Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЕЩЕ РАЗ О СУПЕРПОЗИЦИИ СОСТОЯНИЙ И КОШКЕ ШРЕДИНГЕРА




Как показано ранее, один из фундаментальных принципов квантовой теории связан с так называемой суперпозицией состояний, то есть «наложением» нескольких возможных состояний квантового объекта или системы. При этом чистое состояние описывается вектором состояния, а смешанное — матрицей плотности. Важно подчеркнуть, что это не просто способы описания квантовых объектов, а некие уровни реальности, глубоко выстраданные при становлении квантовой механики и подтвержденные большим количеством тончайших физических экспериментов, абсолютно не укладывающихся в рамки классического подхода.

Наложение состояний представляет собой суперпозицию векторов состояний, что в квантовой механике (в отличие от классической!) означает способность объекта или системы одновременно находиться сразу в двух или нескольких состояниях. Квантовые состояния не складываются, как это имеет место в классической механике, а сосуществуют! Именно благодаря этому возникают некие «сверхъестественные» свойства квантовых объектов — скажем, их способность находиться сразу в разных точках пространства или существовать в непроявленном виде. Последнее означает, что при наличии двух взаимоисключающих (в классическом понимании) состояний они не уничтожают друг друга, но находятся в непроявленном или неявном виде, в свертке, в потенции. Иными словами, чисто квантовые сущности существуют лишь в потенции, недоступны для восприятия и непосредственного наблюдения. Лишь когда за счет контактов или взаимодействий с другими системами они переходят на другой уровень реальности, указанные состояния проявляются в виде локальных объектов, физических свойств, сил, спинов и т. д.

В этом случае происходит разрушение суперпозиции состояний и «проявление» одного из потенциальных состояний системы в его локальном, привычном для нас материальном облике, на ином языке — переход системы на иной, материальный уровень реальности.

Сказанное означает, что когда квантовая система находится в нелокальном состоянии, у нее просто нет привычного для обыденного сознания локального элемента реальности, то есть что она в известной мере необнаружима как «объект» или «тело».

Это, естественно, не означает, что квантовая система «не существует», она не существует в классическом смысле, но она наличествует на глубоком уровне реальности и может проявить себя при внешних воздействиях на квантовую систему — другими системами, силами, приборами, нарушающими чисто квантовое равновесие (суперпозицию состояний).

Сказанное можно пояснить на примере «кошки Шредингера», ярко иллюстрирующем особенность чисто квантовости системы. Квантовая суперпозиция живой и мертвой кошки означает не то, что она может находиться в некоем промежуточном состоянии между жизнью и смертью (классический подход), но, как квантовый объект, действительно существует одновременно в состояниях живой и мертвой кошки, причем то или иное состояние проявляется (материализуется) только благодаря внешнему воздействию, скажем, взаимодействию с наблюдателем.

Это кажется парадоксальным или невозможным лишь в рамках классического подхода, потому что в чисто квантовом состоянии кошки просто нет в качестве локального объекта материального мира — она находится в потенции на уровне квантовой реальности, или в потустороннем мире (мистика), или в информационной сфере (информатика), или в квантовом домене совокупной реальности (квантовая теория) и т. п. Для локализации кошки как тела необходим переход рассматриваемой квантовой системы «кошки Шредингера» в классическую, то есть то, что мы называли рематериализацией (декогеренцией). И лишь после такого перехода мы сможем увидеть ее как классическую кошку и только в одном из этих двух состояний — живой или мертвой.

Случай «кошки Шредингера» наглядно иллюстрирует возможность существования кажущихся «сверхъестественными» состояний, или наличие более глубокой и всеобъемлющей реальности.

С. И. Доронин: «Весь привычный для нас мир материи (вещества и физических полей) оказывается тогда лишь незначительной частью совокупной квантовой реальности. По сути, признание этого факта означает крушение основы мировоззрения большинства из нас. Поэтому многие не готовы принять эти выводы квантовой теории».

Всё сказанное действительно свидетельствует о существовании более глубокой реальности, проявляемой в квантовой теории и в мистике — от барабашек и полтергейста до привидений и телепортаций. Причем физика подошла к этой реальности вовсе не из наличия мистических феноменов, а путем все более глубокого понимания физических (квантовомеханических) процессов и явлений. Но в обоих случаях (физика и мистика) наблюдаемое возникает из ненаблюдаемого, проявленное из непроявленного, телесное из «духовного», причем сознание наблюдателя действительно влияет на бытие, как это имеет место в квантовой теории. Разница между физикой и мистикой разве что в том, что мистические интуиции на несколько тысячелетий упредили выводы наисовременнейшей квантовой теории!

ХОЛИЗМ

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Иоанн 17:21–26). Таким образом доктрину холизма понимали мудрецы древности.

«Субъект и объект едины. Нельзя сказать, что барьер между ними разрушен в результате достижения физических наук, поскольку этого барьера не существует» (Э. Шредингер). А это уже современное понимание холизма как основы реальности и слитности сознания-бытия. Ф. Капра в книге «Дао физики» обрисовал все аспекты единства и целостности бытия, что позволяет нам ограничиться ссылкой и несколькими замечаниями.

Глубинное единство мира, скрываемое за кажущимся многообразием или за дуализмом материи и сознания, подчеркивается всеми традиционными мистиками. Можно утверждать, что доктрина единства всего существующего является краеугольным камнем мистики. Первые попавшиеся под руку примеры — дельфийские надписи, максимы Гераклита и многих греческих мистиков, Евангелие от Филиппа, 44; Сутра запредельной мудрости в 700 строк; раджа-йога, одно из упражнений которой — самьяма, полное слияние с внешним объектом созерцания, которое дает человеку полную власть над ним.

В индийской мистике такой системе взглядов отвечает образ ожерелья ведического бога Индры. В «Аватамсака-сутре» по этому поводу имеется замечательная интуиция: «В небесах Индры есть нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть всё остальное».

Свидетельствует Д. Т. Судзуки: «Фундаментальное положение буддизма — необходимость выйти за пределы мира противоположностей; мира, построенного интеллектуальными разграничениями и эмоциональными омрачениями, и осознать духовный мир неразличения, который предполагает достижение абсолютной точки зрения».

Экзистенциально-феноменологическая и трансперсональная психология также исходит из принципа целостного единства личности и мира. Эта психология фактически наследует мистический подход о способности человеческого сознания в акте медитации или просветления достичь трансцендентного состояния чистого сознания.

Понять единство всего существующего довольно просто: человеческое развитие — это постепенное уничтожение границы между наблюдателем и наблюдаемым, вовлечение внешнего мира в мир внутренний и ощущение внутреннего мира как части внешнего. Когда в своих книгах я говорю «Бог — в тебе», то среди прочих смыслов присутствует и тот, что все мы лишь совокупные проявления Единого.

Вот что по этому поводу писал Э. Фромм: «Учителя парадоксальной логики говорят, что человек может по­стигать реальность только в противоречиях и никогда не может постичь в мысли высшую реальность — един­ство, единое само по себе. Это ведет к тому, что чело­век не должен искать высшую цель ответа именно в мышлении. Мысль может привести нас только к зна­нию, но она не может дать нам окончательного ответа. Мир мысли оказывается в плену парадокса. Единствен­ный способ, которым мир в его высшем смысле может быть охвачен, состоит не в мышлении, а в действии, в переживании единства. Так, парадоксальная логика ве­дет к выводу, что любовь к Богу — это не познание Бога мыслью, не мысль о собственной любви к Богу, а акт переживания единства с Ним».

Наука, особенно квантовая теория, все больше проникается идеей холизма — почти так же, как религиозное сознание везде и во всем обнаруживает Бога. Оказывается единство и целостность мира следуют из всего:

— Целостность является естественным следствием планковской квантовой идеи в физике, неоспоримо подтвержденной огромным экспериментальным материалом;

— Она находится в замечательном согласии с наиболее важными фактами в основаниях математики, вскрывающими своеобразную гносеологическую относительность абстрактного понятия множества в познании;

— Поведение квантовых систем в нелокальных состояниях полностью объясняется их целостностью (несепарабельностью на языке физики);

— Обращение к концепции целостности позволяет понять природу импликативных структур мышления и сознания, а также ограниченность теоретико-информационного подхода к проблеме сознания.

Сегодня уже можно говорить о возникновении в науке нового холистического или холономного подхода к реальности, подкрепляемого достижениями современной математики, лазерной технологии, голографии, квантовой физики и исследованиями сознания. Уже сформулированы первые холографические принципы, альтернативные традиционному (конвенциальному) пониманию отношений целого и его частей. Их уникальную природу лучше можно, например, продемонстрировать на примере записи, воспроизведения и комбинирования информации техническими средствами оптической голографии.

Дэвиду Бому принадлежит замечательная идея холономной Вселенной, основанная на теории скрытых переменных, которую, увы, долгое время считали несостоятельной. Новая картина холотропной или холономной реальности резко меняет фундаментальные положения традиционной науки. Д. Бом описывает природу реальности вообще и сознания в частности как неразрывное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения — холодвижение. Мир — постоянный поток, а стабильные структуры — только абстракции: любой доступный описанию объект, любая сущность или событие — только производные от неопределимой и непознанной всеобщности.

При холотропном подходе Вселенная напоминает гигантский живой организм, органы, ткани и клетки которого имеют смысл только в отношении к целому.

Хотя будет преждевременным говорить о «холономной теории Вселенной» или целостной теории сознания, налицо мозаика удивительных и важных данных и теорий из различных областей, пока еще не интегрированных в исчерпывающую концептуальную систему.

Свидетельствует С. Гроф: «Фритьоф Капра счел теорию холодвижения Бома и философию природы Джеффри Чу наиболее глубокими и творческими подходами к реальности. Он указывает на их глубокое сходство и рассматривает возможность того, что в будущем они сольются во всеобъемлющую теорию физических явлений. Обе видят Вселенную как динамическую сеть взаимосвязей, обе выделяют роль порядка, обе задействуют матрицы для представления изменений и трансформаций и обе используют топологию для описания категорий порядка. Трудно вообразить, каким образом идеи Д. Бома относительно сознания, мышления и восприятия могли бы сочетаться с традиционными механистическими подходами к нейропсихологии и психологии».

С. Гроф считает, что холотропный подход к сознанию можно использовать для объяснения многих явлений трансперсональной психологии и экстремальных паранормальных явлений, постоянно освещаемых в духовной литературе.

Независимо от Д. Бома к идеям холономной парадигмы пришел в 1970-е годы нейрофизиолог из Стэнфордского университета Карл Прибрам, работающий в области исследований памяти мозга. Как известно, память не имеет локализации и «хранится» сразу во всех частях коры. Изучая феномен памяти, Карл Прибрам уподобил память голограмме, которая содержится не в каких-то конкретных нейронах или группах нейронов, а в мозге целиком, формируясь как интерференционная картина нервных импульсов.

В книге «Языки мозга» сформулированы основные принципы холографической модели сознания, постулирующие внутреннюю связность его подсистем. Интересно, что К. Прибраму удалось связать свою гипотезу с важными аспектами анатомии и физиологии мозга. Увы, неординарные работы Прибрама до сих пор игнорируются авторами учебников по нейрофизиологии, что можно объяснить исключительно их научным консерватизмом.

Холономная модель реальности ныне становится основой интерпретации множества явлений из числа тех, что хоть и хорошо известны, но по сию пору не интегрированы в современную науку из-за своей «непонятности». А сама идея холизма, отнесенная к науке, ведет к выводу об ошибочности проведения демаркационных линий между наукой и не-наукой, а также о негативных последствиях отказа от мифологии, интроспекции, интуиции, невоспроизводимости и вообще — от огромных пластов реальности, не вписывающейся в аналитику «нормальной» науки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных