ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ§ 1. Общие вопросы развития личности. Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков - не цель, а одно из средств достижения этой главной цели. Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предполагает знание ответов прежде всего на такие вопросы, как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития? Какова роль воспитания вообще и педагога в частности в решении проблем развития личности? На эти и другие вопросы пытаются ответить философия, социальная и возрастная психология, педагогика и другие науки. Отсюда различие подходов к трактовке личности. Философско-социологический подход в центр анализа ставит систему общественных отношений, в которых развивается индивид, психологический - деятельность, в условиях которой происходит ее развитие. Реализация идеи развития личности ребенка в теории и практике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положения философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оптимальных условий для развития ребенка. Это объясняется тем, что в реальном процессе жизнедеятельности человека многие закономерности развития личности, вскрытые в различных теориях, находятся в диалектическом1 единстве во взаимосвязи, не исключая, а дополняя друг друга. В данном параграфе приведены основные положения проблемы личности. Критерием их отбора и систематизации является, одной стороны, признанность большинством отечественных ученых и практиков, с другой - адекватность специфике изобразительной деятельности, в условиях которой предполагается в данном случае их реализация. Итак, что же такое личность? Существует множество определений этого явления. Не углубляясь в рассмотрение различных подходов, приведем некоторые определения, иллюстрирующие наиболее типичные из них. Развитая, зрелая личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни общества, в культуре1. Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих2. В этих определениях ярче выражен социальный аспект. Личность выступает в первую очередь как представитель общества, развивающийся в системе социальных отношений и занимающий в нем определенную позицию. 1 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995. - С. 346. 2 См.: Немов Р. С. Психология. - М., 1998. - С. 336.
Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира3. В данном определении личности ярче представлен психологический аспект. Личность - не просто представитель общества, но и уникальный, самобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ставит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельности. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоятельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей. При всем множестве теорий личности в них есть общие положения, в частности, касающиеся условий ее развития. А.Н.Леонтьев сформулировал основные из них: человек вступает в жизнь как индивид. Понятие «индивид» указывает на принадлежность человека к человеческому роду, и только. Однако индивид никогда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет личностью, если развивается вне общения и вне совместной деятельности с другими людьми. История приводит множество примеров жизни человеческих существ вне человеческого общества, существ, так и не ставших людьми, тем более личностями. Итак, личностью человек становится в обществе, вступая в общественные отношения. Это одна из важнейших закономерностей развития личности, признаваемая всеми. Другая закономерность развития личности - признание того, что она порождается и развивается в деятельности. Именно поэтому в психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность». По выражению Б.Г.Ананьева, стать субъектом определенной деятельности - это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. «Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями»¹. Развитие человека как субъекта деятельности предполагает развитие всей совокупности проявлений человеческой психики (психических процессов, состояний, свойств, сознания и т.п.). «Субъектностъ - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность - есть... центральная категория психологии человека»². Таким образом, субъектность как целостное психологическое образование - одна из составляющих личности. Личность рассматривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной); субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание человеком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности - это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного психического развития ребенка в данной деятельности. 3 Кузин В. С. Психология. - М., 1997. 1 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995. - С. 135. 2 Там же - С. 253.
Таким образом, без освоения ребенком изобразительной деятельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности. Данное положение крайне важно, так как в теории, а вслед за ней и в практике имеет место позиция, отрицающая так называемый «нормативный», «формирующий» подход к воспитанию человека. Тем не менее доказано, что без разумного обучения деятельность не осваивается ребенком должным образом, а значит, он полноценно не развивается в ее условиях. Теория «свободы» и «невмешательства» в деятельность детей уже имела место в истории педагогики. Крайние позиции в отношений к ней: от полного отрицания до безоговорочного принятия не оправдали себя. Следовательно, разумное обучение детей изобразительной деятельности - непременное условие развития личности. Признавая, что личность - всегда субъект деятельности, Б.Г.Ананьев отмечал вместе с тем, что понятием «субъект» не исчерпывается понятие «личность», так как последнюю характеризует не только совокупность деятельностей и мера их продуктивности, но и совокупность общественных отношений (экономических, политических, нравственных и т.д.), которые и определяют положение человека в обществе1. Причем механизмом, посредством которого устанавливаются и развиваются эти отношения, являются разные виды деятельности: труд, общение, игры и др. Ряд психологов указывают на более тесную связь, а точнее, взаимосвязь, диалектическое единство психологического (субъектности) и социального аспектов в личности. Субъектность как психологическая составляющая личности проявляется, формируется, реализуется в конкретных социальных связях и отношениях, возникающих в совместной деятельности с другими людьми. Личность - это всегда субъект системы человеческих отношений. То есть психологическая и социальная сущность личности неразделимы. Человек как субъект (личность) формируется в системе разнообразных отношений и в условиях художественной деятельности. Искусство и собственно художественная (изобразительная) деятельность - это одновременно огромное пространство общественных отношений, в которые вступает человек, в том числе ребенок. Достаточно сказать, что содержание художественных образов в искусстве - это, по существу, материализованные, опредмеченные общественные отношения. В них запечатлены потребности, интересы, идеалы, убеждения, нравы не только личности художника, но и его современников или людей иного времени. Процесс восприятия произведений искусства - это и процесс общения с художником, с его поколением. Общение как один из механизмов, реализующих отношение между людьми, ярко представлено в искусстве. Не случайно за процессом восприятия произведений искусства закрепился термин «общение с искусством». Это общение обогащает современного человека, развивает его духовные потребности. Так, не устарело чувство красоты материнства, воспетое еще в мадоннах эпохи Возрождения и вызывающее восхищение до сих пор. Душа человека, раскрытая в скульптурах Родена, в поэтических пейзажах и в сюжетах произведений различных художников, близка и понятна нам. Классическое искусство говорит с нашим поколением живым, понятным, ярким, убедительным языком. Конечно, как и в обычном общении, каждый зритель в силу различного житейского и художественного опыта, общего развития общается с искусством на разном уровне. Однако в любом случае это общение творческое, развивающее. 1 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. - Т. 3. - С. 141.
Не только восприятие, но и собственная художественная деятельность взрослого и особенно ребенка как способ выражения отношения к миру немыслимы без общения. Взрослый художник и маленький ребенок, создавая художественные образы, заранее ориентированы на общение с другими людьми по поводу своих творений. Мотивы художественной деятельности разнообразны, но одним из ведущих смыслообразующих является потребность художника, как и в игре, еще раз как бы «пережить» события, явления, факты, поразившие, удивившие, огорчившие его. Эта потребность сочетается с желанием художника поделиться своими впечатлениями о мире со зрителем. Продукты его творчества предназначены людям, в них выражена позиция художника. Художник, рассказывая о волнующем его явлении, призывает зрителя к сопереживанию. Представленные в яркой художественной форме мысли, чувства художника воздействуют на чувства, разум, мотивационно-потребностную сферу зрителей. Не только побуждение к деятельности, но и процесс реализации замысла - своеобразная подготовка художника к акту общения со зрителем. Развивая замысел, он определяет содержание и способы этого общения. Идет поиск, нередко мучительный, яркого языка, адекватного замыслу художника и одновременно понятного, убедительного для других. Стремление художника быть понятым и принятым зрителем стимулирует творческий поиск образов - средств такого общения. Наконец, созданный образ становится предметом художественного диалога автора и зрителей. Общение в искусстве может идти не только через создаваемый образ, но и по поводу его создания. Так, художественное творчество нередко носит коллективный характер и требует определенных отношений его участников: согласование идей, замыслов, способов его реализации. Такое творчество имеет место как в зрелом, так и в детском возрасте. Участники коллективного творчества объединены ведущим мотивом деятельности - стремлением создать выразительный, уникальный образ, адекватно отражающий мировосприятие авторов и вызывающий подобное отношение у зрителей. Совместную художественно-творческую деятельность пронизывает активное взаимодействие ее участников в форме общения. Обучение изобразительному искусству также представляет собой реализацию отношений людей в форме общения. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения и формируется личность человека. Таким образом, осваивая изобразительную деятельность, общаясь с искусством, человек формируется как субъект этой деятельности в системе разнообразных отношений. В.В.Давыдов, уточняя понятие личности, замечал, что индивидуальная деятельность субъекта всегда осуществляется в системе вполне определенных общественных отношений. Но чем же отличаются тогда понятия «субъект индивидуальной деятельности» и «личность»?, - ставит вопрос ученый. Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, он приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто действует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя1. Итак, критерием личности является наличие у субъекта деятельности творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В.Давыдов выделял психологические черты, характеризующие творческую личность. Это - потребность индивида в активном созидании. Данная потребность - смыслообразующая, отмечает ученый, и подчиняет себе все другие. Другой признак личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности. 1 См.: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 56.
В этом ключе В.В.Давыдов характеризовал индивидуальность. Индивидуальность выражает стремление отдельного человека быть в чем-то непохожим на других, иметь какие-либо своеобразные черты своего внешнего и внутреннего облика1. Какую бы деятельность личность ни осуществляла, она всегда вносит в нее неповторимые особенности - ее результаты оригинальны и индивидуальны. Творчески действующий человек постоянно стремится создать нечто такое, что непохоже на сделанное другим или им самим... Иными словами, подлинная индивидуальность есть форма проявления личности человека². Рассуждая далее о задачах педагогики, он писал: «Во все исторические эпохи подлинное образование стремится воспитать в человеке личность, способную к творческим делам и смелым поступкам. Педагогика как теория такого образования обсуждает пути и средства воспитания личности, индивидуальности человека»3. Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н.Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. «Поиск - одна из фундаментальных функций живого организма, универсальный психологический механизм самообновления и развития»4. Поэтому овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый поиск, который выступает как основа детского творчества, является фундаментальным основанием любой здоровой личности. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве. Она пронизывает все другие детские деятельности, все сферы психики ребенка, «...является основной формой проявления детского саморазвития»5. Он выделил две формы детского экспериментирования: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование - два генетических источника творчества. В процессе поисковой деятельности формируется эвристическая структура личности. Эти позиции ученого обогащают понятие личности, понимание специфики ее развития в дошкольном возрасте, дают психологическое обоснование направлению педагогической деятельности. Применительно к художественной деятельности идеи о творческости как сущностной характеристике личности особенно актуальны. Они определяют наряду с игрой особую роль и предпочтение данного вида деятельности в педагогическом процессе, направленном на развитие личности дошкольника. Это объясняется тем, что художественная деятельность в силу своей специфики (суть ее в творчестве) представляет собой естественную «школу творческого развития». Без творчества, без индивидуального видения и отражения впечатлений этот вид деятельности теряет смысл. За ним остаются только функции общения, языка, передающего информацию, что возможно и при обычном, вербальном общении. Художественная деятельность по сути своей носит поисковый характер. Большому и маленькому художнику известны «муки творчества». Итак, личность - это активный деятель, проявляющий самостоятельность, инициативу и творчество в выборе целей, поиске способов их достижения. Это индивидуальность, занимающая определенную позицию в обществе. Что же заставляет человека так целенаправленно действовать, активно проявлять себя? 1 См.: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 57. 2 Там же. - С. 58. 3 Там же. - С. 58. 4 Поддьяков Н. Н. Внутреннее противоречие как источник психического развития ребенка//Дошкольное образование: история, традиции, проблемы... (Материалы юбилейной конференции). - М., 1997. -С. 77, 80. 5 Там же. - С. 80. Деятельность человека подчиняется его потребностям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из которых формируются прижизненно в общении и в различных видах деятельности. В психологии потребность определяется как состояние человека, обусловленное нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, необходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают органические и социальные. Среди последних - материальные (жилье, одежда и т.п.) и духовные (в общении, познании, творчестве, созидании). В зарубежной гуманистической психологии выделены такие духовные потребности, как потребность в любви и признании других людей, в самооценке и самоуважении, в самореализации или самоактуализации, свободе и т.д. Духовные потребности постепенно формируются и у детей. Рост личности связан в первую очередь с ростом духовных потребностей. Когда определяется предмет, который может удовлетворить потребность, у человека возникает конкретный мотив, желание (человек понимает, чего он хочет). В этом случае он может поставить цель по удовлетворению этой потребности и организовать деятельность по ее достижению. В мотивационно-потребностную сферу личности входят и интересы. Это форма проявления познавательной потребности человека. Интересы имеют свое содержание, привлекательное для человека. Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами - представлениями о наиболее ценных, привлекательных чертах, которые хотелось бы иметь. Предпосылки их развития - в раннем возрасте. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш начинает узнавать рано. Зрелая личность в поведении и деятельности руководствуется и убеждениями (система осознанных и прочувствованных жизненных принципов). Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в совокупности составляют мотивационно-потребностную сферу личности, определяющую ее направленность. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, которые и определяют отношение человека к миру, обществу и себе независимо от конкретных ситуаций, меняющихся условий. Направленность личности многие психологи считают центральным моментом и главным показателем ее развития. Именно мотивационно-потребностная сфера считается «ядром» личности, она определяет развитие всех других ее особенностей (интересы, черты характера, стремления и т.п.) (Л.И. Божович). А.Н.Леонтьев также полагал, что становление личности связано с развитием ее мотивов, иерархией мотивов, среди которых есть главные, смыслообразующие¹. Б.Ф.Ломов определил направленность личности как системообразующее качество и считал ее ведущей характеристикой личности. Н.Н.Вересов, рассуждая о развитии личности как процессе приобщения к культуре, подчеркивал, что культуру нельзя сводить к созданным человечеством способам деятельности. Овладение деятельностью и знаниями в ее условиях - это развитие интеллекта. (Можно владеть топором и срубить храм, а можно убить человека, идущего в храм2). Культура - это еще и система ценностей и смыслов, «царство смыслов». Становление личности - это становление нравственно-смыслового отношения к миру. Субъективные личностные смыслы отношения в идеале совпадают с объективными культурными смыслами, представленными в духовных ценностях. В этом контексте идея личностного развития и творчества трактуется широко, как развитие нравственно-смысловой позиции, развитие себя не просто как субъекта деятельности, а как творца отношений с миром. 1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 22. 2 См.: Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологии. -№ 1-2.-1992.-С. 124-128.
Безусловно, важно, чтобы нравственно-смысловая позиция человека по отношению к миру не противоречила культурным, духовным ценностям, принятым в обществе. Эгоистически или альтруистически направленная личность проявляется в характере человека, идеалах, выборе целей и способах ее достижения и т.п. В человеческом сообществе наиболее развитой и поддерживаемой считается общественно направленная личность, побуждаемая общественно направленными мотивами. Уже в детском сообществе принимается тот ребенок, который способен, например, поделиться игрушками, лакомым кусочком с другими детьми, и не принимается «жадина». В исследованиях Я.З. Неверович, посвященных изучению мотивов трудовой деятельности дошкольников, обнаружено начало формирования общественно направленных мотивов, которые оказывают большую побудительную силу, чем мотивы личной пользы. Процесс освоения ребенком изобразительной деятельности также связан с постепенным освоением им общественных мотивов деятельности. Выполняя рисунок, поделку для других, ребенок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество, способность к целенаправленным усилиям. Под влиянием именно общественных мотивов у человека формируются такие черты личности, как ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение других людей, совестливость, честность, доброта и строгость, инициативность и дисциплинированность, трудолюбие, желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим и др. (Е. И. Фельдштейн). Таким образом, не исключая, а предполагая приоритетность самоуважения, любви человека к себе, необходимо при этом в развитии личности поддерживать только те ее проявления, которые соответствуют позитивному развитию других людей и общества в целом. Необходима направленность поведения и действий человека на творческое созидание, а не на разрушение, а если разрушение, то ради созидания, думая при этом о цене разрушения. Проблема соотношения и взаимосвязи направленности личности и творчества исследуется в работах Д.Б.Богоявленской1. Оно посвящено изучению интеллектуальной активности как свойству личности, как центральной проблеме творчества. Интеллектуальная активность, объединяющая, по идее автора, познавательную и мотивационную структуры личности, может быть самого высокого уровня (креативное творчество) только при условии высокого «нравственного строя личности». «Бесспорно одно: когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях2. В ее исследовании экспериментально доказано взаимовлияние качества мотивов («нравственного строя личности») и уровня творчества. Таким образом, мотивационно-потребностная сфера и именно высоконравственная направленность личности способствуют развитию творчества. Во всех теориях личности отмечается, что развитие ее мотивационно-потребностной сферы тесно связано с развитием эмоций, чувств. Поэтому для ее определения иногда используется термин «эмоционально-потребностная сфера». Эмоция, чувство есть реакция человека на успешность удовлетворения потребностей. Сама потребность субъективно ощущается как та или иная эмоция, переживание. В психологии определено, что эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функции; в них выражена оценка происходящего, степень значимости предметов, явлений, ситуаций для данного человека в конкретной ситуации. 1 См.: Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-н/Д, 1983. Подробнее о данном исследовании см. в главе «Творчество». 2 Там же. - С. 165
Они побуждают к деятельности, активизируют ее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, любовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношение людей к тому или иному явлению (выразительная функция) и др. То, есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека. Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, иначе оно не искусство. Не случайно В.Г.Белинский отмечал, что понять художественное произведение головой без участия сердца - это все равно, что понять его ногами. Эмоциональное воздействие искусства заложено уже в истоках художественного творчества. Именно содержательная эмоциональная реакция художника на окружающий мир, неравнодушное к нему отношение рождают у него идеи, желание выразить их. Таким образом, побуждение к художественному творчеству, затем целеполагание в виде определения темы, замысла основаны на чувствах художника. Процесс творчества (развитие замысла и поиск способов его воплощения) также эмоционально насыщен и связан с волевыми усилиями¹. Художник (взрослый и малыш), выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержанием создаваемого им художественного образа. Он переживает их и в зависимости от успешности его воплощения. Таким образом утверждает в себе созидательное, творческое, гуманистическое начало. Поэтому изобразительное искусство, собственная изобразительная деятельность, смысл которых не только в самовыражении художника, но и в воздействии его на умы и души людей, призыве их к сопереживанию, изначально несут в себе огромный потенциал формирования личности как художника, так и зрителя. Искусство, несущее агрессию, античеловечные устремления, встречает в обществе неприятие и активный протест, а гуманистическое принимается им. Нравственная позиция, эмоционально выраженная в творчестве, ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. Так, интересен по своей нравственной сути и необычен для малыша (5 лет) рисунок, выполненный еще в период войны в Афганистане и изображающий солдат в кузове грузовика: «Наши солдаты едут из Афганистана» (в семье старший брат служил в Афганистане). Эмоциональное развитие человека начинается очень рано, с рождения, а предпосылки эмоциональных реакций закладываются в период внутриутробного развития. Диапазон эмоционального развития человека уже в раннем возрасте довольно широк: от первой улыбки и неудовольствий, затем радости, обиды, гнева до предпосылок более сложных чувств - сочувствия, самолюбия, гордости и стыда, чувства собственного достоинства, симпатии и любви. В дошкольном возрасте чувства отличаются еще большим разнообразием, устойчивостью, сложностью. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично вплетены в процесс личностного развития ребенка. Изобразительное искусство и собственная деятельность - благодатнейшее средство для их развития. Оценивая ситуацию, принимая решение, активно действуя, личность основывается на знаниях о мире, в котором действует (природе, рукотворных предметах, о человеке и обществе, о себе). Знания о мире, способность к познанию и размышлению о нем составляют познавательную (когнитивную) сферу личности. Без знаний о мире и рассуждений о нем нет предмета чувств и потребностей, нет разумных действий. Таким образом, личность - явление целостное, все сферы которого взаимосвязаны. Без признания и понимания этой объективно существующей взаимосвязи нельзя практически решать проблему развития личности.
1 Подробнее об этом см. в главе II.
В психологии познавательные процессы, познавательная деятельность, как правило, не рассматриваются в структуре личности. Это затрудняет реализацию идеи развития личности в педагогическом плане. Поиск эффективных способов содействия развитию личности возможен только на основе подхода к ней как целостному образованию. Теоретическими основаниями тому являются в первую очередь идеи Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта в развитии психики, определяющем ее целостность. Л.С. Выготский, изучая это явление психики, отмечал, что единство их не стабильно, а динамично, их взаимовлияние происходит на всех ступенях психического развития, при этом характер взаимосвязи меняется. Например, если в младшем дошкольном возрасте чувства оказывают определяющее влияние на умственное развитие, на поступки ребенка, то к концу дошкольного возраста такого однозначного и определяющего их влияния нет. Чувства все больше подчиняются разуму, становятся «умными». Л.С. Выготский отмечал, что главное в развитии высших психических функций - это их опосредование и изменение межфункциональных связей и отношений. Примером межфункциональных связей, определяющих целостность личности, является не только единство и взаимовлияние аффекта и интеллекта, но и развитие волевых процессов. Недоразвитие воли как способности овладения собой, своим поведением - одна из причин, сдерживающих общее психическое развитие человека. Идеи Л.С. Выготского о развитии воли, о межфункциональных связях и отношениях важны для понимания не только проблемы целостности личности, взаимосвязанного развития всех ее сфер, но и проблемы самодвижения, саморазвития личности. Большинство исследователей личности отмечают момент самодвижения, саморазвития как одну из сущностных ее характеристик. При всех заботах и общества, и отдельных людей о человеке он изначально строит себя, свою жизнь и судьбу сам. Человек постоянно живет в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее достижения в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или отстаивать свою позицию? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но неприятные, ради общего дела или нет? Остановиться в своих притязаниях или ставить новые цели и т.д. и т.п.? То есть человек в своих размышлениях, поступках в конечном счете всякий раз решает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как личность. Никто не сделает из человека личность, кроме него самого. А.Н.Леонтьев, обращая внимание на этот момент самодвижения, саморазвития человека, подчеркивал, что личность выступает как то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Поэтому процесс развития личности - это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Что же определяет процесс самодвижения, саморазвития личности? Л.С. Выготский - один из первых начавший изучать социальный аспект как внешний фактор в развитии личности, в то же время он обращал внимание на внутренние факторы ее становления, подчеркивая, что именно внутренние моменты и определяют самодвижение, саморазвитие личности. Используя метод сравнительного анализа психологии нормального и ненормального ребенка, он пришел к выводу о необходимости различения двух моментов в психическом развитии: степени развития той или иной функции и степени развития овладения той или иной функцией. Овладение человеком своим поведением, управление им есть тот внутренний фактор, который влияет на процесс становления личности. Он выдвигает вопрос о средствах, с помощью которых происходит овладение поведением, и изучает эти средства. Экспериментально исследуя процесс овладения человеком собственным поведением, Л.С. Выготский особое внимание обратил на волю и такое явление, как выбор, осуществляемый человеком при волевом действии. «Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, - писал он, - и не даром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта»1. Используя пример утреннего вставания с постели, Л.С.Выготский иллюстрирует борьбу мотивов, предшествующую волевому действию: 1) надо вставать (мотив), 2) не хочется (мотив), 3) человек считает до трех: раз, два, три (вспомогательный мотив), 4) на «три» - подъем. Счет до трех - это средство, которое вводится человеком и поддерживает один из мотивов, т.е. определяет выбор, решение. Таким образом, принятие решения связано с введением вспомогательного мотива (дополнительного мотива, мотива-стимула), который поддерживает один из основных мотивов. Использование дополнительного мотива-стимула - то средство, с помощью которого осуществляется регуляция поведения, нейтральному стимулу придается сила мотива. Л.С.Выготский писал: «Культурное развитие какой-нибудь функции... заключается в том, что в процессе совместной жизни и деятельности общественный человек вырабатывает ряд искусственных стимулов знаков. При их помощи направляется общественное поведение личности, они же становятся основным средством, при помощи которого личность овладевает собственными процессами поведения»2. Таким образом, овладение поведением, делает вывод Л.С.Выготский, представляет собой опосредованный процесс, который всегда осуществляется через известные вспомогательные стимулы. Считая, что в выборе - существо волевого акта, ученый подчеркивал, что «это - свободный выбор между двумя возможностями, определяемый не извне, но изнутри самим ребенком». Итак, личность - это не просто активный творческий деятель, занимающий определенную позицию в обществе, но и волевой человек, способный к поступку, инициативным действиям, к преодолению при этом препятствий. Как показывают психологические исследования, только примерно к трем годам у ребенка появляются первые признаки волевого поведения. Малыш, освоив многие предметные действия, хочет действовать сам. Возникают личные желания, стимулирующие его инициативную активность, настойчивость («Я хочу», «Я сам»). В дошкольном возрасте отмечается начало волевого преодоления себя и обстоятельств, что является показателем и условием становления личности. У дошкольника можно заметить проявления борьбы мотивов. Например, угостили ребенка конфетой. Проблема: съесть самому или поделиться с сестренкой. Ребенок после некоторого колебания делится с сестрой. Мама подкрепляет правильность выбора: «Молодец, добрый мальчик. Смотри, как Лена обрадовалась, ей очень хотелось попробовать конфету». Малыш переживает радость от преодоления себя, доставленной другому радости, похвалы мамы. В плане развития личности, а именно возможностей саморазвития, проблема свободы выбора (воли) особенно важна. На основе экспериментальных данных Л.С. Выготский пояснял, что свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребенок сознает ситуацию, необходимость выбора, определяемого мотивом, в данном случае его свобода есть познанная необходимость. По существу, в основе выбора лежат знания, опыт, в том числе эмоциональный. В этом смысле воля означает господство мысли над действием. Таким образом, целостное, взаимосвязанное функционирование всех сфер личности представляет собой процесс ее развития. Оценивая практическую значимость этих идей в психологии, Л.С.Выготский отмечал, что в отличие от психологии в педагогике вопросы овладения собственным поведением издавна рассматривались как основные вопросы воспитания. 1 Выготский Л. С. Собр.соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 3. - С. 274. 2 Там же. - С. 207.
На место внешней дисциплины, на место принудительной дрессуры выдвигается самостоятельное овладение поведением, проблема овладения собой. Таким образом, в работах Л.С.Выготского заложены теоретические основы такого воспитания и обучения, которое развивает у детей инициативную активность, самостоятельность, самотворчество. К сожалению, в настоящее время в педагогической теории и практике этот важнейший момент в развитии личности слабо реализован. Идея необходимости целостного рассмотрения личности во взаимосвязи когнитивной, эмоциональной, волевой сфер ставится в настоящее время и известным психологом Г.Г.Кравцовым1. Продолжая рассматривать идеи Л.С.Выготского о целостности развития всех сфер личности, Г.Г.Кравцов полагает, что психологические средства, с помощью которых ребенок овладевает своим поведением и психикой, выполняют двойную функцию: осознания и побуждения (так как строится новый ряд стимуляции поведения). Отличительной особенностью волевого акта, с его точки зрения, как раз и является то, что в нем совмещены функции побуждения и осознания. Далее он подчеркивает необходимость изучения воли как равноценной другим сферы развития личности, до сих пор недостаточно исследованной, возможно, потому, что многие психологи не относят ее к самостоятельной сфере психики. Дальнейшее исследование развития личности в онтогенезе связано, по мнению ученого, с ключевой для психологии личности проблемой — единства развития эмоциональной и интеллектуальной сфер в русле развития волевой сферы. «Воля в этом случае выступает как высшая функция и основа единства аффективной и умственной сферы личности. Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность»2. Исходя из вышеизложенных идей, ученый делает ряд убедительных выводов о необходимости воспитания инициативности как важнейшего аспекта волевого развития ребенка. Считая эту задачу одной из важнейших, он в то же время признает, что она трудно решаема в наше время. Автор определяет главные причины этого обстоятельства, которые, безусловно, полезно знать педагогам: устойчивые традиции авторитарного стиля общения с детьми, узкодидактическая направленность методик, отсутствие адекватной психологической теории развития личности ребенка и его волевой сферы; - о необходимости пересмотра организации учебно-воспитательного процесса «с позиций личностного подхода к проблеме обучения, в рамках которого развитие личности выступает как обретение нравственно-осмысленной внутренней свободы, как формирование творческих способностей и раскрытия индивидуальности ребенка»3. В плане понимания и практической реализации идеи единства и взаимосвязи в развитии когнитивной, эмоциональной, волевой сфер личности, а также уточнения соотношения творчества и личности большой интерес представляет исследование Д.Б.Богоявленской. Исследуя интеллектуальную активность как системное психическое образование, интегрирующее в качестве подсистем общие умственные способности и мотивационную структуру личности, она делает важный для педагогики вывод, считая, что «...идея интегративности этого качества представляется важной не только (и даже не столько) в теоретическом плане, сколько в практическом - воспитательном. 1 См.: Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования. — М., 1994.-С. 5-30 2 Там же. - С. 27, 30. 3 Там же – с. 30.
Она дает возможность подойти к решению «проблемы века» - формированию всесторонне развитой личности, т.е. развитой не только интеллектуально, но и нравственно-эстетически»1. В связи с этим Д.Б.Богоявленская четко определяет педагогическую задачу: развитие не творческих способностей, а творческой личности, включающей и познавательные, и мотивационные ее характеристики. А это значит, стоит задача формирования интеллектуальной активности как «...свойства целостной личности, отражающие процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве...»2. Все вышеизложенные позиции разных ученых по проблеме.конкретизируют, взаимодополняют, обогащают понятие личности и условий ее развития и служат основой разумной педагогической деятельности в этом плане. Однако характеристика этого явления будет неполной без анализа проблемы самопознания, самосознания личности, т.е. способности человека посмотреть на себя как бы со стороны. Процесс целостного развития личности сопряжен с постепенным осознанием человеком себя как существа, отличающегося от других людей, осознанием себя как личности. Идет процесс постепенного самопознания, появления у человека переживания своего «Я» (образ «Я»)3. Самопознание - это не только знание о себе, а осознание себя как личности, своего места в сообществе людей, в системе общественных отношений. Образ «Я» включает и отношение человека к самому себе4. Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе, образ «Я» вписывается в структуру личности. Он включает три компонента: когнитивный (представления о внешности, способностях, социальной значимости и т.п.); эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоунижение и др.); поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение взрослых, детей или желание остаться незамеченным, скрыть недостатки, уклониться от критики и т.д. Психологи отмечают у человека смену образов «Я». Образ «Я» проявляется в самооценке, это одна из сторон самосознания личности. С помощью самооценки регулируется поведение. Самооценка формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими. Человек ориентируется на наиболее значимую для него референтную группу (лицо), идеалы которой он принимает как свои. Как отмечают психологи (А. В. Петровский), позицию личности в обществе определяют три показателя: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личности группой. Все эти оценки проявляются сначала в межличностных контактах, а затем интериоризируются, переходят во внутренний план5. Человек, вступая в общение и действуя, всегда ориентируется на эти оценки. Уровень притязаний личности связан с самооценкой. Это желаемый уровень самооценки, который проявляется в постановке цели той или иной степени трудности. Важно, чтобы уровень притязаний не был завышен или занижен, так как это негативно сказывается на развитии личности. В первом случае цель, как правило, не достигается, поскольку не соответствует возможностям человека. Это вызывает у него дискомфортные состояния и тормозит развитие личности. 1 Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-н/Д, 1983.-С. 137. 2 Там же. - С. 24. 5 См.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. -С. 421. 4 См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 5 См.: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М., 1998. - С. 336-349. А заниженная самооценка и низкий уровень притязаний губят инициативу, тормозят активность человека, а следовательно, также не способствуют его развитию. Вот почему необходимо заботиться о формировании адекватной самооценки у детей. В связи с этим необходимо учитывать в общении и взаимодействии с ними уровень притязаний формирующейся личности и способствовать его повышению в соответствии с возможностями человека. Это позволит пробуждать в ребенке самоуважение, уверенность в своих силах, что крайне важно для успешного развития личности. Огромные возможности для такого развития объективно заложены в изобразительной деятельности. Как искусство может влиять на становление личности? Безусловно, общение с искусством помогает человеку (ребенку) лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. Ведь в произведении художника всегда выражена позиция, точка зрения, оценка того или иного явления. Понять и почувствовать ее - это значит «примериться» к оценке другого человека, сообщества, а может быть, и поколения. Любое талантливое произведение искусства незримо несет в себе личность художника. Чем больше масштаб этой личности, тем более это ощущается зрителем, слушателем. Не случайно в современных встречах с большими мастерами искусства интерес людей далеко выходит за рамки собственно творчества. Люди стараются понять позицию личности по отношению к самым различным вопросам жизни и соотнести ее с собственной позицией. Влияние на другого человека в зависимости от направленности личности может быть как позитивным, так и негативным. Потому так важен отбор произведений искусства, оказывающих созидательное воздействие на личность. Процесс собственного творчества также способствует самосознанию, поскольку сопряжен с рефлексией, осознанием своих желаний, интересов, возможностей, реальных успехов. Этому способствует наличие конкретного продукта, художественного образа. Художественное восприятие его в сообществе людей - объективная возможность формирования самооценки, самосознания человека. Самосознание есть результат становления человека как личности. Однако это не только один из показателей уровня развития личности, но и непременное условие ее дальнейшего самосовершенствования, так как без этого немыслимо «строительство» собственной личности. Мудрый смысл исповеди как ритуала многих религий не столько в отпущении грехов, сколько в развитии у человека способности к рефлексии, самоанализу, самооценке, а значит, и к саморазвитию. По выражению Д.Б.Богоявленской, личностное действие всегда рефлексивно. Таким образом, жизненный путь человека - это процесс саморазвития, самореализации, выявления всех возможностей ребенка, а затем взрослого к развитию, определяемых принадлежностью индивида к человеческому роду; развитие его индивидуальности, обусловленной природой и конкретными социальными условиями. Каковы этапы развития личности, чем они обусловлены? Ответ на эти вопросы позволяет педагогу вовремя и грамотно содействовать ее развитию. Психологи отмечают, что личность оформляется в сравнительно поздние сроки, но как качество, характеризующее общественную сущность человека, начинает формироваться рано, еще в младенчестве (исследование школы М.И.Лисиной). С рождения ребенок включается в деятельности, организуемые взрослыми. Взаимодействуя и общаясь со взрослыми, он постепенно осваивает мотивы, цели, действия и операции деятельности, овладевает нормами взаимоотношений и т.п. То есть ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему миру, а активно овладевает достижениями общества и определяет свое место, позицию в нем. По мнению В.В.Давыдова, «...основные этапы развития личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения»1. 1 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 126.
А воображение, понимаемое им вслед за Э.В. Ильенковым как способность видеть целое раньше частей, начинает проявляться в раннем возрасте в контексте ведущей предметно-манипулятивной деятельности. Примерно с трех лет, отмечает В.В.Давыдов, начинает складываться собственно личностное или творческое содержание его деятельности. Первоначально это происходит внутри игры. Именно поэтому, считает он, предпосылки развития личности появляются в раннем возрасте. Г.Г.Кравцов, анализируя проблемы личности, творчества, периодов ее развития, придерживается точки зрения, что психика - часть личности, а не наоборот. В качестве личности выступает весь человек в целом. Поэтому человек развивается как личность с первых дней жизни, развитие - способ существования личности. При всем влиянии на ребенка взрослого в развитии личности всегда есть момент самодвижения, саморазвития, самосозидания. Кроме действий, направленных на преобразование внешней среды, человек осуществляет действия, направленные на самого себя, на самосознание и саморазвитие. Человек, субъект своих действий, творец, но творит он в данном случае самого себя. В этом смысле самотворчество - это подлинное творчество, процесс, начинающийся с рождения и продолжающийся всю жизнь. В отечественной психологии этапность процесса развития, самодвижения личности связывается со сменой ведущих видов деятельности в жизни человека. Периоды ее развития соответствуют периоду существования ведущего вида деятельности, в которой и происходят наиболее важные изменения в личности человека. Личностные новообразования (появление новых качеств, которых не было раньше) отчетливо проявляются при смене одной ведущей деятельности на другую. Это новообразования «кризисного» периода. Наряду с ними проявляются новообразования стабильного периода. Смена одного вида деятельности другим не случайна. Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу, которая подтвердилась рядом других исследований, что ребенок, развиваясь в обществе, вступает в два типа отношений: «ребенок - общественный взрослый» и «ребенок - общественный предмет». И взрослый человек, и предметы окружающего мира - продукты общественного развития. В жизни человека поочередно доминирует то первый, то второй тип отношений. При доминировании первого типа человек (ребенок) ориентирован на усвоение норм, ценностей, мотивов деятельности взрослых и тогда ведущими становятся соответствующие деятельности: общение, игра, главный смысл которых в усвоении норм, ценностей и т.п. При доминировании второго типа отношений человек ориентирован на освоение эталонов, способов деятельности. Соответственно ведущими становятся предметная деятельность (практическая, познавательная). В деятельности по освоению норм человеческих взаимоотношений превалируют субъект-субъектные отношения (отношения между субъектами деятельности), а в предметной деятельности доминируют субъект-объектные. В любом случае ребенок проявляет стремление быть активным деятелем в человеческом обществе. Но в первом типе деятельности преимущественно развивается социальная активность ребенка, а во втором - познавательная (Д. И. Фелъдштейн). Так, в младенчестве (первый год жизни) ведущим является непосредственно эмоциональное общение. Сначала ситуативно-личностное, а с 6 месяцев - ситуативно-деловое (через предметы). Ученые школы М.И.Лисиной, Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова, С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева и др. определили ряд показателей развития предпосылок личности уже в этот ранний период: - инициативная активность в виде «комплекса оживления» (в 2-3 месяца); - инициативная активность в предметно-опосредствованном общении, удовлетворение от успехов в совместных со взрослым действиях; потребность в одобрении взрослого, выраженная в эмоциях; избирательное отношение ко взрослым (к 6 месяцам); - более активное и инициативное поведение в общении со взрослыми и детьми, привязанность ко взрослым и доверие к ним (к 10 месяцам); в зарубежной психологии (Э.Эриксон) привязанность и доверие к людям в этот период рассматриваются как базовое личностное качество; - попытка действовать самостоятельно, радость и огорчение в зависимости от успехов в действиях; стремление к свободе, первое обособление и противопоставление себя взрослому (к концу 1 года жизни). Таким образом, активность, инициативность как сущностные качества личности, отмечаемые в отечественной и зарубежной гуманистической психологии, зарождаются уже в младенчестве. В этот же период (к концу 1 года жизни) появляются предпосылки самостоятельности; доверие к взрослым как основа будущей коммуникативности. С 1 года до 3 лет ребенок осваивает способы действий с предметами в ведущей предметной деятельности. После года у ребенка четко оформляется интерес к активному взаимодействию с другим ребенком, взрослым. Малыш остро нуждается в одобрении и похвале взрослого. Это вызывает у него первое чувство гордости, собственного достоинства. При неудаче - чувство огорчения, стыда, возникает первая самооценка, пока недифференцированная («Я - хороший» или «Я - плохой»). Овладевая способами деятельности, действиями и операциями, ребенок становится более знающим, более умелым и способным. Поэтому он стремится к самостоятельности, пытается в этом проявить, утвердить свое «Я», свою новую позицию в сообществе («Я сам») и установить иные отношения. Отчетливо проявляющееся стремление к самостоятельности, сформировавшееся в недрах предметной деятельности, также определяется как базовое новообразование в раннем возрасте в отечественной и зарубежной психологии (Э. Эриксон). Если взрослый препятствует нарождающейся самостоятельности, кризис трех лет может быть бурным. «Накопленный социальный опыт обеспечивает развитие позиции «самости», требующей своей реализации в системе взаимоотношений»1. Поэтому появляется новая деятельность, где субъект-субъектные отношения - главные, где усваиваются нормы, правила этих отношений. Она становится ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте - это игра. Проникая в игре в суть отношений между людьми, осваивая мотивы, смыслы, нормы поведения и пытаясь их реализовать, жить одной жизнью со взрослыми, ребенок постепенно обнаруживает недостаток в знаниях, способах действия, необходимых для достойного существования в сообществе людей. Потребность в познании предметов, явлений окружающего мира как условие возникновения социально признаваемой деятельности реализуется в учебной деятельности школьника. В дошкольном же возрасте, в стабильный его период, оформляется одно из психических новообразований - воображение, которое, совершенствуясь, служит основой развития теоретического мышления детей в начальной школе. В отечественной психологии общепризнано, что именно в дошкольном возрасте, с 3 до 7 лет, отчетливо проявляются такие качества личности, как любознательность, инициативность, активность, самостоятельность, творческость в разных сферах и видах деятельности. Любознательность, активность, живое воображение относятся к признакам нормального развития личности и зарубежными психологами (Э. Эриксон). Таким образом, смена ведущих видов деятельности означает определенный этап психического и личностного развития, смену социальной позиции ребенка в обществе. Смена ведущих видов деятельности и специфика личностного развития детей в каждый период существенно влияют и на своеобразие изобразительной деятельности в это время, а следовательно, и развитие личности в ее условиях².
1 Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - М., 1994. - С. 102. 2 См. § 2.
Таким образом, вышеизложенные данные психологической науки дают основание для большей целенаправленности процесса воспитания детей с учетом личностных новообразований, возможных в развитии детей в тот или иной возрастной период. Более того, особенно необходима своевременная реализация этих возможностей, если учесть, «что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство»1. В отечественной психологии существует и другой подход к периодизации развития личности. Так, А.В.Петровским предложена периодизация развития личности, в основе которой не смена ведущих видов деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (или лицом) в этот период. Какова суть этой периодизации? Процесс развития личности - это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция в ней, процесс участия в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает. При этом процесс развития личности в относительно стабильной группе идет поэтапно. Каждый из этапов автор называет фазами развития личности. Их три: адаптация, индивидуализация, интеграция. Первая фаза становления личности - процесс активного усвоения человеком норм, правил жизни в сообществе, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. У человека возникает необходимость максимально адаптироваться в общности, «быть таким, как все». Вторая фаза характеризуется развитием личности в условиях обостряющегося противоречия между достигнутым уровнем адаптации (стал «как все») и потребностью представить свою индивидуальность, отличие от других. Третья фаза развития личности обусловлена противоречием между отчетливо проявляющимся на предыдущем этапе стремлением человека предъявить сообществу свою индивидуальность, значимые для него отличия от других и потребностью сообщества принять и культивировать только те особенности личности, которые соответствуют ценностям этой группы. Если личность в микрогруппе проходит все три этапа развития, она меняется сама и меняется сообщество, в котором происходило это развитие. Трансформация личности и группы взаимная. Личность может даже занимать позицию лидера, и тогда сообщество трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями лидера. Если противоречие не устраняется, личность вытесняется из группы и игнорируется. В рамках третьей фазы развития личности - интеграции - проявляются новообразования личности - черты, которых не было на прежних ступенях развития, отвечающие потребностям развития группы и потребностям индивида. Полагаем, что в педагогической деятельности следует учитывать оба подхода к периодизации развития личности, так как выявленные в разных теориях закономерности становления личности объективно сосуществуют. Процесс вхождения человека в ту или иную группу, индивидуализация, а затем интеграция в ней опосредствованны совместной деятельностью, содержание, ценности, смысл которой обусловливают устойчивые межличностные отношения. В системе этих отношений происходит взаимовлияние членов сообщества друг на друга, вследствие чего и развивается личность каждого. Процесс освоения детьми изобразительной деятельности, степень успешности его, безусловно, оказывают влияние на положение ребенка в детском сообществе. Поэтому педагог может оказать большое влияние на процесс, динамику, характер вхождения ребенка в детское сообщество и интеграцию в нем. Наличие зримого продукта изобразительной деятельности, текущего и итогового, отношение к нему со стороны взрослых и детей в большой степени влияют на этот процесс, а, следовательно, и на личностное развитие. 1 Немое Р. С. Психология. - М., 1998. - С. 366.
Итак, перед педагогическим сообществом, родителями стоит проблема развития личности ребенка. Отечественными психологами (Р. С. Немое) признается, что в зарубежной психологии Э.Фромм дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества, а именно: признание и уважение самобытности каждого человека, развитие его уникальности, соответственно его природе и сообразно высшим духовным ценностям. Важно в обществе создать условия для самосовершенствования личности в этом плане. Однако главная цель развития личности (возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение, и самораскрытие) может не состояться. Известный философ Э.В. Ильенков писал: «В потенции каждый индивид универсален, то есть содержит в себе всю полноту развития всеобщих способностей. Реально же эта потенция осуществляется в нем очень фрагментарно, частично и весьма немногим индивидам удается развить в себе основные всеобщие силы (мышление, доведенное до степени научного мышления, продуктивную силу воображения, дозревшую до степени искусства, и т.д.) до того уровня, которого они уже достигли в качестве коллективно реализуемых сил»1. Полагаем, что одна из причин этого явления - позиция невмешательства окружающих в процесс развития человека. Взрослый человек всегда посредник между ребенком и окружающим его миром, он способствует присвоению им общественного опыта, а по выражению Л.С.Выготского, «вращиванию» ребенка в культуру. Велика в этом роль в первую очередь родителей и педагогов. Обучению, воспитанию принадлежит ведущая роль в развитии личности. Имеется в виду именно содействие самодвижению, саморазвитию личности, превращение ее в неповторимую индивидуальность. О воспитании как конкретном и целенаправленном варианте деятельностно-опосредствованного общения, сочетающем в себе оба основных условия развития личности (общение и деятельность), следует говорить особо. В настоящее время психологами, педагогами разрабатывается модель личностно-ориентированной педагогики. На наш взгляд, сущность именно такой модели воспитания представлена в определении Д.И. Фельдштейна: «Под воспитанием мы понимаем целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность»2. Воспитание осуществляется в соответствии с идеалом, воплощающим требования общества. Личностно-ориентированный подход предполагает не только постановку соответствующей цели, но и создание взрослыми, педагогами и родителями условий содействия развитию личности. Первое из них, хотя и трудно выполнимое, - надо помнить, что только личность воспитывает личность. Это условие в первую очередь должно быть создано в семье. Родителям необходимо осознать истину, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет в первую очередь семья. Родитель - «профессия педагогическая», а потому необходимо соответствовать этому назначению. Чувство ответственности за ребенка заставляет родителей посмотреть на себя другими глазами, предъявить к себе более высокие требования. То же относится и к личности педагога. 1 Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. -С. 378. 2 Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - М., 1994. - С. 46.
Задача развития личности ребенка предъявляет особые требования и к педагогу. Воспитатель - это человек, который несет ответственность за условия, характер и перспективы развития личности другого человека. Чувство ответственности особенно необходимо взрослому, если помнить о том, что человек невольно может быть представлен в жизни другого человека (ребенка), влияя на его мотивационно-потребностную, когнитивную, волевую сферы. Безусловно, педагог сам должен быть личностью. В свете этих положений идея о развивающем взаимодействии воспитателя (в том числе родителей) ребенка - одна из основных в личностно-ориентированной модели воспитания. Идею развивающего взаимодействия, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию, разрабатывает В.А.Петровский. Быть личностью, полагает он, - это значит осуществлять значимые преобразования в жизнедеятельности другого лица, в его интеллектуальной, эмоционально-потребностной, волевой сферах. При этом личность как бы идеально представлена, персонализирована в других людях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|