Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Растения-наставники Амазонки и Калахари




Широко известно, что индейцы, обитающие в джунглях Амазонки, обладают непревзойденными знаниями во всем, что касается разнообразных свойств растений и возмож- ности их использования в качестве лекарств и ядов. Одним из наиболее примечательных аспектов этого знания явля- ется то обстоятельство, что многие из индивидуальных растений, входящих в состав того или иного лекарства, со- вершенно инертны сами по себе. И для того чтобы заста- вить действовать их на пользу человеку, необходимо сме- шать их с другими растениями, а затем долго готовить по специальным рецептам. Именно так, как мы уже отмечали в третьей главе, происходит с аяуаской. И то же самое, если говорить об ином конце спектра, справедливо и для нейро- токсина кураре. Этот яд на протяжении тысячелетий ис- пользовался охотниками Амазонки, теперь же его активно применяют в западной медицине — в связи с его целитель- ными свойствами, проявляющимися во время сложнейших операций и анестезии. По мнению Джереми Нарби, трудно представить,-чтобы секрет создания подобных субстанций был открыт в результате случайного, пусть и долговремен- ного экспериментирования.

В бассейне Амазонки известно сорок видов кураре, которые делают из семидесяти видов растений... Чтобы изготовить этот яд, необходимо соединить вместе самые разные расте- ния, а затем варить их в течение семидесяти двух часов, избе- гая при этом ароматных, однако ядовитых испарений. Конеч- ный продукт такой варки представляет собой пасту, которая совершенно безвредна до тех пор, пока не попадет под кожу [к примеру, на кончике стрелы или копья]. Если же ее прогло- тить, то не будет никакого результата. Трудно представить, чтобы кому-то удалось изобрести подобный рецепт в резуль- тате случайного экспериментирования [12].

Кстати говоря, шаманы, обитающие в районе Амазонки, никогда и не утверждали, что они обнаружили свои биохи- мические секреты путем случайного экспериментирования или с помощью иного, столь же рационального метода. На- против, все они в один голос заявляют, что именно «духи

 

растений», главным из которых следует считать аяуаску, на- учили их всему, что следует знать о свойствах этих растений, позволив им тем самым создавать действенные лекарства и исцелять больных, а значит — стать хорошими докто- рами и вегеталистас [13]· Сама аяуаска, по мнению ин- дейцев, является «доктором». Она наделена сильным ду- хом и может считаться «разумным существом, которое охотно поделится с вами ценными сведениями и целебной мощью» [14].

Антрополог Анжелика Гебхарт-Сейер, изучавшая индей- ские племена шипибо-конибо, отмечает, что под воздействи- ем аяуаски «шаман получает из мира духов малопонятную, а порой и просто хаотичную информацию в форме сияющих знаков...» [15] По мнению Гебхарт-Сейер, функция шамана как раз и заключается в том, чтобы расшифровать и усво- ить эти первичные, несистематизированные сведения, даро- ванные ему духами растений. Переосмыслив полученную информацию, шаман обращает ее на благо всему племени. В свою очередь, индейцы кампа, также проживающие в рай- оне Амазонки, полагают, что растительные средства сами по себе не способны излечивать больных. И лишь те духи, с которыми шаман встречается в состоянии транса, наде- ляют эти растения целительными свойствами [16].

В начале восьмидесятых годов XX века антрополог Эду- ардо Луна опрашивал индейцев местизо, обитающих в ок- рестностях перуанского города Икитоса. И один из шама- нов, дон Сельсо, объяснил, что никогда не учился у другого шамана и вообще не нуждается в земном учителе, посколь- ку аяуаска служит для него неиссякаемым источником зна- ния:

Вот почему некоторые доктора считают, что вегепгалисмо [или наука растений] гораздо действеннее, чем ла медисина де any- дио [западная медицина]. Ведь последнюю изучают по книгам. Нам же, чтобы обрести необходимые знания, достаточно пить эту жидкость [аяуаску] и соблюдать диету.

Еще один шаман, дон Хосе, также объяснил Луне, что все необходимые знания он получил непосредственно от духов растений. В свою очередь, дон Алехандро рассказал, что те сведения, которыми наделила его аяуаска, оказались

 

намного ценнее уроков, полученных от земного учителя, старого индейского шамана [17].

— Духи...являются индейцам во сне и в видениях, — де- лает вывод Луна.

Они показывают, как диагностировать болезнь, какие расте- ния следует употреблять в том или ином случае, как правиль- но использовать табачный дым, как вовремя извлечь болезнь или восстановить здоровье пациента. Благодаря духам Шаман узнает, как ему защититься от невидимых врагов, чем питаться и так далее. Но самое главное, что с помощью этих наставни- ков он учит икарос — магические песнопения, являющиеся главным инструментом в шаманской практике [18].

Весьма примечательно, что в соответствии с индейской традицией такие наставники являются людям не только в форме растений, но и в образе животных (в частности, ду- ховным проявлением аяуаски чаще всего считается удав). Помимо этого, наставники из мира духов могут принимать облик «маленьких людей сильного и красивого телосложе- ния» [19]. Совершенно очевидно, что подобное описание в значительной мере подходит и европейским феям. А в со- ответствии с еще одной древней темой, также непосредст- венно увязанной с явлениями духов, фей и инопланетян, нельзя не отметить, что духи растений нередко приходят к людям в образе териантропов, которые, по словам одного из информантов Эдуардо Луны, являются «отпрысками лю- дей и русалок» [20].

И во всех этих случаях признается безусловная роль аяуаски как средства, позволяющего шаману достичь того царства информации, где обитают духи растений. Как от- мечает Бенни Шэнон, профессор психологии Иерусалим- ского университета и один из ведущих экспертов в сфере изучения аяуаски, подобное мнение является типичным для представителей коренных индейских культур, обитаю- щих в районе Амазонки:

Именно этому напитку представители данных культур припи- сывают подавляющее большинство своих духовных достиже- ний... Аяуаска — наряду с другими психотропными вещества- ми — считается единственной возможностью достичь подлин

 

ного знания. Благодаря употреблению галлюциногенов, перед индейцами открывается мир, который они почитают истинно реальным — в противоположность нашему обычному миру, попадающему таким образом в разряд иллюзорных [21].

Интересно, что южноафриканские бушмены, дости- гающие состояния транса без применения психотропных средств, говорят о своем ритуальном танце практически в тех же выражениях, в которых южноамериканские индейцы говорят об аяуаске. Для бушменов их танец также является средством, позволяющим проникнуть в мир духов, которые охотно учат приходящих множеству полезных вещей. Ду- маю, читатель припомнит те «нити света» и «веревки, веду- щие в небо», которые регулярно встречаются в рассказах южноафриканских бушменов. Вот, в частности, что пове- дал шаман из Калахари по имени Бо:

Лишь наиболее могущественные целители способны поднять- ся по веревке, чтобы учиться затем у своих предков и Большо- го Бога. Именно так мы учим новые песни и танцы, а также уз- наем, как исцелять других. Духи показывают нам, какие рас ־ тения использовать для той или иной болезни и как лечить каждого конкретного человека [22].

О похожем опыте говорил и еще один шаман бушме- нов, Гао Теми:

Танцуя, мы порой путешествуем под землю. Там есть полоса, которая ведет в небо, и полоса, которая ведет под землю. Пер- вая полоса приводит тебя к Большому Богу, а вторая полоса возвращает обратно. И если ты находишься в небе, то можешь видеть эту полосу под собой... Люди, сидящие вокруг огня, мо- гут коснуться твоего тела, но самого тебя там нет. Ты исчеза- ешь, оставив свое тело на земле. Такое чувство, будто ты под- нимаешься в небо... Там к тебе могут прийти люди из прошлого. Они учат тебя разным мудрым вещам и наделяют тебя силой. И они в самом деле разговаривают с тобой. Они много расска- зывают о танце. И еще они учат тебя, как пользоваться рас- тениями [23].

Трудно сказать, кем на самом деле являются те сущест- ва, которых южноафриканские бушмены воспринимают как предков, а индейцы Амазонки — как «духов растений».

 

Совершенно очевидно, однако, что способы взаимодейст- вия их с людьми примерно одни и те же. Они и в самом деле вступаю!׳ в беседу с теми, кому удается проникнуть в потус- торонний мир. И те, кому довелось общаться с этими духа- ми, не сомневаются, что имеют дело с разумными сущест- вами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных