ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Создание трактата «Школа жизни» знаменовало собой начало качественного нового периода в развитии гуманно-личностной педагогики, а именно, переход ее в статус Учения. 5 страницаДети живут своей жизнью, о которой мы, взрослые, даже и не подозреваем. В нашу модель компетентностно-ориентированного ученика не входит понятие смысла жизни Ребенка, в ней нет понятий духовного и внутреннего мира и все заранее предписано и определено. Это происходит потому, что мир общества потребителей не нуждается ни в каких духовных определениях. Ему нужны потребители для обеспечения прибылей производителей, смысл существования и так понятен, он в постоянном потреблении, потреблении ради потребления. Нужно признать, что в современном учебно-воспитательном процессе исключается возможность и необходимость возникновения духовной общности между учителем и учеником. Школьная жизнь лишена духовных понятий и осуществляется только на уровне материальных кредитно-модульных отношений, которые по сути своей представляют собой замену товарно-денежных отношений рынка. Школа готовит молодое поколение к жизни в условиях товарно-денежных отношений, где необходимы критическое мышление, лидеры и личности, подчиняющиеся только своим личным интересам и интересам личной выгоды. Школа стала полной выразительницей интересов общества, которое явно утратило нравственно-моральные ориентиры. Мы, люди, забываем, что кроме тех законов, которые придумываем сами и приспосабливаем для обслуживания своих интересов, есть еще и Космические, Божественные, Единые Законы Природы. Согласно этим законам, человечество не является случайным явлением на Земле. Оно появляется для выполнения своей задачи. Единые законы природы осознанные и добровольно принятые человеком становятся основой нравственности и морали. «Надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из ее общих законов, и сделать ее, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми»[61], – писал К.Э.Циолковский. Человек, утверждает В.И.Вернадский «становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания и притом фактором, действующим сознательно. Это налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения»[62]. «Меня не смущает, – запишет Владимир Иванович в своем дневнике, – что сейчас те люди, которые сокровенно совершают невидимую пока работу, как будто не участвуют в жизни. На виду большей частью не они, а другие люди, действия которых не обузданы духовной работой. Но все это исчезнет, когда вскроется тот невидимый во внешних проявлениях процесс, который является духовным результатом мирового человеческого сознания. Он зреет, время его придет, и последнее властное слово скажет он; а темные силы, всплывшие на поверхность, опять упадут на дно»[63]. Владимир Иванович Вернадский из XX века обращается к нам жителям Земли XXI века с живой мыслью о единстве развития природы и человечества, о том, что человечество духовное становится сознательным фактором эволюции. Ребенок рождается с зерном духовности, для его прорастания необходимы условия. Согласно аксиомам Гуманной педагогики духовность воспитывается духовностью, любовь – любовью, благородство – благородством. Человечество не может «перешагнуть» через бездуховное детство во взрослую духовную жизнь. Без настоящего учителя не будет настоящих людей. «Человеческое воспитание в том и заключается, что старшие передают детям свои знания об окружающем мире, энергией своей мысли постоянно питают поток информации, воздействующий на ребенка», – напоминает нам В.А.Сухомлинский. Учитель выращивает нового учителя и человека, а фасилитатор (согласно современным педагогическим требованиям учитель – это фасилитатор, тот, кто облегчает процесс обучения) может «породить» только фасилитатора. Школа – это колыбель человечества, мы все родом не только из детства, мы все родом из школы. Мыслящих учителей, не устраивает такое положение дел, при котором обучение и воспитание детей превращается в технологизированный процесс с конечным продуктом, а учитель из носителя духовно-нравственных знаний в фасилитатора, облегчающего процесса усвоения знаний. Хорошо осознавая, что учитель выращивает, оберегает и воспитывает будущее человечества в лице своих учеников, и то, что это будущее не состоится без настоящего учителя, способного вобрать в себя Свет человеческой культуры, мы выбираем Гуманную педагогику Шалвы Александровича Амонашвили. Обучения без воспитания не бывает, а воспитывать, по выражению Ш.А.Амонашвили, можно только тогда, «когда возникает духовная общность между учителем и учеником». Мировоззрение учителя, выбравшего для себя Гуманную педагогику, предполагает активный нравственный выбор добра, безграничную веру в Ребенка, в родство душ учителя и ученика, в общность «морального закона внутри нас». «Духовные начала Гуманной педагогики и психологическое понимание природы Ребенка в единстве создают педагогическое мировоззрение, через которое осмысливается вся образовательная атрибутика, все составные части образования. В призме акцентологии одни проблемы, которые считались важными для традиционной педагогики, в Гуманной педагогике теряют смысл. Другие переосмысливаются. Но возникает третья группа проблем, специфичных для этой педагогики, – проблема воспитания добромыслия, прекрасномыслия и чувства ответственности за свои поступки; проблема развития доброречия, прекрасноречия, мудроречия и воспитание ответственности за свое слово; проблема воспитания чувства возвышенной любви, сострадания, сопереживания, сорадости, уважения, помощи, оказания услуг; проблема отношения к собственности без чувства собственности; проблема взращивания чувства долга; проблема совести и умения жить по совести; проблема самопознания и саморазвития и т.д. Все они, как в фокусе, сходятся на роли учителя. Его личности в Гуманной педагогике придается особая важность. Учителю предлагается стать творцом своего субъективного образовательного поля, облагораживающая сила которого будет впрямую зависеть от его личностных качеств. Он должен из укротителя, из судьи и оценщика знаний превратиться в соавтора души ученика, в мудрого и доверительного соискателя вместе с ним смысла учебы и жизни, сотрудничать с учеником. Это – неизмеримо труднее, чем просто давать уроки – сумму знаний, не освещенную смыслом учения. Но без этого нет педагогики, тем более Гуманной»[64]. Учитель, сознательно следующий идеям Гуманной педагогики, прежде всего, предъявляет высокие требования к себе, он устремлен к улучшению самого себя и по мере «победы над собой» становится для ученика носителем определенного нравственного идеала, он насыщает образовательное пространство высокими образами, под воздействием которых раскрываются лучшие качества Ребенка. «Образование есть суть раскрытия, выявления, утверждения внутреннего образа; он раскрывается и утверждается через потоки внешних образов. Потому качество потоков внешних образов решают судьбу качества внутреннего образа, духовно-нравственного становления человека.<…> Сотрудничество – всегда соавторство. В соавторстве с учеником учитель как бы заново рождается, проходит с ним путь к познанию Истины. А это предъявляет учителю аксиоматические требования и нормы. Нельзя воспитывать нравственность, будучи безнравственным. Любовь воспитывается любовью, Доброта – добротою. Благородство – благородством. Личность – личностью и т.д. Отсюда необходимость постоянного творческого восхождения учителя к вершинам нравственности и следования правилам: “Уча – учимся”, “Воспитывая – воспитываемся”, “Образовывая – образовываемся сами”. Таким образом, акцентология Гуманной педагогики переосмысливает понятийную сторону педагогики, раскрывая и определяя в ней духовные аспекты»[65]. Гуманная педагогика есть одухотворение педагогического пространства. В этом она классична, а потому всегда современна. Для учителя, выбравшего для себя Гуманную педагогику, все начинается не с применения усовершенствованных методик и программ, а с погружения в классическое педагогическое наследие и его использование в личном опыте. Для нас глубокое знакомство с Гуманной педагогикой началось с переосмысления и осознания идей Василия Александровича Сухомлинского, и состоялось это благодаря жертвенному подвигу Шалвы Александровича Амонашвили. Он смог вернуть нам не только Сухомлинского. Все классическое педагогическое наследие через его опыт ожило для нас и стало реальным и осязаемым. Он возвысил нас до понимания того, что делает человека Человеком, а учителя Учителем и, главное, вызвал в нас без насилия над свободной волей, устремленность к самосовершенствованию. Для педагогов, проработавших в школе ни один год, каждый свой день, начинающих с вечных слов учителя: «Здравствуйте, дети!», тяжело и больно смотреть, как в школе методично и целенаправленно уничтожаются духовные основы образования, заложенные классическим педагогическим опытом. Мы не можем призывать учителей к принятию идей классической педагогики. Эти идеи нельзя передать тем, кто сам не захочет их принять. Они требуют добровольной и кропотливой работы каждого и призывами тут не обойтись. Ш.А.Амонашвили, выступая перед учителями Павлышской средней школы на родине В.А.Сухомлинского, сказал: «Приближаться к классике очень трудно, а не приближаться – опасно». Мы можем стараться утверждать эти идеи в своей педагогической жизни для того, чтобы они жили и развивались. Эти идеи, как «прививка», защищают от человеческих пороков, способствуют обузданию низшей природы и самовоспитанию чувств. Все то, что оставили для нас Ян Амос Коменский, Г.С.Сковорода, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и многие другие мыслители и мудрецы, должно быть осмысленно и освоено. В современном педагогическом пространстве идут активные поиски новых подходов, направленных на изменение педагогической парадигмы, и за многими из них мы обращаемся на Запад. Мы как дети стремимся к яркой и красивой упаковке, не задумываясь над тем, какое содержимое внутри. Всех нас привлекает быстрый и хороший результат, так как любая технология, правильно примененная, должна давать заранее известный результат. Школа – это не фабрика и дети – это не сырье, а учитель – не фасилитатор. Если только согласиться с этим, то вся жизнь учителя сужается до узкого коридора, заканчивающегося тупиком. Жить так невыносимо. Гуманная педагогика расширяет горизонты учителя до бесконечности, она открывает перед ним глубину собственного духовного предназначения и показывает пути его осуществления. Жизнь учителя прекрасна и беспредельна, потому что он есть «надобщественное явление, направляющая сила общества, и путь, по которому он ведет общество, светоч интеллектуальной жизни», жизнь фасилитатора убога и ограничена, поэтому мы хотим быть учителями, и выбираем Гуманную педагогику. Человек может взрастить в себе многие прекрасные качества, если устремится к самосовершенствованию. Трудные условия жизни всегда способствуют развитию лучшего в человеке, только нужно приложить собственные усилия к этому. Жизнь современного учителя непростая, он проходит серьезные нравственные испытания, так как допущен жизнью к самому главному – к детям – нашему будущему. Но тот, кто на испытании, никогда не оставлен Высшими силами без помощи и подсказки. Встреча с Шалвой Александровичем, его женой Валерией Гивиевной и Гуманной педагогикой – это помощь, Дар Небес нам, школьным учителям. Все многообразие чувств, которое проявила эта встреча, можно назвать любовью и благодарностью. «Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни – и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить» (И.А.Ильин). А выражается любовь и благодарность в каждодневной школьной жизни, в которой, несмотря на все трудности, живет наша светлая вера в свою искру Божью, в Божественную сущность Ребенка и в силу Гуманной педагогики.
И.А.КИРШИН кандидат педагогических наук, руководитель студии «Солнечный Сад» при лицее № 49, руководитель Калининградского отделения Центра Гуманной педагогики, г. Калининград
УЧИТЕЛЬ, БУДЬ СОЛНЦЕМ ДЛЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ!
Кем стал для меня Шалва Александрович? – Солнышком он стал! Вдохновителем. Освободителем. В детстве я мечтал, чтобы у меня был такой волшебный лев – мудрый и добрый, который все понимает и может помочь. Я шел из школы после уроков, в портфеле у меня были двойки, вдобавок меня обижали большие мальчишки. Капал мелкий дождь. Мне было очень грустно. Мне казалось, что меня никто не понимает. Я мечтал, что вдруг встречу такого огромного, доброго льва, с шелковистой шерстью, в которую можно уткнуться лицом и погрузить руки. И так стоять. И он все поймет. И поможет. И все будет хорошо. Но волшебного льва нигде не было. Такого льва я встретил потом. Это был Шалва Александрович. Он был маленький ростом. И без гривы. Но от него исходила та самая спокойная, добрая, мудрая сила. Эта сила обнимала меня. И утихали мои бури, уходили боли. Становилось ясно – что делать, чтобы все было по правде.
Когда я в первый раз увидел Шалву Александровича по телевизору – поразился! Его урок – счастье и песня. И дети счастливы и он сам. Я ничего подобного никогда не видел. У меня запело сердце. Перестройка. Мы затеваем студию Солнечный Сад. Думаем – как его делать? И тут появляются статьи Шалвы Александровича. Как удар грома! Оказывается, есть педагогика живая, вдохновенная и есть мертвая, скучная. Мы это всегда чувствовали, но впервые – осознаем. Мы выбираем свой путь! И начинаем работать с детьми по-новому: свободно, творчески, с радостью. Именно из идей Шалвы Александровича вырастают формы нашей работы – творческие походы, письменный диалог, Горения и т.д. Так он освобождал нас от оков формальной педагогики. Середина девяностых, дети мои вырастают, становятся строптивыми подростками. И я опять не знаю, что делать. Ночей не сплю, мучаюсь, молюсь: «Господи, вразуми!» Господь вразумляет: ищи настоящего Учителя. Я вспоминаю счастливую песню урока Шалвы и его замечательные идеи. Озаряюсь: надо ехать к нему! Приезжаю в Москву, нахожу Шалву Александровича. Рассказываю о Саде, о нашей жизни. Шалва Александрович горячо заинтересован, приглашает выступить с рассказом о нашей работе на собрании видных ученых. Выступаю с жаром, показываю рисунки ребят, читаю их стихи. Даже пою! Шалва Александрович реагирует на все это очень сердечно и с восхищением. После этого мы устраиваем семинар Шалвы Александровича в Калининграде. Он приходит в Сад, знакомится с ребятами, вникает глубже в нашу жизнь. И снова яро поддерживает нас. Мне он настойчиво советует писать диссертацию о жизни Солнечного Сада. Я отнекиваюсь – дескать, не люблю бумажки, люблю живую работу с ребятами. На что слышу: «Ты веришь мне? Тогда пиши диссертацию! Я буду твоим научным руководителем!» Вот так он умеет вдохновлять – делом, сотрудничеством. Работаем над диссертацией. Обдумываем ее вместе с детьми, с родителями, с друзьями. Мы увлечены! Счастливое время в моей жизни. Хотя не все просто. Шалва Александрович ставит жесткие сроки: через год – защита. Говорю: не успею – Сад, и семья, и много еще чего. Но Шалва Александрович отвечает: «Все успеешь. Ничего не бросай». Пришлось вырабатывать многие качества: собранность, дисциплинированность, огненность. Именно напряжение заставляет меня всему научиться и все успеть. Так Учитель устремляет вверх, к восхождению. Шалва Александрович прилетает на мою защиту, выступает на ней. Встречается в Саду с детьми и родителями. Встречается со всеми, кто об этом просит. Он щедр во всем – как солнце! И заражает этой солнечностью. Всегда, когда нам нужна помощь – Шалва Александрович помогает. «Скорый на помощь» – это о Шалве Александровиче. Он пишет предисловия к нашим книжкам, отзывы о работе Сада. Никогда не отказывает во встрече. Когда не позвонишь ему – он всегда рад и отвечает внимательно и подробно. Такое ощущение, будто он сидит у телефона и ждет – когда же ему Киршин позвонит. Причем, так он обращается со всеми. Я проверял. Мои ребята заканчивают школу. Я советуюсь с Шалвой Александровичем – что дальше. Он пишет письмо ребятам:
Дорогие ребята – и младшие и старшие! «Солнечный Сад» цветет и его благоухание мы обнаруживаем далеко за пределами Калининграда. Ваш учитель Игорь Киршин рассказал о вашем творчестве участникам Международных Педагогических Чтений и мы были рады вашим успехам. Теперь вам надо решать – как будете жить дальше? Ясно одно – никто в одиночку не в силах развить в себе свои способности. Каждый человек – путь для другого, и наши пути тоже лежат через сердца других. Как сохранить и преумножить ваше творческое сотрудничество? Полагаю, вы со всей серьезностью обсудите этот вопрос и найдете достойную форму будущей жизни. Говорю об этом особенно тем, кто заканчивает первый этап своего образования. Желаю каждому из вас обрести свой истинный путь, свой смысл жизни. С любовью к вам – Шалва Амонашвили.
Какая бережность и свобода в обращении с детскими душами! Какое ненавязчивое желание добра и сотворчества. Мы посоветовались с ребятами – и организовали творческую лабораторию при университете, чтобы продолжать наш Сад уже на студенческом уровне. Шалва Александрович относится ко всем нам как папа – с огромной любовью, с полной верой и бесконечным терпением. Мы все делаем ошибки, но никогда не видели его осуждающим. Он видит только свет. И это помогает идти вперед. Главное в нем – не то, что он говорит, а то, что он делает. Он показывает пример – как настоящий учитель относится к своим ученикам. Еще он поражает своей простотой. С ним можно посмеяться, не согласиться, размышлять вслух. Он никогда не обижается. Все чего я достиг – пришло через подражание ему. Конечно, я делаю все по-своему. Но стараюсь подражать в главном: учитель, будь солнцем для своих учеников!
Так от чего же он освобождает меня? От страхов, от непонимания своей миссии, от желания выгод, от серости и связанности духа. Чем он увлекает меня? Своим примером! Так увлекает, что хочется жить, творить и радоваться. Шалва Александрович играет огромную роль в моей судьбе. Такую роль и должен играть в жизни духовный учитель. Но откуда возьмется у человека духовный учитель? Лучше всего отвечает сам Шалва Александрович: «Ищите духовного учителя! Цените его. Следуйте за ним – и ваша жизнь расцветет!»
О.Д.КАРТАВЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства «Южного федерального университета», Ростов-на-Дону
БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ
Божественная сущность и творчество личности учителя – ключевые понятия, лежащие в основе гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Сегодня гуманная педагогика Ш.А.Амонашвили является самой главной педагогической силой России, потому что за ней стоит истина образования и воспитания. Эта истина и в том, что «Дух есть наша бессмертная сущность» [66], и в том: «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать в себя море Света»[67], и в том, что если обновляется учитель – значит, обновляется школа, а если учитель деградирует – значит, деградирует школа. Называя учителя творцом героического преобразования мира просвещения и Отечества[68], Шалва Александрович поднимает дух учителя. Не секрет, что сегодня личность учителя находится в состоянии подавленности, и гуманная педагогика обладает силой возрождения смысла педагогической профессии, поднимая ее статус до миссии. Во всем, что пишет и делает Шалва Александрович, присутствует вдохновляющий смысл. То, что педагогическая наука может быть чем-то «свежим» и для ума, и для Сердца, мы обязаны Ш.А.Амонашвили, Герою Духа, Рыцарю Гуманности. Присутствие явления божественной сущности в педагогике, как педагогического явления, спасает педагогическую науку от тривиальности, дает ей жизненную силу и импульс развития. Творчество Ш.А.Амонашвили является свидетельством того, что чем более личность творит под влиянием божественной сущности, тем более она гениальна и тем большую силу духа содержит ее творение. Все творчество Ш.А.Амонашвили освещено Светом божественной сущности, в нем сила духа и всепроникающая любовь. За всеми произведениями Ш.А.Амонашвили стоит сила его духа – она мгновенно проникает в читателя и совершает созидательную работу. Конкретное духовное действие произведений Ш.А.Амонашвили в том, что они затрагивают глубокие чувства и мгновенно восстанавливают истину – понимание самого себя, как учителя, своего места в мире, своего несовершенства, интуитивного знания ситуации. Обращение к гуманной педагогике ведет к полному погружению в нее, и тогда духовное самосовершенствование становится естественной и ярко выраженной потребностью. В самом содержании гуманной педагогики присутствуют все возможности самосовершенствования учителя. Особым образом чтение книг по гуманной педагогики, и в частности, книги «Как любить детей» Ш.А.Амонашвили, позволяет видеть себя в зеркале педагогической рефлексии. Все глубокие сердечные чувства, накопленные в жизненном опыте, поднимаются, чтобы проявиться. Проникаясь идущим от автора божественным видением, воспринять ребенка-ученика как божественное творение легко. Духовный опыт истинного видения настолько превосходит предшествующий педагогический опыт по целостности и светлой радости, что потребность переживать его снова и снова становится необходимой. Встреча с гуманной педагогикой, с ее глубиной и истиной кардинально меняет жизнь: весь предшествующий педагогический опыт, не всегда осознанный, видится как целое, со всеми его ограничениями. Происходит пересмотр себя как педагога и становление на путь – обретение чувства свободы и облегчения оттого, что цель и смысл оказались явственно и более точно очерченными. Глубокий покой и воля, которые являются наглядными проявлениями духа и следуют за процессом очищения, меняют образ жизни, знаменуя переход в сознательное исполнение миссии учителя. В педагогической деятельности присутствуют и заблуждения, и путаница, часто сопровождаемые мучительными, не вполне осознанными поисками не вполне понятно чего. Благодаря Шалве Александровичу со всей очевидностью обнаруживается глубокий смысл исканий, осознание того, что это и есть поиск собственной божественной сущности, и тогда появляется Свет. До тех пор пока не встретится личность учителя со своей божественной сущностью, Свет для нее остается поэтической метафорой, но и она есть указатель на пути совершенствования. Иногда кажется, что внешняя жизнь, жизнь социальная делает многое, чтобы лишить смысла все, что делает учитель, но истина смысла восстанавливается при погружении во внутренний мир, в божественную сущность, рождающую силу духа, помогающую вновь и вновь исправлять педагогические ситуации, утверждая духовные ценности, отстаивая и восстанавливая их. Одна из важных функций знаний гуманной педагогики в том, чтобы погружать учителя в глубину внутреннего мира, восстанавливая целостность его личности. Чтение книг Ш.А.Амонашвили восстанавливает целостность восприятия, делает восприятие очень глубоким. При этом начинаешь осознавать, что значит глубина внутреннего мира. Это что-то вроде того, как воспринимался мир в детстве – все понятно, прозрачно, ясно без слов, пространство может раздвигаться легко и бесконечно. Основные положения гуманно-личностной педагогики Ш.А.Амонашвили свидетельствуют, что глубину внутреннего мира возможно развивать в ребенке с детства и с детства поддерживать идентичность личности ребенка с его божественной сущностью, душой, чтобы ребенок не терял целостности и развивался гармонично и творчески, причем условием успеха является учитель, помогающий своими силами ребенку пройти многие жизненные ситуации. Следуя традициям гуманной педагогики, ее сторонники осознают: духовное совершенство учителя в том, чтобы он постоянно стремился к более тесной связи со своей божественной сущностью. Методамидостижения идентичности личности с божественной сущностью, высшим «Я» являются молитва, творчество. Молитва была методом поиска собственной божественной сущности в жизни Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, С.Л.Франка, В.В.Зеньковского, многих мыслителей и созидателей духа. Ш.А.Амонашвили принадлежит молитва учителя: «Господи! Раз Ты сотворил нас по Образу и Подобию Своему, значит, зародыш зерна Культуры есть Воля Твоя в нас. И раз направил нас на путь учительский, значит, Воля Твоя, чтобы пробуждали мы в Ребенке Дар Твой. Но дай нам силы раскрыть его в самих себе, и дай мудрость, чтобы пробудить Чудный Зародыш в детях наших. Да будет Земля Твоя на Небесах Сияющей Звездой Культуры! Аминь»[69]. Существует тесная связь между творческим потенциалом личности и ее божественной сущностью. Встреча с божественной сущностью ведет к расцвету творчества личности, ибо дух – это изначально творческая сила. Также закономерно, что искреннее творчество личности ведет ее к встрече с божественной сущностью. Через творчество личность востребует силы у божественной сущности для божественного видения и творения. Творчество как метод слияния личности с божественной сущностью присутствует в духовных опытах многих русских философов: Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, С.Л.Франка, П.А.Флоренского. Творчество как метод соединения личности с высшим «Я» присутствует в работах К.Юнга, В.Ф.Гумбольдта, С.И.Гессена, Э.Нойманна. Все выдающиеся произведения и открытия философов, ученых, педагогов есть результат их творчества, творения личности в союзе с божественной сущностью. Многие творцы осознавали свою связь во время творчества с Богом, божественной сущностью, высшим «Я». В свое время Н.А.Бердяев имел опыт «встречи» с высшим «Я» и описал его как переживание творческой силы – света, исходящего из глубин внутреннего мира. Чем теснее связь личности с божественной сущностью, высшим «Я», тем больше в личности внутреннего Света, о котором говорили Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, М.К.Мамардашвили, В.А.Сухомлинский Ш.А.Амонашвили. Если от влияния божественной сущности зависит сила творчества личности, то Шалва Александрович Амонашвили – Открывающий Дверь в Свободу Творчества, ибо его пробужденный дух, пробуждает дух других людей, тех, кто оказался в русле гуманной педагогики. В гуманно-личностной педагогике Ш.А.Амонашвили присутствует особое экзистенциальное содержание, в ней учитываются божественная сущность, присутствующая в ученике и учителе, жизненная энергия ученика, исполнение учителем миссии по освобождению Образа Творца в себе и учениках. Силы духа в гуманной педагогике рассматриваются как Дары Духа, силы любви, веры, радости, духовности рассматриваются как педагогические категории[70]. Шалвой Александровичем особо отмечается творческие педагогические силы – творящее терпение учителя и Любовь к Ребенку как всеначальная энергия всех сфер образовательной действительности [71]. Творческие силы духа, силы божественной сущности, высшего «Я» – силы Света через творчество накапливаются в личности как ее креативное излучение, духовное излучение. Ш.А.Амонашвили подчеркивает, что Творчество делает учителя Свет дарящим[72]. Видение личности через присутствие в ней божественной сущности говорит о необходимости развития духовных сил, направляемых в русло созидания. По мнению Ш.А.Амонашвили, «педагогический процесс должен стать продолжением бесконечно кропотливой работы природы по приведению в действие природных сил ребенка, по завершению процесса его “очеловечивания”»[73].Необходимо, чтобы ребенок – это деятельное природное существо, наделенное жизненными силами, из рук в руки переданными природой людям, находило в педагогическом процессе, завершающем начатое природой дело сотворения человека, все условия для становления его жизненных сил. По мнению Ш.А.Амонашвили, все главные беды образовательного мира и трагедии воспитания оттого, что Дух учительства тускнеет, то есть педагоги недостаточно проявляют силу духа, силу божественной сущности, «Дух наш тускнеет и гаснет»[74], – пишет он. Инерция Духа объясняется тем, что силы современной личности находятся в состоянии застоя и инерции. Трагедия нецелостной личности в том, что она «заражается» от коллективного сознания пессимизмом, отсутствием смысла, у нее не хватает сил сопротивляться внешнему влиянию. И так будет до тех пор, пока личность не осознает, что источник безграничной силы духа в ней самой – это ее божественная сущность, высшее «Я», которое является также источником нравственности. Современный нравственный человек имеет неосознанную связь с божественной сущностью, не обращается к ней, не востребует у нее сил для себя, не знает себя, своего духовного устройства и предназначения, но гуманная педагогика «подталкивает» его к познанию истины.Повторим, что с одной стороны, современный учитель может черпать силу в гуманной педагогике, с другой, сами знания гуманной педагогики позволяют учителю обнаруживать собственную духовную силу. Одна из заповедей гуманной педагогики: «Верить в силу гуманной педагогики – в ней Творящая Энергия»[75]. Это означает, что педагогика обладает собственной силой: силой воспитания, силой образования, силой, развивающей и преобразующей личность. Инерция Духа, отсутствие творческого горения объясняется тем, что общество слишком долго находилось под управлением внешних сил, при котором внутренние силы личности приходят в состояние застоя и статики. Дух никогда не исчезает, но если он не проявлен личностью в жизни и творчестве, то личность не выполняет своей миссии, а ее сущностные силы из созидательных становятся деструктивными, разрушающими, они-то сегодня и наполняют ноосферу – «тонкую материю жизни». Поэтому сегодня особенно востребованы дары духа – духовные силы: радости, любви, успеха, счастья, творчества для восстановления равновесия в ноосфере, в пространстве культуры[76]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|