ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Интегрируя практики жизниОдна из наиболее всеохватных практик, которые имеются на сегодня и интегрируют личность, сердце, разум, душу и тень, – это практика интегральной жизни (ПИЖ), созданная Интегральным институтом Кена Уилбера. В дополнение к практикам (для развития внешнего интеллекта), описанным в следующей главе, ПИЖ представляет собой практики развития внутренних интеллектов. Она включает инструкцию для AQAL-модели (интегральной системы координат, требующей отслеживать все секторы, линии, уровни, типы и состояния), медитацию, пробуждение/просветление, сострадательный взаимообмен, внеконфессиональную духовную практику, психотерапевтическую работу с тенью и программу развития лидеров и ищущих. Данный источник специально адаптирован для западного ума, но при этом включает психологические, философские и практические модели как из западной, так и из восточной культуры (Morelli, Leonard, Patten, Salzman & Wilber, 2006).
Лидеры с интенциональной способностью уровня 8 достигли этого уровня жизнедеятельности путём прохождения уровней развития от 1 до 7. Я размышляю о лидерах, чей опыт военной службы вынудил их развиться через эти уровни развития, – таких людях, как Колин Пауэлл в США или контр-адмирал Роже Жирар в Канаде. Или же о лидерах, кто видел Землю из открытого космоса, подобно астронавту Эдгару Митчеллу, основателю Института ноэтических наук. Или же о лидерах, которые посвятили годы служению во имя духовных ценностей мира, подобных Нэнси Руф, соучредительнице Духовного совета ООН и издателю журнала «Космос». У всех перечисленных лидеров есть (эмоциональная, когнитивная и межличностная) способность решать проблемы, стоящие перед городами, в глобальных масштабах. Но какой город мира развил процесс исследования и практику, которая позволила бы человеку методично прогрессировать от нуля к пиковой работоспособности на определённых уровнях комплексности, которые проводят лидерство через уровни с 1 по 8? Вызов, с которым мы сегодня столкнулись как биологический вид, не только в том, чтобы определить, каков человеческий эквивалент пчелиных 18 килограммов мёда (нижне-правое системное предназначение), но и каковы биопсихосоциокультурные предназначения и смыслы, которые совпадают с этим намерением? И каково направление развития, могущее способствовать достижению нами этих целей? В широком смысле мы говорим о создании охватывающей всю жизнь системы обучения, которая оптимизирует человеческий потенциал посредством соответствующего внимания и намерения. Развитие наших гражданских интеллектов будет предопределять степень, в какой наши города начнут устойчиво развиваться. Более того, если мы это хотим сделать так, чтобы принять во внимание эволюционную динамику, тогда мы должны спроектировать это обучение таким образом, чтобы оставить место для индивидуальной, семейной и культурной вариативности. Для обеспечения подобной вариативности необходимы простые правила (комплексы правил), которые позволяют учащимся проживать обучение, уникально сонастроенное с их потенциалами (то есть отходящее от подхода «один размер подходит для всех»), в то же время создавая граждан, которые способны сделать вклад в достижение предназначения города. Работа по полноценному изучению подобной системы выходит за рамки данной книги (и напрашивается на отдельную публикацию). Но недавно проведённое мною совместно с Энн Дэйл и её командой исследование (Dale, 2001; Dale, Hamilton et al., 2007; Dale & Onyx, 2005; Dale, Waldron & Newman, 2007) может поведать нам кое-что важное по теме практик обучения для лидерства на уровнях 4, 5, 6 и 7. Наше исследование сфокусировалось на практической цели – определить траектории обучения для применения практик устойчивого развития инфраструктуры сообществ. В результате данного исследования мы пришли к выводу (Hamilton & Dale, 2007), что для того, чтобы активизировать поток интеллектуального и социального капитала и направить его на изучение города, надо предпринять следующие ключевые шаги: 1. Исследовать, что важно для ключевых деятелей, имеющихся в городе. Лидеры должны знать, где расположены ценностные системы ключевых городских деятелей с точки зрения восьми уровней развития. Ценности способны поведать нам о «центре притяжения» систем мышления в городе и помочь определить, какие процессы принятия решений используются лидерами. Когда мы знаем относительно сильные стороны традиционной, модернистской, постмодернистской и интегральной систем ценностей (лидерства 4, 5, 6, 7 уровней), нам становится известно и то, как можно вовлечь в процесс ведущих игроков. 2. Определить состояние изменения города. Лидеры должны быть способны вести других вне зависимости от того, стабилен ли город и его районы, нарушено ли его функционирование, вдохновлено ли или же заблокировано и хаотично. (Более подробно мы обсуждаем это в главе 8.) Однако лидеры должны знать, что им необходим эмоциональный интеллект, чтобы устанавливать связь с людьми и ситуациями. Мэр Рудольф Джулиани – прекрасный пример мэра, который уместным образом адаптировался к развивающимся состояниям изменения Нью-Йорка после событий 11 сентября 2001 года. 3. Определить и сонастроить ключевые структуры города. Городские лидеры уровня 8 должны проявлять эффективность в координации структурных комбинаций динамических центров и динамических граней (наподобие встреч городского совета или делегаций граждан), а также сильных и слабых центров (таких, как суды или общественные работы) и сильных и слабых граней (таких, как исполнительные и социальные службы). Это означает необходимость ценить тот факт, что структуры нуждаются в сонастраивании с ценностями и приоритетами города для эффективной работы служб. 4. Картографировать системы знаний, используемых городом. Лидеры города должны знать, каким образом каждый городской департамент использует специализированных экспертов и получает доступ к знаниям из значимых областей (например, планирование, обеспечение пожарной безопасности, полиция, общественные работы). Интеллектуальный капитал, применённый к городским департаментам и лидерам, позволяет им быть эффективными (или же неэффективными) в различных ситуациях – от предсказуемых до сложных и хаотичных. Без зрелых, непрерывно обновляемых систем знаний лидеры и город будут наблюдать нехватку информации, чтобы сопоставлять ресурсы с потребностями города. Ещё подобным лидерам, скорее всего, будет недоставать способности взаимосвязывать взаимодействия своей системы с взаимодействиями других систем, чтобы увидеть волновой эффект изменений. 5. Сопоставлять ценности, состояния изменения, структуры и знания. Лидеры, которые способны учитывать целостную панораму этих факторов, будут определять потенциал и недостатки городских операционных систем. Рис. 5.2 демонстрирует, как все эти элементы могут быть сопоставлены в проектном пространстве, чтобы создать уместную стратегию обучения/изменения (для лидерства уровней 4, 5, 6, 7). 6. Проектировать подходящую для данного контекста стратегию обучения/изменения, которая сдвигает систему в направлении интегрального устойчивого развития. Лидеры, которые хотят создавать интегральные города, должны рассмотреть ключевые реалии, которые приводят к биопсихосоциокультурному изменению в человеческих системах. Эффективный дизайн системы обучения будет предопределяться соответствием процесса научения и ценностей ведущих игроков, их операциональным контекстом (состояниями и структурами изменения) и доступом к значимым ресурсам знаний.
Рис. 5.2. Создание проектного пространства знаний, структур, ценностей и жизненных условий
В конечном счёте, подготовка лидеров уровня 8 включает в себя развитие способностей при помощи программы и опыта, который интегрирует знания, ценности, структуры и жизненные условия. Речь идёт об опыте обучения в аудиториях, Интернете (и/или другой среде), а также на рабочих местах, который открывает для лидеров возможности для выстраивания динамических, гибких и адаптивных мостов между пространствами, которые способны оперировать на уровнях 7 и 8. Четырёхсекторная и всеуровневая модель определяет для интегральной системы обучения последовательности развития, структуры расписания и модели достижения зрелости, которые теперь требуются городским образовательным системам. Учитывая тот плюрализм культур, который составляет действительность городской жизни, мы должны уметь прогнозировать и способствовать тому, чтобы все эти модели обучения сосуществовали в городе: частные, общественные, кооперативные, коммерческие, некоммерческие. Какой-либо отдельный «моноподход» более не способен удовлетворить потребности образования, которое соответствовало бы существующей сложности городских систем. Однако более всего необходимо видение города, которое объединяет намерение всех систем обучения со значимыми ресурсами, которые эмерджентно вызывают, поддерживают и развивают предназначение города.
Заключение
Намерения жителей творят подлинный дух города. Выражение и воплощение намерений лежат в сердце энергии города – его радости бытия, его городского духа. Намерения жителей диктуют то, испытывают ли люди счастье, благополучие и высокое качество жизни в городе. Городам крайне необходимо развивать способности гражданского сознания, чтобы всё более возрастающие уровни комплексности, существующие сегодня в городах, имели умы, сердца и дух, способный жить оптимально в столь сложных жизненных условиях. Выражение, изучение и эволюция индивидуальных ощущений, мыслей, желаний и ценностей граждан позволяют совместно разделять эти качества с другими и формировать совместные намерения. В конечном счёте, способности социального холона, которым является город, всецело зависят от развития способностей отдельных граждан. Посему внимательное отношение к содержанию, процессу и контексту сознательного развития играет жизненно важную роль в развитии городом адаптивности, гибкости и, в конечном счёте, устойчивости.
Вопросы
1. Насколько сильно индивидуальное намерение? Совместно разделяемое намерение? 2. Каким образом мы можем обеспечить оптимизацию индивидуальных интересов в контексте оптимизации коллективных интересов? Каким образом мы можем спроектировать системы образования, позволяющие обеспечить и то, и другое? 3. Каким образом мы планируем «нескончаемое путешествие»? Каким образом мы можем получать выгоду из всё время растущего интеллекта? Каким образом мы можем охватывать всех людей?
Три простых правила по применению принципов интегрального города из данной главы:
1. Будьте там, где требуется; осознавайте себя и своё присутствие. 2. Замечайте интеллекты города и интегрально наносите их на карту. 3. Развивайте лидерство сердца, разума и души.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|