Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Создание трактата «Школа жизни» знаменовало собой начало качественного нового периода в развитии гуманно-личностной педагогики, а именно, переход ее в статус Учения. 3 страница




Создание трактата «Школа жизни» знаменовало собой начало качественного нового периода в развитии гуманно-личностной педагогики, а именно, переход ее в статус Учения.

Вот как Шалва Александрович рассказывает об атмосфере, в которой создавалось это Учение: «Писал я Трактат в моем селе Бушети, что недалеко от известного Цинандали (Телавский район, Грузия). Стояла жара в деревне, но величие Кавказских снежных гор и облаков над ними, в которые я вглядывался каждый раз, как только поднимал голову, чтобы “ловить” мысли, вливало в меня терпение небес и устремленность горных водопадов.

В те жаркие дни творческого вдохновения была рядом женщина, которая, как всегда, охраняла мой душевный покой и поощряла душевный порыв, читала книги и подавала мысли, просматривала рукописи и давала советы. Ей, моей жене, Валерии Гивиевне Ниорадзе, я еще раз, теперь уже во всеуслышание, объясняюсь в любви»[46].

Впечатляющую характеристику дал Трактату «Школа Жизни» академик РАО Александр Григорьевич Асмолов. «Помните проникающие в душу строки Булата Окуджавы:

 

Пока Земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет...

 

Я слушаю в себе эти строки и хочу сказать всем учителям: “Пока еще вертится “земля образования”, пока еще мерцает, но не гаснет свет свободы, Господи, пошли всем нам мудрый, добрый, приглашающий к диалогу о сущности вечной педагогики жизни трактат “Школа Жизни” Шалвы Амонашвили”...

Трактат “Школа Жизни” и по своему названию, и по жанру – нечто особое. Он не терпит суеты и представляет собой послание из пространства, которое Михаил Бахтин назвал бы временем большой культуры. В этом пространстве и обретает свою историческую родину трактат о труднейшем из ремесел – ремесле гуманистики – Шалвы Александровича Амонашвили»[47].

Ведущим принципом Школы Жизни Амонашвили провозглашает развитие и воспитание в ребенке жизни с помощью самой жизни. И хотя в своем трактате он раскрывает основные положения гуманно-личностной педагогики начальной ступени образования, его положения сохраняют свое значение и для последующих ступеней школьного образования.

Охарактеризуем основные положения образовательной модели «Школы Жизни».

1. На методологическом уровне для построения образовательной системы «Школы Жизни» использовался метод допущений, «как Веры, которая есть предчувствие знаний»[48].

Для системы «Школы Жизни» допускаются три постулата.

● Утверждение в качестве реальной действительности бессмертия души человека.

● Душа человека устремлена к вечному совершенствованию.

● Земная жизнь – один из отрезков пути восхождения, включающего серию воплощений.

2. На гносеологическом уровне обосновывается провиденциальная трактовка Природы ребенка, который предстает в трех аспектах.

2.1. Ребенок есть явление в земной жизни, а не случайность. Он родился потому, что должен был родиться, ибо устремленная к совершенствованию бессмертная душа должна была воплотиться в тело. Он должен был родиться, если не у этих, то у других родителей. Он рождается на зов людей, как друг, он необходим другим людям.

2.2. Ребенок, как явление, несет в себе свою жизненную миссию, которой должен служить. Его служение должно быть обращено на благо людей.

2.3. Ребенок – высшее творение Природы и Космоса. Он несет в себе такие их черты, как могущество и безграничность, стремится к одухотворению своей природы, к познанию[49].

3. На деятельностном уровне ведущим принципом «Школы Жизни» провозглашается развитие и воспитание в ребенке жизни с помощью самой жизни.

По убеждению Ш.А.Амонашвили целостная психика ребенка включает три страсти:

● устремленность к развитию;

● страсть к взрослению (ребенок не может жить, не взрослея, истинное детство – это процесс взросления);

● страсть к свободе (в ребенке изначально заключена устремленность к организованной свободе с порядком, правилами, законами; он ищет свободу соразмерно вселенской гармонии)[50].

4. На содержательном уровне содержанием образования выступало широкое использование различных религиозных и культурно-исторических источников без заведомого навязывания одной единственно правильной теории, или обладающего абсолютной истиной Учения. Программа обучения в Школе Жизни включала необычные дисциплины:

● математическое воображение и допущение, осмысление таких реалий, как Вечность, Космос, Гармония и Беспредельность;

● постижение прекрасного, развитие у учеников глобальной способности видеть и чувствовать красоту Природы, Космоса, Гармонии, жизни людей, красоту духовной жизни, выработка стремления к утверждению прекрасного во всех сферах жизни;

● планирование деятельности как глобальной способности к любому виду деятельности;

● уроки смелости и выносливости, преодоления страха;

● уроки о природе, постижение ее нескончаемых таинств с целью обогащения и совершенствования духовной, нравственной и социальной жизни, воспитания ответственности и заботы о природе, умения вести с ней диалог;

● уроки о мире наук (истории величайших научных открытий, жизнь гениев человечества), наука и нравственность;

● уроки общения с целью научить детей жить среди людей с пользой для себя и других (усвоение основных законов нравственности и выработка умений и навыков общения в разных общественных условиях и ситуациях);

● осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь) в целях облагораживания души и сердца, обогащения духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем.

Наряду с этим в основной курс школы Амонашвили входили предметы, названия которых отражали принципиальную новизну принципа преподавания: уроки познавательного чтения, письменноречевой деятельности и математического воображения[51].

5. На организационно-педагогическом уровне предусматривалось создание «Школы Жизни» как открытой педагогической системы, которая давала учителю возможность проявить свою индивидуальность, творческий потенциал, что помогало ему привнести в ее развитие свой неповторимый опыт и открытия. Система «Школы Жизни» приглашала учителей к сотворчеству. По убеждению Ш.А.Амонашвили такой подход в разработке новой образовательной системы – качество самой гуманной педагогики. Образ гуманного педагогического мышления не терпит застывших, окончательно сложившихся систем. Он есть источник для творения разных систем, количество которых неограниченно.

Третий период формирования Учения гуманно-личностно педагогики – воплощения смыслов – начинается с 2001 года и продолжается по настоящее время. На протяжении этого периода происходило последовательное усиление в творчестве Ш.А.Амонашвили мотивов, основанных на философии космической реальности, осуществлялось создание и распространение самобытного интегративного Учения «Педагогики Любви и Света», включающего в себя и гуманно-личностную педагогику, и «Школу Жизни», но не исчерпывающегося только ими.

На протяжении этого периода Мастер работает в двух взаимосвязанных жанрах: созидает педагогические трактаты, написанные на высоком литературном уровне («Истина школы» (2008), «Баллада о воспитании» (2009), «Как любить детей (опыт самоанализа)» (2010), «Учитель, вдохнови меня на творчество!» (2011) и создает художественно-педагогические произведения: сказки («Амон-Ра. Легенда о камне». М., 2002) и притчи («Вера и Любовь». М., 2009; «Педагогические притчи». М., 2010).

Несомненно, что на всех произведениях Ш.А.Амонашвили первого десятилетия ХХI века лежит значительная и весомая ориенталистская (восточная) печать. В этом новом содержательном и стилевом векторе воплотилось несколько пластов жизни и деятельности самого Ш.А.Амонашвили: органичное восприятие им мощного наследия грузинской культуры; глубокое знакомство в подлинниках с персидской средневековой литературой; влияние традиции Живой Этики.

Как писал в 2001 году Ш.А.Амонашвили: «Я открыл для себя другую педагогическую науку – сокровенную. Сокровенные педагогические знания откроются каждому в той мере, в которой он устремлен к ним. Они поступят к нему через интуицию и чувствознание. Но интуиция и чувствознание требует жертв: бескорыстной любви и преданности к детям, общения с ними на принципах равноправия, свободы и сотрудничества, устремленности к Высшему.

Сокровенные знания имеют особые свойства: они не вмещаются в тексты и контексты книг, а засекречиваются в глубинах подтекстов, где слова становятся бессильными вывести их наружу и дать огласке; они никак не поддаются изложению способами казенной науки, не фиксируются обычным зрением. Они постигаются только сердцем, только духовным чтением благородных педагогических книг»[52].

Кардинально возрастает футурологическая направленность всей педагогической деятельности Амонашвили: «…Мое глубокое убеждение – мы должны воспитывать не человека сегодняшнего, а человека завтрашнего дня. Я перетягиваю завтрашний день в сегодняшний. В этом отношении я всегда шел против течения. Не потому что хочу нечто разрушить, а потому что хочу создавать – гармоничные отношения, условия для развития талантливых людей. Уверенность в необходимости такой деятельности дает мне источник неисчерпаемой силы»[53].

Особая метафоричность стиля как раз и обусловлена тем, что произведения Ш.А.Амонашвили начала ХХI века – это Послание, устремленное в Будущее, в середину ХХI столетия, конкретный язык которого неясен, как не сформирован и семантический контекст. Поэтому содержание Учения, чтобы быть воспринятым в Будущем, может быть заключено только в архетипичную форму мифов, сказок и притч.

Существенным направлением деятельности Ш.А.Амонашвили в этот период стала диссеминация гуманной педагогики среди педагогов России, стран СНГ и Балтии. Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь. Вместе со своей женой и сподвижницей доктором психологических наук, профессором Валерией Гивиевной Ниорадзе он проводит семинары и мастер-классы.

В Москве создан Международный Центр Гуманной Педагогики, который ежегодно организует Международные Педагогические Чтения (в январе 2011 года прошли Х Чтения). Тема каждых чтений помогает участникам осмыслить разные аспекты гуманной педагогики. В Чтениях принимают участие учителя, воспитатели, работники образования, родители, ученые – всего ежегодно более чем 1000 человек из всех государств, составлявших ранее Советский Союз.

Существенно, что в различных регионах постсоветского пространства создано 200 Центров Гуманной Педагогики. По убеждению Ш.А.Амонашвили «единение всех наших личных устремлений может превратиться в ведущую Мировую Учительскую Волю – в Союз Учительских Сердец. Мировая Учительская Воля будет в состоянии освободить наше педагогическое сознание от современных рыночных заблуждений, от заблуждений авторитарной педагогики, которые угнетают нас. Она сможет противостоять злу и тьме, которые пробиваются в мире образования и стараются разрушить его основы. Мировая Педагогическая Воля способна зародить новое педагогическое мышление для воспитания нового поколения детей, которых мы сами уже называем Детьми Света. Но пока нет Учительской Воли в масштабе всего мира, давайте для начала сотворим ее в наших школах, в наших поселках и городах, чтобы убедиться в своей светлой мощи»[54].

Шалва Александрович обращает особое внимание на следующие личностные качества педагога, которые представляются ему самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Свой новый взгляд на профессию учителя Ш.А.Амонашвили аккумулирует в «Своде рекомендаций для деятельности учителя Школы Жизни». Вот отдельные положения:

● когда видите приходящих детей, скажите: «Мы ждем вас!»;

● проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям;

● говорите детям о мощи возвышенного устремления;

● любите смеяться с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними;

● удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно;

● учите детей строить свои города, летать высоко;

● делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок;

● провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение, и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не позволили вам углубиться в своем заблуждении.

Образ идеального учителя дан Шалвой Александровичем в книге «Рыцарь Гуманной Педагогики» (2009). По его убеждению, Рыцарь Гуманной Педагогики обязан следовать таким заповедям:

«1. Считать себя соработником у Бога в воспитании детей.

2. Любить каждого Ребенка искренне, преданно, мудро.

3. Быть мужественным защитником детей и детства.

4. Верить в безграничность каждого Ребенка.

5. Верить в свою педагогическую Искру Божью.

6. Верить в преобразующую силу Гуманной педагогики.

7. Восполниться творящим терпением в воспитании Ребенка.

8. Принимать любого Ребенка таким, какой он есть, и стараться понять его.

9. Быть оптимистом в отношении любого Ребенка.

10. Стремиться к обновлению и самосовершенствованию, взращивать в себе мудрость сердца»[55].

Все эти положения целиком относятся к самой личности Шалвы Александровича, удивительно гармоничного человека, излучающего добро и свет. И не случайно, фамилия Амонашвили переводится как «солнечный человек».

 

* * *

 

Таким образом, приведенная характеристика системы идей и взглядов Ш.А.Амонашвили убедительно показывает, что Мыслитель изначально нес в себе высокую миссию – сотворить духовно-педагогическое Учение не только для своих современников, но и для будущих поколений. На протяжении 60 лет педагогической деятельности он создал три взаимосвязанные системы: Учение гуманно-личностной педагогики (сформирована к началу 90-х годов ХХ века), которую можно реализовывать в настоящее время; Школу Жизни (разработана во второй половине 90-х годов ХХ века), которую возможно осуществить во второй четверти ХХI века; Педагогику Любви и Света (сотворена в первое десятилетие ХХI столетия) для Вечности, которая может быть востребована и реализована во второй половине ХХI века. Местом конденсации идей этой педагогики выступает ноосфера или, как ее определяет сам Шалва Александрович – находящаяся вокруг Земли Сфера Сердца.

 

 

В.Г.АЛЕКСАНДРОВА,

доктор педагогических наук,

профессор Московского городского

педагогического университета,

Москва

ПЕДАГОГИКА КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

В отечественной культурной традиции на протяжении веков всегда находились особо выдающиеся личности, которые каким-то чудесным образом притягивали к себе людей, отличались особым чутьем и прекраснодушием, органично соединяя в себе лучшие качества личности. Они были оригинальными философами и тонкими психологами, талантливыми мыслителями и чуткими педагогами, незаурядными писателями и в высшей степени яркими личностями.

«Место, которое занимает Шалва Алек­сандрович Амонашвили в современном российском образовании уникально – это великий педагог, самобытный духовный мыслитель, навсегда прописанный и укорененный в Мире Детства», –так пишет известный ученый, профессор, член-корреспондент РАО М.В.Богуславский. Сегодня мы стремимся заново понять значение трудов великих педагогов-гуманистов и осмыслить с новых, современных позиций великую, еще так и нереализованную силу Гуманной педагогики. При этом чтить не только тех, кто создал честь отечественному образованию в прошлом, но и сегодня составляет его гордость, как Шалва Александрович Амонашвили.

Имя Шалвы Александровича Амонашвили известно давно, его идеи, размышления были всегда близки восприятию учителю, миру педагогики. Были его книги, потрясающая речь на Первом съезде учителей, перевернувшая сознание многих, затем, яркая, взволновавшая всю общественность встреча в Останкино. Книга «Здравствуйте, дети!» стала настольной книгой многих учителей. Она с удивительной легкостью открывает сердце педагогической любви: «Ребенок есть явление в нашей жизни, он идет как бы на зов людей и несет в себе свою жизненную миссию, которой он должен служить. Это его служение, его миссия обращены на благо людей – на близких и родных, знакомых и незнакомых, на нынешнее и будущие поколения, на планетарную эволюцию».

И был яркий интересный новаторский путь Ш.А.Амонашвили в педагогику – трудный и тернистый. Но всегда рядом с ним шли талантливые ученики. Как глоток свежего воздуха принимали учителя идеи этого удивительного педагога, читая и перечитывая его книги. Каждый день со всех концов тогдашнего Советского Союза, из-за границы, из Америки, Германии, Чехословакии, Болгарии, Китая, Венгрии приезжали к нему учителя, психологи, педагоги. Надолго запомнилась встреча с известным американским психологом-гуманистом Карлом Роджерсом, который приезжал к нему с группой своих учеников.

В настоящее время, когда Россия переживает период перехода на инновационный путь развития и трудный поиск коренных изменений в образовании, концепция Гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили, обращенная непосредственно к миру Детства, миру Ребенка, приобретает новый смысл, новое общественное звучание.

В силу этого, Гуманная педагогика воспринимается сегодня как педагогика будущего, которая ждет своего часа, когда общество глубоко и серьезно осознает первичность воспитания, его духовно-нравственной основы, его значение в обновлении и школы и общества.

Концепция Гуманной педагогики являет собой живительную силу, способную всерьез изменить ситуацию в образовании и самую высшую педагогическую ценность, которую подарила человеку и человечеству педагогическая классика. Шалва Александрович постоянно подчеркивает, что черпает свои идеи из «Чаши педагогической мудрости» и соотносит их с будущим. Поэтому с такой любовью и радостью всегда говорит об изданной им совместно с академиком Дмитрием Дмитриевичем Зуевым «Антологии гуманной педагогики», состоящей из 55 томов. Это первое в России краткое, бесцензурное и академически выверенное издание великих книг об искусстве воспитания всех времен и народов.

«Смысл создания “Антологии гуманной педагогики” заключен в том, чтобы активно содействовать процессу духовно-нравственного и профессионального становления учителя, обновлению образовательного процесса в школах, – пишет Ш.А.Амонашвили. – Человечество ищет пути преодоления технократизма и разобщенности, вражды и зла в общественной жизни. И это путь усиления гуманного педагогического мышления в умах и деятельности сотен тысяч учителей и воспитателей, работников народного образования. Формирование этого мышления в умах и сердцах миллионов родителей и есть один из важнейших путей очеловечивания, облагораживания и духовного возвышения общества».

Основы концепции гуманно-личностной педагогики, ее главные постулаты отличаются простотой и мудростью. Они изложены в уникальном трактате Ш.А.Амонашвили «Школа Жизни» и легко входят в сердце учителя.

Первый постулат: ребенок есть явление в земную жизнь, а не случайность. Он рождается на зов людей, как друг, он необходим другим людям.

Второй постулат: ребенок как явление несет в себе свою жизненную задачу, жизненную миссию, которой должен служить. Его служение должно быть обращено на благо людей.

Третий постулат: ребенок – высшее творение Природы и Космоса. Он несет в себе их могущество и безграничность, стремится к одухотворению своей природы, к познанию.

Квинтэссенцией Гуманной педагогики становится вера в ребенка, которую Ш.А.Амонашвили считает непременным условием всякого педагогического действа. Это позволяет принять ребенка с его жизнью таким, какой он есть, и врастить в его жизнь созидательную и творческую любовь, «ибо каждый предмет познается в полной мере только при любви, каждая трудность побеждается силою любви». Без Веры, в представлении педагога, не может существовать истинная педагогика. Вера – эта опора души. По глубокому убеждению Ш.А.Амонашвили, только она уравновешивает внутренний мир человека, его отношения с внешним миром; она приносит душе успокоение, обостряет в ней волю и силы, рождает доверие. Именно на доверии строится вся Гуманная педагогика Ш.А.Амонашвили.

В трактате «Школа Жизни» подчеркивается необходимость свободы, которая должна расцвести в ученике, но для этого сам учитель Школы Жизни должен «развивать в себе высшие человеческие качества, <…> постоянно заботится о расширении своего сознания, углубляться в основы Гуманной Педагогики».

Красной нитью проводится мысль о необходимости создания для учащихся ситуаций успеха, об эмоциональной окраске образовательного процесса, о необходимости развития оценочных механизмов у ребенка в отношении самого себя, в обретении их в отношении других детей.

Одной из ведущих идей профессионализма в концепции Ш.А.Амонашвили является мысль о том, что учителем новой школы – Школы Жизни – должен быть человек, служащий достижению высшей цели человечества, целям планетарной и космической эволюции – воспитанию высокоразвитого и образованного человека, опережающего общество и способного вести его за собой.

Все эти положения целиком относятся к личности самого Шалвы Александровича. И не случайно, фамилия Амонашвили переводится как «солнечный человек». Несомненно, личность Мастера – это один из основных элементов его системы. Кажется, убери это солнечное излучение души, удивительно пропорциональное сочетание игры и труда, спонтанности и продуманности каждого шага на уроке и в жизни, и эффект замечательной системы померкнет, а она сама превратится в набор дидактических методов и предписаний.

По счастью этого не происходит, поскольку Гуманная педагогика Амо­нашвили – это не просто метод, рожденный гением, но объективно суще­ствующая духовная реальность, которую постепенно учитель открывает вна­чале в своем сердце и сознании, а затем помогает открыть своим ученикам.

Стремясь помочь учителю в его духовном и профессиональном становлении, ежегодно Шалва Александрович проводит Международные Педагогический Чтения, в работе которых принимают участие сотни учителей из всех регионов России, стран Балтии и стран Зарубежья. В течение 3-х дней Московский городской педагогический университет напоминает один большой улей: уроки, мастер классы, круглые столы, лаборатории, пленарные встречи поражают новизной и увлеченностью. Так растет и развивается Гуманная педагогика, так возвышаются в своем осознании мира педагогики сотни учителей. В России создано уже более 200 классов. Центров, лабораторий Гуманной педагогики. Постепенно сложился Международный Центр Гуманной Педагогики и его прекрасные соты: Центры Гуманной Педагогики Хакасской и Дагестанской Автономных республик, Всероссийский Центр Гуманной Педагогики, Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики, Латвийская Ассоциация Гуманных Учителей, Литовский Центр Гуманной Педагогики.

Шалва Александрович часто говорит с усталой болью об авторитарности, но у него есть на это свои особые причины. Он пишет об этом так: «На этом пути я хлебнул много страданий, трудностей, нападок, клеветы, предательства, разгромов. Но все это скорее усиливало во мне преданность педагогической жизни, и никогда, даже находясь в отчаянии, ко мне не приходило чувство сожаления за свой выбор. Я защищал не себя, а детей во мне, которым нужна была обновленная школа. Защищал идеи, которые начали главенствовать во мне и которые со временем вырисовывались в облик гуманно-личностной педагогики».

Когда в одном из интервью у Шалвы Александровича спросили, какие у него награды, ответ был один: «Любовь детей». Он не погрешил против Истины. Его первой наградой был орден детской любви, учрежденный музеем А.Островского – «Орден Буратино». Дорогой для него наградой стало присвоение ему звания «Рыцарь Детства», впервые учрежденное Детским фондом ООН и России и присуждавшееся выдающимся спасителям детства во всем мире. На съезде в Москве (2007) три выдающихся человека современной России впервые были удостоены этой награды. Это врач-кардиолог Лео Бакерия, спасший не одну детскую жизнь; полковник спецподразделения, Герой России полковник В.А.Бочаров, который ворвался первым в Бесланскую школу, приняв на себя огонь бандитов, а также академик Ш.А.Амонашвили, педагог-новатор, отдающий свое сердце детям.

Его все чаще называют человеком планетарного мышления. Его мудрость поражает всегда новизной и оригинальностью, как будто он видит «нечто» неведомое нам. Он смело говорит о религии, о душе и духовности, свято памятуя о том, что все величайшие педагоги-гуманисты были людьми верующими, но в классической науке состоялись как педагоги светские.

Иногда на семинары Шалвы Александровича попадают случайные люди, которые в первые дни с трудом воспринимают основные постулаты Гуманной педагогики. Но в дальнейшем их так захватывает процесс вхождения в особый мир современной Гуманной педагогики, что в последние дни семинаров они готовы принять ее и умом, и сердцем: «А без сердца что поймем?» Многие пишут в своих творческих работах, созданных по итогам семинаров: «Я была уверена, что я хороший учитель, вполне гуманный, хорошо отношусь к своим ученикам. И только общаясь с Шалвой Александровичем, я осознала, что я учитель авторитарный». На одном из больших семинаров для учителей Москвы я задала вопрос: «Является ли учение Амонашвили религиозным?» Ответы учителей были потрясающими: «Если кто-то принимает учение Ш.А.Амонашвили как религиозное, он слишком сужает его высочайшую сущность. Да, возможно оно религиозно, но в самом широком смысле – оно общечеловечно! Это – духовная вершина. Это педагогическая религия духа!» или «…Если прилагательное “религиозный” означает стремление к совершенствованию, восхождению духа, утверждению любви, то назовите это учение религиозным… Религии бывают разные, и иногда они разъединяют, а учение Амонашвили объединяет как бы их все, оно связывает все науки и религии. Его учение для меня выше…»

Как-то на одной из встреч Шалва Александрович спросил своего молодого коллегу:

– Вы любите детей?

– Да, конечно... – ответил тот.

– Как вы их любите?

– Как все...

– Этого мало.

– А как еще надо их любить? – спросил молодой учитель.

– Так, как любил Сухомлинский...

– А как он любил?

– Любил, как Корчак...

– А как Корчак любил?

– Как Песталоцци...

– Ну а Песталоцци как любил?

– Любил он детей нежно, искренне, преданно, постоянно, без оглядки, любил с радостной улыбкой на лице или со слезами сострадания на глазах...

– Кошмар какой-то... – сказал учитель и ушел.

Вопрос – как любить детей – вечен для педагогики. Но не для педагогики как образа жизни, как состояния духа, педагогики, которую мы знаем как Гуманную педагогику. Мы должны признать, что не сможем решить насущные жизненные проблемы педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к учению Ш.А.Амонашвили, пока не проникнемся мыслью, не постигнем главное – нам всем нужно научиться любить детей: искренне, беззаветно, всей душой и всем сердцем.

Одна из его последних книг называется «Как любить детей». По определению самого автора, это «опыт самоанализа». В этой книге сконцентрировано все прожитое. Книга потрясает своей искренностью, простотой и мудростью. Как вероятно трудно было писать эту книгу-исповедь: есть бессмертная книга Януша Корчака «Как любить ребенка», удивительно трогательное и потрясающее силой чувств эссе В.А.Сухомлинского «Как любить детей». Какие же силы помогли учителю Шалве Амонашвили написать книгу, которая займет достойное место в ряду этих классиков! Слово потрясающей пронзительной силы, заложенной в этой книге, волнует, побуждает «остановиться, оглянуться», чтобы по-новому осмыслить современную педагогическую реальность. Надо пройти вместе с автором весь путь, прожить и почувствовать, как укол в сердце, так как же надо любить детей, чтобы стать истинным учителем. Даже тех учителей, которые считают ненужной сентенцией все разговоры о любви, книга не оставляет равнодушными, задевает особые струны в душе, побуждая понять истоки и жизненную силу его педагогики высочайшей человечности, творческой энергии, созидающей любви, силу Гуманной педагогики как педагогики объективной духовной реальности, планетарного мышления, педагогики космической эволюции, педагогики будущего.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных