ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 13 страница«омент "с<Лхолима >0 *«*>•» Г^к’ fнч ^ обшении с духом кристал^Х <?> и 'Z „о себе будет резонаторов Хц ^^направленные на развитие Т01 „рак""'"1.результаты, то звучание хому*\ "“,0" “ 4 д1(яСвлН Верп1нка плытл корякск.) - это деревянный или **, №««’(чу,Тдвумя отверстиями ИО_ середине, черс,’; ной^""соИ', веревка ИЛИ прочный ремень. Ра * торый продем бь|ТЬ как маленькими (2 - 3 см),,JkP *w"nc0,,^ n по етра и более), а его форма варьиру " большим" № с ^вух сторон чурбачка до плоского кру 013аОСТР^пользуемый в ритуальных целях, может выгляди Тг,ЫТГо1ическая фигурка того или иного животного. ■)* ЙКС Гейт считается парный с гуделкой (см. выше). ЧаЩе „егоупотребление связано с заклинанием погоды,, ^„ости-С вызыванием ветра, который в мифах считаете* "чханием Великого Духа. Различные модификации вертушки (тэлытл) известны многим народам Сибири и Крайнего Севера. У нганасан вертушка называется сани херы и изготавливается из круглой плоской кости мамонта (в виде пуговицы) или из заострен- ной с двух сторон ветки. Ненцы именуют этот инструмент ^7 вселеннии. -рт-«и „ ительменами ТЭЛ ~. «<„««. лреимушоотвенно, к- время праздников fe““” <,»<»»> "зг"‘,"ия боли"ей" «ишенм::: <с««Р"м” *“ЭТОГО К0Ж"НЫЙ ре"'“-. "Р°лотв,Гче” *»"««■• "Римзыввли Свободными ЮншиГ л Д«* " ” С "ро™|ю"°*>*енной стопой 1" ‘“ ic.месте Реками, так, что мдилсоид начини! НУгься ичДавая ПРИ этом своеобразный звук Ри,^ Ра' '^должадась до тех нор, „ои pe„c„J‘e ^ь„а, гї„», и«в*"-* из присутствующих отрезал горый использовался в изготовлении собачьей упряжі служил оберегом от злых духов. 7 р жки и 1. Тэлытл небольших размеров шаманы уr/отреб-і очищения больных, для предсказания судьбы человек общения с духами и во время медитаций Иногла вращающегося элемента выступала обыкновения,, пКачестве от пальто. нная пУговица Для тех, кто хочет испытать на себе действие т можно рекомендовать следующее. Возьмите пппи ЛЫТЛа яо^к, веревочку иди толстую скрученную ни™Т ,”Р°' -яои и большую пуговицу с двумя скво,Z™~„8°CM сгя.мн (диаметр отверстия должен быть " "“Р- рая больше толщины нити). ПропуститеZT " 8 ЛМ »» -тс, внвос. П„стГ~ „;Гри1Г: с иГуДС!!*н*"" * а ціх>рун> - на иалс^’Ч,/'- нти **-«ъ* Vй 'І-»*»’* 1 ПСІ возиикиъ '««'«'ЧИЙ J'V, \1ги,;ч..«»»':МОЙ гу;“лки' 3**р°ч ^X і £>:;< %%»* Mvt™ftb г:і<£ 5 > ,,*ііСсь «***, CO всей Вое" рин'^. N 55-** fivft t>-' да*» <**»., ... называемая «Вхоткдеіщ^ •ка» 1СХ,"! ‘,оч собой освобождение Ц,Л U1SM но^'Тн условностей, навязанных обц^Ч «в**»- ',v',."-'cU" L«ne. при котором внугрси^ Ч s*» оТ и'ї тело в состо сипам„ Природы. Ъу Пе> и иг^ іска сЯ«ва^и11Д„вндуально. так и в rpVnnc > чеЛ “„оЛНЯТЬ как» болес ощутимым. * мо*»° -„учае Р^Г* имеет характер камлания „ ^ СЛ'ДИСМ:,»е да’18 оасслабдение (очищение), Та„еЦс £ \ Вчо*Л“ этаПОв- рв достижения лучшего ^ \ «',,CC^LiV>"m"r' П'место, недоступное посторонне \ «ОМ. noCS«MO выорили домашние условин.в,^ \ т«» веГД быть меСТ(' 5еііьно; камлания воооше чаще **, М°*с поедпочтитель неооходимости взаи^ дэ*е №^ поме^«И“;^Л например, С духом ис,™* совег^т оСо6ыМи сило' • м не менее 40 сч с хор. і ^Стсльпо иметь W ский костюм, оленей. 6у<*» *СЛ1 „ не «сырой- ид ВКЛ10ЧЭТЬ шапку, щ* \ „,им звуком- ^зательно» сделанную из лопо® » ,toM СЛУпл«или хотя бы по’ й П0 краю бахроя* даюшу» материи С нар ^ и coctom ю* да*и или плот» (тся около деся ^ чери HOC.,Btm "Г гл^ дЫХаНИЯ- _____— ^рого, п»у —--------
Такое дыхание создает особые подготовительные ^^' которь"1 тело насыщается кислороде», ”ГГеГУГго тоГО' возьмите буогн В левую руку, а колотушку - К^‘ П0ПР°бУйте ТЬ РИ™ В“ХОЛЯЩето Лд. _VublM кружением на месте. -*о устранит остаточные *' ^тр*янег0 ДИаЛОГа ума- ВсКОре «зникнут жела- “1 делать: прыгать, смеяться, кричать и т.п. Не по- ^ qfO"ПусТЬ они воплотятся. Сопровождайте все С Ron К*** быстрыми ударами в бубен. СВ0И іеГ'сТрИЯ петь практики должна продолжаться до полного ' Эта 4 не жалейте себя и не потакайте своим слабо- падка Результате вы получите ни с чем не сравнимое - £0іМ* В Р сила духа поведет ваше сознание по иным < вселенной. ' „вводная работа 14 На лысой поляне51 щ Ховенмей, Хакасия-Тыва-Москва ском парке «Коломенское» в овраге есть особое 3 моско два камня _ Дивий, как будто склеенный место- а 1ЖНИК0В и напоминающий застывшую пену, И3 многих одновременно похожий то ли на гуся, то ли и русь-кам Первый - женский, женщинам силу дает, на конску ^ нег0 босыми ногами; второй - мужской, видно ТГорь,м так не доставало чего-то, что они кусочки от него Сбивали, очевидно, чтобы всегда под рукой иметь. Вокруг камней деревья увешаны разноцветными ленточ- *„ монетки лежат, сигареты... На холме, прямо над ними поляна на которой не растет трава. Везде ссть, а на ней - Говорят, что-то очень древнее языческое капище некогда жившего в этих краях народа. 51 Из отчетов шаманской школы ОИП «Мезосознание а». ' „«.к»»'-" пттю “ „ "1 , «.«»h*4*-” ||л"аш"и«а^ rw*V ..кглй1і НС «**’ 1'11"ла слс "Ч V ї> ‘-<0 -«npou,№ ий" "«О" чх ^■с;и-’ись "а ”ср,южу хад“». >ч\ И'”'”' ли. л.................................. аНТрОПОЛОГ, 'псииаднп "• 4V *» с»Лп'мь,7ЛСЛО,‘' ^,"V V ,1.»» “ на «ер»*- ю,торь": Изда»т пв>Оу об^ 1|4ыс на Г1Ри, £в»*# ветРа. с,™ “S>- нн*»Й “У, "олану. "",бы по"Р°6омть Н08,,*лЧ>, «<" „„ начал «раскручивать я сккв^»«t*4 *-L* «к будто ЭТО оно сама „оет. м»»,> Ч усаин*»" раскручивая еще две гуделки, кОТ0'"П|О -г."*„І У ""ачол.еплохо"далось >ч с СВ®* І" „„МИМО моей воли, то к земле „,4, "°“Z небо взвивалась. Буквально через пять J-O лась’ ’ Мы стали крутить гуделки в обратну"Н^Ц нул дождь- п атился, минуты три прошло. *%> И Т^маю, что ЭТО гуделки дождь вызвали, П0Т0Му ’ быстро ОН Прошел, не успев начаться. КонЄцТ0)ч ро евою роль сыграло. н0,н Путеводная работа 15 Маленький человечек[13] Л. Ди (ТлангиЛа) Я пела гимн в честь духов Огня, отбивая ритм на бубне и кружась по комнате. Постепенно, слова гимна стали путаться ритм гимна изменился как бы сам собой и превратился в дробь. Я кружилась по комнате все быстрее и быстрее, пои окружающие предметы не заслонила темная пелена, а меня **>сать из стороны в сторону, я не сопгхт. •ц^ отдалась входящей в меня Силе аіЯлась ВОСПрИНИМаЛИСЬ тепеРь, как раскаты " У< ы1*«и,ась МуЗЫКа П°Х0Жая на звуки орга!?°Ма- повышался какой-то треск, j5<Sy ‘,іаР"Л СВЄТ- Предметы> наХОДЯЩИеся С неестественно ярко, но ЭТО были совет, К0МНате’ ^меты. Напротив висел большой ковер с „пГ.° ДРУ' ^"Ссных тонов. В такой же цветовой г"РЄ°бла^- J,„ весь интерьер. Я Обернулась и пазл и и,/ был <ЬКИЙ силуэт внизу. Перестав колотить в бубеГ^ МІ«сь разглядеть его получше. Силуэт все вреМя * П°' "Ы „ поля зрения, перемещаясь, то влево то „Г * ускадь- ** нСе же удалось его рассмотреть. Это был м! Потом М1,ек в красном колпаке, с каким обычно изопп'6"^^ Че' ; я нагнулась и спросила человечка: “Кто ГНо' \вуг'Г Он ничего не ответил и побежал Я в ак Тебя ;л0ВП)рила евой вопрос. Гном насупился и отв^Г* СГ0 Продолжая допрос, я осведомилась; “Из како **икак”. ч10 получила явно не верный ответ: “Из ле Г° ТЫ МИра?” на шилась и, схватив его с двух сторон руками СЯТ0Г0” Я Разо- лИЦе человечка отразился неподдельный уж'я7Т ТрЯСТи' На что он настолько сжался, что стал еще ме °’ похоже, жалко, и я разжала пальцы. Человечек не з^ М“Є °Тало его' развязки и быстро юркнул в щель за 1ии а°Тавил себя ждать Почти сразу же после этого я очнулась»Н°я' ст. Бубен валялся на полу, а я самя п обычн°й реально- шись на стену. Кассета, вставленная "°ЛуЛЄЖала> °блокотив- валялась посреди комнаты. Ее пленка В магнит°фон, “ Я **"■» «ним глазами mola „ РаЗМ°Тана “ —• ~ -ре. огВД, ™ьГ
Ш A M А НСК И E ПУТЕШЕСТВИЯ (второй курс обучения) j-дДВА X ^ ,трпи. ШАМАНЫ ока^вяшаемые ц[| Земле, вероятно (1 ЯН* V *Р*''И<’ "алииита- М|'°^и> Зі і «Г* „І"’""^Гмериола. часто передают !Zf "•>* ' „ суіпсетв, что служит да*11% X!представления о по^*\ 5>2>и мф» -да "омят" лк>д'и 0 cs<> . «ЄС1»' переоценивается через призм, „•> ечением времени. Заветы „ *?*■ Іввааись из поколения и „„ «> “"І»*•!, «кажались в результате субьеиги,, tSV^enwe ззяиз,. постепенно утрачивал,, ^ С»”1 "'“' о Как зто происходит можно „р» да..................... то» слова: первое христ„ £ U - "SS. с тем. что пол ним подразумеваем « имело мало еНИе древние мифы, сог ласно современно> Свое ЖЧ** р Ворона, получили в самом конце верхнегоПа фали11ИИ КЛ“ „езолита, после прихода к людям земли Не. леолита - н» Имсинос этого момента начинается ист0ри, шаманизма. Мифы становятся не просто сказками о былом,, рвениями, обладающими реальной магическои силой. Обычно, устно-поэтическое творчество разбивают на три большие группы: мифы, сказки и рассказы, хотя это деление подчас бывает весьма условным. Каждая группа имеет тематические разделы. К мифам относятся Вести, рассказывающис о строении Вселенной и зарождении жизни, и эпос, повествующий о деяниях Великих Шаманов и Великих Героев. Сказки могут быть тотемические (о животных) и бытовые. Рассказы, как правило, отражают события недавнего
повседневности. У разных народов эта «I несущественные „ рад* “•£»- ^"“Sep. сакральный нганасанские фЛ ‘"“' ’"Ь‘ ^ \)ЮрУмЭ (вести)' смта6ы (героичес^.ь.. ЛоГ) ,СТЬ всего понемногу. »гвождаюта сг™:ы7и У ",таиии в ка,естве аккомпанеменга.„Z ^1опи»УР' У ТуВИНЦСВ игил' У ХаКасов - ^пгхаи Сказитель повествует энергично, с жестикуляцией ? «Я* РаЗЛИЧНЫС ПРИШЫ Г°РЛ0В0Г0 ПЄНИЯ- скрепляя оответствуюшими рассказу действиями. Считается
В себя Хранителя Д ° ^^; ворят, что сяоао vu^^4 <*t et° ^е1"' ^mvtaNiH на eaV * «*н *> 4. ^^°V-C5'^ *e* l*o crvoK. Как Wn^N \ *e° * вселенских констант wJV •S^S>". -V ' ">-t$>*££ Oc*MUjJ,u н^ск0гинь>[14]' Логпом. убяЧ^ ceowM’ С *0<* *0»»'p ^ в ием *опна' ?$<^'.РЄМ*»“Г п;^>^згмля' В нЄ'іцаль»чаЯ Далее идет рассказ о заселении Среднего мира- А потом исполины айыы Решили жизнь основать В Срединном мире земном, Навсегда устроить его Немеркнущую судьбу. В жертву отданная до сих пор „„одних бездн - 'Ґ,iцИ1” и они <^°^семогУщие МЫ' ¥■ 0н>*ие'. **** жизнь НО воле Своей “■ мире земном > це) Ичґ м>с<Яить Н°на *** ЗЄМЯЄ ^и1гих,»*«РТг°рЯЧа' ^С асЫвОЮи*иХ Св0и СТ"’ - г 2 1‘ агпь пять племен Уранхаи-Саха[15] здьЯ^11 С,пкнущей судьбой, _ ^орьіХ >ш шее легко ПоворачиваетСЯ гМОва’ и І суставы легки, связки крепки, L дыхание - словно туман я чьих жилах - живая кровь! jaKycMp°umb жизнь на земле Приняли решение они. Окончание цикла вестей знаменуется постройкой храма на горе в центре Земли: На медном, возвышенном месте ее, На серебряной середине ее. Над которою никогда «в»беда-.,J и**1' „..пе земли. %6^^^ныйзной’ z&sszz №^ії*сязагривкеее' Но *и[К'н0 построй» оы.7 Со**«**енный пп&п'Ю золотой, ѫЫ* Тто сажен в длину этот дач рос&нУ е дневного пути ИараСТотоесюд>- кругом; Видимыи 0 рвался в него поток Чтобы «»b дарящего свет Девяносто белог0 солнца дня, Лучезарно ба1ьших прорублено в доме 3pZ^'«mopa'v "* Ппс,е ДОС описаний начинаетси, собственно, сам, о герои прошлого, о подвигах богатырей 1”Гаи«» "Ч”»' 0 ”^ШЄСТВИЯХ ШаМаН0В в ВеР*ннй* H«»rt икры и» т 6“ТВаХ ° вРаждебнь|ми а»». Ко» „„ „окспювани служит, как правило, установление»„ К» О * Г»Л на всей Земле. Мифологическое пространство, в красках рисуемое ска- зитеїем воспринимается слушателями как самая настоящая реальность, а разворачивающиеся сюжеты становятся своего рода дорогами в этой реальности. Очень длинное повести ванне, особое построение фраз и монотонность исполнения погружают слушателя в состояние гипнотического сна. Этот сон отличается от обыкновенного тем, что услышанное от сказителя сопровождается определенными видениями, отра- т
суть и характер повести^ в некоторых случаях Ни»- Иик, I " лаЖЄ "очУвствовать себ»°е " '“"леть С'10ВаЧн /2 С**зателЬ*Є° эго'' слУчаеяа,в ач«м дей— С1о*ет, «ифаТОгНЧеским вре я«ся cc>e 4VM^ <1ін»ет шаманскую функц„ю ене«и НасГ ^‘Ны* ><<■■ *-’)■ У»«ОТ°РЬ«групп эвёГ604"^ в?"4 а С ^в„«гь на сознание посре^*"*08. *<оДей*ИР *У*ов «» можно перевести „ М “"Фов „ Когорь,е ■>. и*» «шаманс™уЮи,ИЯв * <<ра^,саз’^п,ваіот ЩиІЇ Ппо
48 г- Рхнв ОИпТ™'»0* °*-«■ 03нание гТВс к сказаниям всегда OT. ^ *5достоверн°сти нельзя Усо %, X. в ЧЬС,ся нер^ьнь,ми- Чел°век р0 Ч 1. й *>*>.-. уста посвященного й з»*1'! и*-"! щаМаН Ljich особый склад Ми * % К* <му ФорМЛсихике в целом. Мифы откр>; <V" „ м»р. лосчупны» в и,ме„е„; <\ .суіЧЄС|Ю(Си /’"‘ «) С«»„В,» S"*s її»’»"* Іель поведения в этом мире, Рч ^"°^"у,°„«д^ст»Ую,иими І,око'"!"««»и. £ f>"°Sp»rt",C поелеД«в»й «гай ствть шаман,, >( Х Дух»»- Но прежде, им „ред - испытать стр,даі|< а»» '°’1іРе»"еі „а схема является общепринят,, • гое сохранилась шамане,,, смерть118 земного шар и сказИтели, и шаманы; и Те „ ^хУПЗПосвяшение про ой с0 стороны духов. Часто бы. дииия- ‘‘чаются П0ДД;няет роль шамана, а шаман -СКа. Др\цтоУказите^ в“"°бой сКазитель может действительно ^uSoM- ІІРНІІЯ представляет собой инициа- СТЗп1ая Ф&а,ЮС L как считается, насылают наче- 1» начинается внеаапно и «о™ ^ Л\'П1 Болезнь все.д пюбом случае, она тяжело ’^..оаьно Раа”ИЯ"»йВ Л”°лжаетс, долго, ИИ1Ш їГиосигс.»и»иииРУе“““ сопровождающем болезнь,» коиколет. в бреду, част оШЛую жизнь, пере- нес ч пмоВЬ переживает CBU К. вая в нее свою свяшаемыи внов ^ мертвых, сбрасыв _..яет мистическую реку V мИ Какие именно ду прошлую жизнь, и встречается х факторов. Это могут „рму,, «обые духи, напри- быть предки, тотемически мер, железная птица.
Якутские легенды, собранные Г.В. Ксенофонтовым, описывают шаманскую Птицу-духа как Мать-Хищную Птицу величиной с дом, с головой орла и торчащими острыми, как ножи, металлическими перьями. Она обитает на Мировом Древе и высиживает яйца, в которых заключены души будущих шаманов. После экстатического рождения нового шамала, она отдает его на воспитание старой шаманке (для шаманов Нижнего мира Ала Буурай, а для шаманов Верхнего мира Айы Умсур). Старая шаманка дает инициируе- „ему иіаману roaoav JX «“* Тод"’ *ч?- X гі-^ц^0'', стор°,,ы в г?.*^ £ * ''»• *'" *Тъ'*лй *""' к^ч *. * ^ 1^“ гол0Вї и к' '«■->»»:. > 2* ‘V ^Vй0' ^««м ’^г “• £с* „етьв^ик растении и жив^ ** ’tU^* пои обрел способность^ 1. л**» 6^,<% цТ° -а таким образом тело ^ мистические предм^. <+ «^1ф* с^оП Гения из мертвых. V^v fl 1еН^'е л восКРеиіа'.ения тело инілтщ,. пГо н°св Сколько дней в уединен. <1с<^ес>ния не^ саркофаге.^ \+*<ые* ^ ^ \ или в НОД^ хэдини, ЧТО перевд. 90 S"a в пе^е, ацгМаН1< рое3 него обращенный ***< ПР0ЙДЯ Ч:,е песни, сюжет «по. *** В>^%е Pta>> W собс^еНН1е миры- Ангмат ни- У® <*<<oTKt «о сла^ьгТВУ,я% ® И" ппение деревянной ^с* V °Рго ^ Lb ^ пенные испытан™. ^ V «а *л& С° ВЬННЄНРМВЄД.шаМан, а ииота р^00 оре^аея aBuiero в нреД°к чИт одно щ- rtiuHu; %а, нас' 3VvieBae пр0тивор она сташ fctf#* о1 вей п°др прочем, вп0слеДсТВ npVroftта- ctaP^injt)Ka чаСто, и яиіении- е чеГо
. /Т|ЗП
рис. 64. Якутский шаман-олонхосут (исполнитель эпоса «Олонхо») Сергей Афанасьевич Зверев (род. в 1891 г.) на камлании в земляной избушке. На рукавах костюма хорошо видны пришитые металлические пластины в виде костей, являющиеся символом экстатического посвящения. Фото Р.Г. Бабича, 1970 г. Архив ОИП «Мезосознание а». не заканчивается. Скорее, это только начало. Молодой шаман еще годы может вести обыкновенную жизнь без проведения камланий. Чаще всего, в этот период он поступает в ученики к шаману-наставнику и именуется «младшим шаманом». Постепенно, в течение всей своей жизни, он поднимается вверх по иерархической лестнице, получая более глубокие экстатические и обрядово-символические ,к*-'в*иІенИЯ ИЛ,< Грн- 8к-"о л rf1*HZ4eHHK- изготавливающий ^кииий.сказит.ль. KaHiQV ^ <\ <£ „ММЄК.ЖНЙ» место в ИНом WJ* і >>*Сик> 11рстіев первь* SIN ^•о^0,инй «";„-к,п согласно собственной на Hccy«Jb.naer главный;^V Ученичества может длиться п*°\ Й3> "С- «*например’у ненцев- пос;'°> ^ннкамн шаман сам0сТ(*!> 'P4lH“' X учеников- но навсегда останется уГХ Віто»заключается шаманская прІ Х, В Р«е случаев, например у тувин,1еВ у> не реальный человек, а дух, ** Растения существуют и в вопросе „0 в> ^;„ “горых народов ритуально обставленное п0с8> кпюшее за экстатическим (внутренний, от Дп> " 1w«o< бмее опытным шаманом, является обязав" С* «онттьг), другие считают что достаточно „ Са^* (орочи, чукчи, ительмены). ^«кк, Шаманский фольклор ежегодно пополняется новым торнячи о путешествиях за границы материального ИИ° хоплалеко не всяким рассказом можно пополнить ^ вишнииу вековой мудрости. Слушая, читая и изучая человек может не только почувствовать истоки v МИ(^Ы- глубину тысячелетий, но и прикоснуться к велиТс>ЯгИЄВ бытия - познанию самого себя. аине Созериание скелета (самопосвящение) 80 «реч* самопосвящения сп эскимосских шаманов "Роченное вызывание п Посвяи<е»ие ~ это целена- «""9*%* шшциащ Гнием НПЯ СМерти без "Редш<- Шани и, «„сто, бе) наставник ПОЛН^.— г------------------- — —мавите ВСЄ МЫСЛИ, лягте на „к и закройте глаза. Некоторое время просто ощущав і не Де^я. Тишина должна быть абсолютной, а нИ топя - максимально удобным. .,иИС Tv»j»a 1. Визуализируйте рекУ с очень быстрым течением. Берего- 1Й ландшафт должен серым и Унылым, чтобы внимание 'ило сосредоточено только на реке. ПУсть течение само ° сет вас В неизвестность. Вскоре, покажется каменный грот, река входит в него, и вы следуете за ней, оказавшись в тускло Євешенном тоннеле с шершавыми стенами. Плывите вдоль °;н пока волна не выбросит вас на каменный пол небольшой'пешеры. Помните, что вы пришли сюда, чтобы уметь До этого здесь принимали экстатическую смерть многие поколения шаманов; теперь попали сюда и вы. Осмотритесь по сторонам, и вы Увидите их тела, скованные панцирем ледяных саркофагов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|