ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Создание правительства Норвежской рабочей партииВ 1935 г. на основе компромисса с "Буннепарти" Норвежская рабочая партия сформировала правительство парламентского большинства во главе с Ю. Нюгорсволлом. Соглашение, достигнутое между двумя партиями, способствовало стабилизации буржуазно-демократических порядков и ослаблению фашистской опасности. Норвежская рабочая партия, образовав правительство, начала проводить в жизнь провозглашенную ею программу. Правительство добилось выделения значительных средств для осуществления мер по борьбе с кризисом. Был учрежден фонд для поддержки предприятий, созданы государственный промышленный банк, специальная государственная комиссия для планирования работы новых предприятий, централизован сбыт зерна, молока, рыбы. Был принят закон о создании государственного фонда для выравнивания местных налогов, улучшивший экономическое положение коммун; создан специальный комитет по социальным вопросам, приступивший к разработке пенсионного и трудового законодательства; был значительно улучшен и расширен закон об охране труда. В 1937 г. правительство приняло меры к увеличению производства в промышленности, обслуживающей внутренний рынок, а также к расширению научно-технических исследований. Было создано министерство промышленности, усилен контроль над трестами. За счет отчислений от доходов предприятий в промышленности были организованы специальные фонды, призванные улучшить обеспечение предприятий, а также рабочих и служащих в периоды экономических затруднений и спада производства. С весны 1935 г. Норвегия стала постепенно выходить из кризиса, что в конечном счете объяснялось общим улучшением мировой экономической конъюнктуры. Гонка вооружений в Европе повышала спрос на норвежское стратегическое сырье – целлюлозу, цветные металлы, продукцию химической промышленности. Промышленное производство возросло с 1935 по 1939 г. на 23%67. Стоимость норвежского экспорта увеличилась на треть, доход от судоходства – на две трети. Повысились цены на сельскохозяйственные товары. Улучшение конъюнктуры на мировом рынке способствовало сокращению безработицы. Правительство начало осуществлять весьма обширную программу дорожного строительства и выделило кредиты многим предприятиям, обязав их путем расширения объема производства обеспечить определенное число новых рабочих мест. За 1935-1937 гг. около 100 тыс. человек получили работу, и все же вплоть до 1941 г. безработица не была ниже 10% от общего числа организованных рабочих. Уровень жизни трудящихся поднялся в 30-х годах весьма скромно. Правительство Рабочей партии осуществило ряд социальных реформ. За 1935-1940 гг. расходы на социальные нужды увеличились вдвое68. В 1936 г. был принят новый закон о пособиях по безработице, который охватил 500 тыс. лиц наемного труда. Важным мероприятием было введение для всех рабочих и служащих ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью в девять дней. В 1936 г. был принят и новый закон о пенсиях для престарелых, однако пенсии выплачивались лишь лицам, достигшим 70 лет и не имевшим никаких источников дохода. Минимальный размер пенсии составлял 480 крон в год в городской и 360 крон в сельской местности, причем коммуны могли за свой счет повышать эти размеры. Почти половина поступлений в пенсионный фонд по старости обеспечивалась введением специального налога. Мероприятия правительства способствовали некоторому улучшению положения в сельской местности. В результате распашки новых земель и применения принятого в 1928 г. закона "об экспроприации", по которому государство имело право экспроприировать необрабатываемую землю, ежегодно возникало от 500 до 2 тыс. новых хозяйств69. Усилилось влияние рабочих организаций в коммунах и в их аппарате. Число коммун, управляемых представителями рабочих партий, непрерывно увеличивалось. В 1922 г. их было 35, в 1937 г. – 20070. Это были в основном коммуны в густонаселенных промышленных районах. Здесь происходила постоянная и острая борьба за контроль над местными органами власти. НРП получила правительственную власть в пору оживления хозяйственной конъюнктуры в стране и на мировом рынке, поэтому успехи, достигнутые ею в проведении своей политики, в значительной части не зависели от нее, хотя и не помешали ей нажить крупный политический капитал. "Норвегия оправилась в результате изменения конъюнктуры; антикризисные планы появились слишком поздно, чтобы оказать какое-либо воздействие; кроме того, их пытались осуществлять только в ограниченной мере. Но они создали новый образ мыслей, а с ним и новое доверие"71. В 1935 г. были разработаны правила урегулирования трудовых конфликтов, закрепленные в форме "основного соглашения" между Союзом предпринимателей и ЦОПН. Была создана такая процедура переговоров по вопросам неправового характера (т. е. не связанным с толкованием коллективного договора – функцией трудового суда), которая затрудняла открытый конфликт и позволяла обойтись без государственного вмешательства. Лидеры Рабочей партии и ЦОПН делали все возможное, чтобы предотвратить открытые выступления рабочих и этим, как откровенно пишет реформистский историк Д. Филип, "лишить буржуазию оснований для обвинения правительства в неспособности сохранить мир в обществе"72. Несмотря на все усилия реформистской пропаганды, забастовочная борьба по-прежнему носила весьма острый характер. В 1937 г. прошли крупные стачки транспортных, сельскохозяйственных рабочих и рабочих лесной промышленности. Правда, социал-демократы сумели предотвратить всеобщие забастовки, но тем не менее число конфликтов в 1936-1939 гг. было весьма значительным:
Источник: Statistik årbok for Norge 1938. Oslo, 1938, s. 117; Statistik årbok for Norge 1946-1948. Oslo, 1948, s. 321 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|