Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соборное деяние о русском [митрополите] кир Киприане 3 страница




 

[85]Ср. 13, с. 200–205. 126, 29–40.

 

[86]67, с. 168–170.

 

[87]Там же, с. 184.

 

[88]Е. Ч. Скжинская. «Генуэзцы в Константинополе в XIV веке», 251, I (XXVI), 1947, с. 233.

 

[89]186, с. 188–189.

 

[90]67, с. 187–188.

 

[91]См., прежде всего, 96, с. 88–134.

 

[92]67, с. 172–173.

 

[93]Raynaldi, Annales 1333, № 17, 36–37.

 

[94]Там же, 1330,.№ 57.

 

[95]Ср. 96, с. 128–130, а также 53, с. 189–201.

 

[96]Об этих спорах см.: Gregoras (Historia, ed. Bonn, I, c. 501–504); 75; ПО.

 

[97]«Апология», 99, с. 365.

 

[98]Ср. 77, с. 71. (Я очень признателен профессору Киркинену и о. Рауно Пиетаринену за это указание).

 

[99]Ср. 57.

 

[100]В целом очень подробное исследование А. М. Аммана (3) обнаруживает совершенную невосприимчивость к этому аспекту проблемы и подвергает резкой критике действия Александра.

 

[101]Вернадский хорошо показал, как по–разному относились к этому Александр Невский и Даниил Галицкий (186, с. 148–150).

 

[102]См., в частности, их реакцию на вторжение рыцарей и поляков на Волынь в 1337–1338 годах (204, кол. 776).

 

[103]204, кол. 816–817.

 

[104]218, с. 310.

 

[105]См. 220, с. 381–382.

 

[106]«Крещение его было ложным, потому что он продолжал тайно поклоняться своим богам». (204, кол. 816–817).

 

[107]218, с. 85.

 

[108]Довмонт был канонизирован Православной Церковью; см. его житие, составленное в XIV веке, у Н. И. Серебрянского, «Древнерусские княжеские жития» (Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете, III), M., 1915, с. 138–156.

 

[109]Об этих переговорах см., в частности, В. Г. Василевский, «Обращение Гедимина в католичество», 253, № 159, СПб. 1872, с. 148.

 

[110]Там же, с. 151.

 

[111]Об этих событиях см.: В. Г. Василевский, (см. прим. 29), с. 152–161; также 220 и 160.

 

[112]«Nam cum tartaris erat impeditus». Доклад легатов в: «Русско–литовские акты», изд. К. Е. Наперским. СПб., 1863 (цит. по Василевскому, иит. соч., с. 192).

 

[113]217, с. 183. Это намек на «подать Петра», приводимый в Никоновской летописи, отсутствует в тверских источниках (см.: В. А. Кучкин, «Повести о Михаиле Тверском», М., 1974, с. 146–148).

 

[114]237, кол. 41.

 

[115]217, с. 188–189. В конце концов, однако, Дмитрий, как и его отец, был казнен татарами (1325 г.).

 

[116]217, с. 189.

 

[117]Об этом союзе см. 78, с. 46–47.

 

[118]63, с. 181.

 

[119]Ср. 78, с. 123.

 

[120]Титул Детко упоминается в 176, № 566, с. 434. Благодаря браку, Любарт мог иметь личные династические претензии, однако историки до сих пор не решили, на ком он был женат: на дочери Болеслава–Юрия (203, с. 139–140; 186, с. 203), или на внучке Юрия I Галицкого (И. П. Филевич. «Борьба Польши и Литвы–Руси за Галицко–Владимирское наследие», 253, XI, 1889, с. 176; 78, с. 128). Но более всего он опирался, несомненно, на своего отца Гедимина и брата Ольгерда. который после смерти Гедимина в 1341 г. стал великим князем Литовским.

 

[121]102, I, 265–266.

 

[122]Филевич, иит. соч., I, 1890 г., с. 104; 78, с. 141.

 

[123]176, N 776, с. 581.

 

[124]Факты и документы вряд ли дают достаточно оснований, чтобы изобразить Казимира просвещенным гуманистом, как это сделал Оскар Галецкий: «Король заботился обо всех своих подданных, вне зависимости от класса или национальности; забота и широкая терпимость видны в его отношении к жителям русских областей». (63, с. 177).

 

[125]175, I, № 960.

 

[126]176, 566, с. 434.

 

[127]176, 604, 605, 468; ср. аналогичные пожалования Иннокентия VI в 1355–1357 годах, там же, № 742, 769, 776 (с. 558, 577–578, 581).

 

[128]Ср. документальные свидетельства и научную дискуссию в 78, с. 139.

 

[129]1, с. 368.

 

[130]176,с. 833.

 

[131]Об этих фактах рассказывал экс–император Иоанн Кантакузин в своем «Диалоге» с папским легатом Павлом в 1367 году; ср. 111, с. 173. Джозеф Гилл (55, с. 216) выражает сомнение в достоверности сведений Кантакузина, но не упоминает многочисленных свидетельств о постоянной практике перекрещивания православных христиан в землях, вошедших в состав Польши и Венгрии.

Да и послание францисканского викария Боснии, написанное в 1379 голу, которое цитирует Гилл (55, с. 302, № 53), запрещает перекрещивания и тем самым подтверждает, что они в действительности имели место.

 

[132]102, I, 577; ср. Приложение 4.

 

[133]Ср. превосходный обзор этого вопроса в 78, с. 172–173.

 

[134]У нас нет возможности подробно обсуждать политический и экономический режим, преобладавший в России в период татарского владычества, и мы советуем обратиться к нескольким прекрасным исследованиям по этому вопросу: 216, 186. 167.

 

[135]246, с. 347, 351.

 

[136]Ср. 17.

 

[137]215, с. 138.

 

[138]54, с. 515–516.

 

[139]Pachymeres (Hist., ed. Bonn, I, c. 344).

 

[140]Там же. И, 268.

 

[141]Там же, с. 488, 498–499; ср. 152, с. 46–53.

 

[142]209, с. 174.

 

[143]246, с. 351.

 

[144]Послание патриарха Филофея архиепископу Новгородскому (1354 год) — 102; 1, 347; о дипломатической роли сарайского епископа см. 216, с. 44–47.

 

[145]79, с. 248–252. Сама неясность текста, в котором содержится этот намек, показывает знакомство автора и адресата с русскими делами.

 

[146]Канон 4, 149, I, с. 122.

 

[147]Канон 5, 149, I, с. 124–125.

 

[148]149, I, с. 280–281.

 

[149]23, Новелла 123, 3, с. 597.

 

[150]23, I I, с. 283, 285.

 

[151]По этому поводу существует огромная литература; в качестве новейших итоговых исследований, которые, однако, не разрешают вопроса окончательно, можно указать 119 и 144.

 

[152]23. II. с. 45.

 

[153]Ср. В. И. Бенешевич, Синтагма XIV. Титулорум, СПб., 1906, с. 68. Об употреблении слова в смысле «население провинции», а не «нация», см. Sozomen, Hist. VII, 6, — 140, 67, col. 1436 ВС. По этому вопросу см.: епископ Петр, «Проблемы, связанные с автокефалией», Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата, № 97–100, Париж, 1978, с. 78.

 

[154]См., например, 51, с. 247 в сравнении со с. 255. Как видно из писем императора Иоанна Кантакузина митрополиту Феогносту 1347 года, в XIV веке официальное титулование русского митрополита полностью совпадало с титулованием митрополитов самой империи, а «Русь» практически отождествлялась с имперской «провинцией» (102, 1, с. 261). В более поздних документах титул исчезает: он мог быть дан в качестве личной привилегии одному митрополиту Феогносту. Но продолжал употребляться более короткий титул (52, с. 599).

 

[155]Greg., Historia., 36, 21–23, Bonn, III, 512–513.

 

[156]О многом говорит употребление чисто технического термина «епархия» («провинция»): с канонической точки зрения, митрополит мог возглавлять только «провинцию». Этот текст должен был оправдать несоответствие между значением слова «провинция» (небольшая административная единица Римской империи) и русской действительностью 1389 года.

 

[157]ср. с титулом «католикос», традиционно употреблявшимся для именования первосвятителей христианских народов за пределами империи (например, католикос Грузии). Впервые этот титул, по–видимому, был употреблен в IV веке митрополитом Селевкии–Ктесифона (ср. 90, стлб. 686–689).

 

[158]Терминология, употребляемая в этом постановлении синода, тесно связана с терминологией 34 канона святых апостолов. Особенно обращает внимание термин «глава», относящийся к митрополиту русского «народа»

(«этноса»).

 

[159]02, II, с. 116–117; ср. также Приложение 10.

 

[160]Ср. 144, с. 164–170.

 

[161]Обычно «автокефальный архиепископ» не имел зависящих от него епископов и сам непосредственно зависел от патриарха (см. ниже, прим. 36).

 

[162]Ср. 52, с. 597–601.

 

[163]О существовании этого явления в конце XIV века см. 149, V, с. 509.

 

[164]См., особенно, 51, с. 246–253.

 

[165]Ср. 210, IV, I, с. 107–109, 337.

 

[166]246, с. 348–349.

 

[167]В 1451 голу митрополит Иона доверил своему наместнику церковное управление этими тремя городами, которые «издревле принадлежали митрополиту» (236, VI, стлб. 571).

 

[168]Многочисленные ссылки на официальные документы и летописи цитируются в 210, V, 2, с. 89–92.

 

[169]Ср.: М. И. Горчаков, «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и святейшего синода», СПб., 1871.

 

[170]Обещание Евфимия II, архиепископа Новгородского (193, N» 370; также «Устав» поставления епископов (1423 год) в 236, VI, стлб. 439.

 

[171]«История Византии», XXVIII, 34–35; XXXVI, 30–31; изд. Бонн, III, с. 198–199, 516. Русские летописи (246, с. 369) сообщают о поездке в Константинополь в 1347 году посольства великого князя Московского Симеона Гордого и митрополита Феогноста.

 

[172]246, с. 448.

 

[173]102, И, с. 359–361.

 

[174]171, с. 120–122.

 

[175]Православная Церковь строго следует раннехристианскому обычаю, требующему участия нескольких епископов (по–крайней мере, двух или трех) в епископской хиротонии (I апостольское правило, 149, II, 1).

Наиболее полное исследование вопроса см.: И. Соколов, «Избрание архиереев в Византии», 251, XXII, 2, 1915–1916, с. 193–255.

 

[176]В рукописи XIV века Vaticanus graecus 840 (28, с. 388) содержится 13 греческих актов поставлений этого периода (148, с. 52–56; об этих текстах см. также: В. Василевский, «Записи о поставлений русских епископов при митрополите Феогносте», 253, № 255, II, февр. 1888 г., с. 445–463).

 

[177]236, стлб. 437–464.

 

[178]148, с. 52 и 236, стлб. 438–439.

 

[179]Эту процедуру мы находим в византийском гражданском и церковном законодательстве, с некоторыми вариациями относительно состава епископской коллегии, избирающей трех кандидатов. Юстиниан допускал участие в коллегии мирских правителей города; эта практика встречается и в Новгороде (см. ниже; 23, Новелла 123, с. 594).

 

[180]«Устав», 236, стлб, 453–454.

 

[181]См., в частности, 20, с. 289–295 и 10, с. 67–68.

 

[182]Ср.: Н. Никитский, «Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде», СПб., 1879; также 239, с. 318–329 и 210, V, 2, с. 106–116.

 

[183]148, с. 56.

 

[184]218, с. 342–343: выражение «Богом назнаменана» означает избрание Василия по жребию.

 

[185]218, с. 343–344, 358. Византийские источники утверждают, что инициатива в этом деле исходила от митрополита Феогноста. 102, I, с. 348.

 

[186]Впрочем, в XIV веке, как будто, многие византийские церковные чиновники получали это отличие и другие награды патриархата, не имея епископского звания.

 

[187]Вальсамон, комментарий к 28 канону Халкидонского собора (149, II, с. 284); ср. 239, с. 251 и 68, с. 529–533. Синод состоял из митрополитов, находящихся в Константинополе. Митрополит Русский тоже принимал участие в заседаниях, когда находился в столице. Ср. также анализ формальной процедуры избрания в: 26. с. 472–482 и 24, с. 11–36, 117–89.

 

[188]3–е правило II Никейского собора: «Недействительно любое избрание епископа, священника или диакона гражданскими властями». См.: 149, с. 564.

 

[189]Ср. случай перемещения при патриархе Исидоре (1348 г.) митрополита из Палайопатра в Монембасию. Впрочем, мнение императора не упоминается в случае аналогичных перемещений в 1343 и 1345 гг. (102, I, с. 233–235, 242–243). В 1380 году синод патриарха Нила формально признал право императора утверждать итоги выборов и перемешать митрополитов; но некоторые самочинные решения императоров оспаривались церковью. Ср. 85. с. 5–20.

 

[190]102, I, с. 338, 352.

 

[191]102, II. с. 17.

 

[192]См. многочисленные ссылки в: 14, с. 436–437.

 

[193]190, III, с. 700–703; 102, I. с. 261–263, 263–265, 265–266; ср. Приложение 1.

 

[194]102. I, с. 267–271.

 

[195]102, I. с. 426.

 

[196]102, I, с. 578–580.

 

[197]102, II, с. 116–129.

 

[198]Д. Оболенский в своей важной статье привлек внимание к этому тексту, который в боннском издании Григоры приведен в искаженном виде (Gregoras, Hist. byz. 36. 22–23, HI, с. 512–513). Правильный текст был ранее опубликован в 139, с. 68. См. 129.

 

[199]Интересное исследование Д. Оболенского о назначении киевских митрополитов в XI и XII веках (129, с. 45–75) показывает, что митрополитами «могли быть» русские, выдвинутые русскими князьями. Но нет твердых оснований утверждать, что они ими были, за исключением Илариона и Климента (назначение которого было отменено), и регулярное чередование на кафедре греков и русских фактами не подтверждается.

 

[200]102, I, с. 337–338.

 

[201]Ср. 129, с. 30–31.

 

[202]203, с. 113.

 

[203]В Notitia episcopatum Андроника II митрополит Галиикий появляется 81 по порядку среди других митрополитов (а митрополит Русский, т. е. «Киева и всея Руси», в этом списке понижен с 60 на 71 место); см. 52, с. 599; 51, с. 255, 260–261; ср. 62, I, 4, № 1592, с. 374–375. Митрополит Галипкий отсутствует в списке наместников при синодальном акте 1347 года (102, I, с. 269).

 

[204]174.

 

[205]Одна из Notitia показывает особую склонность Андроника II к учреждению новых митрополий (51, с. 261). Андроник был главным сторонником политики патриарха (ср. 174, с. 13–28). Однако факты не подтверждают утверждение Соколова, что Андроник стремился усилить контроль императора над церковными назначениями и передать прерогативы церкви государству (239, с. 206–215). Тщательное изучение вопроса об установлении Галинкой митрополии см. 221 и 242, также 201, II, 1, с. 96–97; 203, с. 269–271; 2, с. 88–89.

 

[206]Имя Нифонта как первого митрополита Галицкого упоминается в послании польского короля Казимира, написанном в 1370 году (102. I, 577).

 

[207]О дате см. 201, II, 1, с. 105. Поскольку послание короля Казимира называет Петра преемником Нифонта Галицкого (см. Приложение 4), Гельцер предположил, что было двое кандидатов по имени Петр (51, с. 257). С другой стороны. А. С. Павлов выдвинул гипотезу, что Петр первоначально был назначен митрополитом Галицким (1305–1308 гг.), а после отказа от кандидатуры Терентия поставлен митрополитом Киевским (221, с. 221). Кажется более естественным предположить, что появление Петра в списке Казимира связано с его выдвижением на кафедру Юрием I: Петр мог даже действовать в Галиче в качестве нареченного митрополита, прежде чем отправиться в Константинополь (как то было с Кириллом, см. гл. 2).

 

[208]Лупкий епископ присутствовал при погребении митрополита Петра в Москве в 1326 году, следовательно он подчинялся митрополиту Киевскому, а не Галицкому (246, с. 358). Если в 1326 году в Галиче не было митрополита, то в апреле 1331 года таковой — с титулом «гипертимос» — появляется среди присутствовавших в синоде в Константинополе (102, 1, с. 164). Можно предположить, что это был Гавриил, упомянутый в письме Казимира как преемник Петра, и что он добивался в Константинополе сохранения своего титула, потому что митрополит Феогност активно утверждал свою власть в Галиче и Волыни, посвятив в мае 1328 года епископа Галицкого Федора (148, с. 52), в декабре 1331 — епископа Лупкого (148, с. 53). В 1332 он посетил также Константинополь и Сарай, добиваясь, возможно, упразднения Галицкой митрополии (217, с. 206). Однако вторжение поляков в Галич и Волынь после смерти Юрия I (1336–1337) могло оживить тенденцию к независимости от митрополита, живущего в Москве. Феогност поставил «епископом» Галицким Федора, который в 1330–1335 годах правил в качестве его наместника, но некоторое время (между 1341 и 1344 годами), как будто, имел титул митрополита, поскольку он упомянут в качестве митрополита в послании Казимира. Постановление Иоанна Кантакузина, упраздняющее Галицкую митрополию, свидетельствует, что она была вновь восстановлена «вопреки канонам» в период гражданской войны (1341–1347 гг.) между ним и Анной Савойской (190, III, с. 700), в правление патриарха Иоанна Калеки (102, I, с. 262). Ср. 242, с. 75–89; 221, с. 223–229; 177, с. 365.

 

[209]51, с. 261.

 

[210]51, с. 266.

 

[211]102, I, с. 72, 143, 147.

 

[212]Ср. 102, I, с. 425. Туров традиционно принадлежал «Малой Руси» и, соответственно, Галицкой митрополии. Но он был захвачен Гедимином.

 

[213]В Vatic, gr. 840 сохранился подлинный перечень личного имущества Феофила, составленный канцелярией митрополита Феогноста (ср. 228, с. 48–70). Поскольку нового «епископа» Литвы не назначили, кафедра его считалась вакантной (51, с. 261). Вновь она была замешена в 1355 году.

 

[214]См. прекрасный библиографический обзор в 168, с. 231–241. а также 143.

 

[215]Ср. 213.

 

[216]Главные работы Паламы — девять трактатов, разделенных на три группы и обычно называемых «триадами» (ср. Филофей, «Жизнь Паламы», 140, CLI, col. 91, 588D. Франц. перевод 107).

 

[217]109.

 

[218]Не так давно личность и богословие Варлаама стали предметом оживленной дискуссии. Нашу точку зрения см. 110, с. 47–64. Один из последних и наиболее благосклонных к Варлааму очерков его творчества см. 143, с. 126–150.

 

[219]См., например, 140, LX, col. 164.

 

[220]О Никее как центре этого нового «эллинского» самосознания см. 182. с. 27–45; 73, с. 33–47; 4, с. 29–31.

 

[221]Ср. сопоставления в 4, с. 31–33.

 

[222]См. 107. с. 173–194.

 

[223]109. с. 47.

 

[224]См. беспристрастный анализ в 154, с. 81–96.

 

[225]м., например, его прославление мирского обучения в Константинополе, соединенное со стандартным определением светской философии как «служанки» «истинной мудрости». (140, CLI, col. 554 АВ).

 

[226]О Никее как «Афинах» см.: Григорий Кипрский, «Автобиография» в: W. Lameere, «La Tradition manuscrite de la correspondance de Gregoire de Chypre». Брюссель–Рим, 1937, стр. 179. Константинополь отождествляется с Афинами у Григоры, см. 60.

 

[227]Ср. 113, с. 62 и 212, с. 29.

 

[228]См., в частности, I. Sevcenko, «Society and intellectual life in the fourteenth century», XlVe Congres International desetudes byzantines, Bucarest, 1971, Rapports, I, pp. 30. — 212, c. 18–19.

 

[229]Cp. 157. a также блестящий очерк в 123.

 

[230]Особенно очевидно вмешательство императора в низложении Каллиста и поставлении Филофея в 1353 году. О письмах Кантакузина относительно русских церковных дел см. гл. 4.

 

[231]102. II. с. 188–192.

 

[232]196, иллюстр. 287–288; см. глава 10.

 

[233]182, с. 175.

 

[234]Собственное описание Дмитрием своих открытий — в его Апологии, 99, с. 365–366; ср. 157, с. 176–177 и 106, с. 103–106.

 

[235]Классической монографией об этом путешествии до сих пор является 64.

 

[236]Ср. 138.

 

[237]Cantacuzenos, Historia, IV, 9, Bonn, III, III, с. 53–62; ср. 49, с. 94–118.

 

[238]111, с. 149–177.

 

[239]102, I, с. 491–493. (Послание Филофея архиепископу Охридскому).

 

[240]Ср. 109, с. 25–30.

 

[241]Об этом сообщает Акиндин в «Посланиях Григоре», Codex Marcianus graecus, 155, fol. 79.

 

[242]Cantacuzenos, Historia, IV, 38, Bonn, III, c. 275.

 

[243]Cp. 111, c. 158, 166, 173. Согласно проекту Кантакузина, только митрополит Руси вызывался на будущий собор вместе с несколькими своими епископами. Это показывает трезвую оценку Кантакузином русской действительности; греческий иерарх, возглавлявший эту обширную страну в качестве «кафолического митрополита», обладал неменьшим престижем, чем патриархи или зарубежные «католикосы».

 

[244]Ср. 121, с. 23–56.

 

[245]Многочисленные тексты цитируются в 157.

 

[246]См., к примеру, сочинение Псевдо–Дионисия «О церковной иерархии»: 140, III, col. 373C; ср. 151, с. 98.

 

[247]См. краткий очерк этих течений в 106, с. 66–75.

 

[248]См., например. Гимн XIX, изданный J. Koder, «Symeon le Nouveau Theologien», Hymnes, II (Sources chretiennes, 174), Paris, 1971. c. 96.

 

[249]140, CL, стлб. 1225–1236; ср. 109, с. 350–351; эту «независимость» «Святогорского Тома» подчеркивает, но в то же время преувеличивает, Clucas (22, с. 324–346). Правильно указывая на «профетические» притязания афонских монахов, Clucas видит происхождение этих притязаний в евагрианстве, мессалианстве и западной мистике (Иоахим Флорский). Хотя нельзя отрицать параллелизма между всеми христианскими мистическими течениями, но оценивать их следует в свете духовного содержания новозаветной эсхатологии. Восточное христианство всегда допускало некое разграничение — характерное для сути христианской веры — между личным опытом и церковными институтами, и это хорошо видно в истории монашества. Еретические и сектантские движения не утверждали, а отрицали эту полярность, отвергая священное значение структуры церкви и признавая исключительно «духовное» руководство. Византийские исихасты XIV века несомненно роднятся с более ранними «духовными» движениями, но они были чужды крайностям. Их победа привела к внутренним изменениям, а затем к укреплению, но не уничтожению церковных институтов.

 

[250]См., в частности, 109. с. 249–256.

 

[251]Второй Вселенский собор в Константинополе, 381 год правило 3 (149, II, с. 173).

 

[252]149, II, с. 281.

 

[253]Ср. 101, с. 97–153. Некоторые византийские антилатинские полемисты использовали легенду, по которой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Византии. В русле этой традиции Константинополь расценивался как «апостольский» престол, равный (или даже превосходящий) престолам Рима, Антиохии, Иерусалима и т. д. (36, с. 138–299). У главных исихастских писателей этого периода мы этого взгляда не встретим.

 

[254]149, II, с. 237. 258–259.

 

[255]Это мнение комментатора XII века Зонары (149. II. с. 260): ср.: А. Павлов, «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права», Православное Обозрение, 1879, ноябрь, декабрь.

 

[256]149, II, с. 240.

 

[257]См. библиографию в: 14, с. 487.

 

[258]24, с. 222–224.

 

[259]Иоанн Хила, митрополит Эфесский (XIV в.) — 24, с. 396; ср. также с. 389.

 

[260]149, II, с. 224.

 

[261]Ср. 112. с. 1–20 и 24. с. 42–88.

 

[262]О кандидатах в патриархи в Византии см. 14, с. 482–486. Брейе отмечает преобладание монахов среди кандидатов на патриаршую кафедру в палеологовский период и относительно роста престижа монашества считает решающим моментом избрание монаха Афанасия I (1289 год). Можно, однако, возразить, что монах Арсений (1255–1259, 1260–1265 гг.) своей оппозицией Михаилу еще более утвердил престиж монашества. После 1289 года только два патриарха были не из монахов: Иоанн Гликис (1315–1319 гг.) и Иоанн Калека (1334–1347 гг.).

 

[263]Сам Палама говорит об Афанасии как о святом и как об образце для исихастов (107, с. 99 и 109, с. 34, прим. 34).

 

[264]О личности и творчестве Афанасия см. 174; ср. также 12 и недавние работы Н. Д. Барабанова.

 

[265]См. выше, гл. 4.

 

[266]88, с. 136.

 

[267]Второе послание к императору. Изд. 174, с. 6.

 

[268]Проповедь 45, изд. S. Oikonomos, Афины, 1861, с. 45–49: Кавасила, 149 (150), стлб. 728–794.

 

[269]Ср. 149, CL I, стлб. 12Д, 16В и стлб. 292.

 

[270]Cod. Athon. 229 (Chilend. 8), s.XV, pp. 126–130

 

[271]149, CL I, стлб. 585А. Клюка отметил значение этого текста (22, с. 343), хотя, вопреки его мнению, в нем нет некоего специфического исследования «трех веков», а только стремление к религиозной цельности. Он также перефразирует известный текст св. Григория Назианзина (149, XXXV, стлб. 1140 С) о легкости, с которой жители столицы обращаются с богословскими вопросами. Вопреки мнению Клюка, в тексте нет речи о литургической практике.

 

[272]См. 109, с. 63 и 132, с. 13–15.

 

[273]102, I, с. 436–439: ср. русский перевод документа, со ссылкой на древний славянский подлинник, в Трудах Киевской Духовной академии, Киев, 1871, II, с. 555–572.

 

[274]102, I, с. 336; ср. буквальное совпадение этих формул с преамбулой «Постановления» Каллиста о разграничении митрополии Киевской и вновь установленной Литовской (102, I, с. 425).

 

[275]102, I, с. 516.

 

[276]102, I, с. 521; ср. Приложение 2.

 

[277]102, II, с. 182.

 

[278]102, II. с. 189.

 

[279]Epanagoge aucta, II, I, см. 190, IV, с. 182.

 

[280]«Эпанагога» предполагает существование «пентархии» из пяти равных патриархов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Филофей, однако, употребляет это выражение в более широком, вселенском смысле.

 

[281]190, с. 183.

 

[282]136, с. 487.

 

[283]Ср. гл. I; прямых указаний на то, что «Эпанагога» была переведена ранее XVI века, пожалуй нет, она появляется как часть «Синтагмы» Матвея Властаря (ср. 192, с. 201, прим. 14). Ссылки на «Эпанагогу» в патриарших документах XIV столетия могут означать стремление сделать этот документ официальным манифестом византийской политической идеологии. «Синтагма» Властаря также является юридической компиляцией XIV века.

 

[284]Ср. известное послание патриарха Антония IV великому князю Василию I: 102, II. с. 189; ср. глава 10.

 

[285]Ср. 17.

 

[286]См.. в частности. 238 и 208.

 

[287]«Хождение Стефана Новгородца», изд. М.Н. Сперанский, «Из старинной новгородской литературы XIV в.», Ленинград, 1934, с. 51–52; ср. также 158, с. 165–175.

 

[288]Оригинальный греческий текст «Жития» утрачен, а в славянских переводах могут быть вставки переводчика (издан В. И. Златарским. «Сборник за народни умотворения. наука и книжнина». XX, София, 1904, с. 1–44); о «Житии» см.; В. Киселков, «Житето на св. Теодосии Трновски като исторически паметник», София, 1926; ср. послание Каллиста болгарским монахам (в том числе св. Феодосию) от 1355 г., 102, I. с. 436–442.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных