Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тезис Робинсона и Кестера




Джеймс М. Робинсон и Гельмут Кёстер, ученые, которых можно назвать, пожалуй, самыми яркими сторонниками этой позиции, подкрепляют ее своей выдающейся репутацией. Робинсон продолжает искать то, что сам он называет «траекторией» перехода от Иисуса к гностицизму; он стремится выявить определенные сходства, прежде всего жанровые, между «Евангелием от Фомы» и Q («Quelle» – гипотетическим источником информации, кроющемся за синоптическими Евангелиями). По мнению Робинсона, это позволит выявить изначальное предание, лежащее в основе обоих текстов[228].

Кёстер, судя по всему, сдвигает датировку «Евангелия от Фомы» все дальше в прошлое. В предисловии к «Евангелию от Фомы» в книге «Библиотека Наг-Хаммади» он писал, что этот текст был создан до 200 г.н.э., но, возможно, даже в первом веке[229]. Пейджелс, также участвовавшая в проекте, ссылается на позицию Кестера по этому вопросу[230].

Несколькими годами позже Кёстер утверждал, что «Евангелие от Фомы», судя по всему, было написано в первом веке в Палестине или Сирии. Столь раннюю датировку он обосновывает следующими причинами: сходства «Евангелия от Фомы» с Q независимость «Евангелия от Фомы» от канонических Евангелий и более ранняя датировка по сравнению с ними, сирийское происхождение предания, на котором основано «Евангелие от Фомы», контраст между Фомой и Иаковом (братом Иисуса) в высказываниях 12 и 13.

Подобные выводы бросают в некоторых аспектах тень сомнения на ортодоксальное понимание Иисуса. Помимо вопросов, связанных с датировкой «Евангелия от Фомы», часто утверждают, что оно содержит некое новое учение Иисуса, отсутствующее в каноническом евангельском предании, и что в «Евангелии от Фомы» «нет и намека на ке-ригму креста и Воскресения Иисуса» – что, вероятно, свидетельствует о предании, отличном от ортодоксального христианского богословия[231]. Это последнее утверждение требует подробного ответа.

Разумеется, многие влиятельные ученые-критики выступили с серьезными возражениями против тезисов, подобных тем, что предложили Пейджелс, Робинсон и Кёстер. Большинство критиков считают, что их оценка роли гностицизма в ранней церкви сильно преувеличена. Рассмотрим подробнее некоторые критические замечания.

 

Критика

Как уже говорилось, в рассмотрении этих вопросов нам придется проявить избирательность. Поэтому предложим краткий ответ на четыре главных возражения, которые, как считается, могут изменить понимание историчности Иисуса.

Четыре представленные ниже темы включают в себя предварительные соображения по двум вопросам: сравнительная датировка гностических сочинений и авторитет Евангелий. Затем мы несколько подробнее ответим на возражение, согласно которому новозаветный канон находился в состоянии формирования до конца второго века н.э., и коснемся общего вопроса о принижении роли евангельских фактов смерти и Воскресения Иисуса в гностических сочинениях. Следует отметить, что данная стратегия используется не только для того, чтобы ответить на четыре аспекта критики; хочется надеяться, что совокупность возражений станет весомым аргументом против приведенного здесь гностического тезиса.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных