Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии




Функционализм - (Д.Дьюи, Д.Энджелл, Г.Кэрр и др.) изучал людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития и распада социальных систем. Представители функциональной психологии фиксировали внимание на социальных функциях познавательных процессов, которые имели значение при межличностном и межгрупповом взаимодействии.

Бихевиоризм – ( В,МБехтерев, Д.Уотсон, Э.Толмен и др.) Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон ассоциативного сдвига.

Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер и др.) выделяет две социально-психологические проблемы: проблему конфликта человека и общества, проявляющуюся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблему источников социальной активности.

Гештальтпсихология (В.Келлер, К.Коффка, К.Левин, Ф.Хайдер и др.) В рамках этого направления были развиты теория психологического поля и концепция групповой динамики (работы К.Левина и его последователей), разработан методы манипулятивного эксперимента, групповой дискуссии, гештальттерапии.

Гуманистическая психология (Г.Олпорт. А.Маслоу. К.Роджер) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая что-то постоянно получает от окружающего мира и что-то отдает ему.

В когнитивизме (Ж.Пиаже, ДЖ.Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон и др.) ведущей социально-психологической проблемой является рассмотрение социального поведения с позиции познавательных процессов. Ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма является проблема принятия решений человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. Каждый человек имеет собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено особенностями его мышления. Особое место занимают теории когнитивного соответствия: теория коммуникативных актов (Т.Ньюком), теория сбалансированы структур (Ф.Хайдера), теория конгруэнтности (Ч.Осгуда и П. Танненбаумана), теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингера).

Интеракционизм (Дж.Мид, Г.Хаймар, Г.Блумер, Р.Мертон, Э.Гофман) исследовал проблемы социального взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. Символ в широком значении – это слово, жест, язык. Символическая коммуникация – начало человеческой психики. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем.

Экзистенциальная психология (М.Босс, Р.Мэй, Р.Лэнг, В.Франкл и др.) Ведущей проблемой является проблема переживания социального бытия как уникальной данности человеческого существования. Экзистенциальные психологи изучают конституирующие личность структуры: отношение к смерти, стремление к смыслу существования, экзистенциальная тревога (забота о существовании) и конфликты, порождаемые этими базовыми характеристиками личности.

Экзистенциальных психологов объединяет понимание уникальности личности не как редкости, а понимание уникальности как «нормы», по сравнению с которой всякая обычность социализированного индивида – патология. Уникальность – не продукт общества, а изначально присущая человеку структура, возникающая на основе того, что человек обращен к бытию. Уникальность Личности не только не создается обществом, но и не пробуждается им. Осознание уникальности происходит, когда происходит сбой в функционировании общественных механизмов ретрансляции культуры.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных