Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Создание трактата «Школа жизни» знаменовало собой начало качественного нового периода в развитии гуманно-личностной педагогики, а именно, переход ее в статус Учения. 4 страница




 

Д.Д.ЗУЕВ,

профессор, академик,

лауреат премии Президента России,

Москва

Размышления Издателя о Книгах-Символах

 

В педагогике есть Книги-Символы. Они рождаются в сердцах авторов не часто. А появляются на свет еще реже... Ибо это Символы будущего. А будущее, как правило, так необычно для настоящего, так страшит его!

Но, зато, когда эти книги становятся доступными для тех, кому они предназначены, – современному учителю, происходит самое главное – единение Сердец. И именно тогда к тысячам и тысячам Сердец читателей, объединенных Сердцем автора, подключаются Разум и Воля.

А соединение Сердца, Разума и Воли, как раз и порождает ту живительную, ту самую высшую учительскую ценность, которая составляет суть Гуманной Педагогики.

Более 40 лет издаю я учебные книги. Четверть века возглавлял издательство «Просвещение». Не счесть числа книгам, отправленным мною в печать. Не один раз опоясали их тиражи земной шар. Но память не хранит и сотой доли того, что, как казалось, в свое время волновало, тревожило и радовало меня, при чтении или хотя бы просмотре очередной книги...

Но Книги-Символы, а их немного встретилось на моем издательском пути, навсегда сохранились в глубине моего сердца. Эти Книги, как я понимаю сейчас, на склоне лет, и сформировали меня, как издателя учебной литературы Великой Страны.

К их числу я отношу три книги для учителя начальной школы, которые выходили последовательно, с интервалом в один год, в издательстве «Просвещение» в середине 80-х годов и стали Символами Педагогики ХХ столетия. Уже тогда перебросили они зримый мост в педагогику двадцать первого века.

Написал эти книги удивительный человек, мало кому известный тогда в России, грузинский учитель Шалва Александрович Амонашвили, который, после того, как эти книги заставили вздрогнуть сердца сотен тысяч учителей Советского Союза, сам стал ярким Символом Педагогики Сотрудничества – лидером мощного движения лучших учителей страны, проторивших свою зримую тропу к грандиозным переменам в СССР – Перестройке.

Назывались книги трилогии тогда:

«Здравствуйте, дети!»,

«Как живете, дети?»,

Единство цели».

В своих заметках я ни одним словом не обмолвлюсь о содержании этих книг, как и о последующих шедеврах мастера: трактате «Школа жизни», «Размышлениях о гуманной педагогике», «Улыбка моя, где ты?», «Сердце отдаю детям»... Уверен, что вы будете читать любую из них, как роман. Но вот как рождались эти Книги-Символы 80-х годов, я расскажу Вам просто потому, что их рождение – это яркая страница истории Гуманной Педагогики на современном историческом отрезке жизни человечества, в продолжение которого далеко не последнее место принадлежит выдающемуся Учителю наших дней, профессору, академику Российской Академии Образования Шалве Александровичу Амонашвили.

История этих книг, как никакая другая история, раскрывает суть того, что в просторечии мы называем судьбой, а по сути есть ничто иное, как проявление Воли Господней!...

Как сейчас помню «подвальную» статью в «Правде», написанную прекрасным журналистом-педагогом Олегом Матятиным, в которой он с большим теплом рассказал о замечательном грузинском учителе, поразившем его любовью к детям, и тем, как строил он всю свою работу на воспитании личности ребенка.

А мы в издательстве «Просвещение» как раз в это время работали над созданием модели учебно-методического комплекса учебной литературы, в центре которого находился учебник, а книги для учащихся и учителя помогали бы каждому школьнику, с учетом его интересов и способностей, осваивать достаточно сложную учебную программу начальной школы, переведенную, к тому же, на обучение с шестилетнего возраста.

Я не буду говорить сегодня о нашей огромной работе с Шалвой Александровичем по созданию и изданию 55-томной «Антологии гуманной педагогики», подождем следующего юбилея и тогда, – Господь даст! – речь пойдет о 100 томах.

Сегодня речь о Книгах-Символах! Самой острой проблемой для нас, издателей-педагогов, был ответ на вопрос: можно ли, а если можно, то как, в массовой школе выйти на личность ученика?

В тот же вечер написал я, от руки на «четвертушке» бумаги, в Тбилиси письмо, а скорее записку, и, обращаясь к Учителю Шалве (так называл его в своей статье журналист), предложил: «Если все, что о Вас написано, правда и если у Вас есть наблюдения, записи, дневники, приезжайте в Москву, в «Просвещение» – будем работать над книгой для учителя...»

Кто хоть раз общался с почетным академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили, был у него на лекциях, на уроках в школе, тот навсегда остается в плену огромного обаяния, глубочайшего такта, внутреннего света и тепла, излучаемого этим необыкновенным человеком.

И вот все это тепло, обаяние, свет в один прекрасный день стремительно ворвалось в кабинет директора издательства вместе с грудой дневников, записей, готовых фрагментов книги, детских сочинений, писем, рисунков...

И... началась работа над книгой, которая как желанный ребенок, как-то сразу, вдруг, получила свое имя: «Здравствуйте, дети!».

Ох, какая это была работа! Напряженная, творческая, дерзновенная, очень сложная, ибо на страницах будущей книги ломались стереотипы официальной педагогики, а мягкий, нежный, обаятельный автор, отстаивая свои позиции, был тверд и непреклонен, как скала.

Не могу не вспомнить с благодарностью заведующую редакцией Розану Карпенко, редактора книги Елену Меньшикову, наши тревожные размышления о том, как «прикрыть» эту бьющую новизну; кто из рецензентов проникнется глубиной понимания сути гуманно-личностной педагогики и сможет своим авторитетом помочь нам пройти барьер цензуры? Вопросы, вопросы...

Одновременно – работа по подготовке читателя! Мои выступления о новой книге на семинарах учителей начальных классов, методистов института усовершенствования учителей.

Подготовка к печати: переплет в 4 краски, что само по себе было в то время необычно для книги по методике; цветные форзацы с фотографиями учителя Шалвы с ребятами; их рисунки; офсетная бумага...

Тиражная комиссия: заказ 400 тысяч экземпляров! Даже по тем временам много (через год было допечатано еще 400 тыс.!!!). Но сократить тираж у меня не поднялась рука, хотя каждая тонна бумаги на строжайшем учете – в плане десятки, сотни нужных книг!

Прекрасная офсетная печать на специально построенном для «Просвещения» и оснащенном новейшим оборудованием Смоленском полиграфическом комбинате...

«Здравствуйте, дети!» начала свой путь к учителю!..

Не могу забыть почти мистической радости, охватившей меня, когда я вдохнул аромат только что полученного из типографии «сигнала».

Помню, что весь день каждому входящему в кабинет я, вставая, как обычно, и выходя из-за стола навстречу, говорил: «Здравствуйте, дети!»

И в ответ на удивленный взгляд вел к большому столу, обычно заваленному книгами и бумагами, но в тот день абсолютно свободному, на котором возлежал сигнал книги Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!», в центре переплета которой во весь свой щербатый рот улыбался очаровательный Илико!

А потом был звонок. Из очень высокого здания. И вежливое приглашение на беседу.

И столь же вежливые вопросы на тему:

– А чем Вас, Д.Д., не устраивает педагогика коллектива?

– А не забыли ли Вы, уважаемый Д.Д., о том, что говорил великий советский педагог А.С.Макаренко?

– И что это, вообще, за гуманно-личностный подход к ребенку?

– И почему в книге, содержащей более чем 200 страниц, нет ни слова об октябрятах, о пионерах, комсомоле? А на многочисленных фотографиях детей на них нет пионерских галстуков?

– И что это, наконец, за фотография, на которой Ваш Шалва Амонашвили сидит на корточках перед ученицей. Вы что, не понимаете, что тем самым учитель опускается до уровня ученика?

Вопросов было много, как и ответов, суть которых состояла в том, что А.С.Макаренко видел в коллективе инструмент формирования личности; что гуманно-личностная педагогика не «открытие» Ш.Амонашвили, а итог анализа классического педагогического наследия; что в книге «Здравствуйте, дети!» речь идет о шестилетних ребятишках, придет время – примем их и в октябрята и в пионеры, и что, наконец, учитель Шалва, не опускается, садясь на корточки перед Марикой, а «поднимает» ее до своего уровня. И тут прозвучал вопрос, как говорят «удар ниже пояса»:

– А разве неизвестно, что Центральный Комитет Компартии Грузии не одобряет действий Амонашвили? Не одобряет его эксперимента?!

Я тогда откровенно солгал (единственный раз в том высоком для меня здании), заявив, что ничего не знаю об этом, хотя мои грузинские друзья звонили мне из Тбилиси и говорили о конфликте Шалвы Александровича с партийными властями. Деваться было некуда...

– Вот источник моей информации, – и я вынул из портфеля статью Олега Матятина, опубликованную в органе ЦК КПСС газете «Правда».

– Ну вот вместе с товарищем Матятиным мы вас и вызовем на беседу, – холодно подвел итоги нашей встречи заведующий сектором ЦК КПСС. Захлопнул книгу и встал...

Встал и я. И не заезжая в издательство поехал к министру образования, члену ЦК КПСС М.А.Прокофьеву и все подробно ему рассказал.

Больше по поводу обучения детей шестилеток, как и по поводу книг Ш.А.Амонашвили меня в ЦК КПСС не приглашали.

А книга начала свое триумфальное шествие по стране.

Сегодня эти книги переживают свое второе рождение. На семинарах мастера по Гуманно-Личностной Педагогике, которые он проводит в различных уголках России и за ее пределами, к нему подходят учителя с потрепанными, зачитанными книгами трилогии, изданными более двух десятилетий назад и просят оставить на них автограф. В нашей стране вышли сотни тысяч экземпляров книг трилогии, кроме того, книги переведены на двадцать с лишним языков мира.

Глубоко современные идеи, рассыпанные на страницах этих книг, обобщены автором в удивительном по своей актуальности сегодня трактате «Школа жизни» о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. Трактат вышел вторым изданием и представляет собой стройную философскую систему образования в XXI веке.

А книги трилогии по-прежнему живут. Но теперь Вы снова берете их в руки в обновленном автором издании, но уже в одном солидном томе «Размышления о гуманной педагогике».

Наполненные звонким «жриамули»[56], населяющих их живых, веселых, таких непосредственных и безыскусных ребят, они, в самое тревожное для страны время, с неистребимым оптимизмом утверждают, что будущее России, как и любой другой страны, зависит не от того сколько у нее будет межконтинентальных ракет (к счастью уже подписаны соответствующие договора и декларации об их сокращении, в том числе и с Соединенными Штатами Америки…), а от того, каким в стране будет образование, какой будет школа.

Школа – Scale, крутая, скалистая, трудная для подъема лестница духовного восхождения человека, тридцатой вершинной ступенью которой является Вера, Надежда, Любовь. И расположена эта «лествица» в душе учителя, в его огромном любвеобильном сердце, напомнил, обращаясь в конце прошлого века к собранию Российской Академии Образования, действительным членом которой он являлся, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Патриарх подчеркнул, что «сегодня в России сокровенный и чистый благообразный дух человека замутнен не только личными грехами каждого из нас. 70 лет сам общественный климат слишком сурово и неотвязно искажал человеческие помыслы и идеалы. И сегодня люди судорожно пытаются дышать в той атмосфере духовного вакуума, в которой в конце концов оказались».

Отсюда в условиях нестабильности экономики переходного периода, мирового экономического кризиса и, чего греха таить, серьезных ошибок «верхушки» общества и сегодня продолжается безудержное падение нравственности, стремительный рост преступности, терроризма, религиозного и политического экстремизма, алкоголизма и наркомании, разрушающих душу и тело, саму личность человека, что в конечном итоге угрожает самоуничтожению нации!

Как уберечь от этой трагедии подрастающее поколение?

Как предотвратить ее? Как освободиться от главного недуга нашего времени: проникающей во все поры нашей жизни, гнетущей бездуховности?

Как мы, учителя, едва ли не последнее сплоченное вокруг высоких человеческих идеалов сообщество страны, можем помочь России!? Об этом уже четверть века на моих глазах размышляет удивительный человек, мудрый учитель Шалва, к проникновенному голосу которого невозможно привыкнуть. Тем более, что каждое лето на втором этаже скромного домика в селе Бушети рождается новый педагогический шедевр с мудрыми мыслями – Символами самоотверженного учительского труда.

...Не забыть бы только о том, что везде, неразлучно с Шалвой, зримо или незримо присутствует удивительная женщина Валерия Гивиевна Ниорадзе. Она жена, мать, бабушка, заботливая хозяйка и прочее и прочее..., а «по совместительству» профессор, доктор педагогических наук. Но прежде всего она Муза – вдохновительница того самого светлого и доброго, чем наполнен Шалва.

Вы раскрыли небольшую книжечку – продолжение раздумий мудрого учителя и грустите вместе с ним:

«Образовательный мир и общество в целом страдают от сердечной недостаточности, от бессердечия...

...Педагогический сад увядает и сохнет без живительной влаги Сердца»...

Свою очередную книжечку он так и назвал:

«Без сердца что поймем?»

И начал ее словами:

«Мысли мои о Сердце, о Воспитании, об Образовании.

Сердце, сердце, сердце...»

Искренне советую, прочитайте эти книги... не торопясь... в тишине... попытайтесь понять свое Сердце.

Читайте эту книгу с учениками, с их родителями...

Приоткройте им свое Сердце.

И всегда помните:

«Путь к Сердцу ученика есть чистое Сердце учителя».

* * *

Труден путь к вершинам добра и знаний. Труден и ответственен путь учителя. «Не многие будьте учителями» – завещал нам апостол Иаков.

Но уж если Ваша душа, Ваше сердце позвало на этот путь, то смело открывайте двери класса и с радостной улыбкой говорите: «Здравствуйте, дети!»

И пусть книги учителя Шалвы помогут Вам сохранить улыбку в самое сложное время.

 

 

В.Ф.БАК,

учитель биологии,

«Отличник образования Украины»,

руководитель Артёмовского Центра Гуманной педагогики,

Артёмовск, Украина

 

ЖИВЫЕ НЕБЕСА ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Мы не сможем понять очень многое, может быть, самое существенное, если не поверим и не почувствуем, что над нами есть Живые Небеса, и мы часть их…

Небеса возвышают нас не потому, чтобы потом сбросить нас землю, разбить нас с нашими мечтами и творениями, а для того, чтобы мы закрепились на новой высоте и помогли тем, которые еще там, внизу, подняться на более высокий уровень бытия.

 

Ш.А.Амонашвили

 

Человек – существо духовное. В наше время никто не будет с этим спорить. Духовный мир, как считают многие из нас, – это мир наших мыслей и чувств, который рождается вместе с нашей материальной оболочкой и, скорее всего, после ее смерти умирает. Мы знаем, что духовный мир важен, но представления о первичности материального мира так укоренились в нашем сознании, что свое земное счастье мы связываем чаще всего не с внутренним совершенствованием, а с конкретными материальными достижениями, и очень часто, именно им посвящаем лучшие свои годы.

Учитель имеет дело с духовным миром своих учеников. Вся трагедия современного образования заключается в том, что духовный процесс воспитания и обучения заменяется материальными способами и приемами воздействия на учеников. В современном образовательном процессе совершенно не учитывается духовная составляющая, основанная на отношениях между учителем и учеником, и в своем высшем проявлении называемая духовной общностью.

Вспоминаю начало своей педагогической деятельности. Это были 90-е годы прошлого столетия, многое менялось в образовании, но это были лишь внешние формы, в действительности, система образования оставалась авторитарной. Никто из моего окружения даже и не представлял, что система может быть другой. Предполагалось, что насилие и принуждение в разных формах, пусть не столь жестких как раньше, – естественная возможность заставить детей получать прочные и глубокие знания. Вся мотивация обучения строилась только на том, что знания обязательно пригодятся в будущей жизни. Я, молодая учительница биологии, очень старалась дать своим ученикам как можно больше прочных и глубоких знаний. Мои старания, направленные в одну сторону, не всегда встречали радость в учениках, если откровенно, то они никогда не встречали в них радость, приходилось использовать традиционные методы для активизации познавательной деятельности учеников: поощрение и наказание, обращение к родителям, строгость, требовательность. Я любила свой предмет и с ним шла к детям, была ответственной и все делала как положено, но очень скоро поняла, что мои старания, силы, энергия уходят в пустоту, я не чувствовала себя счастливой, радость уходила, а перспектива рутины, вечной школьной рутины, страшила меня. Тихо и незаметно подкрадывалось разочарование.

Я знала, что есть жизнь духовная, но духовный мир детей был закрыт для меня, а мой мир их не интересовал. Методические пособия, опыт старших коллег, многочисленная литература по преподаванию биологии, – все это оставалось в одной плоскости, плоскости материальной жизни, и не давало ответы на мучавшие меня многомерные вопросы. Но я задавалась ими, обращалась к Кому-то, Кто выше меня, и тогда ко мне пришел ответ в виде пяти листов печатного текста о духовной основе образования.

Это была статья Шалвы Александровича Амонашвили, педагога, о котором я слышала еще в период обучения в университете. Пять листов текста, изменивших мою жизнь, храню до сих пор. В них было что-то просто чудесное и необыкновенное. Это было не только четвертое измерение в педагогике. Это была новая, Иная мерность, в которой учитель становился носителем будущего, где каждому было место и где всех любили. «Учитель стоит над обществом, он не имеет права служить обществу, не имеет права воспитывать детей для общества. Учитель приходит из будущего и для будущего, чтобы помогать обществу в поколениях развиваться. Истинный учитель есть вехи и маяк будущего».

Иная мерность Гуманной педагогики все расставляла на свои места, духовный мир определял материальный и любящий учитель с детьми шел к предмету, создавая духовную общность, без которой обучение утрачивало свой смысл.

«Гуманно-личностная педагогика строится на фундаментальных допущениях, фундаментальных аксиоматических началах, составляющих Истину для Мировых Религиозных Учений и предмет для многих духовно-философских учений.

Суть допущений в следующих трех положениях:

– душа человека – есть реальная субстанция;

– она устремлена к вечному восхождению и совершенствованию;

– земная жизнь – есть отрезок пути восхождения.

Из этих допущений выводится три постулата веры учителя в Ребенка:

– Ребенок – есть явление, “веление духа” в нашей земной жизни.

– Ребенок несет в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить.

– Ребенок несет в себе первозданную энергию духа – неограниченную возможность духовного совершенствования.

Смысл Гуманной педагогики – это ведение ученика по пути совершенствования своего духовного мира и понимания своего предначертания, понимания суровости долга по пути умножения Добра и Любви на земле. Задача учителя помочь ребенку найти в себе возвышенную душу и служить ей преданно.

Цель гуманно-личностного образования – это воспитание Благородного человека.

Данную цель можно решить с помощью следующих задач:

– создавать условия для того, чтобы дети осознали огромную силу добрых чувств, слов, мыслей, поступков, осознали ответственность за свои поступки, мысли;

– помогать познавать, что значить Любовь, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость, Честность.

– помогать познавать себя, свой внутренний мир, постигать красоту природы и чувствовать ее состояние;

– развивать интерес к духовной жизни, к философствованию, наблюдательность, внимательность, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей;

– развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;

– поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов, стремление знать больше.

Гуманная педагогика обращена на облагораживание души и сердца ребенка, а знания, которые приобретает ученик в процессе обучения, мыслятся как условия творчества, созидания, творения блага. Гуманная педагогика, конечно же, опирается на любовь и доброту учителя, на его умение создавать такую атмосферу душевной щедрости, в которой каждый ученик был бы направлен на самопознание, стремление к духовному самосовершенствованию»[57].

Все написанное Шалвой Александровичем было так прекрасно, отвечало самым сокровенным чаяниям моей души, и было правдиво. Тогда я сделала много копий пяти листов радости. Раздавала коллегам, думала, что прочтут они это и все изменится, наступит другое время и пространство, в котором учителя наконец-то поймут, в чем их смысл жизни. Конечно же, вокруг меня школьная жизнь не начала меняться. Теперь я знаю, что идеи только тогда начинают менять мир, когда они наполнены плотью и кровью реальных людей, выбравших их для своей жизни как основу.

Шалва Александрович не изобрел ничего принципиально нового. Он оживил классические педагогические идеи и своей жизнью доказал, что можно жить этими идеями, можно жизнь строить по ним. Он сполна прошел свой Путь страданий, но не утратил, а лишь укрепил веру в свою искру Божью, в Божественную сущность ребенка и в силу Гуманной педагогики.

Думаю, что эволюционная задача, миссия Шалвы Александровича заключается именно в этом. Нас ожидают в педагогике не самые лучшие времена. Шалва Александрович в книге «Учитель, вдохнови меня на творчество!» пишет: «Государство, – теперь уже капиталистическое, – во сто раз жестче контролирует образование, чем это было в любых других формациях, властно принуждает учителей выполнять его предписания. <…> Что же предлагается ученикам для вдохновения на творчество? Предлагается всепроникающая темная страсть, вознесенная в святой закон капитализма: конкуренция. Как ни назови ее здоровой, суть ее всегда будет одна: кто кого утопит.

Конкурсы, соревнования раскачивают образовательный мир – они всюду, постоянно. Надо завоевать грамоты, медали – они пригодятся! Надо победить где-то, занять первое место – это будет иметь значение! Отбираются “лучшие”, “самые талантливые”, “самые умные”, “самые сильные”. Они нужны капитализму. Кому сейчас объяснить, что всякие конкуренции и соревнования есть мощная разрушительная сила в образовании? Как бы красиво они не выглядели, какими бы грамотами и премиями не награждались победившие, они могут говорить только об одном – о подмене истинных ценностей лживыми»[58].

Современному обществу необходим учитель, который готовит детей для жизни в окружении «хищников». Такие качества как благородство, честность, милосердие чистота помыслов считаются устаревшими и даже вредными, так как человек, обладающий этими качествами, якобы становится легкой добычей для конкурентов и злых людей. Это опасное заблуждение ограниченного сознания. Оно, возможно, справедливо в том случае, если принять утверждение, что человек – только биологическое существо, заканчивающее свою жизнь в момент смерти. Но человек – это житель Космоса и его появление на Земле не случайное явление. Современная астрофизика утверждает, что в основе организации Вселенной лежит антропный принцип, согласно которому все параметры Вселенной «подогнаны» таким образом, чтобы в ней появился человек и понял закономерность своего появления. Вселенная «заинтересована» в появлении человека разумного. Общество, построенное на хищнических основах, обречено на гибель. Будущее биосферы – не капитализм, а ноосфера. В ней, согласно прозрению гения В.И.Вернадского, не будет место неравенству и угнетению, в ней утвердится автотрофное человечество, способное к творчеству и космическому строительству.

В глубине души я понимала это всегда, но Шалва Александрович укрепил эту веру, показал своей жизнью ее справедливость. Поэтому встречу с Шалвой Александровичем считаю Даром Небес, дабы укрепить меня в моей вере и на моем Пути.

Работаю в школе больше двадцати лет и за это время хорошо поняла, что воспитываем и обучаем мы детей не для капитализма, а для светлого будущего, а в него без благородства, мужества, служения общему благу не войти. Эта вера во мне укрепляется и поддерживается благодаря Гуманной педагогике, благодаря тому, что есть Шалва Александрович и есть много обычных учителей, считающих себя надобщественным явлением, которые понимают, что они отвечают за свой труд не перед начальством и министерством образования, а перед совестью и Богом.

«Кто мы есть, дорогие коллеги? – обращается ко всем учителям Шалва Александрович Амонашвили со страниц своей книги «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света», и продолжает. – Если кто среди нас скажет, что он маленький человек, тем самым он унизит всех нас, всех учителей. Нам надо, в конце концов, осознать, что Учитель есть надобщественное явление! Учитель – направляющая сила общества, и путь, по которому он ведет общество, черпает он не только из внешних установок, а из весьма глубинных внутренних истоков. Оттуда идут импульсы, которые питают наше чувствознание и убеждение, нашу совесть и преданность, нашу мудрость и веру»[59].

«Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика. Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, – это пишет Василий Александрович Сухомлинский, – среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики – нет и талантливых учеников; в этом случае тот, кто обладает математическими способностями, никогда не проявит их. Учитель – это первый светоч интеллектуальной жизни»[60].

Чувствует ли современный учитель себя «надобщественным явлением, направляющей силой общества, светочем интеллектуальной жизни»? Кем он чувствует себя в современной школе, находясь в условиях жестких инструкций, требований, предписаний с одной стороны, давления и пресса реальной жизни, которая своими ценностными установками разрушает весь учебно-воспитательный процесс, с другой стороны. Можно сказать точно, что чувствует он себя одиноким и покинутым, отчаявшимся что-либо изменить, потому что очень хорошо осознает полное несоответствие своего представления о том, как должно быть в школе и того, как реально обстоят в ней дела.

Шалва Александрович укрепляет в нас веру в то, что учительство – это служение. Профессия учителя налагает особую ответственность на тех, кто ее избирает. Это – ответственность за души людей. Учитель потому и чувствует одиночество, что внутренне хорошо осознает эту ответственность, но реальный педагогический процесс не предполагает одухотворения взаимоотношений между учителем и учеником.

Цель обучения в современной школе – передать сумму знаний, которой ученик во взрослой жизни будет знать, как воспользоваться. Если в советской школе мы формировали знания, умения, навыки, то в современной школе – компетенции, то есть способность этими знаниями, умениями, навыками пользоваться для того, чтобы жить хорошо и успешно. Понятие «жить хорошо и успешно» не означает морально и нравственно. Чаще всего, для хорошей жизни предполагается научить ребенка чувствовать себя счастливым в обществе потребителей. Главное в материальном плане не испытывать ни в чем нужды, удовлетворять свои потребности и потребности своей семьи. С этой целью мы формируем компетенции на уроке, разрабатываем компетентностно-ориентированную модель ученика, осваиваем кредитно-модульную систему обучения, интерактивные, проектные, мультимедийные и информационные технологии, активно применяем групповые методы работы, «поглощаем» тома литературы по инновационным подходам в обучении. Методику и дидактику «успешно» заменяем на технологии обучения. Школа начинает напоминать фабрику по приему и переработке сырья, из которого получают методический продукт. Технологизация коснулась всех сфер школьной жизни. Школы превратились в минитипографии, которые выдают тома методического продукта для участия в многочисленных конкурсах, число которых год от года возрастает, и для успешной отчетности, конкурентоспособности, рейтинга и еще для чего-то, наверное для того, чтобы было.

Учитель перестал задумываться о смысле жизни, он не читает классики, не успевает заглянуть в глаза учеников. На его лице постоянное выражение усталости и безысходности потому, что учитель обречен быть в вечной гонке за мониторингом и соответствием современным требованиям, которые все больше и больше удаляются от настоящего мира Ребенка и мира самого Учителя. Наша душа оживает только во сне, часто пребывая в страхе за то, что тело отстает в этой гонке. А как же в этих условиях Дети?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных