Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные методы и технологии индивидуальной социальной работы, пример использования конкретного метода и технологии.




Работа с клиентом занимает в практике социальной работы центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не знают, как решать и не умеют решать возникшие у них проблемы и трудности. Прежде чем обратиться за помощью в социальную службу, клиент пытается сам разрешить возникшие трудности и проблемы. Однако, потерпев неоднократно не удачу, растратив физическую и духовную энергию, поняв, что самостоятельно он не может решить проблемы, он обращается к социальному работнику.Социальный работник, владеющий теорией социальной работы, будет способствовать разрешению этих проблем, если он изберет диалог в качестве средства восхождения к человеческому в человеке. И способы реализации человеческого потенциала, которыми владеют специалисты профессионалы, - это не что иное, как способы обучения завязыванию диалогического общения с миром, с другими людьми, с самим собой, как с другим. Гуманистическим это общение и взаимодействие будет в случае, если оно откроет для человека возможность осознать такие формы бытия, как сосуществование, сотрудничество, сопереживание, сочувствие, соответствие и таким образом поможет проявлению духовности в отношениях между людьми.Важно отметить, что у социального работника, как правило, возникает чувство глубокой симпатии и печали по отношению к клиенту, который страдает или несчастен. Это сострадание сопровождается сильным желанием облегчить боль или устранить ее причину. Но даже если очень хотеть облегчить боль другого человека, без его встречной инициативы или хотя бы ответной активности сделать этого нельзя. Но можно и должно уметь создать условия, при которых клиент согласился бы изменить свое положение и свои чувства.Социальный работник сострадает клиентам еще больше, если он не знает, как решить их проблемы. Но незнание не может оправдать пассивную позицию. Так же, как и его клиенты, он должен искать пути решения имеющихся проблем.Социальный работник как личность, обладающая высоким уровнем профессионализма и душевной щедрости, должен попытаться создать условия, при которых клиент изменит свою точку зрения.И так как последний имеет дело с клиентом, находящимся в измененном душевном состоянии, испытывающим агрессию или депрессии и т.п. Клиент может по-разному вести себя: быть тихим, застенчивым или агрессивным, эмоциональным; замкнутым, напряженным или словоохотливым, излишне общительным; добрым, беззащитным, чувствительным к проблемам справедливости или эгоистичным, замкнутым на проблеме собственного благополучия и преодоления именно собственных трудностей.Социальный работник в своих практических действиях должен найти эффективные формы общения с каждым из клиентов, то есть установить и поддерживать с ним контакт. Возникшие в процессе работы конфликты необходимо урегулировать с помощью конкретных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций. Одним их необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, познаний его интересов, потребностей.

 

58. Основные социально-профилактические методы и технологии, применяемые в практике социальной работы, пример конкретного метода и технологииОсобенности осуществления профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних.

Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность
предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление
нормального состояния порядка” [26, с. ] или “ система государственных и
общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий,
направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение
заболеваний”. Профилактику можно подразделить на первичную,
вторичную и третичную.
Первичная профилактика
:
изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа
семьи и воспитания;
изучение и коррекция нарушения материнско –детских отношений, которые
служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в
его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном
возрасте. Вторичная профилактика:
3. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у
ребенка;4. исследование генографии семьи;
5. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей,
определение детско-родительских границ;
6. наличие четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших
правонарушение, и ее целью
является коррекция поведения подростка и его
развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов,оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом
его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и
низкими социальными перспективами.

 

58. Основные социально-профилактические методы и технологии, применяемые в практике социальной работы, пример конкретного метода и технологииОсобенности осуществления профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних.

Понятие «социальная профилактика». Формы социальной профилактики. Целесообразность использования социальной профилактики в социальной работе.

Социальная профилактика – это система предупредительных мер для поддержания объекта социальной сферы в состоянии стабильной и устойчивой социальной нормы. Главная цель социальной профилактики - сохранение, упрочение и формирование всех имеющихся в обществе социальных ценностей.

Социальная профилактика занимает ведущее место в технике социальной работы наряду с социальной диагностикой и лечением социальных болезней. Именно с неё начинается профессиональная и общественная деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов, активистов и др., направленная на прогнозирование, обсуждение и решение таких социальных проблем, как:

· бедность,

· низкий уровень здоровья,

· трудный доступ к образованию,

· последствия войн, катастроф и чрезвычайных ситуаций,

· беженцы,

· голод

· глобализация,

· рост миграции населения,

· ухудшение экологической ситуации и др.

Социальная профилактика включает в себя, либо самым тесным образом связана с понятиями:

· социальная среда,

· группа социального риска,

· социальный риск,

· факторы риска,

· социальные последствия,

· социальная проблема,

· социальные показатели,

· социальные нормативы,

· социальные нормы,

· качество жизни,

· уровень жизни,

· социализация,

· социальная политика.

Социальная профилактика имеет универсальный характер. Поэтому в технологиях социальной профилактики широко используются приемы и методы таких наук, как социология, психология, медицина, педагогика, правоведение и др. Методы и технологии социальной профилактики, как правило, междисциплинарные:

· социально-экономические,

· социально-правовые,

· социально-политические,

· социально-педагогические,

· социально-психологические,

· социально-медицинские,

· административно-управленческие и др.

Технология любой модели социальной профилактики предполагает этапное и динамическое (мониторинговое) эмпирическое (не теоретическое) социальное исследование. Особая ценность социального исследования состоит в его научно обоснованных прогнозах и практических рекомендациях для принятия решения в области социальной профилактики и социальной политики в целом.

Социально-профилактическое исследование — исследование, направленное на установление и обобщение социальных фактов. Предметом анализа являются действия людей и социальных общностей, продукты человеческой деятельности, а также отражение социальной реальности в сознании людей, то есть их мнения, оценки и суждения.

Инструментарием социально-профилактической работы обычно является комплект различных документов, в которых излагаются методические и технические приемы ее реализации, последовательность определенных исследовательских процедур и операций по сбору, обработке и анализу эмпирической информации. В состав инструментария социально-профилактической работы входят методики сбора первичных данных — инструкции по проведению наблюдения, выборки анализа документов, опросные листы, анкеты, планы интервью и т.д., а также документы по подготовке данных к ручной и машинной обработке (шифровальные листы, табличные формы записи данных и т.п.).

Методы получения информации, необходимой для осуществления социально-профилактической деятельности:

· анализ документов,

· контент-анализ,

· наблюдение,

· опрос.

Содержание методов и технологий социальной профилактики во многом обусловлены спецификой объекта, на который она направлена. Методы и технологии социальной профилактики, имея системный характер, формируются с учетом:

· компонента социальной сферы;

· направления профилактической деятельности в социальной сфере;

· социальной среды профилактической деятельности;

· цели, задач и уровня социальной профилактики.

Компоненты социальной среды:

1. люди с их потребностями, социальными ценностями и качествами;

2. социальные системы - соответствующие территориальные образования, организации, коллективы и т.д., с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальные потребности;

3. взаимодействия, отношения людей (классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей;

4. принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях.

Направления профилактической деятельности в социальной сфере:

· условия труда, быта и досуга;

· доступность культурных благ и услуг (образование, информация, литература, искусство и т.д.);

· гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности и др.;

· возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненного самоопределения — от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями, уровнем подготовленности и отношением к делу;

· реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.

Методы и технологии социальной профилактики также соответствуют её целевому уровню и задачам этого уровня.

Первый уровень – это уровень первичной профилактики, целью которого является предотвращение появления возможных физических, психологических или социокультурных отклонений (нарушений) у отдельных индивидов и в группах социального риска. Первичная профилактика предусматривает решение еще не возникших, но возможных проблем. При этом одни профилактические меры могут приниматься задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.

Так, первичная социально-медицинская профилактика как система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направлена на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды. Она призвана сохранять ненарушенное здоровье, не допускать воздействия факторов природной и социальной среды, способных вызывать патологические изменения. Повышение уровня общественного здоровья населения достигается путем совершенствования всех форм профилактической работы с учетом пола, возраста, характера общественно-трудовой деятельности и доступности медицинской помощи при активном участии всех служб и ведомств, общественных формирований.

Второй уровень – это уровень вторичной профилактики, целью которого является остановка прогрессирования имеющихся физических, психологических или социокультурных отклонений (нарушений) и предупреждение ограничений жизнедеятельности и (или) социальной дезадаптации. Например, вторичная профилактика инвалидности как социально-медицинской проблемы направлена на остановку прогрессирования морфофункциональных нарушений и профилактику ограничений жизнедеятельности (последствий II уровня).

Третий уровень – это уровень третичной профилактики, целью которого является предупреждение перехода выраженных физических, психологических или социокультурных отклонений (нарушений) в устойчивую форму социальной патологии (проблемы) и утяжеления имеющейся социальной недостаточности. Так, третичная профилактика инвалидности направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования инвалидности и нетрудоспособности.

В каждом случае это будет свой комплекс мероприятий, направленных на искоренение конкретных факторов риска и причин социальной патологии, как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно — на создание условий для

приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.

Сегодня профилактическая социальная работа активно проводится в различных профилактических (превентивных) службах — таких как психологические консультации, социально-педагогические центры, «телефоны доверия», социальные приюты, реабилитационные центры и т. п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных