Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как свойства личности дошкольника.




Данную проблему следует обсуждать только в связи с общими проблемами способностей. Общая теория способностей до сих пор остается одной из наименее разработанных в отечественной психологии.

Основные положения теории способностей связаны с решени­ем следующих вопросов: что такое способности? Каково их со­держание, структура, соотношение со знаниями, умениями, навы­ками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей?

Существует множество определений способностей. Так, Б. М.Теплов считал, что способности - это индивидуально-психоло­гические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей1.

1 См.: Теплое Б. М. Проблема одаренности // Советская педагогика. - 1990. - № 4.

 

По мнению Л.Г.Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойствчеловече­ской личности, обеспечивающий относительную легкость, высо­кое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления¹. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свой­стваличности, от которых зависит возможность осуществления и степеньуспешности деятельности.

Способности - это психологические качества, которые необ­ходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.А.Венгер).

К.С.Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней»2.

Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать.

Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований,предъявляемых чело­веку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретно­го ее вида (в данном случае - изобразительной деятельности) в ча­стности. Выполнение любого вида деятельности предполагает оп­ределенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при опре­делении содержания способностей на первый план выступает во­прос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.

В этом вопросе нет единого мнения:

- способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объ­яснять легкость и быстроту их приобретения (Б. М. Теплое);

- знания, умения, навыки рассматриваются как один из компо­нентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения зна­ний, умений, навыков (С.Л. Рубинштейн);

- одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обобщения умений и навыков (А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев):

- способность включает все подструктуры личности, в том числе знания, умения, навыки (К. К. Платонов).

В. И. Кузин отмечает, что развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это замечание важно, так как нередко в практике происходит резкое про­тивопоставление способностей знаниям, умениям, навыкам.

Л.А. Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание способностей как ориентировочных действий3. В качестве доказа­тельства он приводил следующие рассуждения:

- в каждом виде деятельности есть ориентировочная и испол­нительская части и соответственно ориентировочные и исполни­тельские действия; ориентировочные действия - это оценка воз­никшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия- выполнение действий и достижение результата;

- знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или позна­вательная;

- задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практиче­ских задач. Когда исполнительские действия сформированы, ори­ентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то
быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки
в задании (по данным А.В.Запорожца).

1 О структуре способностей к изобразительной деятельности см.: Проблема спо­собностей. - М., 1962.-С. 154.

2 Платонов К. С. Проблемы способностей. - М. - 1972. - С. 5.

3 Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.

Таким образом, ориентировочные действия лишь косвенно включены в усвоение или реализацию знаний, умений, навыков, но обусловливают успешность их освоения. Это согласуется с мнением большинства ученых о способностях как качествах, обеспечиваю­щих легкость освоения знаний, умений. Это объясняет, почему спо­собности - «побочный эффект» обучения.

Так, Л.А. Венгер, понимая под способностями ориентировоч­ные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

1. Типологические свойства нервной системы (характеризую­щие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования времен­ных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

3. Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития спо­собностей. Сами способности формируются в процессе деятельно­стипри взаимодействии ребенка с другими людьми,в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучении.

По определению В.А.Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

- значительно облегчаютформирование способностей;

- ускоряют темппродвижения в развитии способностей;

- определяют высотудостижения;

- обусловливают ранние проявленияспособностей.

Задатки имеют врожденные индивидуальные различия1. Все эти положения применимы и к специальным способностям.

Для понимания способностей к изобразительной деятельности важно привести ряд положений теории способностей В.И.Шадрикова2. Он рассматривает познавательные способности в структуре психики как основного свойства высокоорганизованной материи - мозга. Это свойство, как известно, заключается в отражении объек­тивно существующего мира и регуляции поведения человека в про­цессе его взаимодействия с окружающим миром. Способности кон­кретизируют и дифференцируют это свойство на отдельные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности.

В.И. Шадриков опирается на положение о том, что современ­ные научные данные определяют мозг как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, реализующих определенные психические функции (ощущение, восприятие, мышление и т.д.). «Способности, - пишет ученый, - можно опре­делить как свойства функциональных систем, реализующих от­дельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качествен­ном своеобразии освоения и реализации деятельности»3.

Психические функции отражения реализуются в виде познава­тельных психических процессов. Поэтому классификация способ­ностей, полагает ученый, соответствует основным психическим процессам: способности ощущения, восприятия, памяти, вообра­жения, мышления, внимания и психомоторные способности. Эти способности относятся к общим.

1 См.: Крутецкий В. Л. К вопросу о природе способностей // IV съезд психологов.
М.. 1971.-С. 43-44.

2 См.: Щадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - 1996.-С. 178.

3 Щадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. -М., 1996.-С. 177.

 

 

У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени («мера выраженности» способности). Автор определяет параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей. Например, способность восприятияоценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность; способность воображения- новизна, оригинальность, осмысленность и др.; психомоторная способностьпопараметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластич­ность и ловкость.

Большой интерес вызывает положение автора о структуре спо­собностей. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, Б.Г.Ана­ньева, он выделяет в способности функциональный и операцион­ный компоненты.

Этот вывод согласуется с идеей Б.Г.Ананьева о том, что разви­тие высших психических свойств включает развитие функцио­нальных, операционных, мотивационных механизмов.

Функциональные механизмы формируются по программе фило­генетического развития и характеризуют человека как индивида. Например, природой человека определено развитие прямохождения, умелости руки, развитие мозговых структур, свойственных человеку, и т.п. То есть возможен и необходим определенный уровень «биологической зрелости» как предпосылка развития высших психических функций (Л.С. Выготский). Однако станов­ление функциональных механизмов идет прижизненно при созда­нии соответствующих условий.

Операционные механизмы формируются только в деятельности, но для их развития требуется определенный уровень функцио­нального развития. Например, в раннем возрасте без своевремен­ного развития кисти руки в условиях предметно-манипулятивной, а затем предметно-орудийной деятельности возможность высоко­го развития у человека сенсомоторной способности в художест­венной деятельности проблематична. Развитие операционных механизмов характеризует человека как субъекта деятельности. Они формируются в процессе обучения.

Мотивационные механизмы развиваются в процессе общения и характеризуют человека как личность.

Функциональный и операционный компоненты способностей, отмечает В.И.Щадриков, соответственно формируются прижиз­ненно в условиях общения и деятельности. «В качестве базисной основы общих способностей выступают их функциональные ме­ханизмы», - пишет автор1.

К общим способностям он относит психические функции (про­цессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Он считает, что специальные способности - это варианты проявления общих способностей, «оперативная» форма общих способностей.

Таким образом, функциональный компонент способностей от­носительно стабилен, а операционный - изменчив, вариативен, т.е. он различен в конкретных видах деятельности. Поэтому, говоря о соотношении общих и специальных способностей, В.И. Щадриков отмечает, что человек от природы наделен общими способностями, на них строятся все виды деятельности. «Специальные» способно­сти есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Каждая способность в ан­самбле с другими в том или ином виде деятельности приобретает новые черты.

Анализ специальных способностей к изобразительной дея­тельности не противоречит этой гипотезе, скорее, подтверждает ее. В частности, способность к целенаправленному аналитико-синтетическому восприятию предмета приобретает специфиче­ские черты в изодеятельности. То же можно сказать о способности воображения, сенсомоторной способности (ручной умелости) и др. Действительно, в основе этих способностей лежат общие психические процессы, которые реализуются в своеобразных дей­ствиях, диктуемых условиями данной деятельности.

1. Щадриков В.И. Психология деятельности и способностей человека. – М., 1996. – С. 290.

 

Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Щадрикова и о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функ­ция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстети­ческого восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение (ассоциативное видение) и т.д. В.И. Щадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности - пси­хике. Наряду с этим он выделяет духовные способности, которые тоже относит к сфере психики, отражения.

Духовные способности - это способности к самопознанию, к самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духов­ных творений. Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность», но и с понятием «поведение», органич­но включающим в себя отношение к моральным нормам.

Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием ее развития. Процесс их развития - это, по существу, процесс развития личности.

Автор отмечает соотношение духовных способностей с познава­тельными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностя­ми. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному

прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности.

Интересно замечание автора и об одаренности: «Одаренность» - индивидуально-своеобразное сочетание взаимодействующих и дополняющих друг друга способностей, как системное проявле­ние способностей в функциональной системе деятельности»1.

При анализе специальных способностей к изобразительной деятельности важны все эти положения. В их контексте способно­сти к изобразительной деятельности следует понимать как общие способности, но со специфической операционной частью.

На определенных этапах изобразительной деятельности доми­нируют определенные способности (восприятие, воображение, сенсомоторика), но при этом проявляются все другие способно­сти, только занимают они различное место в иерархии способно­стей, выступают как операционные механизмы в структуре доми­нирующей способности.

Очевидно, и каждая из способностей в контексте деятельности в зависимости от конкретной задачи проявляется по-разному, транс­формируясь при этом своей операционной части. Например, вос­приятие предмета перед его изображением и в процессе изображе­ния (рисования с натуры) различно; восприятие и представление предметов для рисования по представлению, по памяти и с натуры, подчиняясь разным задачам, также отличается друг от друга.

Содержание и структура




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных