ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как свойства личности дошкольника.Данную проблему следует обсуждать только в связи с общими проблемами способностей. Общая теория способностей до сих пор остается одной из наименее разработанных в отечественной психологии. Основные положения теории способностей связаны с решением следующих вопросов: что такое способности? Каково их содержание, структура, соотношение со знаниями, умениями, навыками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей? Существует множество определений способностей. Так, Б. М.Теплов считал, что способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей1. 1 См.: Теплое Б. М. Проблема одаренности // Советская педагогика. - 1990. - № 4.
По мнению Л.Г.Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления¹. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.А.Венгер). К.С.Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней»2. Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать. Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретного ее вида (в данном случае - изобразительной деятельности) в частности. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками. В этом вопросе нет единого мнения: - способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б. М. Теплое); - знания, умения, навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков (С.Л. Рубинштейн); - одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обобщения умений и навыков (А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев): - способность включает все подструктуры личности, в том числе знания, умения, навыки (К. К. Платонов). В. И. Кузин отмечает, что развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это замечание важно, так как нередко в практике происходит резкое противопоставление способностей знаниям, умениям, навыкам. Л.А. Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание способностей как ориентировочных действий3. В качестве доказательства он приводил следующие рассуждения: - в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата; - знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная; - задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то 1 О структуре способностей к изобразительной деятельности см.: Проблема способностей. - М., 1962.-С. 154. 2 Платонов К. С. Проблемы способностей. - М. - 1972. - С. 5. 3 Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973. Таким образом, ориентировочные действия лишь косвенно включены в усвоение или реализацию знаний, умений, навыков, но обусловливают успешность их освоения. Это согласуется с мнением большинства ученых о способностях как качествах, обеспечивающих легкость освоения знаний, умений. Это объясняет, почему способности - «побочный эффект» обучения. Так, Л.А. Венгер, понимая под способностями ориентировочные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности. В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать: 1. Типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.п. 2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга. 3. Индивидуальные особенности строения анализаторов. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучении. По определению В.А.Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем: - значительно облегчают формирование способностей; - ускоряют темп продвижения в развитии способностей; - определяют высоту достижения; - обусловливают ранние проявления способностей. Задатки имеют врожденные индивидуальные различия1. Все эти положения применимы и к специальным способностям. Для понимания способностей к изобразительной деятельности важно привести ряд положений теории способностей В.И.Шадрикова2. Он рассматривает познавательные способности в структуре психики как основного свойства высокоорганизованной материи - мозга. Это свойство, как известно, заключается в отражении объективно существующего мира и регуляции поведения человека в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Способности конкретизируют и дифференцируют это свойство на отдельные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности. В.И. Шадриков опирается на положение о том, что современные научные данные определяют мозг как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, реализующих определенные психические функции (ощущение, восприятие, мышление и т.д.). «Способности, - пишет ученый, - можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности»3. Психические функции отражения реализуются в виде познавательных психических процессов. Поэтому классификация способностей, полагает ученый, соответствует основным психическим процессам: способности ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания и психомоторные способности. Эти способности относятся к общим. 1 См.: Крутецкий В. Л. К вопросу о природе способностей // IV съезд психологов. 2 См.: Щадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - 1996.-С. 178. 3 Щадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. -М., 1996.-С. 177.
У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени («мера выраженности» способности). Автор определяет параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность; способность воображения - новизна, оригинальность, осмысленность и др.; психомоторная способность — по параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость. Большой интерес вызывает положение автора о структуре способностей. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, Б.Г.Ананьева, он выделяет в способности функциональный и операционный компоненты. Этот вывод согласуется с идеей Б.Г.Ананьева о том, что развитие высших психических свойств включает развитие функциональных, операционных, мотивационных механизмов. Функциональные механизмы формируются по программе филогенетического развития и характеризуют человека как индивида. Например, природой человека определено развитие прямохождения, умелости руки, развитие мозговых структур, свойственных человеку, и т.п. То есть возможен и необходим определенный уровень «биологической зрелости» как предпосылка развития высших психических функций (Л.С. Выготский). Однако становление функциональных механизмов идет прижизненно при создании соответствующих условий. Операционные механизмы формируются только в деятельности, но для их развития требуется определенный уровень функционального развития. Например, в раннем возрасте без своевременного развития кисти руки в условиях предметно-манипулятивной, а затем предметно-орудийной деятельности возможность высокого развития у человека сенсомоторной способности в художественной деятельности проблематична. Развитие операционных механизмов характеризует человека как субъекта деятельности. Они формируются в процессе обучения. Мотивационные механизмы развиваются в процессе общения и характеризуют человека как личность. Функциональный и операционный компоненты способностей, отмечает В.И.Щадриков, соответственно формируются прижизненно в условиях общения и деятельности. «В качестве базисной основы общих способностей выступают их функциональные механизмы», - пишет автор1. К общим способностям он относит психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Он считает, что специальные способности - это варианты проявления общих способностей, «оперативная» форма общих способностей. Таким образом, функциональный компонент способностей относительно стабилен, а операционный - изменчив, вариативен, т.е. он различен в конкретных видах деятельности. Поэтому, говоря о соотношении общих и специальных способностей, В.И. Щадриков отмечает, что человек от природы наделен общими способностями, на них строятся все виды деятельности. «Специальные» способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Каждая способность в ансамбле с другими в том или ином виде деятельности приобретает новые черты. Анализ специальных способностей к изобразительной деятельности не противоречит этой гипотезе, скорее, подтверждает ее. В частности, способность к целенаправленному аналитико-синтетическому восприятию предмета приобретает специфические черты в изодеятельности. То же можно сказать о способности воображения, сенсомоторной способности (ручной умелости) и др. Действительно, в основе этих способностей лежат общие психические процессы, которые реализуются в своеобразных действиях, диктуемых условиями данной деятельности. 1. Щадриков В.И. Психология деятельности и способностей человека. – М., 1996. – С. 290.
Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Щадрикова и о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстетического восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение (ассоциативное видение) и т.д. В.И. Щадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности - психике. Наряду с этим он выделяет духовные способности, которые тоже относит к сфере психики, отражения. Духовные способности - это способности к самопознанию, к самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духовных творений. Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность», но и с понятием «поведение», органично включающим в себя отношение к моральным нормам. Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием ее развития. Процесс их развития - это, по существу, процесс развития личности. Автор отмечает соотношение духовных способностей с познавательными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностями. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности. Интересно замечание автора и об одаренности: «Одаренность» - индивидуально-своеобразное сочетание взаимодействующих и дополняющих друг друга способностей, как системное проявление способностей в функциональной системе деятельности»1. При анализе специальных способностей к изобразительной деятельности важны все эти положения. В их контексте способности к изобразительной деятельности следует понимать как общие способности, но со специфической операционной частью. На определенных этапах изобразительной деятельности доминируют определенные способности (восприятие, воображение, сенсомоторика), но при этом проявляются все другие способности, только занимают они различное место в иерархии способностей, выступают как операционные механизмы в структуре доминирующей способности. Очевидно, и каждая из способностей в контексте деятельности в зависимости от конкретной задачи проявляется по-разному, трансформируясь при этом своей операционной части. Например, восприятие предмета перед его изображением и в процессе изображения (рисования с натуры) различно; восприятие и представление предметов для рисования по представлению, по памяти и с натуры, подчиняясь разным задачам, также отличается друг от друга. Содержание и структура Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|