Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ




 

Наиболее эффективным, средством обеспечивающим целенаправленную организацию и реализацию задач формирования базиса культуры личности дошкольника, является планирование педагогического процесса. Организация педагогического процесса и руководство его осуществлением должны быть направлены на целостное развитие детей, независимо от направления работы (умственного, психического и т. д.). При планировании любой деятельности должны быть учтены и реализованы все принципы педпроцесса, четко продуманы и определены цели и задачи обучения и воспитания.

Одной из задач инновационной деятельности стала разработка оптимальных форм перспективного и календарного планирования на материале разделов «Изобразительное творчество» и «Ознакомление с окружающим». На наш взгляд, работа в этом направлении может обеспечить ситуацию активного содействия процессу формирования базиса культуры личности ребенка дошкольного возраста. Это содействие будет протекать более успешно, если:

а) будут определены дидактические принципы, обеспечивающие решение задач разделов в контексте личностно-ориентированной модели;

б) будут определены оптимальные формы планирования разделов, обеспечивающие реализацию выделенных принципов;

в) реализация принципов блочно-тематического планирования будет обеспечивать решение следующих образовательных задач:

∙ формирования взаимопроникающих, взаимообусловленных путей познания ребенком мира: формально-логического и эмоционально-образного;

∙ формирования субъективно-оценочного, субъективно-непрагматического, гармонично-созидательного эстетического отношения к объектам окружающей действительности;

г) планирование перспективы содействия ребенку в освоении творческой изобразительной деятельности будет решать ряд частных задач, направленных на формирование художественно-творческих способностей: эмоциональности, воображения, культуры восприятия;

д) обучение изобразительному творчеству будет решать задачу формирования культуры самоорганизации трудового процесса (в контексте инновационной работы изобразительная деятельность рассматривалась не как самоцель, в соответствии с традиционными подходами к ее реализации, а как средство содействия развитию творчества и эстетического отношения ребенка к миру).

 

 


Изобразительное творчество как средство развития

ребенка дошкольного возраста

 

 

Формирует эстетическое отношение к миру

 


 

 

средство

Развивает художественно-творческие способности
Изобразительная деятельность дошкольников Цель:изобразительное творчество
Развивает два типа мышления

       
   


средство средство

 

       
   


средство

 
 
Способствует освоению трудовой деятельности, воспитывает отношение к художественному творчеству  

 

 


 

       
   
 

 

 


5 компонентов трудового процесса

 

 

                   
 
Замысел (что?)
 
Материал (из чего?)
 
Инструмент (чем?)
 
Действия (как?)
 
Результат

 

 


 


Специфика планирования изобразительной деятельности была определена следующими концептуальными положениями:

1. Стратегической целью любой педагогической системы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), является формирование базиса культуры личности дошкольника. Базис культуры личности предполагает активность ребенка в процессе гармонизации отношений с миром, самим собой как частью мира.

2. Ключевой категорией формирования базиса является «отношение». Система отношений человека с миром – человечеством, природой, рукотворным миром, культурой – может носить оценочно-разрушительный (дисгармоничный) или оценочно-созидательный (гармоничный) характер.

3. Отношение ребенка к миру проявляется в преобразовательно-практической деятельности, доступной возрасту. Оценочно-созидательное отношение можно рассматривать как проявление творческости, как личностную характеристику, как путь реализации ребенком собственной индивидуальности. Характеристики творческости не всегда предметны (продуктивны), а чаще процессуальны. Творческость личности проявляется прежде всего в процессе поиска и выражения собственной индивидуальности – самоактуализации, самореализации.

4. Проявление творческости, индивидуальности связано с «открытием» субъективно-значимого смысла как в содержании, так и в процессе деятельности. Субъективация отношения является основным механизмом становления взаимоотношений личности с миром.

5. Опосредующим звеном, детерминирующим становление и проявление субъективного отношения в дошкольном возрасте, является палитра «детских» видов деятельности (изобразительная, театрализованная, музыкально-пластическая, конструктивная и др.). Приоритетным компонентом любой деятельности является эмоционально-мотивационный компонент. Обязательным условием освоения деятельности является процесс трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. При этом наиболее значимым становится не выполняемое задание, а эмоциональное отношение к нему. Любого рода знания усваиваются эффективно тогда, когда ребенок эмоционально реагирует на предложенное содержание и включает в процесс познания не только интеллектуальный, но и витальный опыт.

6. Целью эстетического воспитания является оптимальное содействие становлению эстетического отношения к миру. Духовно-творческий потенциал каждого человека проявляется прежде всего в эстетическом отношении к окружающей действительности. Эстетическое отношение необходимо рассматривать как оценочно-созидательное, творчески-преобразующее отношение, которое проявляется:

∙ в способности к переживанию своей единоприродности с миром;

∙ в способности к осознанию самоценности любого объекта;

∙ в познании мира средствами «переживания состояния, внешнего облика любого объекта» как своих собственных;

∙ в способности к полноценному диалогу с искусством;

∙ в потребности преобразования мира по принципам гармонии.

7. Изобразительная деятельность дошкольника (как аналог художественного творчества) является не самоцелью, а эффективнейшим средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественно-творческих способностей, формирования двух взаимосвязанных путей познания дошкольниками мира и, наконец, средством формирования субъективно-ценностного отношения к продуктивному, созидательному труду.

8. Эстетическое восприятие, как специфическое познание окружающего мира, должно осуществляться не только в форме специально организованной деятельности, но и пронизывать повседневную жизнь детей с самого раннего возраста.

9. Важнейшим средством становления эстетического отношения в дошкольном возрасте является художественное восприятие искусства как эмоционально-образный путь познания окружающей действительности, познания и сотворения себя в мире художественных образов.

Выделенные положения определили поиск и выбор форм, методов планирования изобразительной деятельности и других разделов образовательной работы.

Примерные формы перспективного и календарного планирования:

1. Комплексные тематические блоки (на 1 и 4 года).

2. Частные блоки «Углубление в тему».

3. Календарные сетки занятий.

4. Педагогическая система планируемой работы.

5. Конспекты занятий.

Автор научного сопровождения (Грибанова М. В. – Прим. автора.) в течение ряда лет апробирует организацию всех направлений работы с детьми в контексте технологии блочно-тематического планирования (в том числе изобразительной деятельности).

Системообразующей единицей планирования является тематический блок. Блок предусматривает организацию последовательности работы по освоению любой темы и представляет собой цельное, завершенное и логичное построение единиц учебного материала. В изобразительной деятельности выделяется ряд тематических блоков: «Человек», «Строение», «Природа» и т. д. Из блоков конструируется все содержание образования (на 1 и 4 года по любому разделу программы).

В основе технологии блочно-тематического планирования лежит принцип определения трех задач блока:

1. Формирование системно-структурных знаний об объектах познания.

2. Формирование необходимых умений, способов восприятия и познания объектов и отображения их в разных видах деятельности.

3. Развитие эмоционально-образного мышления, а на его базе – субъективно-значимого, эмоционально-ценностного отношения к объекту.

Блочно-тематическое планирование обеспечивает системное, упорядоченное и углубленное освоение детьми одной темы на протяжении учебного года в соответствии с возрастной спецификой развития психических свойств: воображения, памяти, образного мышления и т. п. Тематический блок синтезирует все возможные средства организации познавательной деятельности детей: изобразительную деятельность, ознакомление с окружающим, с художественной литературой, музыкальные образы действительности, разнообразные игры и т. п. В течение года планируется неоднократное возвращение (2–4 раза) к каждой теме с постепенным усложнением знаний, что позволяет совершенствовать умения и навыки, обеспечивает возможность отражения знаний в разных видах деятельности. Блок делает возможным обобщение знаний (полученных в относительно небольшой отрезок времени) и выражение своего (авторского) отношения к познанному средствами разных видов художественно-творческой деятельности.

Эмоционально-образное познание темы обеспечивает эмоциональную отзывчивость, развитие сензитивной возрасту способности к эмпатии, «очеловечиванию» познаваемых объектов, предназначенных для отражения и последующего преобразования возникших переживаний (формирующегося ценностного отношения) в художественных образах рисунка, аппликации).

В контексте задач по обеспечению умений отражать и преобразовывать узнанное средствами изобразительного, словесного, театрального, музыкального творчества тематический блок позволяет:

а) углубленно изучать тему (от простого к более сложному), формировать системно-структурные знания об объектах окружающей действительности в соответствии с возрастной спецификой, логикой детского познания окружающей действительности;

б) обеспечивать вариативность темы средствами ее реализации в разных видах деятельности (по принципу: от реализма – к фантазии, от изображения – к выражению);

в) обеспечить вариативные пути присвоения знаний: формально-логический и эмоционально-образный (посредством искусства, ознакомления с окружающим, чтения литературы и т. п.); вариативность технических приемов, способов исполнения, выбора объекта темы (с целью передачи авторского, субъективно-оценочного отношения);

г) целенаправленно обогащать сенсорный опыт, чувственные впечатления, эмоционально-образные переживания, яркие эстетические представления.

Таким образом, блочно-тематическое планирование оптимально реализует важнейшие принципы педагогической системы: единство сознания и психики, развитие психики в деятельности, принцип гуманизма, принцип комплексности, принцип индивидуального подхода (который реализуется правом определения ребенком собственного замысла, правом выбора техники исполнения, художественных материалов).

Кроме общедидактических принципов, система блочно-тематического планирования позволяет реализовать и специфические для раздела принципы:

∙ принцип взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования;

∙принцип взаимосвязи изобразительной деятельности с разными видами искусства: поэтическим, музыкальным и др.;

∙ принцип взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развития речи, ознакомления с окружающим и др.;

∙ принцип сезонности – в соответствии тем (содержания транслируемых знаний) сезонным изменениям в природе;

∙ принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества.

Система блочно-тематического планирования позволяет решать главную задачу раздела эстетического воспитания – формирование эстетического отношения к миру, которое предполагает способность познавать мир с точки зрения присутствия в нем гармонии; преобразовывать мир по законам красоты, гармонизируя при этом свои отношения с миром; выражать свое отношение к действительности в разных видах художественно-творческой деятельности.

Форма планирования «Углубление в тему» предполагаетсинтез формально-логического и образного мышления детей в рамках одной темы. Углубление в тему обеспечивает взаимосвязь и одновременное развитие познавательных, умственных и художественных способностей дошкольников, формирование способов (умений и навыков) логического и образного познания объектов окружающей действительности, обеспечивает эмоционально-мотивационный компонент творческо-преобразующей деятельности. Углубленное изучение темы предполагает формирование системно-структурных знаний о конкретном объекте окружающей действительности, выделение в нем как общего, так и конкретного (специфического, своеобразного). Углубление в тему дает возможность творческого осмысления, глубокого эмоционального переживания и наиболее полного выражения индивидуально-неповторимого образа темы (см. приложение № 3).

Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя. Цель перспективного планирования – определить (конкретизировать) систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическую целесообразность, экономное использование времени для решения важнейших образовательных и воспитательных задач, результативность.

В перспективном плане отражаются формы работы (занятия, беседы, экскурсии и т. п.), их последовательность, содержание, представленное программными задачами, предполагаемый результат (знания, умения и желание детей выражать свое отношение) (см. приложение № 1).

Календарная сетка занятий по изобразительной деятельности предназначена для гибкой реализации стратегических задач раздела, для определения конкретных задач занятия, его содержания, цели. Выглядит она следующим образом: по горизонтали расположены виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т. п.), по вертикали – недели, месяцы, кварталы. Таким образом, в каждой клетке представлены тема занятия, его тип, вид по содержанию (предметное, сюжетное, декоративное); кратко сформулирована главная задача занятия (например: освоение приема симметричного вырезывания или умение создавать композицию), а кроме того, представлен в виде карандашной зарисовки предполагаемый результат занятия.

В календарную сетку включены занятия:

по одному из видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

комбинированные – объединяющие разные виды деятельности (например: «Дом, в котором жили кот и гном» – взаимосвязь аппликации и рисования);

комплексные – обеспечивающие взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами деятельности: познавательной, музыкальной, развитием речи и т. п. Возникающий на таких занятиях синтез разных видов деятельности и искусств используется с целью усиления образной, творческой стороны детских работ, обобщения знаний по теме (например, занятие «Грустная осень, веселая осень – в наши картины милости просим!»);

∙ занятия по художественному конструированию из бумаги, сочетающие в себе элементы конструктивного труда и изобразительной деятельности (изготовление игрушек – корабликов, елочных игрушек и т. д.);

∙ занятия по другим видам конструирования (из строительного, природного материала), без обозначения тематики, так как воспитатель вправе самостоятельно выбрать вид конструирования и то содержание занятий, на основе которого будут решаться задачи педагогической системы.

Незаполненными в сетке оставлены клеточки, предназначенные для декоративных занятий, так как воспитателю предоставлено право выбора любого вида народного прикладного искусства (промысла, росписи и т. п.) в зависимости от личных предпочтений и наличия наглядности (материальной обеспеченности темы).

Составляя сетку занятий, воспитатель вправе по-своему построить систему работы: сократить, расширить, углубить содержание темы, блока. Разрабатывая сетку, воспитатель исходит из своих предпочтений, интересов детей, уровня их развития, местности проживания (той конкретной действительности, которая окружает детей). Например, сельский воспитатель может расширить, углубить работу по блоку «Природа», отбирая тот материал, который ближе, интереснее и ему, и детям. Сетку занятий целесообразно разрабатывать на учебный год, что позволяет в любой момент наглядно видеть реализацию тем, их развитие в течение года, усложнение задач; взаимосвязь разных видов изобразительной деятельности; путь от обучения изображению предмета к выражению в рисунке своих чувств, настроения, своего отношения к окружающему миру.

Представленная сетка занятий не является жестко заданной и допускает внесение небольших изменений – в зависимости от успешности решения поставленных задач, от уровня развития детей, их реальных возможностей, наличного творческого потенциала; кроме того, при изменении каких-либо внешних условий воспитатель может поменять занятие (его задачи или тип) при условии сохранения стратегии задач на перспективу. Чтобы воспитатель имел возможность вносить необходимые коррективы, мы предлагаем всю сетку занятий выполнять в карандашном варианте.

Разработанная на год целостная система занятий позволяет воспитателю сэкономить рабочее время и посвятить его обдумыванию конкретных путей реализации плана: подбору методических приемов, используемых на занятии, изготовлению пособий, созданию развивающей среды и т. п. Таким образом, при очевидном уменьшении затрат времени значительно увеличивается эффективность работы: каждый воспитатель получает возможность стать активным творцом системы работы с детьми. Система календарного и перспективного планирования, ориентированная на единую цель – формирование эстетического отношения к окружающему миру, позволяет в комплексе решить важнейшие задачи умственного и эстетического воспитания, в том числе и задачи развития творчества средствами изобразительной деятельности.

В отдельных случаях запланированное занятие требует написания конспекта. Составляя конспект занятия по изобразительной деятельности, необходимо учитывать:

а) время года, когда планируется проведение занятия (указывается квартал, месяц года, возрастная группа);

б) вид изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

в) тип занятия, соответствующий этапу обучения изобразительной деятельности (на тему, на тему – по замыслу, по замыслу);

г) вид занятия:

∙ предметное;

∙ предметно-тематическое;

∙ декоративное;

∙сюжетное;

д) тему занятия, которая может представлять краткое целеполагание (например, «Цветы в вазе»), образное название предстоящей работы (например, «На заборе, на крылечке все блестит и все бело»), мотивировать предстоящую деятельность (например, «Будем строить новый дом?»);

е) программное содержание занятия, его задачи:

∙ изобразительные – предполагают обучение детей созданию какого-либо изображения;

∙ технические – направлены на усвоение технических приемов работы с различными материалами и инструментами;

∙ воспитательные – направлены на формирование личности ребенка (субъективно-ценностного отношения, например: трудолюбия, эмпатии, доброжелательности и т.п.);

∙ развивающие чувство ритма, композиции и т. п.;

∙ творческие – определены допустимым уровнем самостоятельности детей на данном занятии;

ж) подготовительную работу к занятию (например, слушание музыки помогает детям глубже почувствовать выразительность образа и т.п.);

з) материал к занятию (указывается конкретный цвет красок, размер, фактура, цвет бумаги);

и) предполагаемую индивидуальную работу;

к) ход занятия, которое может быть представлено:

∙ сценарием занятия;

∙ развернутым описанием последовательно используемых приемов;

л) вопросы к анализу детских работ, которые должны планироваться исходя из поставленных на занятии задач. Анализ работ включает в среднем от трех до пяти вопросов и проводится лишь тогда, когда все дети завершили работу. Оценка отношения детей к работе должна прозвучать в конце занятия, сам же анализ детских работ может быть проведен позже (после прогулки, до обеда, после дневного сна). Формы анализа могут быть разнообразными (например, беседа с детьми об их рисунках, сравнение нескольких работ, рассказ о понравившейся работе и т. п.).

В календарном плане работы занятия по изобразительной деятельности могут планироваться как на первую, так и на вторую половину дня. Проведение занятий во второй половине дня более предпочтительно, так как дети не перегружены другими занятиями, нет жестких ограничений во времени проведения занятия, имеются более благоприятные условия для детского творчества. Не следует планировать занятия по изобразительной деятельности после занятий по ФЭМП и физкультурных занятий. Оптимально сочетание изобразительной деятельности с занятиями по развитию речи и музыке.

Основой для выяснения проблем планирования системы художественно-эстетического воспитания, определения принципов планирования, а также выделения специфики изобразительного творчества как средства формирования базиса культуры личности ребенка дошкольного возраста стали анализ и внедрение научных исследований.

Формальный характер планирования (в практике ДОУ) и, как итог, отсутствие целостности педагогического процесса, недоучет комплекса всех возможных средств направленных на развитие творчества дошкольника, отсутствие синтеза процессов развития, формирования и становления личности ребенка позволили нам разработать и предложить возможные варианты планирования изобразительной деятельности для детей 3–7 лет с целью устранения выделенных недостатков и решения задач формирования базиса культуры личности средствами изодеятельности.

Целенаправленное планирование педагогического процесса обусловливает ситуацию активного содействия процессу формирования базиса культуры личности посредством:

∙ формирования взаимообусловленных, взаимосвязанных путей познания ребенком окружающего мира: формально-логического и эмоционального;

∙ формирования созидательно-гармоничного эстетического отношения к объектам окружающей действительности;

∙ развития художественно-творческих способностей;

∙ формирования культуры самоорганизации трудового процесса.

Непосредственным результатом выполненной работы являются пять возможных форм календарного и перспективного планирования, обеспечивающих оптимальные условия реализации задач личностно-ориентированной модели воспитания на материале изобразительной деятельности.

Анализ результатов планирования в ДОУ подтвердил необходимость профессиональной (специальной) переподготовки педагогов с целью совершенствования знаний, приемов освоения технологии организации педагогического процесса, направленного на развитие детского художественного творчества. Особое внимание в ходе работы было уделено повышению уровня художественно-эстетической компетенции педагогического персонала.

Частичная апробация элементов разработанной педагогической системы доказала эффективность предложенных форм планирования.


ЛЮБОВАНИЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных