Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОГНАТЬ СТРАХИ СМЕХОМ




1. Вспомните момент, когда вы хохотали от души, когда вы смеялись так, что не могли остановиться. Вспомните свои ощущения, воскресите их в душе, испытайте заново.

2. Начните посмеиваться, вспоминая свой опыт. Смейтесь до тех пор, пока смех не перейдет в естественный.

3. Продолжая смеяться, начните думать о том, чего вы боялись. Обратите внимание на то, как изменяются ваши чувства, когда вы вспоминаете о страхе со смехом. Продолжая смеяться, заметьте, как субмодальности страха меняются буквально на глазах, одновременно с изменением вашего настроения.

 

Успешно бороться можно не только с фобиями, но и с тревожностью. Например, давайте рассмотрим тревожность, испытываемую теми, кому предстоит выступать перед большой аудиторией. Страх публичных выступлений – это самый распространенный страх на нашей планете. На человека, страдающего любой фобией, найдется сотня тех, кто испытывает страх перед публичными выступлениями. Лично я считаю, что это явление – побочный эффект существующей системы образования. Школа воспитывает детей, которые боятся и нервничают, когда им приходится выступать перед классом, потому что учителя пытаются унизить их и доказать, что они не выполнили домашнее задание.

Есть дети, которые любят выступать публично. Они идут на курсы и учатся говорить на любую тему, даже о том, во что они сами не верят. Из таких детей часто получаются политики или адвокаты. Впрочем, большинство тех, кто обращается ко мне, не умеет получать удовольствие от публичных выступлений. Люди, посещающие курсы моих учеников или мои собственные курсы, посвященные публичным выступлениям, имеют одну общую черту. Они слишком сосредоточены на самих себе и недостаточно внимания уделяют тому, что происходит в зале.

Чтобы избавиться от страха перед публичными выступлениями, вам нужно слушать самого себя, чтобы точно знать, что именно вы говорите. Я знаю, что в школах детей учат пользоваться специальными карточками. Но когда вы находитесь на совещании и обсуждаете что‑то с коллегами или проводите презентацию для потенциальных клиентов, пользоваться карточками не очень удобно. Гораздо удобнее наблюдать за реакцией на свои слова и убеждаться, что она вас устраивает.

К сожалению, большинство людей сосредоточиваются на собственной нервозности, на своем заикании. Чем больше внимания они уделяют собственному страху, тем сильнее пугаются. Некоторые испытывают страх только перед началом выступления, а потом берут себя в руки и отлично справляются с задачей. Они умеют мотивировать себя и побеждать стресс. Эти люди испытывают стресс, а потом, как только начинают говорить, все приходит в норму. Я считаю такой подход совершенно неправильным.

Говоря о страхах, на которых основаны тревожные состояния, надо признать, что чаще всего люди просто не обращают внимания на ситуацию. Легко пугаться, если прокручивать негативные образы в голове и вырабатывать в себе негативные чувства. Но если переключиться на слушателей в зале, увидеть их, услышать их дыхание, а потом сосредоточиться на звуке собственного голоса, то вы почувствуете себя по‑другому. Страхи всегда следует замещать обостренностью чувств. Страх можно одолеть, если начать контролировать собственные чувства.

Мне приходится часто выступать публично. Я часто вызываю кого‑нибудь из зала и приглашаю на сцену. Но прежде чем человек поднимется на сцену, я задаю ему важный вопрос: «Где начинается ваш страх? Когда я говорю вам: «Я хочу, чтобы вы поднялись на сцену», где начинается ваш страх? Когда вы думаете о том, что нужно выйти вперед и рассказать людям о чем‑либо, нужно ответить на важнейший вопрос. Где вы чувствуете свой страх?» Люди обычно отвечают: «В животе». Но это то место, где страх заканчивается.

Я же спрашиваю: «Где он начинается? Начинается ли ваш страх в кончиках пальцев? Или во лбу? Начинается ли страх в горле или в верхней части груди? Когда ваш живот завязывается в тугой узел, вращается ли этот узел по часовой стрелке или против часовой стрелки? Движется ли он вперед или назад? Вы должны определить все геометрические возможности движения.

Иногда узел оказывается настолько тугим и мучительным, что люди затрудняются определить его источник и направление движения. Вот почему я предлагаю людям совершать определенные движения пальцем – вращать палец по часовой стрелке или против часовой стрелки, двигать его вперед или назад, вправо или влево. Это помогает определить направление закручивания реального страха. Зная же направление вращения, вы можете ускорить движение, а сделав это, ощутить еще больший страх. Это совсем не плохо. Это хорошо, потому что вы обрели контроль.

В ходе этого процесса я предлагаю людям представить себе круг, чтобы его можно было вращать вперед и назад, двигать в ту сторону, куда направлен страх. Вращая круг, люди мысленно видят красные стрелы, которые движутся в том же направлении. В такой ситуации людей можно заставить прекратить движение, окрасить круг в синий цвет и начать вращать его в противоположном направлении. Как только вы научитесь вращать свой страх в обратном направлении, вы перестанете бояться. В ходе этого процесса у вас возникнут позитивные чувства. Вращайте круг быстрее, быстрее, еще быстрее. А потом поднимайтесь на сцену и поворачивайтесь лицом к слушателям.

Это не просто хороший способ избавления от страха публичных выступлений. Это прекрасный шаг на пути к избавлению от страха высоты. Это хороший шаг на пути к избавлению от страха перед пчелами или змеями. Пока вы можете сохранять направление вращения и делать это вращение все быстрее и быстрее, ваш мозг на бессознательном уровне расшифровывает ситуацию. Когда вы попытаетесь вернуться к прежнему страху, то обнаружите, что сделать это очень трудно.

Имея возможность выбора, люди всегда делают лучший выбор. Проблема заключается в том, что они не думают, что поступают таким образом. Чтобы вы смогли увидеть новую возможность выбора, попробуйте проделать следующее упражнение.

 

ОБРАЩЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ВСПЯТЬ (НЕЙРОГИПНОТИЧЕСКОЕ ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ)

1. Подумайте о чем‑то, что вызывает у вас страх или тревожность.

2. Оцените, в каком направлении вращается тревожность в вашем теле. Представьте ее с помощью красных стрел, направленных в ту же сторону.

3. Представьте, что это чувство покидает ваше тело, измените направление вращения, смените цвет стрел с красного на синий, верните чувство обратно, но с тем, чтобы в вашем теле оно вращалось в противоположном направлении.

4. Продолжайте вращать ощущение в противоположном направлении все быстрее и быстрее. Обратите внимание на то, как меняются ваши чувства.

5. Подумайте о чем‑то, что внушает вам ощущение полного комфорта. Оцените, в каком направлении вращается это чувство.

6. Вращайте ощущение комфорта, представляя себе, что у вас все в идеальном порядке.

7. Одновременно посмотрите на то, что находится прямо перед вами в текущий момент. Вы должны услышать звуки и увидеть образы реального мира и сосредоточиться на них.

 

Большинство людей испытывает тревожность, связанную с публичными выступлениями, а не фобию публичных выступлений. Они постепенно наращивают интенсивность негативных чувств, представляя, как плохо все получится.

Я помню, как однажды слушатель рассказал мне о своем страхе сцены именно таким образом.

Мне нравится избавлять людей от страха моим способом. Я говорю людям: «Разве не замечательно было бы провести день, не думая о своих проблемах? Как славно было бы нанять человека, который пришел бы и переложил на себя все ваши проблемы, а вы смогли бы жить в буквальном смысле слова безо всяких проблем?» Единственная проблема заключается в том, что для этого потребуется дать точное описание работы, на которую вы хотели бы нанять человека.

Своему слушателю я сказал: «Если бы вашим страхом страдал я, то вел бы себя точно так же, как вы. Какую мысленную работу мне нужно проделать, чтобы вызвать в себе ту тревожность, какой страдаете вы?» Затем я привел простой пример: «Думая о выступлении перед слушателями, я представляю себе группу людей с сияющими глазами, которые хотят учиться и с радостью будут слушать меня». Я спросил у своего слушателя, а так ли поступает он? Конечно, он покачал головой и ответил: «Нет». Он сказал, что представляет себе фигуры с маленькими телами, большими головами и неморгающим взглядом. Он представлял, что невнятно бормочет текст своего выступления. То есть практически он планировал грядущую неудачу. Слушатели представлялись ему персонажами старого фильма 50‑х годов «Деревня проклятых», в котором дети убивали взрослых. Такие фильмы были предшественниками романов Стивена Кинга. Когда этот человек понял свою ошибку и научился поступать так, как советовал ему я, он обнаружил, что его чувства кардинально изменились.

А теперь давайте перейдем к страху полетов – одному из моих самых любимых, потому что мне приходится проводить в воздухе очень много времени. Это один их страхов, которому я уделяю много внимания. Летая по всему миру, я обнаружил, что, по какой‑то необъяснимой причине, рядом со мной всегда сидят люди, которые страдают жестоким страхом перед полетами. Поэтому я научился помогать людям преодолевать этот страх и делать это быстро, чтобы мне не приходилось во время всего полета выслушивать стоны и причитания, а также просьбы посмотреть, не отваливается ли у самолета крыло.

Однажды я летел с клиентом. Музыкант‑рок‑н‑ролльщик безумно боялся летать на самолетах. Он даже взял с собой врача, который должен был давать ему лекарства, но жестоко разругался с ним в самом начале полета. Побеседовав с врачом, я заверил его, что очень скоро полеты перестанут быть для музыканта проблемой.

Я сел рядом с музыкантом и поговорил с ним. Я спросил: «Что вас пугает в полете?» Он ответил: «Когда самолет попадает в воздушную яму, мне кажется, что мы вот‑вот разобьемся! Я даже слышу свист двигателей, а когда смотрю на крыло и вижу, что оно вибрирует, то сразу же представляю, что оно вот‑вот отвалится!» Я покачал головой: «Нет, это совершенно неправильно. Крылья обладают определенной гибкостью, благодаря чему остаются невредимыми. Если бы они были слишком жесткими, то обязательно отвалились бы. Представьте, что вы пытаетесь сломать жесткую палку. Надавите, и она треснет. Но если у вас в руках окажется что‑то пластичное и гибкое, то этот предмет способен выдержать значительно большую нагрузку».

«Подумайте о турбулентности воздуха, – сказал я, имея в виду воздушные ямы. – Она вас пугает?» Он ответил: «Она пугает меня до смерти». – «А теперь представьте, что вы плывете в лодке. Лодка поднимается на волну и проваливается, чтобы подняться снова. Это вас пугает?» – «Конечно, нет», – ответил он. И тогда я сказал: «Но ведь самолет делает то же самое. Он поднимается на плотный слой воздуха и проваливается. Самолет не может упасть с неба. Каждый раз, когда вы ощущаете воздушную яму, это должно убеждать вас в том, что самолет поднимается, потому что если бы он летел ровно, подобных ощущений не было бы».

Я предложил музыканту закрыть глаза, сосредоточиться и найти источник страха в своем теле. Он определил направление движения, а потом я попросил его ускорить вращение узла страха и изменить направление вращения. Постепенно страх ослабел. Я предложил ему расслабиться, почувствовать себя комфортно, а потом открыть глаза, посмотреть на гибкое крыло и послушать звук двигателей. Я предложил ему представить, что он сам умеет летать. Он должен был посмотреть сквозь тучи и понять, что лететь для него совершенно безопасно. Вероятность быть сбитым машиной на улице гораздо выше вероятности погибнуть в авиационной катастрофе. Ведь он находится не вне самолета, а внутри его. И в полной безопасности. Даже если мы попали в зону турбулентности, это просто означает, что самолет качается на воздушных волнах.

 

На протяжении многих лет я избавлялся от страхов, фобий и тревожных состояний. Упражнения, которые мы с вами проделали в этой главе, показали вам различные способы борьбы со страхом и тревожностью. А теперь, если вы выполнили все варианты предложенных упражнений и повторили их для закрепления, то сможете найти самый лучший и быстрый способ избавления от собственных страхов. Каждое упражнение, описанное в этой книге, направлено на то, чтобы научить вас мыслить по‑иному. Вы должны понять, что есть вещи, которых следует бояться. Если вы мало знаете о змеях и не можете отличить безвредную змею от ядовитой, то лучше побаиваться этих пресмыкающихся и держаться подальше от них. Некоторым следует бояться дверцы холодильника. А другим – продавцов, которые продают товары по телефону.

Плох не сам страх. Страх избавляет вас от многих проблем – не следует, к примеру, совать руки в огонь. Даже дети рождаются с двумя естественными страхами – они боятся громких звуков и боятся упасть. Вот почему, когда дети начинают делать что‑то опасное, мы кричим на них. И тогда страх трансформируется полезным для ребенка образом: вместо того чтобы совать руку в огонь, он пугается крика матери и не подходит к костру. Так мы учимся. Мы обобщаем страхи и в конце концов понимаем, что не следует, к примеру, переходить улицу, пока дорожная ситуация не станет полностью безопасной.

Страх не дает нам касаться огня, резать руки ножницами, тыкать острыми предметами в глаза. Страх учит нас двигаться в верном направлении. Но когда страх становится слишком масштабным и слишком обобщенным, мы начинаем пугаться того, чего не следует. Есть нечто такое, чего не следует бояться никогда и ни в коем случае. Это собственные мысли. Думая о том, что вас пугает, вы должны делать это иначе. Вам нужно облечь свои мысли в иные звуки. Вам нужно умерить громкость этих звуков. Вы должны понять, что в состоянии управлять своими мыслями. И это относится в том числе и к мыслям о прошлом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных