ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава XIX. Рынок сельскохозяйственной продукции1. Валовая и товарная продукции сельского хозяйства. 2. Понятия и условия реализации сельскохозяйственной продукции. 3. Каналы и пути реализации продукции в рыночных условиях. 4. Формирование рыночной системы реализации сельскохозяйственной продукции. 1. Валовая и товарная продукции сельского хозяйства Понятие валовой продукции. Обобщающим результатом производственной деятельности предприятий выступает валовая продукция сельского хозяйства. Она представляет собой общее количество произведенной за определенный период сельскохозяйственной продукции. В состав валовой продукции сельского хозяйства входит: - основная продукция предприятия: зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, молоко, мясо, шерсть и др.; - приплод и прирост живой массы скота и птицы; - стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства; - побочная продукция, полученная одновременно с основной (солома, навоз и др.). Валовую продукцию сельского хозяйства учитывают как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В натуральных показателях валовая продукция растениеводства может быть представлена отдельной культурой или группой однородных культур (зерновые культуры, овощные культуры, кормовые и др.), а в животноводстве - производством отдельных видов продукции (молоко, мясо, яйцо и т.д.). Валовая продукция в натуральном выражении исчисляется в центнерах, тоннах, штуках и др. Производство валовой продукции в натуральном выражении во всех категориях хозяйств при переходе к рыночным отношениям значительно сократилось (табл. 18). Наибольшее снижение объемов производства в 2002 г. по сравнению с 1986-1990 гг. наблюдается по сахарной свекле, зерну, а также продукции животноводства. В зависимости от назначения валовая продукция сельского хозяйства делится на две части: - продукция, которая потребляется непосредственно в сельском хозяйстве на производственные цели; - продукция, используемая для реализации. Для внутрихозяйственных нужд используются семена и посадочный материал, корма, молоко на выпойку телят и прочая продукция. Реальный вклад каждого предприятия и экономического района в производство валового об- щественного продукта определяется по конечной продукции, предназначенной для реализации. Таблица 18 Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Российской Федерации, млн. т
По направлениям использования валовая продукция сельского хозяйства относится как к производству средств производства, так и производству предметов потребления. Та часть продукции, которая не поступает в потребление, а представляет собой сырье для промышленной переработки, относится к средствам производства. Сюда включают также семена, корма и другая продукция, используемая на производственные цели. Продукция, которая поступает в непосредственное потребление без предварительной переработки, относится к предметам потребления. Оценка валовой продукции. Совокупное выражение валовой продукции сельского хозяйства отражается в стоимостных показателях. Для определения физического объема продукции, изменения валового производства по годам, расчета показателей производительности труда, фондоотдачи по регионам весь объем валовой продукции сельского хозяйства оценивают в сопоставимых ценах 1994 г. При исчислении валового и чистого' дохода в конкретном хозяйстве за определенный период,производства валовую продукцию оценивают по текущим ценам. Всю реализованную продукцию рассчитывают по фактически сложившимся ценам реализации, а нетоварную часть продукции оценивают по себестоимости ее производства. В сельском хозяйстве определение сово- купной валовой продукции имеет свои особенности. Здесь общий объем полученной продукций определяется как сумма продукции различных взаимосвязанных в процессе производства отраслей, включая и проходящий между ними взаимный оборот, который в экономике получил название валовой оборот. Так, произведенные в растениеводстве корма в денежном выражении оцениваются как продукция земледелия, а затем при использовании на корм скоту и птице включаются в стоимость валовой продукции животноводства. В этой связи при исчислении общего объема валовой продукции сельского хозяйства имеет место повторный счет, произведенной в различных отраслях продукции. В сельском хозяйстве валовой оборот и валовая продукция равны, поскольку совокупный объем валовой продукции принято исчислять по методу валового оборота. Валовая продукция сельского хозяйства отличается от валовой продукции сельскохозяйственных предприятий. В состав валовой продукции сельскохозяйственных предприятий наряду с продукцией сельского хозяйства включают продукцию звероводства, рыбоводства, подсобных отраслей, промышленных производств, а также доходы от выполненных работ и услуг на стороне. Следовательно, понятие валовой продукции сельскохозяйственных предприятий значительно шире понятия валовой продукции сельского хозяйства. В структуре валовой продукции сельского хозяйства в целом по стране на долю животноводства приходится около 60%, а земледелия - почти 40%. В тоже время в структуре валовой продукции сельскохозяйственных предприятий удельный вес продукции сельского хозяйства составляет 87%. Другая часть приходится на продукцию подсобных предприятий, лесоводства, звероводства и на работы и услуги. Производство валовой продукции в стоимостном выражении значительно колеблется по годам и экономическим районам страны. Это связано с изменением цен на продукцию по периодам ее производства, и с вкладом конкретного региона в производство сельскохозяйственной продукции в целом. Исчисление валовой продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении необходимо для определения: - удельного веса сельского хозяйства в совокупном общественном продукте страны; - уровня и динамики отраслевой структуры сельскохозяйственного производства;
- роли и значении отдельных форм хозяйствования в производстве продукции; - показателей экономической эффективности производства. Показатель валовой продукции в стоимостной оценке имеет ряд недостатков, которые оказывают влияние на величину показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства, рассчитанных с использованием валовой продукции. Основные из них следующие. Валовая продукция сельского хозяйства представляет собой результат применения затрат как живого, так и прошлого труда. Следовательно, показатели, рассчитанные по валовой продукции, не дают реального представления о роли живого труда в производстве продукции, поскольку объем ее может быть связан с перерасходом материальных ресурсов. При оценке валовой продукции в действующих ценах занижается действительная ее стоимость. Это связано с тем, что нетоварная часть продукции оценивается по себестоимости производства, а последняя намного ниже сложившихся рыночных цен. В условиях развития межхозяйственной кооперации показатель валовой продукции не всегда отражает реальный вклад конкретного коллектива сельскохозяйственного предприятия. Размер валовой продукции в определенной мере зависит от объема поставок продукции из других хозяйств, входящих в состав межхозяйственных предприятий. В показателе валовой продукции сельского хозяйства, рассчитанном в стоимостном выражении, не учитываются ее качественные параметры: содержание сухих веществ, белков, витаминов, жиров и т.д. Косвенно они находят свое отражение в ценах реализации продукции. Однако, полного представления о качестве продукции стоимостная оценка не дает. Товарная продукция и товарность. Товарная продукция представляет собой весь объем проданной сельскохозяйственной продукции по всем каналам реализации. Товарная продукция выступает в натуральном и стоимостном выражении. В натуральной форме предприятия реализуют отдельные виды произведенной сельскохозяйственной продукции: зерно, картофель, овощи, молоко, мясо и др. Совокупный объем реализованной продукции предприятия определяется в стоимостной форме. Основными показателями, характеризующими товарность сельского хозяйства и отдельных видов продукции являются: общий размер товарной продукции предприятия; количество товарной продукции в расчете на 100 та земельных угодий или на голову скота. Уровень товарности определяется как процентное отношение размера товарной продукции к валовой: ^ Ут=1^, Пв где Пт - размер товарной продукции; Пв - объем валовой продукции. Для определения уровня товарности отдельных видов продукции (зерно, картофель, молоко и др.) используют размер валовой и товарной продукции в натуральном выражении (кг, т, шт.). При определении уровня товарности всего сельскохозяйственного предприятия применяют стоимостные показатели валовой и товарной продукции. В этой связи очень важно, чтобы валовая и товарная продукция рассчитывалась в единых ценах. Пути увеличения валовой и товарной продукции. Главным направлением роста валовой продукции сельского хозяйства является последовательная интенсификация отраслей растениеводства и животноводства на базе химизации, мелиорации и комплексной механизации. Увеличение продукции растениеводства может быть достигнуто за счет резкого повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Потенциальная урожайность применяемых в сельском хозяйстве сортов и гибридов сельскохозяйственных культур в настоящее время используется на 40-60%. Причиной этого, как показывает практика, является несоблюдение технологии выращивания, ухода за растениями и уборки урожая, недостаточное внесение органических и минеральных удобрений, неудовлетворительная подготовка семян и посадочного материала, низкий уровень организации производства в хозяйствах. Важнейшими направлениями роста валового производства продукции животноводства являются улучшение породного состава животных, ускоренное развитие кормовой базы, совершенствование способов содержания скота, повышение уровня механизации трудоемких процессов в отрасли. Только за счет рационального использования материальных и трудовых ресурсов, своевременного проведения зооветеринарных мероприятий продуктивность животных может возрасти на 20-25%. Основными путями повышения уровня товарности сельскохозяйственного производства в современных условиях являются: - сокращение внутрихозяйственного расхода продукции на производственные нужды; - улучшение качества семян и кормов, экономное их расходование; - сокращение потерь продукции в процессе ее производства, хранения, транспортировки и реализации; - подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в рыночных условиях. Резервы увеличения валовой и товарной продукции вскрываются в процессе анализа фактических уровней производства и реализации сельскохозяйственной продукции в динамике за ряд лет и плановых и нормативных показателей как в целом по отрасли, так и по отдельным предприятиям и организациям. 2. Понятия и условия реализации сельскохозяйственной продукции Условия реализации сельскохозяйственной продукции. Результаты конечной финансовой и экономической деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом определяются объемами и качеством реализованной продукции. Последняя выступает мерилом богатства и благополучия не толь- ко сельского хозяйства, но и других отраслей и производств агропромышленного комплекса. Сбыт сельскохозяйственной продукции представляет собой экономическую активность предприятий в процессе реализации на пути продвижения ее от производителя до потребителя. Эффективность сбыта характеризуется уровнем интеграции сельского хозяйства в общественное разделение труда. Реализация сельскохозяйственной продукции зависит от следующих условий: - физического свойства сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов питания; - предпочтений и целесообразных затрат потребителя; - целесообразных затрат сельского товаропроизводителя; - территориального деления производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции; - технологии производства и затрат в секторах торговли и переработки. роль в процессе ее реализации и потреблении. Продукция, которая не требует дополнительной переработки, может реализоваться напрямую от производителя к потребителю. Так, например, могут продаваться яйца, картофель, овощи, фрукты. Другие виды продукции, требующие соответствующей переработки, поставляются заготовительным организациям или предприятиям перерабатывающей промышленности для последующей доработки. По данной схеме реализуются зерновые культуры, сахарная свекла, подсолнечник и др. При этом заготовительные и торговые организации выступают посредниками между производством и конечным потребителем продуктов питания. Они выполняют функции по хранению и доведению продукции до требуемых параметров качества. Факторы влияющие на реализацию продукции. Большое значение при реализации экологически чистой продукции имеет предпочтение потребителей. Для производства такой продукции требуются значительные дополнительные затраты материально-денежных средств, а цены реализации экологически чистой продукции существенно возрастают. Следовательно, потребителями такой продукции являются покупатели с высокими доходами. Важным условием эффективного функционирования сельскохозяйственного предприятия является сокращение затрат труда на единицу продукции под воздействием внедрения достижений научно-технического прогресса. Высвобождаемая из основного производства рабочая сила может быть использована на других работах несельскохозяйственного направления: на организации переработки продукции, реализации продуктов и услуг, строительстве и др. Это в свою очередь будет способствовать получению дополнительных доходов сельскохозяйственного предприятия от эффективного использования трудовых ресурсов. Размещение производства сельскохозяйственной продукции вблизи крупных городов и промышленных центров позволяет организовать прямой сбыт основных видов продукции и тем самым сократить затраты по ее реализации. Прямой сбыт продукции представляет собой альтернативу для получения дополнительного дохода товаропроизводителей. В рыночных условиях торговля и перера:батывающие предприятия выигрывают конкурентную борьбу с сельскохозяйственными производителями в качестве прямого поставщика готовой продукции. Затраты на переработку сельскохозяйственного сырья в пищевой промышленности, как правило, значительно ниже, чем в сельскохозяйственных предприятиях, имеющих собственные цеха по переработке продукции. Прохождение отдельных аграрных продуктов через стадию оптовой торговли в определенной мере зависит от территориального разделения мест производства, розничной торговли и от дифференциации продуктов. Так, если раньше молочные заводы поставляли свою готовую продукцию непосредственно в розничную торговлю, то в настоящее время они используют и такое промежуточное звено, как оптовая торговля. Система оптовых продовольственных рынков призвана решать следующие задачи: - бесперебойно и круглосуточно снабжать население высококачественными продуктами питания; - обеспечивать устойчивый выход сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей их продукции на конкурентоспособный рынок; - повышать эффективность распределения продовольствия в крупных городах и промышленных центрах; - способствовать ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю; - упрощать взаиморасчеты и платежи между покупателями и продавцами. рынка сельскохозяйственной продукции. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|