на не­известные, но возможные события, социально-психологический контекст происходящего, умение ставить вопросы, обнаружи­вать проблемные ситуации), которые обеспечивают "личностное познание". Мудрость взрослого означает способность иметь дело с парадоксами, быть диалектиком, умение согласовывать множество мнений (жить в мире полифонии), быть критичным (рефлексивным), мыслить ответами и вопросами (диалогич­ным).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных