ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способностей к изобразительной деятельностиПрименительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. 1. Шадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - М., 1996. -С 290.
Однако они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре. Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход определению их содержания - исходя из специфики деятельности. Каковы же особенности изобразительной деятельности? Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г.В.Лабунская, Н. П. Сакулина). Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской (Л. А, Венгер, И. П. Сакулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т. е. способностей. Рассмотрим, как исследователи учитывают особенности изобразительной деятельности при выделении содержания и структуры этого вида способностей? В.И.Киреенко1 рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно: - способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отделенную от туловища (целостность восприятия); - способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений; - способность оценивать пропорции; - способность оценивать степень приближения данного цвета к белому; - способность оценивать перспективные сокращения. Целая серия экспериментов, проведенных В.И.Киреенко, направлена на выявление качественных различий этих сторон зрительного восприятия у школьников и учащихся средних художественных школ, преподавателей, имеющих специальное художественное образование, а также взрослых и нерисующих детей. Эти эксперименты дают любопытные ответы на вопросы о количественных и качественных особенностях зрительного восприятия у рисующих и нерисующих, у взрослых и детей, т.е. ответы на вопрос о мере выраженности способности к изобразительной деятельности в зависимости от ряда факторов. Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ. Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей. 1 Киреенко В. 14. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М-. 1959.
Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предлагает А.Г. Ковалев1. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент - ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство - художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство - острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии). Второй компонент - специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений. Кроме этого выделяется фон способности - эмоциональная настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности. Исходя из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г. Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной, и в исполнительской деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделенная А. Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способности. Например, некоторые люди даже художники-профессионалы, лучше рисуют (пишут) с натуры. Их деятельность носит преимущественно репродуктивный характер. С точки зрения общей теории способностей это наблюдение подтверждает возможность доминирования у человека одной из способностей (в данном случае восприятия) и подчиненное положение других в иерархии способностей. Далеко не все из таких художников могут создать оригинальный, творческий образ. В.С.Кузин2, придерживаясь точки зрения В.Г.Ковалева, о структуре способностей, выделяет только ведущие и опорные свойства способностей к изобразительной деятельности. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа; зрительную память; эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению; целенаправленность и волю, а опорными так же, как и А.Г. Ковалев, - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п.; сенсомоторные качества руки рисующего. Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П.Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. В 1959 г. вышла одна из интереснейших работ Н.П. Сакулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности. «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием». Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П. Сакулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. 1. См.: Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей. - М, 1962. 2. См:; Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. – М., 1977.-С. 52. Способность к изображению состоит из трех компонентов: 1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину). 2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношении, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать. 3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим. Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями. Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П. Сакулина. В этой же работе Н.П. Сакулина выделяет показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения и делает выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма. Исследования по проблеме детского восприятия вообще (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер) и в области изодеятельности в частности (Н.П. Сакулина) позволили в дальнейшем конкретизировать эти положения о возможности дошкольника в освоении деятельности. С точки зрения общей теории способностей очевидно, что объективная причина ограниченных возможностей детей в освоении реалистического рисунка заключается в незрелости функциональных механизмов, которые находятся пока в стадии развития, становления. Для развития операционных механизмов нужен определенный уровень функционального развития. К сожалению, в практике нередко встречается попытка форсировать развитие у детей способности к изображению, завышение требований к детскому рисунку, механическое «натаскивание» Детей и даже рисование за ребенка, вместо ребенка для того, чтобы продемонстрировать якобы высокий уровень изобразительной деятельности детей. Н.П. Сакулина отмечает, что способность к изображению обусловливает создание любого рисунка с различными целевыми установками. Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественного рисунка, т.е. способность к художественному выражению. Она предлагает и другой термин - «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей. Однако четкого выделения компонентов этой способности Н.П. Сакулина не дает. Полагаем, что из рассуждений автора о возможной выразительности детского рисунка можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к образному выражению: 1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто 2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа. Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очевидно, в данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлений, воображении), актуализации неосознанного опыта. Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа. В этой же работе Н.П. Сакулина определила показатели развития художественно-творческих способностей. Это самостоятельность, активность, инициатива ребенка в деятельности, выразительность ее результата (рисунка). На материале экспериментального исследования по формированию способностей к изображению и художественному выражению автор показывает индивидуальные различия в становлении этих способностей. В последующих работах Н.П.Сакулиной, а также в работах ее учеников проблема способностей к изобразительной деятельности получила дальнейшую разработку. Так, Т.С.Комарова исследовала такой компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включая и технику рисования1. Определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования. В дальнейших исследованиях Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей2. 1. См.: Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М., 1970. 2. См.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 1965. – С. 100-135. Сенсорное воспитание в детском саду. – М., 1981 – С. 15-77.
По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей: 1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета. 2. Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении. 3. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности. 4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения. 5.Способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению. 6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения. Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности. Позднее Т.С.Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте1. В структуре этой способности выделяются три компонента: техника рисования, (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движения по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима); плавность движения, непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине. Разработав детальную методику формирования у детей этой сложной способности, Т.С.Комарова рассматривает ее как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел. Действительно, ручная умелость в данном понимании и вышеназванные сенсорные способности (восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представлению; оперирование представлениями и преобразование их при помощи воображения) по существу, составляют основу исполнительской части изобразительной деятельности. Эта способность - пример сложного диалектического единства взаимосвязи, взаимопереходов разных способностей. Относительно изобразительной деятельности в целом ручная умелость выступает как способность и специальная и общая. Относительно способности творческого самовыражения она выступает как средство – комплекс знаний, умений и навыков. 1 См.: Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.. 1990. С. 6-43.
К выводу о невозможности абсолютного отделения, дифференциации способностей от знаний, умений пришел Л.А.Венгер, долгое время изучавший проблему способностей и их соотношения со знаниями и умениями. Все названные способности развиваются у детей, но неравномерно. Нередко отмечается хорошее оперирование представлениями, но неотчетливость самих представлений или отмечается хорошее развитие движений, но недостаточное развитие восприятия. Помимо возрастных, с большой отчетливостью, как отмечает Н.П. Сакулина, выступают индивидуальные различия в развитии способностей (у одних детей отстает развитие моторной сферы, у других - восприятие, у третьих - воображение, но хорошо развивается память). Таким образом, в данных исследованиях раскрыто содержание сенсорных, сенсомоторных способностей, обеспечивающих успешное освоение деятельности. Если исходить из предложенной Н.П. Сакулиной классификации способностей, их можно рассматривать как компоненты способности к изображению. При создании художественно-выразительного образа эти способности, несомненно, проявляются, входят в структуру художественно-творческих способностей, занимая подчиненное положение. В других исследованиях, проводимых под руководством А.В.Запорожца, Л.А. Венгера (по проблеме сенсорного воспитания детей), а затем под руководством Н.Н. Поддьякова (по проблеме умственного воспитания), а также в исследованиях Н.П. Сакулиной разработаны обобщенные способы восприятия (обследования) изображаемых предметов; определено содержание изобразительной деятельности, позволяющее сформировать обобщенные представления о группе подобных предметов, а на этой основе - и обобщенные способы изображения1. В результате такого обучения удается научить детей относительно самостоятельно обследовать изображаемые предметы, находить сходство с подобными предметами, уже известными ему, применять на этой основе знакомый способ изображения; устанавливать отличие этого предмета от подобных и варьировать известный способ изображения для того, чтобы передать это отличие. (Подобные исследования, только в области лепки, проводились Н. А. Курочкиной.) Таким образом, Н. П. Сакулиной удалось сформировать и систему ориентировочных действий, направленных на анализ новой изобразительной задачи, соотнесение ее с имеющимися способами изображения и на этой основе выбор или поиск подходящего способа ее решения. Иными словами, удалось сформировать ориентировочные действия, названные Л. А. Венгером способностями. В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г.Казакова, В.А. Езикеева - в области рисунка). Исследовались детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Термин «художественно-творческие способности» используется авторами в контексте раскрытия этих вопросов. Специально ни содержание, ни структура художественно-творческих способностей ими не определяются. Но на основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно-выразительного образа и которые, следовательно, можно отнести к категории «способностей к изобразительной деятельности», а именно к художественно-творческим способностям. Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности. Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира - высший уровень развития этой способности. 1См.: Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М., 1972. - 85-105.
1. Способность образного видения окружающего (умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира - высший уровень развития этой способности. 2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт. 3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа. 4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью. Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий. Таким образом, при всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности). Они представляют собой сложное сочетание различных более частных способностей свойств психики с конкретными операционными механизмами. К настоящему времени структура способности к изображению определена довольно полно и четко. Структура художественно-творческих способностей требует дальнейшего изучения и уточнения. Относительная определенность содержания и структуры способностей к изобразительной деятельности дает возможность довольно четко сформулировать соответствующие задачи руководства изобразительной деятельностью детей и тем самым приблизить реализацию идеи о педагогике способностей, высказанную А. Н. Леонтьевым. Правомерность постановки соответствующих задач обусловлена и тем, что большинство вышеназванных исследователей данной проблемы разработали с большей или меньшей степенью полноты методику формирования этих способностей (Н. П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, В.А. Езикеева и др.). Однако в практике обучения детей изобразительной деятельности есть типичные ошибки (в плане формирования способностей). Каковы эти ошибки и их причины? Программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, т.е. носят узкодидактический характер. Потому о формировании способности говорить не приходится, ее развитие стихийно, бессистемно. Например, обследование (восприятие) используется только с целью формирования представления об изображаемом предмете, т. е. как метод обучения, и не осознается как одна из специфических и важнейших задач обучения, конечный смысл которой в развитии у детей наблюдательности, творческого нестандартного видения окружающего мира. Поэтому нередко организованное восприятие проводится формально или заменяется показом детям образца работы. Педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятии условий для возникновения соответствующих чувств; не формируют у детей способности переноса знаний, умений в новые условия и пр. Дальнейшее изучение данной проблемы, очевидно, будет связано с решением ряда вопросов: уточнением содержания и структуры художественно-творческих способностей; изучением закономерностей их формирования (как складываются, как возникают); дальнейшим поиском оптимальных путей и методов их развития и диагностики.
ГЛАВА II Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|