Формирование рыночной системы реализации сельскохозяйственной продукции
Причины, сдерживающие реализацию сельскохозяйственной продукции. Прекращение функционирования системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и снижение уровня производства привело к резкому сокращению объемов продажи продукции для государствах нужд через заготовительные организации и увеличение ее реализации по дру-гим каналам. Трансформация централизованной системы реализации сельскохозяйственной продукции в рыночную систему способствовали:
- новые отношения собственности;
- механизм ценообразования с учетом спроса и предложения;
- конкуренция товаропроизводителей;
- свободный выбор партнеров при продаже продукции.
Основной причиной сокращения продажи продукции для государственных нужд является незаинтересованность товаропроизводителей в поставках централизованным заказчикам из-за систематического невыполнения ими договорных обязательств. Государственные заготовительные организации нарушают договорные условия авансирования законтрактованной продукции и несвоевременно рассчитываются за купленное зерно, овощи, молоко, скот и птицу и др. Так, средний срок неплатежа более шести месяцев наблюдается у 30% предприятий, реализующих овощи, у 40-43% хозяйств, поставляющих государству зерно, молоко, скот и птицу, семена подсолнечника. Заготовители часто нарушают сроки закупки, допускают частичный или полный отказ от законтрактованной продукции.
Процесс заключения договоров товаропроизводителей и государственными заказчиками тормозятся из-за разногласий в отношении уровня закупочной цены, порядка и сроков расчетов за поставляемую продукцию.
Сокращение продажи сельскохозяйственной продукции для государственных нужд сопровождается появлением большого числа новых рыночных агентов и каналов сбыта продукции. Сформировались новые продуктовые цепочки и нетрадиционные каналы сбыта сельскохозяйственной продривр^таняют сбыт продукции отечественных товаропроизводителей и усложняют их финансовое положение следующие причины:
- диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и товары и услуги, поставляемые промышленными предприятиями и организациями;
- неплатежи покупателей;
- снижение потребительского спроса;
- высокие процентные ставки по кредитам банков;
- разрыв сложившихся ранее хозяйственных связей;
- рост импорта сельскохозяйственной продукции.
Состояние рынка сельскохозяйственной продукции. При переходе к рыночным отношениям в сельском хозяйстве Российской Федерации наметилась тенденция сокращения объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий в 2002 г. по сравнению с 1986-1990 гг. сократился на 18,4%, овощей на 4%, молока на 14,0% и мяса скота и птицы почти на 30%.
Сокращение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции и низкая ее востребованность привели к значительному снижению закупок и реализации. Так, товарность зерна в 2002 г. составляла 38%), картофеля - 17%, овощей - 27%), молока - 52%, мяса скота и птицы - 58%) и яиц - 64%. Закупки основных видов продукции в федеральный и региональный фонды в 2002 г. по сравнению с 1986-1990 гг. уменьшились в 6-8 раза, а по картофелю и овощам - в 10-15 раз.
Основными поставщиками сельскохозяйственной продукции в государственный фонд являются сельскохозяйственные предприятия. Они обеспечи-
вают весь объем заготовок зерна, около 60% картофеля, 85% овощей, почти 80% молока и мяса скота и птицы.
Состояние рынка сельскохозяйственной продукции в настоящее время характеризуется дальнейшим сокращением объемов закупки в федеральный и региональные фонды при одновременном расширении продажи ее по свободным каналам: на рынках, через собственную торговую сеть, предприятиям общественного питания, по бартеру и др. В структуре реализации продукции растениеводства основная доля приходится на продажу ее по рыночным каналам. Таким способом реализуется почти 70% картофеля, около 55% овощей и почти 75% зерна. При реализации продукции животноводства преобладает продажа ее для государственных нужд. Доля реализации мяса скота птицы и молока по свободным каналам в 2002 г. составляла соответственно 24,0 и 5,8%.
Потребителями сельскохозяйственной продукции федерального фонда являются районы Крайнего Севера, крупные города и промышленные центры страны, а также специальные организации и службы республиканского значения.
Особым рынком сельскохозяйственной продукции выступает рынок зерна. Он является главной частью инфраструктуры агропромышленного комплекса страны. Основным представителем государства на зерновом рынке является объединение Госхлебинспекция, которая с 1996 г. находится в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
' Рынок зерна и продуктов его переработки можно считать насыщенным. Сложился определенный баланс внутреннего и внешнего зернового рынка. Среди поставщиков зерна возросла конкуренция. Однако при этом цены на зерно остаются весьма высокими и по некоторым видим зерновой продукции они находятся на уровне или выше мировых. Так, средние цены предложений на отечественную продовольственную пшеницу 3-го класса составляют 175-185 долларов США.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|