Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Механизмы социализации




 

Традиционно механизмы социализации рассматриваются как движущие силы, направляющие взаимодействие человека с другими людьми и обеспечивающие его вхождение в социальную общность.

Основы изучения механизмов социального развития в отечественной психологии представлены в исследованиях Л.С. Выготского [33]. Логика их развития такова: личность развивается через «присвоение» своей всесторонней сущности, создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в процессе собственной деятельности; собой мы становимся только общаясь с другими людьми, через них мы познаем себя; познание себя осуществляется благодаря внешним, социальным функциям; механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты.

Анализ исследований показал, что одним из важнейших механизмов социального развития многими учеными признается механизм идентификации. В философии идентификация рассматривается как «процесс сближения, интеграции людей в общность на базе общего социального содержания, выраженного во взглядах, нормах, интересах, ценностях, интериоризированных (внутренне принятых) в ходе освоения мира человеком» [61, с. 11]. Содержательно он представлен актами приобщения и обособления. Усвоение социального опыта индивидом происходит в ходе приобщения к имеющимся социальным ценностям, но осуществляется оно индивидуально, обособленно. И.Кант считал, что у человека обнаруживается явное противоречие между стремлением общаться с себе подобными и желанием обособиться от них [63, с. 11]. Приобщение и обособление не являются параллельно протекающими процессами, так как они взаимообусловлены (Б.С. Парыгин, М.С. Каган).

Идентификация в философии рассматривается как сложный, динамичный, многоаспектный процесс, в котором явно выражены три сущностных момента:

- она определяется не как отождествление личности с личностью, а как процесс конвергенции людей в любую социальную общность на базе единых социальных ценностей;

- ее специфика состоит в том, что в акте личностного взаимодействия происходит отождествление не субъекта объектом, а отождествление субъекта с социальными ценностями, представленными в другом субъекте;

- общее социальное содержание в «индивидуальных сознаниях» отражается через интериоризацию как обязательное внутреннее принятие ценностей объекта идентификации, являющегося субъектом общности.

В психологии открытие идентификации как механизма социального развития принадлежит З.Фрейду. Рассматривая важнейшей частью структуры личности «Супер-Эго» и отмечая ее неврожденный характер, З.Фрейд считал, что она наполняется конкретным содержанием посредством отождествления ребенком себя с взрослым человеком своего пола. Идентификацию он рассматривал как эмоциональное уподобление субъекта объекту. Согласно его теории в детстве формируются определенные комплексы (Эдипов – у мальчиков, Электры – у девочек), связанные с проявлением амбивалентных чувств к объекту идентификации. Разрешение противоречий, лежащих в основе комплексов, является основной движущей силой развития ребенка как социального существа [164]. Невзирая на ограниченность идентификационных оснований (половые признаки), идея З. Фрейда о культурологическом содержании социального тождества является актуальной в понимании общего смысла механизмов социального развития. И несмотря на то, что в его работах нашли отражение и другие механизмы, обеспечивающие психическую защиту личности (сублимация, замещение, вытеснение, регрессия, проекция, рационализация, изоляция, компромиссе, отрицание реальности, смещение, уничтожение и формирование реакции), З. Фрейд, по общему признанию, считается первооткрывателем механизма идентификации в психологии.

Как механизм социального развития идентификация рассматривается в работах зарубежных (Э. Дюркгейм, О. Обуховский, А. Валлон, Г. Гибщ, М. Форверг, А. Адлер, А. Фрейд, Э. Фромм и др.) и отечественных психологов (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Авдеева, А.В. Петровский и др.) и чаще всего обозначается как «…установление в процессе отражения объектов внешнего мира (материальных и идеальных) специфической эмоциональной связи между субъектом и отражаемым объектом, содержанием которой является непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом» [3, с. 6]. Достижение такого тождества происходит в двух актах: «аттракции – установки на объект идентификации через проекцию своих черт или своего понимания ситуации либо интроекции – «проигрывание» в себе другого человека. Точкой отсчета здесь становится личность другого, сближение эмоциональных состояний происходит через приписывание себе личностных особенностей другого» [61, с. 7].

Изучение динамики механизма идентификации с учетом специфики отражения человеческим сознанием процессов общения и взаимовлияния людей привело к выделению его структурно-уровневых компонентов: эмоциональная идентификация (направленное отождествление чувств), поведенческая идентификация, ценностная идентификация.

Механизм идентификации представлен в исследованиях Д. Мид, В. Штерна, А. Бандуры. Д. Мид, изучая разные виды детской игры и ее роли в социальном развитии, отмечал, что игра является важнейшим условием действия механизма идентификации, так как именно в ней ребенок отождествляет себя с реальным или воображаемым игровым персонажем, выполняет интериоризированные нормы поведения, в проблемных ситуациях – компенсирует собственные комплексы и дефекты. Игровая ситуация облегчает присвоение, принятие и выполнение норм и правил, присущих определенной роли, принимаемой на себя ребенком, так как в ней это правило опосредовано содержанием ролевого поведения [127].

Как целостный, интегративный социально-психологический механизм идентификация представлена в исследованиях А.В. Петровского. Он рассматривал ее в аспекте широких межличностных взаимодействий, в которых реали­зуются такие отношения людей друг к другу, когда по своей направленности они совпадают с отношением субъекта к самому себе и отвечают нравственно оправданным коллективистическим принципам» [121]. Основным критерием идентифицированности в данном случае является степень соучастия каждого в групповых действиях.

В.С. Мухина, развивая культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, определила два основных механизма социализации и индивидуализации личности: идентификация и обособление [104]. Механизм идентификации она представляет в диалектическом единстве с внутренней сущностью человека, его активностью и зависимостью от обстоятельств, от того, как человек сам «осуществляет себя». Исследуя динамику данного механизма в фило- и онтогенезе, она определяет и его разновидности: идентификация с матерью, со сверстниками, с воспитателем, учителем, близкими людьми, с социальной группой.

Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности В.С. Мухина считает обособление, смысл которого состоит в отделении, выделении из общего, целого, в том, чтобы занять определенное положение. Обособление она рассматривает как механизм установлении с другим человеком таких, основанных на социально приемлемых началах отношений, при которых общающиеся сохраняют свою индивидуальность, чувство собственного достоинства, имеют возможность реализовать свои притязания на признание. Обособление как феномен социогенеза личности, по мнению В.С. Мухиной, оказывает двоякое влияние на становление индивида: с одной стороны, возлагает на него высокую степень индивидуальной ответственности; с другой – может привести к отчуждению, проявляющемуся в социальной холодности, к полной изоляции себя от других.

Идентификацию и обособление В.С. Мухина рассматривает в диалектическом единстве противоположностей и отмечает их особо значение в социальном развитии, поскольку идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидом всей человеческой сущности, т.е. социализации, а обособление как механизм индивидуализации личности.

Педагогический смысл идентификации раскрывается через отождествление человеком себя с носителями ценностей культуры и представляется как один из путей развития ценностных ориентаций и личностно-смысловой сферы ребенка. «Культурная идентификация придает личности целостность и выступает чертой мировидения…, является глубинным ядром личности, формирование которого происходит благодаря познанию совокупности символов, закрепленных в коллективном сознании и культуре, готовности человека действовать определенным образом» [174, с. 39].

Близким по смысловому наполнению в психологических исследованиях представлен механизм идентичности, изучению которого посвящены работы Э. Эриксона, Л.Н. Гумилева [184, 183]. Проводя аналогию между личностным становлением и формированием идентичности, Э.Эриксон особо подчеркивал важность сохранения и поддержания цельности личности, являющейся важнейшим фактором предотвращения неврозов. В структуре идентичности он выделил три составляющие: соматическая идентичность, опосредующая целостность во взаимодействии с внешним миром; личностная идентичность, интегрирующая внешний и внутренний опыт человека; социальная идентичность, обеспечивающая совместное создание и поддержание людьми определенного порядка, стабильности.

Изучая основные факторы формирования выделенных составляющих идентичности, Э. Эриксон особо подчеркивал роль социальной окружающей среды и в первую очередь – близких людей. Особое значение он уделял внешней стабильности и эмоциональной, психологической комфортности, в которых живет человек, поскольку дисгармония этой системы ведет к дестабилизации формирования идентичности во всех ее проявлениях.

Идентичность Э. Эриксон рассматривал в двух аспектах: как непреложную данность физического внешнего облика задатков, подлинности индивидуального человеческого бытия и как включенность личности в различные общности, подкрепленную субъективным окружением единства и неразрывности с социальным окружением (семья, нация, государство и т.д.). Каждый из этих аспектов имеет два полюса – положительный (соотнесение с тем, каким человек должен быть с точки зрения социальных норм) и отрицательный (соотнесение с тем, каким он не должен быть). Противоборство этих полюсов и является движущей силой формирования идентичности.

Идеи Э. Эриксона об идентичности как важнейшем механизме социализации нашли отражение в исследованиях отечественного психолога Л.Н. Гумилева [47]. В процессе разработки теории этногенеза он определил ряд уровней идентичности, доминирование которых в личностном развитии и успешности социализации предопределяется временем (как в аспекте специфики исторического этапа развития данного общества, так и в аспекте онтогенеза). Общечеловеческий уровень понимается им как осознание себя представителем биологического вида, человечества вцелом в масштабах Земли. Групповой уровень опосредуется осознанием своей принадлежности к определенной социальной группе (национальной, гендерной, конфессиональной). Индивидуальный уровень предполагает осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способностей и т.д.

Детальное изучение механизмов идентификации и идентичности позволило определить ряд принципиальных позиций, подтверждающих правомерность понимания сущности социализации как сложного процесса приобщения к ценностям социальной культуры и обособленной их интериоризации:

- вхождение человека в общность себе подобных и принятие его в качестве полноправного партнера предполагает определенную схожесть с другими, что изначально возможно на уровне сознательного подражания;

- в общении с себе подобными особое значение имеет тождественность эмоциональных проявлений, обеспечивающая взаимопонимание и адекватность эмпатийных реакций;

- включенность человека в групповую деятельность предполагает общность и тождественность ценностных ориентаций, обеспечивающих разные уровни идентичности (общечеловеческой, групповой, индивидуальной).

Механизм идентификации тесно связан, а по мнению ряда исследователей, включает в себя механизм подражания. Так, немецкие социальные психологи Г. Гибш и М. Форверг идентифицируют два этих механизма: «Если, однако, ребенок изображает отца или мать, копирует поведение какого-либо животного, то речь идет о сознательном подражании, которое мы называем идентификацией». Можно предположить, что кроме сознательного подражания они допускают возможность существования еще какой-либо его разновидности, поскольку подражание может быть и не осознанным, рассматриваться при этом как инстинктивное, биологическое свойство организма, обеспечивающее его приспособление к биотической среде.

Французский психолог Ш. Зауш-Гордон рассматривает подражание в качестве важнейшего механизма социального развития особое значение, действие которого проявляется на ранних этапах онтогенеза [56]. Основные функции подражания выражены в освоении новых жестов и овладении или в практической апробации разных способов общения, в возможности дистанцироваться от другого и благодаря этому – самоутвердиться, отдифференцироваться. По его мнению, подражание позволяет маленькому ребенку освоить различные формы социального поведения и в то же время – быть самому объектом подражания, подтверждая этим собственную значимость.

В.И. Слободчиков рассматривает подражание как один из ведущих механизмов развития субъективности личности в онтогенезе, понимая под ним различные формы импринтинга, идентификации, телесного уподобления и бессознательной имитации [136, с. 41]. В процессе подражания люди находятся в «со-бытии», в совместной жизнедеятельности. Подражание, по мнению В.И. Слободчикова, не является формальным копированием, а представляет собой «проигрывание и репрезентацию в материальных актах (эхопраксия и эхолалия) и в актах действенного символизма (мимика и пантомимика) соответствующих способов взаимного обращения друг с другом; сами эти способы становятся своеобразным «словом» события, обеспечивающих их взаимопонимание». Подражание как бы «удваивает» любую жизненную форму участниками взаимодействия, что обеспечивает их связь, единство в общем для них содержании общения.

Это совместное содержание не может принадлежать ни в целом, ни по частям ни одному из взаимодействующих субъектов в отдельности, поскольку в этом случае «рассыпается» со-бытие. Подражающие формы, особенно те, которые складываются в общении ребенка со взрослыми, в дальнейшем либо поддерживаются (если соответствуют принятым, одобряемым нормам), либо отмирают или приобретают характер привычек, идеосинкразий, защитных действий и др.

Механизм подражания имеет особое значение в социальном развитии детей раннего и дошкольного возраста. Возникая в младенчестве как единственная форма приобщения к социуму, на протяжении последующих возрастных периодов он наполняется все более обобщенным содержанием и осознаваемыми смыслами, являясь основой механизма нормативной регуляции.

Развивая идею развития субъективной реальности в онтогенезе, В.И. Слободчиков в качестве одного из механизмов формирования «своего способа жизни» определил рефлексию. Опираясь на исследования С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Н.Г. Алексеева, он представил ее как целостный акт, проходящий как в конкретной ситуации, так и в генезе ряд уровней: полная остановка естественного процесса; фиксация случившейся остановки в «ино-выражении» ситуации в виде «моей нормы, правила действия», отчуждение от объективированного содержания ситуации, освобождение от пристрастности к нему. Раскрывая формы рефлексии, предложенные Г. Гегелем (полагающая, сравнивающая, определяющая), он обосновывает и детально описывает форму новой рефлексии – синтезирующую, которая «собирает самоопределившуюся личность среди многого – в одно». Высшей формой рефлексии, выходящей за пределы своего «Я» в бесконечность, В.И. Слободчиков представляет трансцендирующую рефлексию. Рефлексия, по его мнению, всегда есть «разрыв, раздвоение и выход за пределы любого непосредственного, автоматически текущего процесса или состояния» [136, с. 41].

Начальной формой рефлексии в ряде исследований рассматривается механизм самооценки. К. Роджерс, изучая генезис структуры личности, особое внимание в становлении внутренней сущности человека, его «самости» уделял именно этому механизму, отражающему жизненную сущность человеческого «Я», и рассматривал его как основной механизм социального развития. Первичные проявления самооценки К. Роджерс относил к раннему возрасту, акцентируя внимание на том, что у маленьких детей она еще проходит бессознательным актом, проявляющимся лишь в самоощущениях. Впоследствии, по мере осознания своих действий и их последствий для других, самооценка становится важнейшим фактором и механизмом успешной социализации, приводит к удовлетворению своей деятельностью и собой. Идея важности самооценки, выражающая истинную сущность личности, ее стремлений, переживаний, способностей, умений, обеспечивает гармонию человека с миром, приводит его к социальному успеху. Результаты деятельности в данном случае удовлетворяют человека, обеспечивают ему приемлемый социальный статус.

Иное восприятие мира и своего места в нем происходит в тех случаях, когда самооценка ребенка не совпадает с оценкой других, особенно близких людей. Руководствуясь стереотипным представлением о хороших и плохих людях, достойных и недостойных поступках, взрослые часто «навешивают ярлыки», приводящие к серьезным расхождениям с детской самооценкой, что может быть причиной личностного дискомфорта, двуличия, нервных стрессов. Иногда бывает так, что ребенок из стремления заслужить любовь и расположение взрослых, сохраняя «условия ценности», принимает их позицию и в дальнейшем выстраивает свои отношения с окружающим социальным миром в соответствии с заявленными ожиданиями. Это приводит, как правило, к нивелированию собственной личностной сущности, к отказу от самоактуализации, к вытеснению своих стремлений в бессознательное, к отчуждению своего опыта от сознания.

Особое значение в процессе социального развития имеет механизм компенсации, изучение которого нашло отражение в исследованиях А. Адлера [4]. Описывая влияние внешних и внутренних факторов на личностное развитие человека, А. Адлер выделил четыре разновидности компенсаций, выполняющих защитную функцию в диаде человек – общество, соотнеся их с типологией личности детей. Механизм компенсации А.Адлер связывает с возможностью построения индивидуальных путей развития каждого ребенка, так как его действие позволяет выработать индивидуальный стиль жизни, адекватный как для конкретного человека, так и для определенной социальной группы. Поскольку, по его мнению, ни одна структура индивидуальности не является абсолютно положительной или абсолютно отрицательной, компенсация дает возможность каждому найти свой стиль социализации и свою социальную группу. Нормативность при действии этого механизма обеспечивается индивидуальным набором качеств, присущих каждому ребенку, что позволяет взрослому, минуя внешние стрессовые воздействия, помочь ребенку преодолеть социально неприемлемые формы поведения, собственные недостатки, компенсируя их имеющимися достоинствами.

С изучением механизма отчуждения связаны работы А. Маслоу [94]. Признавая за обществом статус важнейшего условия социализации, он считает, что человеку свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономия, независимость от окружающей среды и культуры. Это значимо еще и в связи с тем, что общество оказывает не только позитивное, но и негативное влияние на человека, поскольку зачастую препятствует его стремлению к самоактуализации, «шаблонизирует» его личностные проявления, отчуждает личность от ее сути, индивидуальности, делает ее конформной. Вместе с тем А. Маслоу признает, что утрированное оппозиционирование, отчуждение личности от общества также служит барьером проявления ее самости в связи с невостребованностью и невозможностью самоактуализации. Поэтому необходимо нахождение оптимального пути взаимодействия человека с социумом, одним из вариантов которого является внешняя идентификация с носителями общепринятых норм культуры и внутреннее отчуждение, направленное на самоактуализацию.

Рассматривая социализацию как сложный, диалектический процесс неразрывной взаимосвязи актов приобщения и обособления, следует обратиться еще к одному из ее механизмов, детально изученному П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др., – механизму интериоризации. Интериоризация рассматривается в психологии как процесс преобразования внешне заданных норм, ценностей, действий во внутренние психические и личностные образования (убеждения, установки, мотивы). Интериоризация имеет стадиальный, поэтапный характер. Ее ценность в социальном развитии связана с перманентным «переводом» внешне, объективно заданных смыслов и ценностей социальной культуры в субъективные внутренние основания взаимодействия с другими людьми.

В современной отечественной и зарубежной психологии существует достаточно объемный исследовательский материал по различным механизмам социального развития: интроекции (встраивании в структуру личности качеств и установок другого без предварительной их переработки и критического осмысления); интеллектуализации (ухода от реально существующих проблем посредством абстрактных рассуждений при неудачах, отчаянии), рационализации (изобретении внешне логичных суждений и умозаключений, аргументирующих проявления разочарования, тревоги, страха, отчаяния, конфликта); сублимации (перевода любого инстинктивного влечения, потребности, мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуаций, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность).

В большинстве имеющихся исследований механизмы социального развития представлены либо как единичные, либо как рядоположенные феномены социализации, сформированность которых опосредует достижения определенного уровня социального развития. Так, в работах А.В. Мудрика к ним относится следующее: импринтинг – фиксирование человеком на рецептивном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов; экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами; подражание – следование какому-либо примеру, образу; идентификация – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом; рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные разным социальным институтам (семья, группа сверстников и др.); усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов людей ближайшего окружения (традиционный механизм); взаимодействие человека с институтами общества и различными организмами (институциональный механизм); усвоение ценностей субкультуры (стилизованный механизм); взаимодействие человека с субъективно значимыми для него лицами на уровне идентификации, эмпатии (межличностный механизм) [103, с. 12-14].

Многообразие механизмов, представленных в отечественных и зарубежных исследованиях, предполагает необходимость их классификации. В.Г. Крысько, определяя в качестве ведущего основания классификации весь спектр взаимодействия человека (семья, близкие люди, соседи, коллеги, производственные организации, социальные группы, сам человек), обозначает их следующие виды: традиционные, связанные с усвоением норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи и ближайшего окружения; институциональные, опосредованные взаимодействием человека с институтами общества и различными организациями; стилизованные, действующие в рамках определенной субкультуры (профессиональной, возрастной, национальной); межличностные, функционирующие в процессе взаимодействия человека с субъектно-значимыми для него лицами и проявляющимися на уровне эмпатии и идентификации; рефлексивные, связанные с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д. [80, с. 264].

Многоаспектность процесса изучения механизмов социального развития в культурологической парадигме образования требует разведения «содержательной и технологической грани культуры» (М.С. Каган), составляющей основу социализации. Приобщаясь к культурным ценностям, осваивая общепринятые нормы взаимоотношений, обеспечивающие адаптацию в социуме, человек отождествляет, определяет степень схожести себя с другими, т.е. идентифицируется. Овладение содержательной (ценностной, смысловой) стороной культуры осуществляется благодаря механизму «культурной идентификации», обеспечивающему освоение человеком ценностей, норм и традиций определенной культуры, осознание чувства принадлежности к данной культуре, утверждение своей индивидуальности в пространстве культуры, в самореализации своих взглядов, интереса, способности [174, с. 34]. По мере освоения содержательной стороны культуры человек постепенно начинает отделять, дистанцировать себя от других, осознавать свою непохожесть. Доминирующее значение в этом процессе приобретает механизм дифференциации. Смысловое осознание ценностей культуры, перевод их «внутрь», «превращение» в мотивы, установки, потребности, собственные ценностные ориентации обеспечиваются благодаря механизму интериоризации.

Процесс социализации, направленный на приобщение к культуре, ее освоение и усвоение происходит под влиянием трех механизмов: культурной идентификации, дифференциации и интериоризации. Содержательная (предметная) сторона культуры закладывает определенный фундамент полноценного социального развития. Однако адаптивность человека к социуму, опосредуемая процессом социализации, отнюдь не означает достижения оптимального уровня социального развития. Процесс индивидуализации, обеспечивающий трансляцию усвоенных ценностей на уровне технологической грани культуры, предполагает активную самореализацию человека во взаимодействии с другими людьми, осуществляемую в общении.

Ориентируясь на поставленные задачи и на контингент нашего исследования, мы попытались представить классификацию механизмов социального развития, исходя из функциональных компонентов деятельности общения, рассматриваемой нами в качестве основного условия, средства и цели социализации-индивидуализации (Д.И. Фельдштейн). В соответствии с исследованиями Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина [19, 117, 85, 86, 6, 105] и др. нами обозначен ряд концептуальных позиций, подтверждающих правомерность такой классификации:

- общение как взаимодействие социальных субъектов с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности является одним из важнейших факторов психического и социального развития;

- его особое значение в процессе социализации-индивидуализации обусловлено многочисленными функциями (контактной, информационной, социально-перцептивной, побудительной, координационной, амотивной, интерактивной, коммуникативной, воспитательной, развивающей и др.), способствующими реализации социальных потребностей (в самоутверждении, признании, активности, поддержке);

- содержанием общения как основы формирования отношений с их различной активностью, избирательностью является культура как совокупность ценностей, передаваемых и присваиваемых в процессе взаимодействия.

Общение, реализуя любую из функций, представлено рядом последовательных компонентов: социальной ориентацией, исполнением и контролем, которые во взаимодействии реализуются благодаря различным механизмам.

В социально-ориентировочном компоненте присутствуют:

- социальная перцепция, связанная с восприятием другого человека как социально значимого существа, по ряду оснований (видовые, родовые, половые, возрастные, национальные характеристики);

- предвосхищение процесса и результата взаимодействия;

- социальные эмоции, возникающие в ответ на предвосхищения и либо «блокирующие», либо «провоцирующие» непосредственное общение.

В исполнительском компоненте задействованы:

- рефлекторная регуляция, проявляющаяся в неконтролируемых действиях (улыбка, жесты, интонации);

- подражание, связанное с относительно осознаваемым копированием действий, мимики, интонации субъектов общения;

- нормативная регуляция, обеспечивающая поведение человека в соответствии с осознаваемыми, социально одобряемыми нормами;

- эмоциональная идентификация, проявляющаяся в эмоциональном отождествлении себя с другими людьми, в сопереживании, со-радости, сострадании, соучастии и т.д.;

- культуротворчество, возникающее в ответ на нестандартные, проблемные ситуации взаимодействия;

- социальный опыт, проявляющийся в совокупности способов, норм взаимоотношений, имеющих место в прошлых ситуациях общения.

Контрольно-оценочный компонент представлен:

- рефлексией, проявляющейся в оценке собственных реакций и способов взаимодействия;

- оценкой действия партнера по общению, проявляющейся в адекватном восприятии и вербальном обозначении;

- контролем, предполагающим либо позитивные, либо негативные перспективы возможного дальнейшего взаимодействия.

Процессу социального развития присуща динамика механизмов. Зарождаясь в младенческом возрасте (рефлекторная регуляция, подражание), механизмы социального развития по-разному проявляются на протяжении всего онтогенеза. Все возрастные периоды социального развития связаны с возникновением разных механизмов. Так, нормативная регуляция взаимоотношений с другими людьми, способствующая осознанному следованию нормам поведения, возникает только в старшем дошкольном возрасте, а социальный опыт является доминирующим механизмом взаимоотношений людей друг с другом в младшем школьном возрасте. Это отнюдь не означает исчезновения действия предыдущего механизма, а свидетельствует о его месте и роли в иерархии побудительных сил социального взаимодействия на разных этапах онтогенеза.

Т.Д. Марцинковская, анализируя генезис механизмов развития, также обозначает эту динамику, соотносимую с конкретными условиями взросления [127]. В ранние годы доминирующими, по ее мнению, являются механизмы интериоризации и идентификации, поскольку именно они обеспечивают приобщение к ценностям культуры и позволяют ребенку отождествить себя с другими людьми. С возрастом «происходит наполнение» социокультурных ценностей, формируются определенные стереотипы поведения, отражающие суть мировоззренческих установок, в связи с чем восприятие и усвоение новых форм взаимоотношений осложняется. У человека к зрелому возрасту, как правило, сформирована «Я-концепция» и поэтому действие интериоризации и тем более идентификации ослабевает.

Снижение роли идентификации в зрелом и пожилом возрасте связано еще и с тем, что группа общения уже создана (семья, работа) и, как правило, является достаточно стабильной. В этот период уже четко определены основы половой, национальной идентификации и необходимость нового отождествления человеком себя по данным признакам практически сводится к нулю.

Примерно то же происходит и с механизмом подражания. Имея доминирующее значение в младенческом и раннем возрасте как единственно возможное в усвоении общепринятых норм поведения, в дальнейшем действие этого механизма опосредовано, как правило, лишь яркими эмоциональными переживаниями в связи с преобладанием оценки, рефлексии в восприятии взаимодействий. Если маленький ребенок подражает потому, что только так он овладевает адекватными способами трансляции себя в мир, то взрослый человек подражает в связи с эмоциональной притягательностью объекта, копируя манеры, интонации, жесты симпатичных ему людей.

Имеющая место динамика роли механизма отчуждения (обособления) также связана с особенностями возрастного развития. Своего апогея влияние этого механизма достигает в зрелом возрасте, поскольку он (возраст) связан с осознанием человеком собственной роли и значимости, личностной цельности и уникальности, со стремлением отгородить свой внутренний от чужого вмешательства. Проявление отчуждения в старости имеет ярко выраженные индивидуальные характеристики (например, интро-, экстравертированность) и связано с условиями взаимодействия в социуме. При неблагоприятных условиях действие этого механизма усиливается, при наличии искренней любви, заботы, участия со стороны окружающих – сводится к единичным проявлениям или вовсе исчезает.

В онтогенезе возрастает действие механизма компенсации. В связи с низким уровнем рефлексии взаимодействие детей с другими людьми не отличается осознанной компенсацией своих недостатков. Доминирование этого механизма в зрелости во многом обеспечивает самореализацию человека, его личностный и творческий рост. Особое значение этот механизм приобретает в старости, поскольку его основная функция связана не только с восполнением социальных (статус, положение), но и биологических (здоровье, силы) потерь.

Динамика механизмов социального развития – явление сложное и подлежащее в перспективе более детальному изучению. Соотношение роли доминирующих механизмов социального развития на разных этапах онтогенеза имеет ярко выраженную индивидуальную направленность. Для одного человека во взаимодействии с другими людьми более всего важны заранее предписанные нормы и правила поведения, для другого – ситуативные импульсы эмпатичного порядка. Кто-то постоянно уходит в мнимую компенсацию, утрируя свои хвори и немощи, стремясь вызвать интерес и жалость к себе, другой полностью отдается эмоциональной идентификации, живя в гармонии со своими чувствами и переживаниями.

В социальном развитии человека важно добиться того, чтобы в любом возрасте доминировали адекватные механизмы, соответствующие общественно и личностно-значимым социальным ценностям.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных