Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вторая группа детей раннего возраста




(от одного года до двух лет)

Возрастные особенности психического развития детей

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 граммов, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспо­собность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрство­вания у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, двух лет — 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановить­ся, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточно­го развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотип­ные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно ходьба совершенствуется. Дети учатся свободно передви­гаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешаги­вают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных заня­тиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Даже в начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подража­тельные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и пляс­ках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с дру­гом (при числе участвующих не более 8-10).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваи­вают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, ма­трешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (кук­лы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками


всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материа­ла возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные по­стройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игруш­ками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходи­мый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисоч­ку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают ка­тать на машинке. К концу второго года в игровых действиях детей уже от­ражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на про­тяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступа­ет и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота под­бора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

Изложенное дает основание считать, что на втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной до­школьному детству: предметная с характерным для нее сенсорным укло­ном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее не­устойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея воз­можность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ре­бенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно, особенно на третьем году, это можно преодолеть.

Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируют­ся в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т.д.». Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с од­ним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, не­смотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла боль­шая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).


Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображен­ные на картинке, а ведь в начале года на просьбу показать какой-либо пред­мет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кх» он обозначал и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему по­нятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания со­храняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддер­живать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого виде­ли?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 ме­сяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги.

Упрощенные слова («ту-ту», «ав-ав») заменяются обычными, пусть и не­совершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок ча­ще всего воспроизводит контур слова (число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом воз­расте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году. Ребенок, в большинстве случаев после полутора лет, правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небоязычные (т, д, н), задние небо-язычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фо­немы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложени­ем. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уро­нил игрушку, в других —что он сам упал и ушибся. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопро­сами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» —то есть «Ира кушала?». Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?».




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных