Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МИР И КВАНТОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ




С точки зрения чисто квантовых явлений классическая реальность возникает только в ходе измерений, и копенгагенская интерпретация квантовой механики представляет собой не способ описания, а лишь набор методов, позволяющих прогнозировать реальные величины.

В этом смысле говорить о существовании любого материального объекта, скажем Солнца, в отсутствии его взаимодействия с окружающим миром бессмысленно, ибо понятие «существование» так или иначе означает существование где-то и относительно чего-то. На языке квантовой механики можно сказать, что в отсутствие наблюдателей и связей с другими системами Солнце перестает существовать как локальный классический объект и переходит в чисто квантовое нелокальное состояние.

Но с появлением взаимодействий или наблюдений Солнце претерпевает рематериализацию (декогеренцию) и переходит из квантового состояния в локальный, классический объект, то есть из одной реальности попадает в другую реальность.

Сказанное относится только к мысленному эксперименту, потому что Солнце и вся Солнечная система не являются замкнутыми объектами и всегда взаимодействуют с другими частями Вселенной, внося свой вклад в формирование мировой реальности.

Но Вселенная в своей основе нелокальна и не может быть описана теориями, основанными на локальности и детерминизме.

Здесь самое важное то, что пресловутая «объективность» в квантовых мирах как бы «расползается»: в зависимости от энергий взаимодействий, любой объект предстает как цепочка взаимодействующих квантовых полей, отличающихся энергией взаимодействия. Можно говорить о тем большем «размывании» объектов, чем на более глубокий уровень реальности мы опускаемся.

Может возникнуть естественный вопрос, как возможна локализация тел во Вселенной, являющейся замкнутой квантовой нелокальной системой. Собственно, в связи с решением этой проблемы и возникла идея запутанности состояний: в силу запутанности все тела являются частью системы, тогда как классические корреляции отсутствуют во всей системе целиком. Иными словами, классические корреляции отсутствуют в пространстве состояний с максимальной размерностью, соответствующей всей системе, но возникают между подсистемами в пространствах состояний меньшей размерности. Физически это означает, что сторонний наблюдатель, находящийся вне Вселенной увидит вместо нее только Чистую Пустоту. Локализация объектов возникает лишь в результате разделения целостности на части. Потому-то на высших уровнях сознания пророки и вестники встречаются только с Богом, а мы, грешные, видим то, что видим, исключительно в силу способности сознания к дифференциации. Можно сказать, что великие мистики оперируют на языке Бога и Ничто, тогда как физикам приходится сепарировать мир и иметь дело с его отдельными частями.

То, что раньше казалось «сверхъестественным» с точки зрения классической физики и материальной реальности, становится не просто понятным в рамках квантовой теории, но и обретает некие инструменты для количественного описания явлений, числящихся за мистикой.

Созданная недавно квантовая логика свидетельствует о несводимости привычных рассуждений к языку «здравого смысла». Г. Биркгоф и И. фон Нейман еще в 1936 году обратили внимание на то, что квантовые системы подчиняются особой логике и выяснили, что «предметом физики являются не только некоторые конкретные физические величины, полученные при измерении, но и вся совокупность “непроявленных” результатов — тех, которые могли иметь место, но в данном случае не были реализованы» *. (* И. фон Нейман. Математические основы квантовой механики. М.: Наука, 1964). Главной особенностью квантовой логики является приоритет цельности над разделением: для квантового логика важны не столько конкретные значения связанных с системой величин, сколько вся совокупность свойств системы (суперпозиция состояний).

Существует понятие квантового гало, напоминающего ауру или эфирное тело. Такие квантовые ореолы сопутствуют макрообъектам и постепенно становятся объектами научного исследования. Возможно, это пример сосуществования в объекте разных уровней реальности.

Все виды «детерминизма» и «реализма», защищаемые прежней наукой, являются, на привычном нам языке, пережитками прошлого, чем-то вроде правоверия или староверия. Они могут быть применимы лишь к одному из уровней реальности, и все попытки «заядлых любителей детерминизма» перенести их на всю реальность или на реальность чисто квантовых систем напоминают разве что борьбу советских философов с теорией относительности, квантовой механикой, кибернетикой и генетикой. По словам продвинутых ученых, «классическая физика “is wrong” — ущербна, увечна, ей нельзя доверять, она является отклонением от истины, упрощением и искажением нелокальной основы реальности».

Классическая физика и ее законы для макроскопических тел и физических полей являются только частным случаем квантовой теории. Это можно интерпретировать таким образом, что видимая реальность возникает как частный случай более глубокой непроявленной квантовой реальности. Или по-иному: устраняя квантовость, квантовую запутанность, нелокальные корреляции как более общие явления, мы «обрезаем» реальность до ее классического варианта, возвращаемся из современности в эпоху Просвещения, где, увы, и сегодня обитает большая часть наших физиков. Хотя в науке совершаются не только открытия, но и многочисленные ошибки, слава Богу, практически никогда не случается возвратов от теории относительности и релятивистской физике к небесной механике Ньютона.

Разные планы (реальности), приписываемые человеку — эфирное, астральное, ментальное, каузальное тела, — на языке квантовой теории представляют собой мыслеформы, квантовые состояния, связанные с самостоятельным существованием наших чувств, склонностей, ценностей, предпочтений, мотиваций, мыслей, интуиций и т. п. Эти состояния различаются энергетически и степенью запутанности соответствующих квантовых состояний. Скажем, выходя внутренними усилиями на ментальный план существования, человек получает возможность подключиться к «Мировому Разуму» — целостному плану бытия, нелокальному квантовому уровню реальности. Именно тогда человек видит прошлое и будущее, все связи, развивается сразу во всех возможных направлениях.

Указанные состояния не являются «вечными», их энергия постепенно рассеивается, сначала «растворяются» детали увиденной реальности, а затем и состояние как таковое.

«Чем выше уровень, тем меньше на нем энергии взаимодействия, но тем дольше сохраняется информация. Если на физическом уровне информация о положении и скорости всех молекул в этой комнате исчезает за крошечные доли секунды, на эфирном и астральных планах структуры без энергетической подпитки с физического уровня распадаются в течение нескольких дней, то в Абсолюте информация хранится Вечность, ей там просто некуда исчезать, там нет взаимодействий. Только попадает туда на “хранение” далеко не всё!» *. (* Автор цитирует М. Заречного).

Творчество всегда связано с «организацией» соответствующих ему квантовых состояний сознания. Это может происходить как спонтанно («тетрадь подставлена — струись!), так и с помощью надлежащих духовных практик.

Скорее всего, между разными планами бытия существуют энергетические щели, препятствующие переходам с одного уровня на другой.

Запутанные состояния и нелокальные корреляции являются неотъемлемой частью широкой реальности, и преодолеть их можно только переходами к еще более глубоким уровням бытия! Так что не будем, как страусы, засовывать головы в песок.

ЭНЕРГИЯ И ЭНТРОПИЯ

Такие привычные классические характеристики системы как координата, масса, скорость, импульс, пространство, время для нелокальных состояний неприменимы, но понятия энергии или информации можно использовать как в классических, так и в квантовых системах.

Каждому состоянию в квантовой теории соответствует определенное значение энергии, энергия квантуется в соответствии с различными состояниями системы, и поэтому состояния можно также, как в мистике, характеризовать на языке энергетики, не разделяя при этом тварный и нетварный миры.

Согласно С. Доронину, градиент энергии * (* Градиент энергии — величина, показывающая скорость изменения энергии в зависимости от какого-либо параметра) между подсистемами является тем механизмом, который «запускает» взаимодействие, приводящее к переходу виртуальных «заготовок» в реальные объекты. Это происходит как с материей, так и с образами сознания человека, которые могут стать предшественниками реальных объектов в ходе процесса рематериализации (декогеренции).

Многие мистические интуиции относительно изменения энергии находят прямые аналогии в квантовых системах. Скажем, процессы рематериализации и дематериализации идут соответственно с уплотнением или разуплотнением энергии соответственно — вплоть до полного «растворения» и потери их внутренней структуры — чистого нелокального состояния. Иными словами, возрастание квантовой запутанности (или степени проявленности) сопровождается снижением уровня энергии — этим, видимо, объясняется постепенное разуплотнение энергетических структур в таких состояниях. На языке мистики это можно интерпретировать как постепенную утрату информации квантовыми системами духовной сферы. Движение системы к равновесию всегда сопровождается снижением ее энергии (информационной емкости), так что предоставленная сама себе она стремится к нулевой энергии.

НАБЛЮДАТЕЛЬ

Важнейшим моментом квантового подхода, не имеющим аналогов в классической теории, является участие в результате эксперимента сознания наблюдателя. Как мы уже видели в парадоксе «кошки Вигнера», результаты анализа суперпозиции состояний квантовых объектов могут быть разными, если в эксперименте присутствует или отсутствует наблюдатель! То есть сам факт фиксации состояния квантового объекта может изменить конечный результат!

Здесь имеется аналогия с обыденной жизнью: то, что я наблюдаю, выделяя какие-то элементы суперпозиции, всецело определяется моим восприятием и умом, моими фиксациями, моими личными оценками и предпочтениями.

Мы совершенно недооцениваем искажающую роль наших чувств и нашего ума в деформации реальности. Наша психика, взаимодействуя с окружающим миром, меняет его состояние. Согласно квантовой теории только квантовый наблюдатель, не затрагивающий никаких внешних событий, не отождествляющийся с любыми структурами реальности, ощущающий себя неизменным центром бытия, способен увидеть сразу всю реальность. В мистике такое состояние именуется самадхи, не-участие, выключение чувств и разума, и именно в таком состоянии мистики считают возможным соприкосновение с высшей реальностью. В любом другом случае то, что мы именуем реальностью, будет иллюзией.

О том же свидетельствует современная квантовая теория: только при выключенном уме и отсутствии фиксаций я перестаю быть внешним детектирующим объектом по отношению к окружающей меня Вселенной, и могу рассчитывать на ощущение полного единства с миром и слияние с ним. Только в этом случае могут исчезнуть привычные метки, ориентиры, заслоны, оценки, дробящие мир или фиксирующие взгляд.

Это-то и будет состояние мистика, творца, художника, которому открываются глубины бытия! Можно выразиться по-иному: чтобы «схватить» реальность, наблюдателю следует отрешиться от любых ограничительных фиксаций, оценок, значимых объектов вне нас. Мы тем больше деформируем реальность, чем с большим количеством предрассудков подходим к ней. И только безоценочный взгляд мудреца, мистика, творца, художника, квантового физика имеет шанс узреть глубину!

Кстати, всё это прекрасно понимали древние: опыт, основанный на разделении субъекта и объекта, индусы называли майей — невозможностью отличить реальность от иллюзии: невозможно узнать объект, не взаимодействуя с ним. А любое взаимодействие с объектом «запутывает» результаты наблюдений! Вот вам пример необыкновенной проницательности древней мистики!

Отделите наблюдателя от мира, разделите сознание и бытие на самостоятельные сущности — и мир просто «рухнет», перестанет быть «квантовым», исчезнет как реальность, ибо само понятие «реальности» мыслимо по отношению к кому-то или чему-то — человеку, Богу, иной реальности.

Рассматривая роль субъекта познания в исследовании микромира, Ф. Капра пришел к выводу о том, что по мере дальнейшего проникновения в субмикроскопический мир мы «…придем к рассмотрению мира как системы неделимых, взаимодействующих компонентов с человеком как интегральной частью этой системы».

В связи с этим Дж. Уилер считает необходимым заменить понятие «наблюдатель» символом «участник»: «В некотором странном смысле квантовый принцип говорит нам, что мы имеем дело с соучаствующей Вселенной». «Соучастник» дает «миру возможность стать действительностью посредством придания значения этому миру». Дж. Уилер считает, что человеческое сознание актуализирует, придает значение самой Вселенной.

Д. Бом сформулировал новую «голокинетическую» парадигму космоса, в основу которой положена многозначная, подобная буддистской, голографическая логика, существенно напоминающая логику Будды. Специфика неальтернативного и несоизмеримого пространства Бома состоит в том, что две сущности могут совместно занимать одно и то же место в то же самое время. Согласно Д. Бому, наряду с «внешним порядком», проявляющимся в различных состояниях «материи-энергии», существует скрытый «внутренний или духовный порядок», подобный скрытому порядку в голограммах, к которому мы движемся духовно, и который отвечает высшим уровням сознания. Духовная сущность мира «лежит вне языка, и мы можем лучше всего схватить ее посредством метафор». С позиции Бома, субъект познания интегрирован в процесс познания.

Близкие идеи развивает К. Прибрам, в холокосмической парадигме которого «всякое мышление включает, помимо манипуляций знаками и символами, топографический компонент», определяющий такое отношение макрокосма к микрокосму, при котором наблюдатель и наблюдаемое составляют фундаментальное единство.

БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ

Рассмотрим проблему возникновения мира, или Большого Взрыва с позиции квантовой теории. Вопрос, что было с реальностью до начала Большого Взрыва, то есть в досингулярном состоянии Вселенной, в квантовой теории лишен смысла, поскольку сингулярности возможны для подсистем, но не для Универсума в целом. Большой Взрыв с позиции квантовой теории — просто изменение состояния, локализация проявленного из непроявленного. Здесь важно понять, что локализовавшаяся классическая система, образование которой внешне выглядит как переход через точку сингулярности, действительно возникает «из Ничто». При этом возникающая из Пустоты классическая подсистема совершенно необъяснима, если исходить из позиции классической физики, но ее появление становится вполне понятным, исходя из квантовых представлений о наличии исходного нелокального состояния.

Говоря по иному, можно сказать, что квантовый источник всего сущего трансцендентен или запределен для классического мира. Запределен потому, что его происхождение кроется в другой сфере реальности, в сфере нелокальных квантовых корреляций, охватывающих весь Универсум.

Согласно квантовой теории, материальный мир составляет лишь незначительную часть Совокупной Реальности, которая как бы «погружена» во всеобъемлющий Квантовый Мир и «укутана» слоями все более тонких уровней со все возрастающей мерой квантовой запутанности. Полная аналогия с мистическими интуициями древних!

Образование черной дыры — обратный переход, дематериализация. Нематериальное рождает материальное и наоборот через связи, которые невидимы.

Пустота, физический вакуум — это бездонный резервуар материи, рождающейся из него при приложении соответствующей энергии.

Пустота или вакуум фактически является суперпозицией взаимокомпенсированных состояний, или — упрощенно — постоянно происходящих возмущений поля (всех возможных видов и энергий этих возмущений), проявляющихся как флуктуации вакуума.

 

ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ

Современная теория радикально меняет наши представления о пространстве, времени и корреляциях в квантовых нелокальных системах. Оказывается, сами понятия пространства, времени, истории, эволюции применимы только для случая открытых систем, вне которых присутствует наблюдатель, классифицирующий события по причинно-следственным связям.

В целостной квантовой системе имеет место суперпозиция состояний, то есть всё изначально связано со всем. Это значит, что любое изменение одной части системы мгновенно сказывается на всей системе. В такой системе всё происходит «одновременно», и понятие времени просто теряет смысл. Квантовый мир — это мир вечности, а не времени!

Для локального наблюдателя изменения мира выглядят как чудо, поскольку в силу одновременности изменений они не связаны отношением причин и следствий: ведь квантовый наблюдатель никак не взаимодействовал с объектом наблюдения, и никакого материального носителя взаимодействия не было. Внешне это выглядит так: есть следствие, но нет причины. Кстати, всё сказанное подтверждено соответствующими экспериментами, в которых информация внутри квантовой системы передавалась мгновенно!

Как мы уже видели, сказанное не противоречит теории относительности и идее о предельной скорости света и скорости передачи сигналов и взаимодействий между объектами. Такие выводы относятся только к классическим, локальным объектам. В случае же квантовых объектов в запутанном состоянии взаимодействие между «частями» отсутствует в силу отсутствия частей: квантовая система является единой и целостной независимо от ее размеров, и любые изменения в такой системе происходят одновременно. Это такая грань реальности, которая выходит за рамки теории относительности. Последняя к ней просто неприменима.

Сказанное означает, что в квантовой системе, каковой является Вселенная в целом, информация об изменении состояния носит мгновенный характер. Это приводит к парадоксальной ситуации: одновременность изменения квантовых состояний в целостной системе означает, что наблюдая свет далеких звезд или реликтовое излучение, шедшие до нас миллионы лет, мы меняем состояние далекого прошлого Вселенной, и, стало быть, меняем историю! Время как бы начинает течь вспять: прошлая история создается нынешними наблюдениями и изменениями! Истории, как объективной реальности, независимой от наблюдателя, как бы не существует. На самом деле лучше говорить по-иному: там, где царит вечность, там уже всё есть! Иными словами, нельзя подходить к изменениям в целостной квантовой системе с пространственно-временными мерками.

Но ведь именно так всегда считали восточные мистики: понятия пространства и времени привязаны к состояниям сознания и путем медитаций и духовных практик можно выйти за пределы обычного состояния сознания и обрести вечность.

Если система полностью замкнута, как это имеет место для чисто квантовых систем, то она принципиально ненаблюдаема — раз, внутри ее нет локальных объектов — два, и в ней ничего не происходит — три. Чтобы как-то ее охарактеризовать, наблюдателю необходимо вступить с ней во взаимодействие и перевести в наблюдаемое состояние. А до этого понятия пространства и времени к такой системе просто неприменимы — для того, чтобы они появились, система должна быть материализована, наполнена, разделена, а ее части начали как-то взаимодействовать между собой. Квантовость — это глубокий летаргический сон свернутого мира вне пространства и времени.

Свидетельствует М. К. Мамардашвили: «В точке, где мы находимся, мы не можем ничего перенести на будущее. Если есть смысл, то только в ней… Итак, в нашей точке — какая-то тайная работа…»

Само понятие пространства-времени имеет смысл лишь для классических объектов, где возможна классификация событий по причинно-следственным связям, то есть там, где одни объекты оказывают воздействие на другие. В квантово-корелированных системах, внутри которых такой связи нет, нет и причинно-следственных связей, потому что в разных системах отсчета раньше и позже просто меняются местами! Иными словами, здесь два разных наблюдателя могут видеть движение времени в противоположные стороны! При этом невозможно отдать предпочтение тому или иному наблюдателю, поскольку все инерциальные системы отсчета абсолютно равноправны. Даже понятие одновременности к таким системам неприменимо, потому что сама очередность событий здесь просто отсутствует.

На языке психологии можно сказать, что характеристики объекта «создаются» сознанием наблюдателя, а вне акта наблюдения состояние объекта является неопределенным. Сказанное является прямым следствием нелокальности целостного мира, существующего везде и нигде. Именно поэтому возникают парадоксальность, корпускулярно-волновой или локально-нелокальный дуализм, принцип неопределенности и т. д. Мир, в котором мы живем, совсем не таков, как о том свидетельствует пресловутый «здравый смысл». Он не парадоксален, а божествен, нелокален, в нем есть всё, что было, всё, что будет, и всё, чего не было. Там есть и то, чего там нет!

Согласно ныне разрабатываемой квантовой теории гравитации, время не существует вне объектов и полей, когда вкладом квантовых корреляций можно пренебречь.

Еще одно замечание. В «Краткой истории времени» С. Хокинг рассматривает пространство-время ранней Вселенной в виде квантовых флуктуаций, связанных с соотношением неопределенностей. Эволюционизирующая Вселенная «туннелирует» между различными состояниями, причем для описания таких процессов квантовомеханического туннелирования обычно используют мнимое время, введенное Л. Д. Ландау. При таком подходе нет никакой сингулярности и «начала времен». Лишь в точке сингулярности, когда возникает материя, ситуация кардинально меняется: «Когда это происходит, мы можем сказать, что время полностью опространствлено, еще точнее говорить не о пространстве-времени, а о четырехмерном пространстве (С. Хокинг).

ОБРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Квантовая теория не только не отрицает возможность обращения времени на макроуровне, но предлагает экспериментальные методы исследования подобных процессов в ядерном магнитном резонансе (ЯМР), кросс-поляризации, управлении вектором состояния квантовых объектов. С позиции науки обратить время означает выделить квантовый объект из внешнего окружения и целенаправленно изменить все степени свободы выделенного объекта.

Это возможно при абсолютной изоляции системы от окружения (что трудно достижимо, но возможно в ментальных актах духовных практик) или путем переведения системы в максимально запутанное состояние с окружением.

Из квантовой теории получается, что и мы сами находимся одновременно и здесь, и везде, и нигде! А мы не знаем об этом только потому, что локализуем себя, неосознанно фиксируя определенное состояние окружающего мира. А фиксируем состояние этого мира мы только из-за того, что для нашего ума вокруг существует слишком много значимого, слишком много того, к чему он привязан.

Многие интуиции мистиков предвосхитили сказанное. Отсюда идеи переселения душ, ноосферы, вечности, вечного возврата, ментальных путешествий во времени, памяти прошлого и будущего и т. д., и т. п. К примеру, христианское понимание Бога-сына лежит вообще вне времени: Христос вечно умирает и воскресает hic et nunc (здесь и теперь), потому что мирское время вливается во время изначальное и священное, то есть в вечность.

ЭВЕРЕТТИКА

Как я уже писал ранее, существует около десяти разных интерпретаций квантовой механики, в том числе такие наиболее известные как матричная Гейзенберга, на основе волновой функции Шредингера, Фейнмана, Вигнера, Де Бройля-Бома, Крамера *. (* Подробнее см. в книге А. Садбери «Квантовая механика и физика элементарных частиц». М., 1989 и в статье D. F. Styer, Am. J. Phys., 70 (3), 2002). Еще ряд теорий, которые претендуют на более высокий уровень фундаментальности, чем обычная квантовая теория — это квантовая механика Давида Бома, теория совместных квантовых историй и многомировая интерпретация квантовой механики Х. Эверетта. Здесь мы рассмотрим только последнюю.

Наиболее радикальным вариантом углубления теории является многомировая интерпретация квантовой механики, предложенная Хьюго Эвереттом и поддержанная Джоном Уилером и Брайсом Де Виттом *. (* Название «многомировая интерпретация» квантовой механики предложено Брайсом де Виттом — B. S. De Witt, “Quantum mechanics and reality”, Phys. Today, 23, 30–35, 1970) Иногда она также называется интерпретацией Эверетта-Уилера.

Правильно описывая возникающие при квантовом измерении альтернативные результаты и распределение вероятностей по этим альтернативам, теория декогеренции (рематериализации) ничего не говорит о природе выбора одной из альтернатив. Большинство физиков закрывает глаза на эту проблему, полностью игнорируя ее существование, тем более, что она не препятствует решению практических задач. Тем не менее такой подход не устраивал Вигнера, Эверетта и всех тех, кто не довольствовался этим решением «проблемы измерения». В результате появились новые трактовки квантовой теории, попытки вывести ее за рамки теории декогеренции и сформулировать в терминах замкнутых, а не открытых систем.

В 1954–57 гг. Хьюго Эверетт III (1930–1982) предложил новую многомировую интерпретацию квантовой механики, при которой любая компонента суперпозиции состояний описывает целый мир, и ни одна из них не имеет преимущества перед другой *. (* H. Everett. Relative state formulation of quantum mechanics. Rev. Mod. Phys. 29, 3, 454 (1957). Подробнее см. книгу «Неоднозначное мироздание», Кострома, 2000). После завершения докторской диссертации, не получив должного отклика от физического сообщества и встретив полное неприятие своих идей Нильсом Бором, Х. Эверетт оставил фундаментальную физику и занялся бизнесом, не подозревая о большом резонансе, который его работы получат в ХХI веке, в частности в работах Дэвида Дойча.

Свою трактовку Эверетт назвал «соотнесенным состоянием» (иногда переводится как «относительность состояния», а в настоящее время «соотнесенные состояния» стали переводиться как многомирие). Хью Эверетт считал, что концепция «соотнесенного состояния» применима ко всем формам квантовой механики и может стать плодотворной структурой для квантизации общей теории относительности.

Приведу трактовку Эвереттом понятия «соотнесенное состояние»: «…Исследуются представления состояния сложной системы в терминах состояний составляющих подсистем. Математика принуждает осознать понятие соотнесенных состояний в следующем смысле: нельзя считать, что составляющая подсистема, независимо от остальной части сложной системы, может находиться в каком-либо единственном четко определенном состоянии. Любому произвольно выбранному состоянию одной подсистемы будет соответствовать единственное соотнесенное состояние остальной части сложной системы. Это соотнесенное состояние обычно будет зависеть от выбора состояния для первой подсистемы. Таким образом, состояние одной подсистемы не имеет независимого существования, но определяется только состоянием остающейся подсистемы. Другими словами, состояния, занятые подсистемами, не независимые, но коррелированные. Такие корреляции между системами возникают всякий раз, когда системы взаимодействуют. В существующей формулировке все процессы измерения и наблюдения должны расцениваться просто как взаимодействия между вовлеченными в эти процессы физическими системами — взаимодействия, которые порождают сильные корреляции».

Работа Эверетта «Формулировка квантовой механики через соотнесенные состояния» преследовала цель разрешить противоречие между двумя разными квантовомеханическими формулировками — волновой и матричной. Эверетт попытался разрешить это противоречие, а его работа привела к появлению в физике концепции Мультиверсума или Многомирия.

Фактически это означает, что вектор состояния как полезная теоретическая конструкция, в эвереттовской интерпретации квантовой механики приобретает реальную физическую основу. Реально существуют все решения волновых уравнений и все варианты человеческого выбора. Эвереттовская трактовка квантовой теории, таким образом, означает, что никакой редукции при измерении не происходит, а различные компоненты суперпозиции соответствуют различным классическим мирам. Любой наблюдатель тоже оказывается в состоянии суперпозиции, т. е. его сознание «расщепляется» в соответствии с возможной суперпозицией. Иными словами, имеет место «квантовое расщепление» наблюдателя. Его сознание также находится в состоянии суперпозиции, но нормальному состоянию мозга отвечает единственная компонента этой суперпозиции и, следовательно, одна определенная картина, соответствующая единственному результату измерения.

Но в эвереттовских мирах каждый наблюдатель «расщепляется» на множество наблюдателей-двойников, и каждый видит ту картину, которая имеется в том мире, в котором он оказался. Это самый трудный для понимания, но и самый важный пункт в интерпретации Эверетта.

Если раньше задавали вопрос, с какой вероятностью произойдет то или иное событие, то в интерпретации Эверетта вопрос необходимо формулировать иначе: с какой вероятностью наблюдатель попадает в тот или иной мир? Вопрос «Что происходит в мире?» при данной трактовке заменяется на вопрос: «Что происходит на конкретной линии мировой истории?». При этом каждая мировая линия существует наравне с другими.

Если раньше мы связывали с состояниями ту или иную вероятность их реализации, то при новой трактовке реализуется «многолистная» Вселенная — все возможные состояния, но это происходит на разных уровнях реальности, причем количество миров, в которых произошло то или иное событие, пропорционально вероятности этого события. Иными словами вместо вопроса о вероятности события ставится вопрос о том, с какой вероятностью наблюдатель попадает в тот или иной мир. Все возможные состояния квантовых объектов признаются реальными, но каждое из них реализуется в бесчисленных эвереттовских вселенных.

Кроме того, эвереттика отказывается от принципа дополнительности Нильса Бора и меняет представление о внешнем наблюдателе *. (* По словам Е. Б. Шиховцева, «Эверетт поступил с внешним наблюдателем так же, как Эйнштейн с выделенной системой координат»)

По Эверетту, ветвление реальностей осуществляют «наблюдатели с памятью», причем структура памяти Наблюдателя определяет его «ветвящую способность». Иными словами, разделение альтернатив в рамках расширенной версии теории Эверетта является феноменом, общим для квантовой физики и психологии. Наличие большого количества альтернативных реальностей обеспечивает развитие жизни, познания, вероятностного прогнозирования, а также многих мистических явлений. Способность воспринять «иную реальность», в том числе реальность квантового мира, по М. Б. Менскому, лежит «на границе сознания и бессознательного», то есть именно там, где возникают мистические феномены, а также неврозы, изучаемые психологами, психоаналитиками, и психиатрами.

В более наглядной формулировке, предложенной Джоном Уилером, в момент квантового измерения перед наблюдателем как бы оказывается железнодорожная стрелка, и его поезд может пойти в одном из нескольких направлений. В зависимости от того, в каком направлении пойдет поезд, наблюдатель увидит тот или иной результат измерения. Возможные направления поезда соответствуют альтернативным результатам измерения или различным эвереттовским мирам. Поезд всегда пойдет лишь по одному из направлений, но все остальные столь же реально существуют, и в других направлениях то же измерение дает другие результаты.

При традиционной интерпретации квантовой механики нельзя ответить на вопрос о причинах селекции возможных альтернатив, а в интерпретации Эверетта реализуются все возможные исходы, только в разных мирах, на разных путях.

Согласно квантовой теории, при наличии множества планов реальности развитые системы «присутствуют» одновременно на разных планах, причем сама развитость системы отвечает ее «полиреальности». Иными словами, наилучший вариант для любой системы — быть представленной на всех уровнях реальности. «Только в этом случае она будет обладать потенциальной возможностью освоить все уровни, все слои Бытия и использовать свое тело в физическом мире для создания новых нелокальных связей и расширения своего присутствия во всех мирах. Для этого ей необходимо овладеть управлением потоками энергий и уметь целенаправленно осуществлять процессы де- и рекогеренции» *. (* Автор цитирует М. Заречного).

Кстати, «эвереттовская» картина мира предвосхищена в индуистской мистике притчей о «Шествии муравьев», в которой каждому муравью можно поставить в соответствие бога Индру, ожерелье которого, кстати, также воплощает доктрину многомирия: в каждой бусине этого ожерелья отражаются все остальные (Брахма-вайварта-пурана)…

С Индрой индийская мистика связывает множество «квантовых» действ: стадию Индры в ходе своих перерождений проходят живые существа (в их числе — Будда). Можно говорить о «классе Индр» — звеньях в цепи кармических перерождений живых существ. Говорится и о большом числе Вселенных Индры, но сами они являются элементами «Метавселенных» Вишну. Просто какое-то головокружительное многомирие, предвосхищающее Эверетта…

Возможно, идею «многолистного» мира сам Эверетт действительно почерпнул из мистики, подчеркивающей, что для Бога различные альтернативы существуют одномоментно. Такая многовариантость, совмещенная с существованием вечности, предосхищена мистическим текстом П. Дамиани «О божественном всемогуществе». Читаем: «Но и различное видит Он не различным всякий раз зрением, не так, что когда смотрит на прошедшее, не видит настоящее или будущее; или обратно, когда будущее созерцает, от прошедшего отворачивается; но одним лишь и простым взглядом непреходящего величия всё разом постигает. И это не смутно или не отчетливо, но всё разделяет и всё различает согласно свойству всякой вещи… Потому и среди пророческим духом реченного в Писании часто случается встретить, что прошедшее стоит вместо будущего».

Многомирие — это единение правого полушария с левым, синтез науки и мифа. Ведь в мифах нет ни начала, ни конца, каждый эпизод имеет много исходов, а судьбы героев «ветвятся» как у Джойса и Эверетта. Не случайно К. Леви-Стросс писал, что миф — машина для уничтожения времени. Но ведь и в квантовом мире время исчезает. «Именно поэтому мифы, содержащие в себе наиболее общие и устойчивые законы (паттерны) жизни человека, оказываются вечными, по-разному преломляясь на разных этапах человеческой истории и вдыхая в нее жизнь».

Говоря о многомировой интерпретации квантовой механики на примере «кошки Шредингера, можно утверждать, что суперпозиция из двух состояний кошки существует, но декогерирует. Когда наблюдатель открывает ящик, он «запутывается» с кошкой и от этого образуются два состояния наблюдателя, соответствующие живой и мертвой кошке, причем эти два состояния не взаимодействуют друг с другом. Иными словами, когда ящик открывается, Вселенная расщепляется на две разные вселенные, в одной из которых наблюдатель смотрит на ящик с мертвой кошкой, а в другой — другой наблюдатель смотрит на живую кошку.

Кратко характеризуя результаты эвереттовского подхода, можно сказать, что не существует фиксированного состояния одной подсистемы сложной системы. Подсистемы не обладают состояниями, которые являются независимыми от состояний остальной части системы, так что состояния подсистем в общем случае коррелируют друг с другом. Можно произвольно выбрать состояние для одной подсистемы, что приведет к соотнесенному состоянию для остальной части. Таким образом, соотнесенные состояния фундаментальны и бессмысленно спрашивать об абсолютном состоянии подсистемы — можно спросить о данном состоянии относительно остальной части системы.

Эвереттовская интерпретация квантовой механики дает оригинальный ответ на сомнение Эйнштейна относительно божественной игры в кости. Исходя из этой гипотезы, ответ Эйнштейну может быть следующим: «Да, Бог не играет в кости, он равно приемлет все ходы и возможности».

Философская значимость эвереттики связана с тем, что она ставит вопрос о «бытийной истинности» «иных миров» и о замене их взаимоисключительности дополнительностью: с философской точки зрения речь идет о совместимости различных мировоззренческих точек зрения. Многомирие в эвереттике — фундаментальная характеристика бытия, отражающая возможность его проявления в виде многообразных типов реальностей. В широком контексте Многомирие часто выражают термином «параллельные миры».

Некоторые физики считают, что концепция Эверетта в нынешнем ее виде ограничена: она классична в том смысле, что подменяет нелокальность квантового мира на совокупность классических миров. Плюс такого подхода состоит в том, что облегчается восприятие некоторых идей квантовой механики.

Эвереттовская интерпретация квантовой механики не является общепринятой и не отвечает на такие важные вопросы:

— взаимодействуют или нет разные эвереттовские Вселенные?

— что такое граница между разными эвереттовскими мирами?

— можно ли экспериментально проверить справедливость интерпретации Эверетта?

Теорию Эверетта считают самой радикальной гипотезой в науке, с которой трудно согласиться, но еще более трудно ее опровергнуть. Последнее не удалось таким «зубрам» науки как Нильс Бор, Пригожин, Шкловский, Гинзбург, а Джон Уилер в одной из своих работ поставил Эверетта в один ряд с Ньютоном и Эйнштейном. Профессор Джэммер назвал идеи Эверетта «одним из самых крепких секретов нашего века». Отмечу, что де Витт в 1972 году, не зная о работах Эверетта, также предложил аналогичную трактовку квантовой механики, изложенную в книге «Многомирная интерпретации квантовой механики» (1973).

Многочисленные современные трактовки Многомирия как физического объекта связаны с именами Д. Дойча, Дж. Уиллера, Де Витта, М. Гелл-Манна, Р. Пенроуза, С. Хокинга, С. Вайнберга, М. Тегмарка, М. Риса, А. Линде, А. Сахарова, М. Маркова, М. Менского.

Последний в 2000 году подробно изложил основные положения теории Эверетта в русскоязычной физической литературе и предложил свою версию Мультиверсума. Особый интерес к эвереттике вызван тем, что на основе этих идей ныне создается идеология квантовых компьютеров.

Два важнейших феномена эвереттики — ветвление и склейки. Ветвление — порождение альтернативных миров в динамических процессах квантовой механики. Склейки — явления взаимодействия миров на разных уровнях. В результате события, происходящие в одной ветви влияют на события в другой, тем самым может меняться не только настоящее и будущее, но и прошлое этих универсумов.

Склейки существуют как в явлениях материального, так и ментального уровней. Материальные склейки проявляются как «чудеса» — появление или исчезновение физических предметов, а ментальные проявляются в явлениях «измененного» или «расширенного» сознания.

При эвереттовской трактовке квантовой механики время теряет свою однонаправленность, но также может «ветвится» и даже обращаться вспять. По мнению М. Менского, «ветвителем» миров и времен может быть сознание наблюдателя либо мировая информация (память). Следует упомянуть эвереттовское представление о мультивидууме — единстве всех индивидуумов данного «я» во всех ветвях Многомирия.

Я не думаю, что эвереттика — результат формализации понятий и символов. Речь идет даже не о трактовке, а об убедительности: если многомирие плодотворно, если на базе нового подхода возможны новые прорывы не только в миропонимании, но и в создании новых технологий, то у нас нет оснований следовать по пути средневековых инквизиторов. Если квантовая неопределенность не просто приводит к новым мирам, но позволяет взглянуть «за горизонт», почему от нее необходимо отказываться?

Идеи эвереттики распространяются не только на новую физику, но и культуру в целом, особенно на понимание природы художественного творчества и «альтернативной истории». Согласно этим представлениям, неизбежны такие склейки миров, в результате которой ветви Мультиверса проявятся в восприятии мультивидуума, как единая структура. Для такого мультивидуума Многомирие окажется такой же естественной средой, как планета Земля для ее биосферы.

Дэвид Дойч, внесший большой вклад в квантовые расчеты, считает, что «объяснения квантовых свойств ставит чрезвычайные ограничения на все иные интерпретации квантовой механики, отличающиеся от интерпретации Эверетта». Кстати, Дэвиду Дойчу принадлежит идея «столкновения вселенных», но для понимания природы этого процесса необходим концептуальный прорыв в квантовой механике.

Развитием концепции Хью Эверетта в настоящее время занимается Международный Центр Эвереттовских Исследований.

Одна из попыток построить более глубокую теорию квантовых измерений связана с идеей спонтанной декогеренции, при которой декогеренция происходит не в результате взаимодействия системы с окружением, а самопроизвольно без внешнего влияния. В этом случае она становится одним из фундаментальных законов природы. Разные варианты такого подхода, видимо, будут проверены экспериментально в ближайшие годы. Даже если проверка даст отрицательный результат, можно не отказываться от теории, но лишь изменить ее параметры.

В еще одной интерпретации квантовой теории, предложенной сотрудником Дж. Уилера В. Цуреком, введено понятие квантового дарвинизма — конкуренции квантовых состояний за то, чтобы оказаться декогерированными и получить право на существование в виде стабильных структур. В результате такого «естественного отбора» выживают лишь те структуры, которые лучше других обмениваются с соседями информацией и энергией.

Цурек предложил также использовать информационно-теоретическую формулировку квантовой механики. Эта формулировка все чаще трактуется как один из наиболее успешных в квантовой физике способов решения проблемы редукции волнового пакета и как перспективную форму ее новой интерпретации.

Явно под влиянием научной смелости Эверетта и Цурека А. Е. Сковилль * (* А. Е. Scoville. First Order, Dark Matter, and the Effectiveness of Mathematics in the Natural Sciences // Fundamental Problems in Quantum Theory. A Conference Held in Honour of Prof. J.A.Wheeler. Ann. of N. Y., Ac. of Sc. 1995. Vol. 775. P. 896–897) сделал очередной шаг в направлении к принятию виртуальной реальности как разновидности реальности существующей. Констатируя, что стандартная космология Большого Взрыва не может объяснить ускоренного расширения Вселенной и наличия неидентифицированных темной материи и темной энергии, А. Е. Сковилль связывает недостающую темную материю с «математически эффективным вычислением»: сама математика становится не только инструментом познания, но «материей» физики. Подобным образом Л. Больцман некогда использовал «математическую феноменологю» для подтверждения атомистичности вещества.

 

СОЗНАНИЕ

Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.

Дельфийская надпись

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Иоанн 3:8

Я верю и знаю, что всё то, что существует в великом мире, существует и в малом.

Г. Сковорода

 

Сознание — основа всего, что мы делаем: творчества, науки, взаимоотношений, переживаний, страданий, самой жизни. Оно — не просто неотъемлемая часть нашего существования, но основа нашего бытия. Не случайно в большинстве духовных и мистических учений сознание рассматривается в качестве самой фундаментальной составляющей реальности: всё существующее берет начало во вселенском роднике сознания.

Проблема сознания, особенно его устройства и работы, гораздо сложнее задач, которыми занимаются физики. Ник Герберт, автор книги «Квантовая реальность: за пределами новой физики» назвал сознание «интеллектуальной черной дырой». Ныне большинство исследователей сознания понимают ошибочность господствующего мнения о сознании как «продукте функционирования мозга».

Мыслители все более склоняются к идее всесилия человеческого сознания. Когда целеустремленная личность концентрируется на том, чего она хочет, она так или иначе притягивает желаемое. Это называется харизмой. Сила человека — в осознании своей силы и удержании ее в сознании. Человек не просто тело, человек — связь с миром, проводник между Небом и Землей. Если всё в мире есть единый Вселенский Разум, который присутствует везде, то часть его находится в Вас! Бог — в тебе!

Свидетельствует Августин Аврелий: «Меня не было бы, Боже мой, не было бы совсем, если бы Ты не пребывал во мне».

«Уже созданные произведения и открытия также извлечены из вселенского Разума, не важно — осознавали это их создатели и авторы или нет».

«Тысячью нитей мы связаны с Миром — и этого достаточно для того, чтобы мир отвечал нам взаимностью. Все наши намерения получают надлежащий ответ от мира, и только от нас самих зависит, какими будут наши намерения и, следовательно, ответы Мира на них. Скажем, на нашу любовь Мир может ответить только любовью, и трудно себе представить благосклонность небес к негодяям.

Надо всегда отдавать себе отчет в том, что главный инструмент ученого не микроскоп или телескоп, а его сознание, и поэтому почти все первооткрыватели в науке редко пользуются физическими приборами. Сознание лежит в начале знания, ибо извлечение последнего происходит посредством сознательной трансформации бесформенного, непрерывного и непроявленного мира в дискретные образы человеческого ума.

Каким образом мы черпаем из Мира? С помощью своего понимания и чудесной силы воображения. Оглянитесь вокруг, посмотрите, какие проблемы сейчас ожидают решения, и вообразите, что у нас есть великое изобретение, позволяющее это сделать. Найдите, что вам нужно, а потом включайте воображение и своей мыслью воплощайте желаемое в жизнь. Вам не нужно тщательно и подробно продумывать свое открытие или изобретение — этим займется высший Разум. Все, что от вас требуется,— сконцентрироваться на конечном результате и представить себе, что ваша потребность удовлетворяется. Если вы просите и наполняете свою просьбу чувством и верой — вы получите. Вселенная — неиссякаемый источник идей. Они ждут, чтобы вы открыли им дорогу и позволили стать реальностью. Всё уже содержится в вашем сознании».

Несколько максим о бесконечных возможностях человеческого сознания.

Альберт Великий: «Человеческой душе присуща определенная способность изменять вещи… Когда душу человека охватывает сильная страсть любого рода, то, и это можно доказать экспериментальным путем, она [страсть] подчиняет вещи [магическим] образом и изменяет так, как ей угодно».

Генри Форд: «Думаете ли вы, что можете или что не можете, — в обоих случаях вы правы».

Джон Хагелин: «Всё, что мы видим вокруг, даже наши собственные тела, — лишь верхушка айсберга».

Майкл Бернард Беквит: «Мы — безграничные существа. У нас нет никакого “потолка”. Способности и таланты, возможности и силы — они есть в каждом человеке на планете, и они ничем не ограничены».

Чарльз Энел: «Когда человеческое сознание соприкасается со вселенским Разумом, человек обретает всю силу Вселенной». «Нет пределов тому, что закон притяжения может сделать для вас; осмельтесь поверить в собственную мечту; думайте о своей мечте как о свершившемся факте». «Секрет силы — в осознании силы».

Лиза Николс: «Наш дух настолько велик, что наполняет собою всё пространство. Вы — вечная жизнь, вы — Бог, явленный в человеческой форме. Вы созданы для совершенства». «Вы — художник и конструктор собственной судьбы. Вы писатель: вы пишете собственную историю. Перо в вашей руке, и из-под него выйдет то, что вы выберете».

Роберт Кольер: «Вся сила идет изнутри и потому подвластна нам».

Джон Ассараф: «Мы все связаны между собой — мы просто этого не видим. На самом деле нет никакого «внутри» и «снаружи», есть только единое энергетическое поле. Все во Вселенной взаимосвязано».

Джек Кэнфилд: «Когда люди переключаются на желаемое, все нежеланное пропадает само собой».

Плентис Малфорд: «Человек, который настроил свой разум на темную сторону жизни, который снова и снова переживает и пережевывает свои прошлые неудачи и разочарования, тем самым молится о подобных неудачах и разочарованиях в будущем. Если вы не видите в будущем ничего, кроме неудач, то вы молитесь о неудаче и, несомненно, получите ее».

Если все мы — Одно, если всё в мире взаимосвязано, если мы — часть единого мирового сознания, то всё, что мы творим — добро или зло — так или иначе возвращается к нам. Вот почему столь важны позитивные мысли и чувства и так опасны ненависть и злоба.

Вселенная — универсальный источник и поставщик, возвращающий вам творимое вами добро и зло. Фактически вся наша жизнь — это реализация нашей воли или безволия, молитвенное «перетаскивание» наших желаний из невидимой или непроявленной реальности в видимую, проявленную. Когда вы в чем-то нуждаетесь, желаемое становится фактом в духовном поле Вселенной. Когда вы что-то задумываете, задуманное возникает в тонкой реальности и непременно материализуется.

Удивительно и парадоксально то, что при доминирующей роли сознания по крайней мере в познании человеком Мира и Бога мы так мало знаем о них. Видимо, это связано с тем, что все еще не кончившаяся материалистическая эпоха была настолько занята «покорением природы», что ей было не до главного инструмента «покорения»: неисчерпаемый внутренний мир материалисты заменили «чистой доской» и увлеченно записывали ее во всех смыслах этого слова. Сознание не укладывалось ни в ньютонову, ни в эйнштейнову парадигму и только с появлением квантовой теории пробудился интерес физиков к тому, что нельзя измерить или описать двузначной логикой причинно-следственных связей.

Идея дополнительности материи и сознания восходит к Декарту, хотя восточные мистики всегда отрицали их дуализм, отдавая приоритет сознанию и порой объявляя материю иллюзией, майей.

Сознание действительно не вписывается в ньютонову парадигму: его нельзя измерить, «материализовать», отделить от физического. «Невещественность» сознания отклонила внимание ученых-материалистов от «аномального» объекта, фактически отдав его на откуп гуманитариям и мистикам.

Кстати, так всегда случается, когда новые подходы угрожают общепринятой научной парадигме. «Когда аномалии в бытующей парадигме проявляются в первый раз — комментирует физик и философ Питер Рассел, — их обычно не замечают или отвергают».

Я убежден в том, что сознание представляет собой более тонкий уровень реальности по сравнению с физическими полями. И к этому новому уровню реальности квантовая теория подошла вместе с «квантовой» психологией.

Во многих индуистских и буддийских текстах сознание рассматривается как «тонкая» материя, так или иначе взаимодействующая с материей «грубой». Скажем, индуизм описывает процесс мышления как колебания «тонкой» материи (пракрити), а цель йоги состоит в чувственном успокоении и переходе к «чистому осознанию». В буддизме целью духовной практики является восприятие сознанием Пустоты (шуньяты), что подразумевает их сходство или единоприродность.

Ю. Вигнер одним из первых пришел к выводу о необходимости включить сознание наблюдателя в квантовую теорию измерений. Такие крупные ученые, как Амит Госвами, Петер Рассел и директор Центра исследования сознания при Университете Аризоны Дэвид Чалмерс, также настаивают на необходимости включить сознание в новую научную картину мира. «Если существование сознания нельзя вывести из физических законов, — говорит Чалмерс, — то такая физическая теория не является по-настоящему всеобъемлющей. Поэтому окончательная теория должна содержать в себе некий дополнительный фундаментальный компонент. В связи с этим я предлагаю считать сознание фундаментальным явлением, несводимым к чему-то более элементарному».

К подобному же выводу пришел и Ник Герберт: «Я полагаю, что сознание представляет собой независимый фундаментальный процесс, такой же широко распространенный и глубоко укорененный в природе, как свет или электричество». Кстати, именно так относились к сознанию (духу) все мистики: сознание первично, а материя-энергия есть продукт сознания. На самом деле они едины и неотделимы, хотя акты сознания, как правило, предшествуют материальным реализациям.

СОЗНАНИЕ-БЫТИЕ

Я ввел понятие сознание-бытие * (* См. книги «Психоанализ и мистика», «Сознание-бытие») для того, чтобы преодолеть декартовское описание разделенного надвое мира, в котором неощутимое, нефизическое, духовное полностью отделено от физического и материального. На самом деле они неотделимы, и именно такое единство (слитность) определяет неограниченные возможности познания и нашего влияния на мир.

Единство и неразделимость сознания и бытия снимает поднятую еще Джоном Беркли проблему «скандала философии» — непроницаемости стены, разделяющей реальность и сознание. По той же причине вопросы, зачем Бог создал мир или зачем сознанию приходится проходить через опыт реальности, не имеют смысла. Ведь всё едино, сознание и реальность — две стороны одной медали.

В отличие от идеалистов и материалистов, Д. Бом считает, что материю и сознание нельзя объяснить друг через друга или свести друг к другу. Фактически это означает, что они представляют нераздельное единство.

Я не согласен с М. Б. Менским в том, что сознание лежит на границе между материализмом и идеализмом и связывает эти два философских направления, потому что оно не погранично и, тем более, не является связкой. Сознание — ведущая и определяющая сторона единой сущности сознания-бытия, и именно их неотделимость делает мир божественным и объяснимым одновременно! Вот почему споры материалистов и идеалистов ничем не отличаются от дискуссий лапутянских тупо- и остроконечников.

Огромный вклад в понимание связи духа и материи внес Шри Ауробиндо Гхош в концепции «интегральной веданты», названной философией интегральной йоги. Эта философия направлена на преодоление дуализма Адвайта Веданты * (* Здесь речь идет о том, что в Адвайта Веданте Ади Шанкары признается наличие двух сущностей — вечного, реально существующего Брахмана и иллюзорной Вселенной, майи). Шри Ауробиндо наделяет майю реальной силой Брахмана, которая делает возможным Его самопроявление, самоограничение и самопоглощение, которые проявляются на разных этапах создания Вселенной.

Синтез идеализма и материализма в философии Шри Ауробиндо дает совпадение духовного и материального начал в Абсолюте. Однако духовное начало оказывается все же сильнее, так как оно способно к самостоятельному существованию, в то время как материальное может существовать лишь в качестве противоположности духовному в качестве его проявления.

Кстати, понимание неотделимости сознания и материи, внутреннего и внешнего присуще не только мистикам, но большинству физиков, в том числе — создателей квантовой теории.

Д. Х. Джинс: «Вряд ли может быть оспорено то, что природа и наш математически мыслящий ум работают по одним и тем же законам… Это остается справедливым и в том случае, когда наш ум впечатывает свои законы в природу, и тогда, когда природа впечатывает свои законы ­в нас, снабжая достаточными оправданиями для представления об универсуме как о математической конструкции».

К. Вайцзеккер: «Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности».

Э. Шредингер: «Одни и те же элементы используются для того, чтобы создать как внутренний, так и внешний мир… Субъект и объект едины».

К. Берд: «…Сознание и материя оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, однако не имеющими причинных связей на “явном” уровне реальности. Они представляют собой вложенные друг в друга проекции более высокой реальности, которая не является ни материей, ни сознанием в чистом виде».

Дж. Уилер уже в начале 70-х много размышлял о сознании как обособленном процессе, играющим определяющую роль в законах физики: «Не только человек приспособлен ко Вселенной, но и Вселенная приспособлена к человеку». (Кстати, изменись мировые константы на совершенно незначительные величины, и мир состоял бы главным образом из нейтронов, даже атом водорода не смог в таком мире возникнуть. Возможность «иных миров» с совершенно иными мировыми константами и процессы совершенно другого типа настолько интересны, что трудно себе представить, что в Космической Игре Бог просмотрел такие «захватывающие» дух варианты).

Сознание не просто столь же фундаментально, как материя, пространство или время, но, как следует из мистики, всё берет начало во вселенском роднике сознания.

Свидетельствует Пит Рассел: «Вместо того чтобы настаивать на том, что сознание является производной материального мира — а именно так считают большинство ученых, — следует изучить и альтернативную точку зрения, которой придерживаются последователи многих метафизических и духовных традиций, полагающие, что сознание — это одна из фундаментальных составляющих реальности, столь же фундаментальная, как пространство, время, материя».

Свидетельствует директор института науки и технологии университета Махариши доктор Джон Хагелин: «Самый первый опыт — можно сказать, начало Вселенной — имел место тогда, когда чистое сознание увидело себя и создало внутри своей изначально единой природы тройственную структуру: наблюдателя, наблюдаемый объект и процесс наблюдения. Здесь, на этом глубочайшем уровне реальности, сознание творит мироздание, а поэтому существует теснейшая связь между наблюдателем и объектом наблюдения! Они изначально слиты в одно неделимое целое, лежащее в основе мироздания, и это же целое представляет собой единое поле и самый глубокий уровень человеческого сознания — “я”».

Завершу мысль продолжением цитирования доктора Джона Хагелина: «Квантовая механика, квантовая космология подтверждают, что Вселенная фактически возникает из мысли, и вся материя вокруг нас — это просто уплотненная мысль. В конечном счете мы — источник Вселенной, и когда мы узнаем свою силу на непосредственном опыте, мы можем пользоваться этой властью, чтобы достигать все большего. Создавать всё, что нам угодно, получать любую информацию из поля нашего собственного сознания, которое, по сути, и есть всеобщее сознание, управляющее Вселенной.

Наше тело и здоровье, наша окружающая среда создаются нами и зависят от того, как мы используем свою силу: позитивно или негативно. Таким образом, мы творим не только нашу судьбу, но и судьбу Вселенной. Мы творим Вселенную. В действительности человеческие возможности беспредельны: их ограничивает только степень нашего понимания и умения использовать движущие силы Вселенной. Всё сводится к уровню ваших мыслей».

УРОВНИ СОЗНАНИЯ

К сожалению, почти все определения сознания, даваемые психологами, ограничены деятельностью психики и оторваны от глубокого понимания природы сознания. В самом широком смысле слова сознание связано с информацией и со способностью субъекта (возможно, даже объекта *) (* Согласно такому определению, неосознаваемое сознание может быть приписано любому объекту, оно будет только различаться по своим свойствам. Всё существующее в природе «осознает» себя на том уровне, на котором оно существует — то есть реагирует на воздействия) реагировать на воздействия, а также принимать, записывать, различать, хранить, обрабатывать внешние сигналы. Все эти операции, особенно на стадии самоосознания, подразумевают сложную структуру (иерархию уровней) как реальности, так и сознания. Существует много слоев того, что мы именуем реальностью, и только от нас зависит, как высоко мы можем подняться по лестнице Иакова, ведущей в небеса (тонкие миры). Или по иному: все люди находятся на разных уровнях реальности, сознания и понимания мира. Возможности расширения человеческого сознания безграничны — от уровня червя до уровня Бога. И если кто-то находится на уровне подошвы, то дело только в нем самом.

Низшие формы сознания могут быть приписаны любым объектам, причем каждому уровню реальности соответствует свой уровень сознания, регулирующий отношение объекта со средой. Скажем, все растения тянутся к свету, а корни направляют туда, где почва богаче минеральными веществами. Если в бедной почве разместить мельчайшие вкрапления с питательными веществами, то растение беспромедлительно направит свои корни к этим вкраплениям. Объяснить такой факт можно только предположением, что растения находятся в неразрывной связи с Целым и способны получать информацию из него. Судя по новейшим данным, листья растений получают информацию и из космоса, о чем свидетельствуют сигналы, передаваемыми датчикам полиграфа, прикрепленным к листьям.

Согласно гипотезе Джеймса Лавлока о Земле как едином организме (живой планете), растения способны регулировать температуру атмосферы, компенсируя изменение потока энергии от Солнца и поддерживая на Земле оптимальную температуру *. (* Ф. Капра. Паутина Жизни. София, 2002).

Не следует свысока относиться к «нижним» уровням сознания растений или животных. Человек часто погибает среди изобилия жизни, а при природных катастрофах животные гибнут гораздо реже людей — они заранее чувствуют угрозу и покидают опасное место.

«А причина проста: только человек потерял контакт с нелокальной квантовой реальностью, и причина этого в том, что его самоосознание пробуждается в уме, раскалывающем мир на части, а не в свидетельствующем сознании» *. (* Автор цитирует М. Заречного).

Можно сказать, что субъективность восприятия — основополагающая, базисная черта массового сознания. В реальном материальном мире выйти за пределы субъективности практически невозможно — это дано только вестникам и пророкам, так сказать, в состоянии «квантовости», слияния со всем.

Именно посредством нашего сознания мы создаем ту реальность, в которой живем. Мы даем окружающему миру его бытие, и сами создаем границы, препятствия, шоры между собой и миром. То, что нам представляется внешними обстоятельствами, на самом деле является возведением границ и препятствий. Обстоятельства — это мы сами, и только от нас зависит достигнутая высота обозрения и все иные высоты. Различие уровней нашего сознания всецело определяется высотой, которую нам удалось достичь — идея, ключевая для всей этой книги!

Чем больше наша опора на логику, чем выше интеллектуальная активность мозга и его направленность на предметный мир и количество собираемой о нем классической информации, тем ниже степень квантовой запутанности сознания с окружением, и тем ниже возможности «схватывания» высших уровней квантовой реальности. Высокое творчество всегда «алогично»: только преодолевая «невозможно» или «нельзя», можно создать нечто действительно грандиозное.

Кен Уилбер считает, что человек, воспринимающий мир исключительно через сознание ума, рассудка, теряет из виду другие возможности сознания. Для такого рода «реалистов» или «материалистов» в мире нет ничего, чего нет в представлениях их ума. Мир всецело сводится к объектам (вещам), или, на языке квантовой теории, оказывается полностью материальным, декогерированным.

Согласно М. Б. Менскому, сознание выбирает одну из множества альтернативных классических реальностей — проекций (редукций) единого квантового мира. Такая селекция заключается не в игнорировании всех классических картин, кроме одной, а в их разделении, в изоляции друг от друга. Такого рода «квантовое расслоение» сознания приводит к восприятию лишь одного уровня реальности изо всех возможных.

Вторая важная идея состоит в том, что восприятие информации о мире зависит не только от мира, но в значительной мере от уровня нашего сознания. Это означает, что мир для каждого наблюдателя — субъективен, поскольку всецело определяется уровнем и возможностями восприятия и хранения информации, которые в сознании присутствуют.

Понятие степени свободы человека связано исключительно с уровнем самоосознания, самоуправления. Человек свободен лишь в той степени, в какой управляет собой. Зависимость сознания от окружения ущемляет нашу свободу и в патологических обстоятельствах ведет к самозомбированию — состоянию, в той или иной степени характерному для большинства живущих.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных