ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Приемы для торможения тонических рефлексов.Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. П75 Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 96 с. (Серия «Ранняя помощь») ISBN 5-472-00032-7 Методическое пособие содержит данные о диагностике и комплексной коррекции нарушений развития у детей с двигательной патологией на первом году жизни. В книге детально проанализирован процесс формирования двигательных функций, описаны этапы познавательного и доречевого развития ребенка в онтогенезе. Систематизированы клинические проявления задержки психомоторного развития, позволившие авторам вынести на обсуждение различные варианты отклоняющегося развития и методы их коррекции у детей младенческого возраста. Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам ЛФК, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям. Содержание Введение................................................................ Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии............. Коррекционная работа с детьми с двигательной Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений............................ Коррекционно-развивающая педагогическая 8 40 УДК 376+612 ББК 74.3+28.9 j4»..„.,,, Подписано в печать с диапозитивов 29.04.2004. |л,~.."- Форматах 108/12. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 3.77. Усл. печ. л. 5,04. Тираж 3000 экз. Заказ № 2344. ISBN 5-472-00032-7 © Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю., 2004 © Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004 Введение В пособии раскрываются особенности двигательного, познавательного и доречевого развития, а также содержание коррекционной работы с детьми первого года жизни, имеющими двигательные нарушения. Пособие адресовано специалистам служб ранней помощи, домов ребенка, психоневрологических поликлиник и больниц, а также родителям детей с двигательной патологией.
В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. Перинатальные поражения ЦНС объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. До 1979 г. в клинической практике для обозначения перинатальной патологии мозга применялся термин «внутричерепная родовая травма». С 1979 г. используется терминология и клиническая классификация, предложенная Ю. А. Якуниным. В соответствии с этой классификацией был введен термин «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) для новорожденных детей, начиная с конца 2-й недели жизни (для детей первых дней жизни сохранялись термины «гипоксия» и «асфиксия») ПТТТЮ ттл тт ты** ••—•—------ ял, период течения заболевания и веду-1РРВ1рИШТО,*неврологический синдром. ПЭП может «.различную степень тяжести: легкую, среднюю, то. В клинической практике также общепринят «перинатальное поражение ЦНС». По данным рваных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев. '.t Раннее поражение мозга обязательно в дальнейшем ШДоЕВИТся в той или иной степени нарушенным разнимем. Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг прежде всего и сильнее всего страдает двигательный анализатор. В силу того что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы. ПЭП является фактором риска по возникновению у ребенка двигательной патологии. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического, доречевого и речевого развития. С возрастом при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к исходу заболевания в детский церебральный паралич (ДЦП). Основную массу детей с двигательной патологией составляют дети с церебральным параличом. Однако на первом году жизни диагноз «детский церебральный паралич» ставится только тем детям, у которых ярко выражены тяжелые двигательные расстройства: нарушения тонуса мышц, ограничение их подвижности, патологические тонические рефлексы, непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы и тремор), нарушения координации движений и т. д. Остальным детям с церебральной патологией ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия; синдром церебрального паралича (или синдром двигательных расстройств)». У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями: с трудо и опозданием формируются функция удержания голо-| вы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивнои деятельности. Двигательные на-1 рушения в свою очередь оказывают неблагоприятное! влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом — минимальные. Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут быть минимальными, а при легких двигательных расстройствах встречаются тяжелые нарушения психики и речи. Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении перинатальной патологии. Исследования К. А. Семеновой, Л. О.Бадаляна, Е. М. Мастюковой показывают, что при условии ранней диагностики — не позднее 4—6-месячного возраста ребенка — и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2—3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с перинатальной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений является более вероятным. В настоящее время существуют эффективные методы клинической диагностики ПЭП на первом году жизни. При выявлении нарушений психомоторного развития, свидетельствующих о поражении головного мозга, необходимо организовать рабВ*У по их преодолению. Ведущую роль при этом mlMitjSftg4'HeBpo-патолог. Он назначает восстановитеяйЩ|Шврвие, Дает рекомендации по режиму. Но важная роль принадле-яеит также инструктору ЛФК, педагогу-дефектологу, логопеду и, конечно, родителям. В данном пособии представлены основные направления и содержание работы инструктора ЛФК, педа-гога-дефектолога, логопеда, работающих с детьми с задержкой двигательного, психического и доречевого развития. Многие упражнения могут использоваться и родителями; но прежде чем родители начнут работу по стимуляции психомоторного развития своего ребенка, они обязательно должны получить консультацию лечащего врача и вести работу под его непосредственным контролем. В условиях специальных учреждений системы здравоохранения и образования коррекцион-ная работа определяется режимом учреждения под руководством лечащего врача и заведующего отделением. Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии Развитие ребенка на первом году можно условно разделить на 5 основных этапов: I — период новорож-денности; II — 1—3 мес.; III — 3—6 мес.; IV — 6—9 мес.; V — 9—12 мес. На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые служат показателями возрастного развития и определяют его последовательный ход. Для выявления нарушений психомоторного развития на первом году жизни прежде всего необходимо знать основные этапы развития здорового ребенка. Период новорожденное™ Моторное развитие. Характеристику моторного развития дает сочетание позы ребенка в покое, состояние мышечного тонуса, тонических рефлекторных реакций, безусловно-рефлекторной деятельности, активной деятельности. Для периода новорожденности характерна флексорная (сгибательная) поза, обусловленная повышенным тонусом сгибателей, которая выражена симметрично. Руки согнуты во всех суставах, приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большой палец приведен к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены бедра. При пассивном разгибании рук и ног флексорная гипертензия преодолевается без большого труда. Спонтанная двигательная активность больше выражена импульсивными, хаотичными некоординированными движениями. При тракции за руки (в положении ребенка на спине берут е_. ру^Я за запястья и медленно тянут на себя) голова невдодш^рсает назад, руки полусогнуты, ноги полусогязЯМ11РрЯ1РЯвны.
4*Лволожении на животе сохраняется не резко выра-Лижипп флексорная поза. Руки под грудной клеткой, ноги совершают попеременные сгибания и разгибания •рефлекторное ползание). Голова повернута в сторону (Защитный рефлекс). В положении горизонтального подвешивания голова свисает, хотя временами ребенок пытается ее поднять, туловище и конечности в полусогнутом состоянии. В положении вертикального подвешивания (с поддержкой под мышки) ноги совершают попеременные сгибательно-разгибательные движения, но больше сгибательные. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах, опираясь на полную стопу (рефлекс опоры), контроль головы слабый. При наклоне корпуса вперед ноги совершают попеременные шаговые движения (рефлекторная ходьба). Если вложить палец в ладонь ребенка, то он зажимает его (хватательный рефлекс). Рефлекс Моро проявляется в 2-х фазах: при любом воздействии (хлопок по столу) ребенок сначала разводит руки в стороны, а потом «обнимает» себя. При проведении пальцем паравертебрально (на 1 см снаружи от позвоночника) от ягодицы до головы ребенок изгибается в эту же сторону (рефлекс Таланта). Итак, в период новорожденности у ребенка в норме можно вызвать рефлексы врожденного автоматизма: защитный, хватательный, Моро, опоры, автоматической ходьбы, ползания, Таланта. Рефлексы вызываются симметрично. К 3-й неделе ребенок в положении на животе делает попытку приподнять голову. К концу первого месяца жизни у ребенка формируется лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову (в положении на животе или на спине ребенок поднимает и удерживает голову). При нарушении моторного развития в период новорожденности у детей могут отмечаться различные варианты нарушений мышечного тонуса. Повышение мышечного тонуса (гипертонус) выражается в общей скованности: ребенок сохраняет флек-сорную позу при всех манипуляциях. Руки согнуты и приведены к туловищу или разогнуты и пронированы (повернуты ладонью вниз) в предплечьях. При пассивных движениях ощущается повышенное сопротивление разгибанию и сгибанию конечностей. Формируется аддукторный спазм: бедра приведены, тенденция к перекресту голеней. Реже повышен экстензорный тонус, то есть тонус мышц-разгибателей. При мышечной гипотонии ребенок, наоборот, лежит с разогнутыми во всех суставах конечностями (поза лягушки). Выраженность этой позы зависит от степени гипотонии. Уменьшено сопротивление любым пассивным движениям, их объем значительно увеличен. Спонтанная активность при всех нарушениях мышечного тонуса снижена. Степень выраженности нарушений может быть различной — от тенденции к мышечной гипер- или гипотонии до выраженных изменений. При тракции за руки: при мышечной гипотонии голова запрокинута назад и не подтягивается за руками и туловищем. При мышечной гипертонии руки не разгибаются, отсутствует этапность подтягивания к рукам. В положении на животе флексорная поза усилена, ребенку трудно повернуть голову в сторону (отсутствует защитный рефлекс) и лежать на животе. При мышечной гипотонии ребенок принимает позу лягушки. В положении горизонтального подвешивания (на руке взрослого) при мышечной гипертонии отмечается сгибательное положение конечностей (больше рук и, в меньшей степени, ног), голова опущена. При мышечной гипотонии голова и конечности свисают как плети, флексорная поза не удерживается. В состоянии вертикального подвешивания под мышки при мышечном гипертонусе преобладают сгибатель-ная или разгибательная поза. Поставленный на опору ребенок резко разгибает ноги, иногда запрокидывает голову. При снижении тонуса ноги остаются разогнутыми, опорная реакция ослаблена или отсутствует. При резком повышении мышечного тонуса четко выражен асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР), который вызывает асимметрию мышечного тонуса и позы. А ТИТР проявляется в том, что при повороте головы в сторону разгибаются конечности, в направлении которых повернута голова; ребенок «позу фехтовальщика». Однако в период ценности это бывает редко. Безусловные реф-„гчаще угнетены. В отдельных случаях они могут ___,„ усилены, особенно рефлекс Моро, который может быть «спонтанным», т. е. проявляться при любом внешнем воздействии и даже в покое. Возможная асим-метрия рефлексов связана в большей степени с периферическим поражением нервов или клеток передних рогов спинного мозга, реже обусловлена центральными гемипарезами. К концу первого месяца жизни у ребенка не формируется лабиринтный установочный рефлекс на голову. У здорового доношенного новорожденного при крике или возбуждении может наблюдаться тремор рук и подбородка. Физиологическим он может считаться на первой неделе жизни, далее он свидетельствует о повышении процессов возбуждения в центральной нервной системе. Крайним выражением повышения возбудимости являются судороги. Следует отметить, что мышечная гипотония у новорожденных встречается значительно чаще и может быть симптомом почти всех неврологических и соматических заболеваний. Ее выраженность, длительность и сочетание с другой симптоматикой имеет большое диагностическое и прогностическое значение. Легкая мышечная гипотония в период новорожденности может быть симптомом незрелости и тогда достаточно быстро исчезает. Локальная гипотония характерна для травматического поражения периферических нервов или в редких случаях является симптомом аномалии развития спинного мозга. Познавательное развитие. В период новорожденности при нормальном развитии идет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций: в возрасте 10 дней ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), в возрасте 20 дней — неподвижный предмет (лицо взрослого). Плачущий ребенок умолкает и прислушивается при сильном звуковом раздражителе. В возрасте 1 месяца отмечается зрительное сосредоточение и плавное прослеживание движущегося предмета; длительное •иэ, 'ИИ хи> •ки ЕЮ din 'ЕЖ ИИ гач •ки иш хн; 'яэ! слуховое сосредоточение (прислушивается к звуку; рушки, голосу взрослого). В ответ на ласковое щение взрослого у ребенка появляется положительна эмоциональная реакция в виде «ротового внимания! и улыбки. Нарушение познавательного развития у детей двигательной патологией проявляется в том, что даже к концу периода новорожденности у них часто нет тельного и слухового сосредоточения, «ротового мания», прослеживания движущегося предмета. Оп4 тические и слуховые раздражители вызывают защит-} но-оборонительные реакции в виде вздрагивания, ми* гания век, плача. Имеющиеся у некоторых детей ори-»! ентировочные реакции носят слабо выраженный по*| знавательный характер. Период бодрствования корот-! кий, на его фоне возникают отрицательные реакции. Нередко дети много и беспричинно кричат или, наоборот, сонливы. Эмоциональное общение детей с окружающими выражено слабо (они не улыбаются). Доречевое развитие. Первый период доречевого развития — безусловно-рефлекторный, когда ведущее значение для жизнедеятельности организма имеют безусловные пищевые и защитные рефлексы. Голосовые реакции — звуки, произносимые новорожденным и неотделимые от его жизненно важных физиологи-1 ческих функций. Помимо крика к голосовым реакци-j ям новорожденного относят кашель, чихание, звуки! при сосании, зевании. Крик в норме громкий, чистый, I среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удли-1 ненным выдохом (уа-а-а-), длительностью не менее одной-двух секунд, без интонационной выразительно-! сти. Временами ребенок издает отдельные гортанные звуки, средние между а и э. У детей выявляются следующие безусловные пище-1 вые и оборонительные рефлексы, которые при нор-| мальном развитии проявляются с рождения, а зате» постепенно ослабевают и угасают: 1) ладонно-рото-головной рефлекс (Бабкина). Вы-| зывается давлением на ладонь в области возвышения! большого пальца, при этом рот открывается, голо! сгибается. Ослабевает к концу 1-го месяца жизни пропадает к 3-м месяцам;
2) губной рефлекс. При похлопывании по одному 3) хоботковый рефлекс. Раздражение в области се недель; 4) поисковый рефлекс. Раздражение щеки в облас 5) сосательный рефлекс. При тактильном раздраже
6) глотательный рефлекс. Вызывается тактильной 7) рототкрывающий рефлекс. Вызывается зритель 8) жевательный рефлекс появляется с 7 месяцев и Нарушение доречевого развития проявляется в том, что различные патологические состояния могут приводить к затруднению или невозможности осуществления даже примитивных голосовых реакций. Нарушения тонуса артикуляционной и дыхательной мускулатуры делают крик ребенка слабым, коротким, высокого тона. При крике может отсутствовать преобладание второй фазы (уа вместо уа-а-а). Иногда изменяется и звуковая сторона крика. Он может быть пронзительным, резким или очень тихим, в виде отдельных всхли- пываний или вскрикиваний, которые ребенок обычно производит на вдохе. Крик бывает настолько тихим, что только по мимическим реакциям (гримаса на лице) можно догадаться, что ребенок плачет. В тяжелых случаях крик может отсутствовать совсем (афония). Иногда отмечается хныканье, несвойственное здоровым новорожденным. У ребенка со слабостью дыхательной мускулатуры ослаблен или отсутствует кашлевой тол- j чок, он плохо чихает. Голосовые реакции новорожденного с двигательны-1 ми нарушениями могут быть бедными или отсутство-. вать совсем вследствие угнетения центральной нервной i системы. В этом случае ребенок не произносит даже отдельные гортанные звуки. В первые недели и месяцы жизни у детей с двигательной патологией рефлексы орального автоматизма чаще всего ослаблены, угнетены или не проявляются совсем, что затрудняет кормление детей и препятствует развитию голосовых реакций. II период (1-3 месяца) Моторное развитие. В этом периоде при нормальном развитии происходит постепенное уравновешивание мышечного тонуса сгибателей и разгибателей. Флексорная поза еще сохраняется, но уже менее выражена. Нарастает объем движений в конечностях, особенно активизируются руки. Ребенок может подносить их ко рту. К концу периода может короткое время удерживать вложенную в руку игрушку. К третьему месяцу ребенок может временами сгибать руку j без сгибания пальцев. Сопротивление пассивным дви-; жениям уменьшается. К концу этого периода ребенок J совершает активные повороты головой в стороны, осо- j бенно на звуковой стимул. На третьем месяце, лежа] на спине, малыш пытается поднять голову сначала в i поисках груди во время кормления, затем при виде j матери или яркой игрушки. При потягивании за руки ребенок сгибает голову и I пытается подтянуть тело к рукам, ноги также сгиба- j ются, голова приближается к уровню плеч. Лежа на; животе, сохраняется умеренная флексорная поза. Го- лова периодически поднимается над поверхностью, к концу периода она поднята и активно поворачивается в стороны. Ноги полусогнуты и совершают попеременные движения. К третьему месяцу, поднимая голову, ребенок опирается на предплечья, руки полуразогнуты в локтевых суставах. При удержании в горизонтальном подвешивании на руке.исследователя, ребенок устанавливает голову в срединном положении на уровне плеч. Руки слегка согнуты, немного отведены от туловища. При вертикальном подвешивании ребенок удерживает голову к концу периода. Поставленный на опору, он выпрямляет туловище, однако опора может быть не такой хорошей, как до 2 месяцев. Безусловные рефлексы, ярко выраженные в начале периода, к его концу начинают угасать и в первую очередь реакция опоры и автоматической ходьбы. Опора возможна на наружный край стопы с подогнутыми пальцами. На фоне угасающих рефлексов реакция Моро остается ярко выраженной, особенно у возбудимых детей. Нарушение двигательного развития в этот период характеризуется следующими проявлениями. Вместо уменьшения флексорного тонуса (мышц-сгибателей) с возрастом тонус сгибателей остается повышенным или даже происходит нарастание мышечного тонуса. Мышечный гипертонус возможен у недоношенных, незрелых, гипервозбудимых детей. Объем активных движений может быть снижен, особенно отсутствует активизация рук, кисти остаются постоянно сжатыми в кулачки. Патологическим симптомом является и сохраняющееся снижение мышечного тонуса. Мышечная гипотония часто встречается при соматических заболеваниях, рахите, гипоксии тяжелой степени, наследственных нарушениях обмена, нервно-мышечной патологии, аномалиях развития мозжечка или спинного мозга, эндокринопатиях. Патологическим признаком является появление дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса). В норме на животе поза сохраняется флексорной| руки располагаются под грудью, ноги согнуты в бе; pax и коленях, таз приподнят, реже ноги разогнуты^ При преобладании экстензорного тонуса лежащий н«животе ребенок резко запрокидывает голову, не раз-| гибая рук. При мышечной гипотонии поза остаетс* распластанной, ноги разогнуты, руки согнуты в лок-| тях и находятся параллельно грудной клетке. Возмож^ на и другая поза: руки разогнуты и отведены назад^ Опора на руки практически отсутствует. При тракции за руки голова запрокинута, сопротив-* ление разгибанию рук усилено при повышенном тону-* се и снижено при гипотонии. При преимущественно» поражении одной стороны симптоматика может бьп асимметричной. В горизонтальном положении подвешивания лицо» вниз при повышенном тонусе руки согнуты, прижаты! к туловищу, плечи отведены назад, голова опущена,! ноги могут быть в любой позе. При мышечной гипото-| нии поза не сохраняется, голова, руки и ноги свисают.! В вертикальном положении с поддержкой под мышки голова опущена вперед или запрокинута назад (отсут- ] ствие контроля головы). При опоре ноги разгибают-] ся, бедра приведены, возможен перекрест на уровне голеней. При гипотонии мышц опора отсутствует, ре-] бенок провисает. В случае гипертонуса активизируется асимметрич-1 ный шейный тонический рефлекс (АШТР), который! является причиной асимметричной позы. Может за-| фиксироваться постоянный поворот головы в одну сторону. Сохранность других тонических рефлексов также должна настораживать, так как они оказывают патологическое влияние на позу и мышечный тонус соот-| ветственно выраженности. Безусловные рефлексы вы-1 зываются в начале этого возрастного периода, реакции! опоры и шаговый угасают к двум месяцам. Наличие к] концу 3-го месяца автоматической ходьбы, часто с пе-3 рекрестом голеней, свидетельствует о повышенных! возбудимости и тонусе. Реакции выпрямления отсут-] гтвуют или развиваются недостаточно по сравнению с| возрастной нормой. В положении на животе ребенок! dxo поднимает голову и не удерживает ее, не выдви-. руки вперед, не опирается на предплечья. Поэто- я не любит лежать на животе. Дети с гипертону-мышц и мышечной дистонией пытаются поднять голову, но не удерживают ее, как должны по возрасту. Дети с выраженной спинальной патологией даже не пытаются ее поднять. Иногда установочный рефлекс присутствует, но быстро истощается, может быть асимметричным. В некоторых случаях малыши удерживают голову только в облегченных положениях (с валиком под грудью). Выраженная задержка лабиринтного установочного рефлекса является неблагоприятным прогностическим признаком. В этом возрастном периоде становится выраженной кривошея, если она обусловлена поражением нервной системы (отмечается вынужденный наклон и поворот головы в сторону). При врожденном или травматическом поражении грудино-ключично-сосцевидной мышцы голова наклонена в пораженную сторону и повернута в противоположную. При спастической кривошее, обусловленной выраженным АШТР, голова повернута в сторону руки с высоким экстензорным тонусом, при этом наклона не отмечается. Задержка угасания безусловных рефлексов возможна у недоношенных и незрелых к сроку рождения детей. Активизация рефлексов врожденного автоматизма вместо постепенного их угасания свидетельствует о нарушении в развитии ребенка. Четкое проявление АШТР на фоне физиологического снижения флексор- ного тонуса возможно, но в отличие от патологического проявления держится всего несколько секунд и быстро компенсируется ребенком самостоятельно. Познавательное развитие. При нормальном развитии во II периоде в ответ на положительное эмоциональное общение со взрослым ребенок проявляет «комплекс оживления» — сочетание улыбки и начальных звуков гуления с общим мимическим оживлением и двигательной активностью. У ребенка отмечается длительное зрительное сосредоточение и прослеживание предмета (во всех направлениях). Возникает поисковая реакция: ищущие по- вороты головы при длительном звуке. Ребенок начинает различать интонации голоса взрослого (по-разному реагирует на ласковый и сердитый голос). К концу II периода в норме большинство безусловных рефлексов значительно ослабевает, что выражается в их непостоянстве, быстрой истощаемости при повторных раздражениях, фрагментарности. У детей появляется движение руки к объекту. Нарушение познавательного развития в этот период проявляется в следующем. У детей с двигательной патологией чаще всего преобладают отрицательные эмоциональные реакции, не наблюдается их выразительность и дифференцированность. Улыбка отсутствует или вызывается с трудом после повторной стимуляции и длительного латентного периода. «Комплекс оживления» обычно не сформирован. Нет реакции «глаза в глаза» со взрослым. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции неполноценны или отсутствуют. Ребенок плохо фиксирует взгляд на предмете, реакция прослеживания фрагментарная, быстро истощается. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель, которая находит свое выражение в защитно-оборонительных реакциях в виде вздрагивания и мигания. Объем активных движений в руках снижен. Отсутствует движение руки к объекту. Доречевое развитие. II период доречевого развития характеризуется новым, качественным обогащением — появлением интонационной выразительности в крике, начального гуления и смеха. На 3-м месяце крик как выражение отрицательных эмоций приобретает различный характер в зависимости от того, чем он вызван. По характеру крика можно определить состояние ребенка. Ребенок по-разному, определенными интонациями в крике сигнализирует окружающим о чувстве голода, болевых ощущениях, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками. В интонации крика на фоне неудовольствия проскальзывают нотки требования (в лице — мимика гнева, «протестующие» движения руками и ногами). Постепенно частота крика снижается, вместо него появляется начальное гуление (гуканье) на фоне положительного эмоционального состояния (повторно произносит различные гласные и гортанные согласные). При этом появляется первый смех, радостные повизгивания. Нарушение доречевого развития у детей с двигательной патологией проявляется в том, что крик остается однообразным, непродолжительным, тихим, мало модулированным, нередко с носовым оттенком. Интонационная выразительность крика не развивается: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие оттенки радости, недовольства, требования. Крик не является средством выражения состояния ребенка и его желаний, т. е. не может служить средством общения с окружающими. Даже к концу этапа начальное гуление отсутствует. Часто отмечается задержка угасания и даже усиление рефлексов орального автоматизма. Например, если на I этапе отмечалась ослабленность сосательного рефлекса, то на II этапе сосательные движения могут быть усилены и ребенок не в состоянии их притормозить в паузах между кормлением, т. е. сосание остается сугубо рефлекторным актом и в него не включаются элементы произвольной регуляции. У детей с двигательной патологией в первые месяцы жизни выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активности. При выраженности двигательных нарушений задерживается развитие произвольных голосовых реакций, крик не приобретает интонационной выразительности и имеет крайне ограниченное значение в развитии общения ребенка со взрослым. Ill период (с 3 до 6 месяцев) Моторное развитие. В этот возрастной период поза ребенка определяется развивающимися выпрямляющими реакциями туловища. В положении на спине конечности в полусогнутом положении, кисти почти постоянно открыты. Поза зависит от двигательной активности ребенка. Физис логическая гипертония сгибателей сменяется нормал! ным мышечным тонусом. Сопротивление пассивны! движениям практически отсутствует. Объем движе! в конечностях полный. В этом периоде ребенок, ле> на спине, часто принимает позу «лягушки»: бедра col гнуты, повернуты кнаружи, колени также нескольку направлены кнаружи. Из этого положения, слегк| приподнимая таз, ребенок двигает ногами вперед лицу, играет ногами и даже тянет их в рот. Самым ва ным показателем этого периода является движение pj и независимость движений головы и конечностей! Малыш все чаще поворачивает голову, поднимает pj вверх, поднимает их до уровня глаз и выше, тянется i игрушке, захватывает, перекладывает ее из руки руку, подносит ко рту, ощупывает одежду, перебира» ет ее пальчиками, складывает руки. Захват предме-i та — это первое целенаправленное движение грудног ребенка. В начале периода возможен захват предмете только перед грудью, а к концу периода ребенок спс собен взять предмет, находящийся над лицом или сб ку. К 6 месяцам реакция хватания совершенствуете* с точки зрения быстроты ее возникновения и точност! захвата. Акт хватания связан с формированием зри| тельно-моторной координации, которая является уз ловой в этот период. При потягивании за руки на 5 месяце жизни голое с туловищем располагаются по одной линии, ноги слег ка согнуты. К 6 месяцам голова сгибается еще боль| ше, голова притягивается к груди. Четырехмесячн! ребенок пытается повернуться на бок. Сначала повС рот осуществляется «блоком»: сгибает голову, повор^ чивает ее в сторону, за головой следует туловищй К концу третьего периода ребенок осваивает поворс со спины на живот с элементами ротации между пл«чевым поясом и тазом. Затем возникают повороты во* руг оси тела, начиная с нижней части: поворот ног дет к повороту верхней части туловища. В положен! на животе постепенно исчезает флексорная поза. Фо| мируется разгибание головы и выпрямление туловл ща, что способствует дальнейшему выпрямлению В возрасте 4—5 месяцев ребенок лежит на животе, ош дсь на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть. Голова по средней линии, ноги разогнуты. К концу этого периода возможна опора на ладони вытянутых рук с приподнятой грудной клеткой. К концу третьего периода в положении горизонтального подвешивания голова поднята, туловище и ноги разогнуты. Развивается оптическая реакция на опору рук: при приближении к столу руки ребенка выпрямляются и вытягиваются к опоре. В положении вертикального подвешивания ребенок в ответ на зрительные и слуховые раздражители свободно поворачивает голову, подтягивает ноги к животу. Поставленный на опору, выпрямляет голову и туловище. Опора к 6 месяцам становится хорошей. Тонические шейные и лабиринтный рефлексы с 4 месяцев на мышечный тонус и позу не оказывают никакого влияния, только во сне ребенок может принимать асимметричную позу. Безусловные рефлексы, за исключением сосательного и Моро, уже не вызываются. Отдельные компоненты рефлекса Моро могут сохраняться до 6 месяцев. Нарушение двигательного развития проявляется в том, что у детей с двигательной патологией при наличии повышенного мышечного тонуса сохраняется патологическая поза: сгибательная, разгибательная или асимметричная, говорит о патологическом развитии центральной нервной системы. При патологии отмечается выраженное сопротивление пассивным движениям, уменьшение их объема. В третий возрастной период сохранение мышечного тонуса, как правило, сочетается с тоническими рефлексами, которые задерживают нормальную постуральную активность. В положении лежа на спине заметна тенденция к разгиба-тельному положению головы, туловища и конечностей. Разгибательная поза рук сочетается с пронацией предплечий и кистей и сгибанием пальцев, разгиба-тельное положение ног сочетается с приведением и внутренней ротацией бедер, иногда перекрестом ног на Уровне голеней и подошвенном сгибании стоп. В положении на животе усиливается, а не уменьшается флексорный тонус. Руки продолжают распо- лагаться под грудью, их трудно отвести в сторо* выдвинуть вперед. При этом ноги слегка разогнут^ таз поднят. Такая поза обусловлена влиянием шеш го тонического рефлекса (ШТР). В случае легкого поражения диагностика затру| нена, поэтому можно провести пробы, выявляю! незначительные нарушения двигательного развита • на разгибание головы и шеи лежа на спине; • на тракцию за руки; • на АШТР; • на отсутствие шейной выпрямительной реакции;1! • на спазм аддукторов бедер; • на защитный поворот головы; • на флексорную спастичность мышц; • на опорную функцию рук. В этот возрастной период безусловные рефлекс! уже не вызываются, кроме рефлексов сосательного | Моро (до 5 месяцев). У глубоко недоношенных де отдельные рефлексы могут сохраняться более длите но. Повышение мышечного тонуса в сочетании с поа тоническими рефлексами препятствует формирован! возрастных двигательных навыков, нарушает npoi вольную активность, в первую очередь рук. Затруди ны направленные движения рук к игрушкам, захвг если и получается, то в пронаторной позе предплечв и кисти. Из-за выраженного АШТР ребенок не мо> поднести руку и игрушку ко рту. При мышечной гипотонии сопротивление nacci ным движениям снижено вплоть до полного otcj ствия. При выраженной гипотонии с рождения к 6-1 месяцу могут сформироваться разгибательные ко| трактуры. Такие дети предпочитают лежать на спш к игрушке не тянутся, вложенную в руку игруш! быстро выпускают. В этот период еще больше заме задержка развития цепных установочных рефлексе Мышечная гипотония в этом периоде может свр тельствовать о перинатальном поражении мозга, чинающемся рахите, соматических заболеваниях,: рушении питания, эндокринной патологии, нерв! мышечных заболеваниях. Мышечная гипотония всле ие перенесенной гипоксии чаще всего к 3-му месяцу жизни через период нормализации мышечного тонуса переходит в гипертонус. Встречается и мышечная дистония, характерная для недоношенных детей, детей с низкой массой тела. Синдром мышечной дистонии характеризуется сменой гипо- или нормотонии мышц в покое мышечным гипертонусом при попытке пассивных движений или попытке произвести активное движения, а также при положительных или отрицательных эмоциях. Выраженная мышечная гипотония задерживает развитие выпрямительных реакций так же, как и гипертонус. Нарушение двигательного развития с 4 до 6 месяца сопровождается задержкой цепных выпрямительных реакций туловища. В этом случае, лежа на животе, ребенок не опирается на предплечья, не поднимает голову и не удерживает ее в срединном положении или делает это как в более раннем возрасте. В положении на спине не формируется сгибание головы и подтягивание. При тракции за руки ребенок не подтягивается к рукам, а откидывается назад или поднимается вместе с согнутыми руками «дощечкой». Полностью отсутствуют или слабо выражены попытки к повороту на бок и на живот. При одностороннем поражении поворот осуществляется только через пораженную сторону. В положении горизонтального подвешивания при высоком тонусе мышц сохраняется флексорная поза. При мышечной гипотонии голова и конечности свисают. При вертикальном подвешивании дети с гипертонусом мышц плохо удерживают голову, с трудом поворачивают ее в сторону. При приближении к поверхности — опора на пальцы. При гипотонии, даже к концу периода, опора практически отсутствует: нет разгибания туловища, ноги подгибаются. При дистонии мышц опора в полусогнутом положении. Таким образом, нежелание ребенка 4—5 месяцев лежать на животе, невозможность в этот период удерживать голову по средней линии в горизонтальном и вертикальном положении, отсутствие опоры на предплечья в положении лежа на животе, задержка попыток
поворотов на бок после 4 месяцев и на живот после \ месяцев не только самостоятельных, но и при стш ляции игрушкой, наличие патологического мышечн<| го тонуса и тонических рефлексов, а также поворс «блоком» (отсутствие ротации между плечевым поясо|| и тазом) являются диагностическими критериями i держки двигательного развития. Познавательное развитие. У здорового ребенка < 3 до 6 месяцев отмечается дальнейшее развитие тельных и слуховых ориентировочных реакций. Сове шенствуется слуховое и зрительное сосредоточение 1 прослеживание в любом положении (лежа на спин«на животе, на руках у взрослого). К 4 месяцам нок локализует звук в пространстве (поворачивает: лову в сторону невидимого источника звука и наход! его). К 5 месяцам совершенствуется общение ребеш со взрослыми, начинает дифференцироваться «ков леке оживления». Возникает ориентировочная реакция: прежде че вступить в контакт, ребенок внимательно всматрива ется в лицо взрослого. Отличает близких людей от 4J жих (по-разному реагирует на лицо знакомого и н| знакомого человека). При виде чужих людей перест| ет улыбаться, усиленно и напряженно их рассматр! вает, может заплакать. Появляется новая эмоционал| ная реакция — радость при узнавании матери и кр! после ее ухода. Ребенок различает ласковую и строг интонацию обращенной к нему речи. К 6 месяцам: лыш узнает по звучанию свое имя. Важнейшими достижениями на этом этапе являет) ся развитие функциональных возможностей кистей j пальцев рук (умение захватывать предмет, удерживав и манипулировать). В 4—5 месяцев ребенок начиная тянуться к игрушке и захватывает ее, развивается зр^ тельно-моторная координация (взгляд направляет контролирует движение руки). Захват предмета — ne|i вое целенаправленное действие грудного ребенка. Хв| тание постепенно совершенствуется, ребенок свобод но берет игрушку из разных положений и начина^ осуществлять простейшие манипуляции. Нарушение познавательного развития у детей с двигательной патологией характеризуется тем, что эмоциональное общение со взрослыми кратковременно, ориентировочная реакция быстро переходит в реакцию страха. В реакции на новое эмоциональный компонент преобладает над познавательным (в новой обстановке ребенок начинает кричать, плакать). «Комплекс оживления» часто неполноценен и не дифференцируется (из-за выраженных двигательных нарушений). Прослеживание за предметами фрагментарное, ребенок не изучает игрушку, не «ощупывает» ее взглядом и после некоторого сосредоточения теряет к ней интерес. Интерес к игрушкам и окружающим предметам снижен. Ребенок предпочитает рассматривать свои руки, а не игрушки. Локализация звука в пространстве чаще не выражена. Иногда сохраняется повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель в виде вздрагивания, мигания век, плача. В тяжелых случаях при выраженных двигательных нарушениях отсутствует зрительно-моторная координация: ребенок не тянется к предмету и не захватывает его. Движения рук замедленны, некоординирован -ны. У многих отмечается патологическое состояние кистей рук, характеризующееся приведением большого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В более легких случаях зрительно-моторная координация неполноценна, она только начинает развиваться (ребенок тянется к предмету, но захват не удается; он может удержать вложенную игрушку, но не дотягивает ее до рта). Доречевое развитие. У здорового ребенка в III период появляется истинное или певучее гуление, которое отличается от начального разнообразием звуков с преобладанием сочетаний гортанных и гласных, продолжительностью, певучестью, интонационной вариабельностью. Звуки гуления возникают на выдохе, что является своеобразной тренировкой речевого дыхания, и произносятся спонтанно, с открытым ртом. В период певучего гуления наиболее интенсивно развивается интонационная система языка. Звуки, составляющие гуление, уже приближаются к стандартным
фонемам, которые выступают как самостоятельны! речевой сигнал. На этом этапе отмечается переход чисто рефлек^ торных звуков в социализированные, т. е. звуки ления все больше и больше начинают выполнять фун* кцию общения ребенка с окружающими. Ребенок ак«| тивнее гулит в присутствии других людей. В период певучего гуления произнесение звуков не сопровож. дается общими, диффузными движениями и не явля-j ется составной частью «комплекса оживления», кг это было в предыдущий период. Постепенно диффуз^ ные движения притормаживаются, ребенок как бы со*| средотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Прислушиваясь и подражая! самому себе, ребенок произносит цепочки звуков. Самоподражание в гулении — новое качественное приобретение в доречевом развитии ребенка в данный| период. Репертуар звуков гуления постепенно обогащается, .-, удлиняются цепочки звуков и, наконец, появляется сочетание губных звуков с гласными (па, ба, ма), 41 свидетельствует о переходе к следующему этапу доре-* чевого развития — лепету. Патология голосовых реакций у детей с двигатель^ ными нарушениями в III периоде развития может быт выражена в разной степени: в виде полного отсутствш или неполноценности, специфических особенносте! произнесения звуков гуления. Полное отсутствие лосовых реакций отмечается лишь у детей с тяжел! поражением нервной системы. У многих детей гуле ние появляется в более поздние сроки. Неполноцен| ность голосовых реакций проявляется в отсутствии ил! бедности интонационной выразительности гуления, i сутствии даже элементов самоподражания, бедное! и однообразии звуковых комплексов, редкости их воз никновения. Однообразие звуков сочетается с их спе| цифическим произнесением: звуки тихие, нечеткие часто с носовым оттенком, не соответствующие фоне тическим единицам языка. Большинство детей с двигательной патологией данный период издает редуцированные (усредненныё| гласные звуки и их сочетания (а, э, аэ, эо) — спонтанно или при общении со взрослым. Эти короткие звуки гуканья, как правило, не имеют интонационной окраски. Отдельные недифференцированные звуки представляют собой элементы гуления. При этом они короткие, лишены певучести звучания. Заднеязычные звуки (г, к, х) в гулении часто отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Недостаточная активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализатора. IV период (6-9 месяцев) Моторное развитие. IV период характеризуется разнообразной двигательной активностью нормально развивающегося ребенка. Малыш часто меняет позу, быстро поворачивается на живот, свободно крутится на животе с вытянутыми и отведенными в стороны ногами. В положении на животе ребенок высоко поднимает голову, поворачивает ее во все стороны, а иногда и назад, опирается на вытянутые руки и легко переносит центр тяжести с одной руки на другую. Опираясь на одну руку, он другой тянется к игрушке. В начале этого периода появляется попытка к ползанию назад. К 8 месяцам ребенок начинает двигаться вперед к игрушке. Может повернуться с живота на спину. Встает на четвереньки. В начале этого периода ребенок, как правило, садиться самостоятельно еще не может. Посаженный ребенок в 6—7 месяцев сидит непродолжительное время. Если взять лежащего на спине ребенка за руку и слегка подтянуть, он тотчас же садится, опираясь на ДРУгую руку. В 7—8 месяцев малыш может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной и даже садиться самостоятельно из положения стоя на четвереньках или с поворотом на бок. В 8—9 месяцев ребенок начинает самостоятельно вставать, ухватившись за сетку кровати или манежа, сначала на колени, а затем на ноги. Наряду с верхним появляется нижний рефле* Ландау, при котором в горизонтальном подвешивай! ребенок разгибает голову, верхнюю часть туловища, i затем таз и ноги, образуя дугу, открытую кверху. позу он не может удерживать длительное время, после отдыха рефлекс можно вызвать опять. Посд 7 месяцев одновременно с вставанием на четверены ползанием, сидением формируются реакции равно! сия. С улучшением контроля над положением тулов! ща руки освобождаются для более дифференцирова ных действий. В 7—8 месяцев ребенок стучит, разма хивает игрушками. В этот период совершенствуете^ функция доставания и захвата (с использованием бш шого пальца). О нарушении моторного развития в IV период сви| детельствует наличие патологической, не соответствуй ющей возрасту позы на животе и спине; невозможное! самостоятельно изменить положение тела; снижени| возрастной спонтанной двигательной активност! Даже при легком поражении изменение мышечног тонуса выявляется при внешнем осмотре и наблюде нии за поведением ребенка. В соответствии с преобл данием типа повышения тонуса (флексорный или э* стензорный) меняется поза в покое, причем не тольк<| туловища и головы, но и рук. В период возбужден! нарушения становятся более выраженными, проявле ния дистонии и дистонические атаки — более явнь ми. Задержка двигательного развития на более ранне стадии, отсутствие оптической опоры рук, позы на: воте, невозможность приподняться на вытянутых ках, невозможность манипулировать одной рукой пр опоре на трех других конечностях, патологическая one pa на пальцы, а не на полную стопу свидетельствуют i поражении нервной системы. Если ребенка посадит то он не в состоянии удержать правильную позу кратковременно. Поворачивается только блоком, рея ции равновесия не выражены. Нет попыток перед] гаться или передвигается неправильным способом.< сутствие попыток принять вертикальную позу к 9 м«сяцам — важный признак нарушения развития двш ний в этот период. Познавательное развитие. Для нормального развития познавательной деятельности ребенка в IV периоде характерным является появление начального понимания обращенной речи (выделение по слову близких людей, нескольких знакомых предметов, игрушек, часто называемых и находящихся в определенном месте; выполнение разученных ранее действий — «ладушки», «досвидания», «дайручку»). Ребенок осуществляет неспецифические манипуляции с предметами, т. е. действует стереотипно, одинаково, не учитывая даже физических свойств предметов (перекладывает из руки в руку, стучит, трясет ими, похлопывает по ним рукой, тянет в рот, сосет, бросает). Все действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными по интонации голосовыми реакциями, выражающими удивление, радость, неудовольствие. Все это — проявления активной познавательной деятельности, которая формируется на основе зрительно-моторного манипулятивного поведения. Нарушение познавательного развития у детей с двигательной патологией проявляется в том, что у них часто отмечается слабость слуховых дифференцировок на голос, тон, недостаточность слухового внимания и трудности определения звука в пространстве, что задерживает развитие начального понимания обращенной речи. Ориентировочная реакция на новое лицо недостаточна и не переходит в познавательный интерес. Отсутствует готовность к совместной деятельности со взрослым, стремление к подражанию. Ребенок не выполняет разученные ранее действия. Вместо ориентировочной реакции и манипулятивной деятельности выражены общий «комплекс оживления» и подражательная улыбка. В тяжелых случаях дети пассивны, не интересуются окружающим, эмоциональные реакции бедные, маловыразительные. Зрительно-моторная координация только начинает развиваться. Чаще всего дети не совершают неспецифических манипуляций с предметами. Начинает развиваться функция хватания, но она несовершенна. При захвате движения пальцев недифференцированные, расположение их на предмете случайно. Доречевое развитие. При нормальном развит Лепет имеет важное значение в развитии речи* В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. Повторное произнесение слогов под контролем слух& способствует формированию необходимой для речи слухо-вокальной интеграции. Ребенок сначала повторяет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхола-лия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). Для этого он должен слышать звуки, от бирать наиболее часто слышимые и моделировать свою собственную вокализацию. Стадия канонической кализации характеризуется повторением двух одина* ковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да). Кроме ти? пичных повторяемых слогов, ребенок произносит отдельные слоги и гласные звуки. В лепете кажды: звук артикулируется на выдохе, т.е. тренируется к< ординация между дыханием и артикуляцией. Характерна определенная последовательность в п> явлении звуков лепета. Согласные звуки появляют в следующем порядке: гортанные г, к х; губные и гу но-носовые б, м; зубные и зубно-носовые т, д, к. С ди гласных раньше всего появляются гласные перед» среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерно] является тенденция к сглаживанию артикуляции г. ных звуков. Примерно с 6—7 месяцев лепет приобретает соци лизированный характер. Ребенок больше лепечет пр; общении со взрослым. Он слушает речь других и п степенно начинает использовать голосовые реакц для привлечения внимания окружающих. Нарушение доречевого развития проявляется в то: что на этом этапе для детей с двигательными расстро ствами характерна низкая голосовая активность. Л пет отсутствует или малоактивный, без четкой ин национной выразительности, возникает редко. Реакция на обращенную речь проявляется бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски. Чаще всего голосовая активность детей в данный период на уровне гуления. Самоподражание в гулении только начинает развиваться. Стремление к звукоподражанию обычно отсутствует или выражено незначительно. V период (9-12 месяцев) Моторное развитие. В этот период происходит дальнейшее усложнение движений, направленных на поддержание туловища в вертикальном положении, что способствует высвобождению руки для манипуля-тивной деятельности. В период бодрствования ребенок находится на спине минимум времени. Потребность познания окружающего мира заставляет ребенка часто менять положение. Мышечный тонус нормальный и не мешает активным движениям. Ползание становится основной формой передвижения. В результате совершенствования вестибулярной функции и координации ребенок может передвигаться с помощью одновременного движения руки и противоположной ноги вперед, сохраняя вес тела только на двух конечностях. Совершенствуется самостоятельное сидение и умение сесть из любого положения тела (лежа, стоя на четвереньках, стоя у опоры). Вставание развивается и совершенствуется в том случае, если в положении сидя удерживается равновесие. Встает ребенок благодаря активной работе рук: под контролем зрения ребенок хватается за опору, фиксируется и подтягивается. В вертикальном положении он осваивает целую серию новых движений: наклоны, приседания, подъем одной ноги. Когда в вертикальном положении совершенствуются реакции равновесия, ребенок начинает ходить, сначала у опоры приставным шагом. Осваивается новое движение Рук — произвольное отпускание предмета: сначала предмет бросается всей рукой, а затем отпускается из пальцев рук. Дифференцируются движения пальцев: появляется указательный жест, «ковыряние» одним пальцем. Ребенок начинает мять и рвать бумагу, концу периода может взять предмет двумя пальцами^ При потягивании за руки ребенок быстро садится встает на ноги. При, нарушении двигательного развития патоло-1 гические признаки задержки развития, наблюдаемые! в этот период, как правило, заметны уже на предыду-1 щем этапе. Это относится прежде всего к произволь-1 ной моторной активности. В то же время легкие моз-1 жечковые расстройства и легкие парезы могут обна-| руживаться, когда ребенок начинает вставать на ног и передвигаться у опоры, активно манипулировать предметами. В это время появляются и становятся бо-* лее выраженными нарушения опорно-двигательног аппарата. Поза и нарушения моторики зависят от степени! выраженности патологических рефлексов и степени) изменения мышечного тонуса. Наличие в этот перио;] выраженных тонических рефлексов и рефлексов спи-нального автоматизма являются неблагоприятным! диагностическими признаками и могут свидетельство-? вать о развивающейся церебральной патологии. Невыраженные двигательные нарушения возмож|| ны и при поствакцинальных осложнениях, и при раз| вивающемся рахите, и при нарушениях метаболизмг и при нервно-мышечных заболеваниях. Как мы уже говорили, патологические симптомы! могут быть различной степени и усиливаться или ycyj губляться с возрастом и при наличии дополнительш заболеваний. Познавательное развитие. При нормальном разве тии отличительной особенностью этого периода явля ется интенсивное развитие понимания обращение речи, дифференцированность эмоциональных и cencoj ных реакций. С 9 месяцев у ребенка отмечается ситуативное по* мание обращенной речи: он по просьбе взрослого нахс дит и дает предметы и игрушки, отвечает действием i словесную инструкцию, подражая взрослому, играет \ «ладушки», «прятки», «догонялки», «сорока-вороь (выполняет разученные действия и движения). Все действия ребенка эмоционально окрашены. Ребенок осуществляет специфические манипуляции с предметами — действует по-разному, учитывая физические свойства предметов (резиновую игрушку сжимает, погремушкой гремит, мяч катает, коробку с крышкой открывает-закрывает, кольца снимает со стержня, отталкивает подвешенные игрушки). Нарушение познавательного развития характеризуется тем, что у детей с двигательной патологией дифференцированные эмоциональные и познавательные реакции отстают в развитии. Реакция на новое, на незнакомого человека неадекватная. Снижен интерес к окружающим предметам-игрушкам. Реакция на речевое общение неполноценна: ребенок чаще всего не понимает обращенную к нему речь, не отвечает действием на словесную инструкцию. Зрительно-моторная координация нарушена. Только некоторые дети могут захватить предмет, совершить с ним простейшие неспецифические манипуляции, но их движения неловки, скованы, однообразны. Дети не осваивают специфические манипуляции с предметами. Доречевое развитие. Для начала V периода при нормальном доречевом развитии характерен активный лепет ребенка, состоящий из 4—5 и более слогов. Он «расцветает», обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое общение взрослого. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодику слов, приветствий, с удовольствием произносит восклицания, междометия. Восклицания сопровождаются выразительной мимикой и жестами. Голосовое общение ребенка со взрослым расширяется, он начинает сигнализировать голосом о биологических нуждах, выражать эмоции удовольствия и неудовольствия, появляется новая интонация просьбы. Ребенок произносит слоги разных типов: согласный-гласный и даже согласный-гласный-согласный. У одних детей этот этап короткий, рудиментарный, и они быстро переходят к речи, произнося сочетания слогов, имеющих определенное обозначение — «лепетные слова»; у других этот этап затягивается.
2-2344 - *"^%"^>~'-~" Начало общения ребенка со взроедырдон помощи интонационно-выразительных —гтггццщщрщ и ft. выполняющих роль слов-предложений, является характерной качественной особенностью этого периода. К концу года ребенок соотнесенно произносит от 5 до 10 ле-петных слов и звукоподражаний, обозначая ими определенные предметы. Нарушение доречевого развития у детей с двигательной патологией характеризуется тем, что спонтанный лепет часто не появляется и в этот возрастной период, что значительно отстает от нормы. В более легких случаях, если лепет все-таки начинает развиваться, он характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава, отсутствием слоговых комплексов. Издаваемые звуки однообразны, интонационно невыразительны, монотонны. Ребенок не может произвольно менять высоту и громкость голоса. Подражательная звуковая активность крайне низкая. Чаще всего в лепете детей с двигательными нарушениями присутствуют гласные звуки а, э и губно-губ-ные согласные м, п, б (если не выражены нарушения тонуса круговой мышцы рта). Наиболее характерными в лепете являются сочетания гласных а, э с губно-губными согласными: па, ба, ма, ама, ana. Редко встречаются в лепете губно-зубные, передне-, средне-, заднеязычные звуки. Почти нет противопоставлений согласных звуков: звонких глухим, твердых мягким, смычных щелевым. Снижение потребности в голосовом и речевом общении, а также низкая голосовая активность детей с двигательной патологией не обеспечивает готовности артикуляционного аппарата к чёткому произнесению звуков. Патологическое состояние речевого аппарата также препятствует развитию артикуляционной моторики и появлению новых звуков. Итак, к году у детей с двигательными нарушениями наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Индивидуальные сроки появления речи у детей с двигательными нарушениями значительно колеблются, что зависит от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, своевременности и адекватности коррек-ционно-логопедической работы. При ДЦП и синдромах двигательных нарушений наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни). На втором году жизни даже при самых тяжелых формах заболевания развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в 2—^3 года. Значительный скачок в развитии речи при проведении коррек-ционно-логопедических занятий наблюдается к концу третьего года жизни. Помимо задержки доречевого и раннего речевого развития почти у всех детей с двигательными нарушениями отмечаются речедвигательные (дизартрические) расстройства. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры вследствие органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии нарушено звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика (мелодико-интонационная и темпо-рит-мическая характеристики речи). Речь смазанная, нечеткая. В структуру дефекта при дизартрии входят как речевые, так и неречевые нарушения (проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата). На первом году жизни, а иногда и позже, можно выявить и оценить только неречевые расстройства. В настоящее время разработаны приемы ранней диагностики дизартрических расстройств на основе оценки неречевых нарушений, к которым относятся следующие: I. Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Нарушение тонуса и подвижности артикуляционных мышц. 1. В лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглаженность носогубных складок, ойущение одного из углов рта, перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия; нарушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичноЬти (повышение мышечного тонуса), гипотонии (снижение тонуса) или 2* 35 дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса); гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения мышц) лица. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|