Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Инкарнация в России. 5 страница




Теперь вы видите все это. — На Востоке возник народ Христа; он имеет в себе продолжающееся действие Импульса Христа. Для восточного человека само собой разумеется, что пока он живет, в его душу постоянно что-то вливается, и это есть Импульс Христа. Для народа церкви в странах, лежащих посередине, это ощущение притупилось или парализовалось перемещением Импульса Христа на начало нашего летоисчисления, а позднее — присоединением к нему декретирования, государственного декретирования и распространения христианства согласно традиции и принципам. На Западе, в системе лож Импульс Христа вообще проблематичен, проблематичен прежде всего; здесь он был ослаблен еще больше. А из форм представления, которые действительно восходят к этому идущему от кельтов, являющемуся последним остатком кельтского начала, импульсу лож, развилось то, что в Просвещении называют деизмом. Чрезвычайно интересно проследить, сколь велико различие между тем, как держится по отношению к Импульсу Христа кто-нибудь, кто принадлежит к среднеевропейскому народу церкви, и тот, кто принадлежит к Британской империи. Но только прошу вас не относить это к отдельному человеку, ибо церковный импульс, конечно, распространялся и на Англию. Эти вещи необходимо принимать такими, какими они являются в своей истине: необходимо иметь в виду тех людей, которые связаны с тем, что я описывал сейчас как импульс лож, но что вошло также и в государственную жизнь на всем Западе. Отсюда развилось иное отношение к Христу.

Вы можете спросить, как относится к Христу тот, кто принадлежит к народу Христа? — Он знает: правильно переживая себя в душе, я нахожу Импульс Христа, ибо он всегда здесь, внутри, он непрерывно действует внутри. — Тот, кто принадлежит к народу церкви, скажет примерно, как Августин, который в свои зрелые годы на вопрос, «как я обретаю Христа», отвечал: «так, как мне преподает Христа церковь; церковь говорит мне, кто есть Христос; у церкви я могу этому поучаться, ибо посредством своей традиции церковь сохранила то, что говорилось вначале о Христе». — Тот же, кто принадлежит к народу лож, — а это действительно говорят те, кто принадлежит к народу лож, — спрашивает о Христе совершенно иначе — не как народ церкви, не как народ Христа; они говорят: «Мировая история гласит, что был когда-то Христос. Разумно ли, допустимо ли существование Христа? Как оправдываем себя в глазах разума влияние Христа на мировую историю?» — По сути, это христология эпохи Просвещения, того Просвещения, которое требует от Христа, чтобы он оправдывал себя в глазах разума.

Чтобы понять, о чем идет речь, надо отдавать себе отчет в том, что к Богу можно прийти во всякое время, не имея Импульса Христа. Надо только, чтобы что-нибудь было не в порядке (ведь атеист — это человек, который даже физически несет в себе что-то больное), но прийти к Богу можно на пути спекуляции, на пути мистики и чего угодно еще, прийти к допущению существования в мире Бога. А ведь это основное в деизме, вере эпохи Просвещения. К ней, к вере эпохи Просвещения в то, что Бог есть, ведет прямой путь.

Однако у тех, кто вырос в народе лож, дело заключается в том, чтобы наряду с общим Богом допустить и существование Христа. Здесь можно взять разных характерных в этом отношении лиц. Я возьму Герберта Чербери, умершего в 1648 году, как раз в году Вестфальского мира. Он попытался прийти на разумных основаниях к Импульсу Христа. Тот, кто, например, истинно принадлежит к русскому народу, не может и помыслить о том, чтобы разумно обосновывать Импульс Христа. Для него это приблизительно то же самое, как если бы от него потребовали разумно обосновать наличие головы на плечах. Голова существует, так же существует и Импульс Христа. Но сколь отличается от этого то, чего требуют такие люди, как Чербери, когда спрашивают: «разумно ли наряду с Богом, к которому приводит просвещенное размышление, допускать еще и Христа?» — Чтобы увидеть, что все это оправданно, надо только на разумный лад изучать людей.

Вы можете сказать, что ведь так поступает, конечно, не всякий, кто принадлежит к этому народу лож. — Разумеется, это делает не всякий. В ясных понятиях это делают философы; однако в своих инстинктах, в своих ощущениях, в подсознательных заключениях это делают все, кто каким-либо образом связан с импульсом народа лож. Человек, о котором я здесь говорю, сначала сказал себе: рассмотрим все отдельные религии, то общее, что они имеют между собой. — Вообще это такая уловка Просвещения. Поскольку сам человек хочет подойти не к духовному, — по крайней мере, поскольку это касается Импульса Христа, — а лишь к абстрактному богу деизма, он спрашивает: естественно ли для человека искать то или иное? — Чербери, который много путешествовал, старался прежде всего получить сведения о том, что общего имеют между собой различные религии. Он нашел в них весьма много общего. И тогда он попытался обобщить найденное им общее всех религий в пяти положениях. На эти пять положений мы должны обратить особое внимание, ибо это поистине важно.

Первое положение: Бог есть. — Поскольку различные народы самых различных религий инстинктивно приходят к признанию Бога, он находит, что в природе вещей будет допустить, что Бог есть.

Второе: Бог требует почитания. — Это опять-таки общая черта религий.

Третье: это почитание должно выражаться в добродетели и благочестии.

Четвертое: грехи требуют покаяния и искупления.

Пятое: в потустороннем мире существует воздающая и карающая справедливость.

Вы видите, здесь нет ничего от какого-либо Импульса Христа. Но в то же время в этих пяти положениях заключено все то, чего достигаешь, строя только на том, на чем хотели строить, исходя из религиозного импульса, импульса лож. Философски эта форма воззрения развивалась в эпоху Просвещения и дальше. У Гоббса, Локка, у других мы видим, что они все снова предпринимали попытки сказать: «Да, но существует предание об Иисусе Христе. Разумно ли допускать такого Иисуса Христа?» — И, в конце концов, они действительно соблаговолили сказать: «Если учесть то, что стоит в Евангелиях, что там сообщается о Христе Иисусе, то это совпадает с тем, что в качестве главных положений имеют, в сущности, все религии. Отсюда возникает впечатление, как если бы Христос хотел именно обобщить то, что имеют сообща все религии, как если бы это была исполненная Богом, — это можно более или менее себе представить, — личность, которая учила наилучшему из всех религий». — В итоге это нашли разумным. А отдельные люди, например, Тиндаль (он жил с 1657 по 1733 год), — он написал книгу «Христианство столь же древнее, как сотворенный мир». Эта книга «Христианство столь же древнее, как сотворенный мир» в известном смысле очень важна для знакомства с сущностью Просвещения, позже опошленной вольтерьянством и так далее. Тиндалю было важно показать, что, в сущности, все люди, лучшие люди всегда были христианами, что Христос лишь обобщил лучшее из всех религий.

Вы видите, Христос здесь низводится до уровня Учителя. Христос становится Учителем — назовете ли вы его Мессией, или Наставником, или кем еще, но он становится Учителем. Христос становится Учителем! Здесь дело не столько в факте существования самого Христа, сколько в том, что он стоит и учит некоторому религиозному содержанию, самому ценному, общему из содержания религий всего человечества. Разумеется, то, что здесь было мною показано, может приобретать различнейшие нюансы, но основная окраска остается, -Христос есть Учитель.

И теперь, если мы возьмем характерные типы, — которые затем, конечно, различнейшим образом нюансируются, — народа Христа, народа церкви и народа лож, если мы при этом будем искать реальное позади зачастую очень и очень мнимого, то применительно к народу

Христа мы сможем сказать: Христос — это Дух и, следовательно, не имеет ничего общего с какими-либо учреждениями на физическом плане. Это было только мистерией — то, что он некогда находился в человеческом облике. — Применительно к народу церкви: Христос — это Царь (der König). И это может быть более или менее нюансировано, — то, что Христос есть Царь. — Правда, это продолжает жить также и в народе лож, но развиваясь дальше, оно нечто вырабатывает из себя: Христос — это Учитель.

Видите ли, нужно иметь в виду всю эту нюансировку, проходящую через европейское сознание, ибо эта нюансировка живет очень-очень глубоко, и не только в отдельном человеке, но вообще живет очень глубоко в том, что в пятом послеатлантическом периоде в Европе развилось в душевном отношении, а также и во многом, что развилось в социальном отношении. Таковы наиглавнейшие нюансы Христова Импульса. Можно было бы еще много говорить об этих вещах, но по краткости времени я могу дать вам сегодня только набросок.

Итак, глядя на вчерашние три формы эволюции человечества, мы можем сказать, во-нервых: человечество в целом развивается так, что ныне оно живет в душе ощущающей, в возрасте 28-21 года. Каждый человек в отдельности, как индивидуум, развивается так, что ныне, в пятом послеатлантическом периоде человечество выявляет душу сознательную. А далее есть еще в пределах народных душ третья эволюция, о которой я говорил вам вчера. Только что описанные вещи развиваются именно в связи с народными душами. Вы имеете, с одной стороны, исторические факты, которые все-таки действуют, а с другой стороны, — народные души с их религиозными нюансами. Этим взаимодействием достигается то, что народ Христа развивается с импульсом «Христос есть Дух», народ церкви — с импульсом «Христос есть Царь», народ лож — с импульсом «Христос есть Учитель». Это третья эволюция.

Но в реальном внешнем развитии одно постоянно внедряется в другое. И это естественно, что в реальности одно действует в другом, сквозь другое; одно постоянно внедряется в другое. Ведь, если вы теперь спросите меня, например, кто же принадлежит народу лож, кто принадлежит этому просветительскому деизму, — то ведь странным образом оказывается, что чистейший представитель этого просветительского деизма — это в Берлине Гарнак! Он являет собой гораздо более чистый тип, нежели кто-либо, живущий по ту сторону Ла-Манша. Так все перемешивается в современной жизни. Однако, если хочешь понимать вещи, если хочешь следить за их происхождением, то уже не сможешь оставаться на поверхности явлений, но должен будешь понять, что все это связано друг с другом так, что третий эволюционный поток, сочетающийся с народным элементом, включается в то, что я вам теперь здесь описал. Однако всегда, — поскольку имеются и другие эволюционные потоки, — всегда существует реакция, душа сознательная накладывается на этот народный поток. И это происходит в самых разных местах. Натиск ведется, я бы сказал, из того или иного центра. И подобным натиском является и гетеанизм, который, собственно говоря, не имеет ничего общего ни с чем из описанного мною ныне, и все-таки имеет весьма много общего со всем этим, в зависимости от того, с какой стороны посмотреть. Ибо в качестве параллели к потоку, который я описал как поток Артура, рано развивается поток Грааля; поток Грааля — прямая противоположность потока Артура. Поток Грааля развивается таким образом, что тот, кто хочет побывать в замке Грааля, должен идти нехожеными путями в шестьдесят миль длиной; что храм полностью скрыт; что, не спрашивая, там вообще ничего не узнаешь. Короче, весь этот поток Грааля есть установление связи между самой интимной жизнью человеческой души, где пробуждается душа сознательная, и спиритуальными мирами. Это, смею сказать, есть стремление направлять искусственным образом чувственно воспринимаемый мир к спиритуальному миру, инстинктивно преследуемое в народе Христа.

 
 

Поэтому, если мы на рисунке проследим это примечательное взаимопроникновение европейских религиозных импульсов, то мы можем сказать следующее. — Мы имеем один импульс, тот, который инстинктивно, сегодня еще зачаточно и в неразвитом виде живет в народе Христа [на рисунке красный цвет]. Тогда тамошние умы, если они, как Соловьев, делаются философами, приходят к тому, чтобы принимать этот Импульс Христа как что-то само собой разумеющееся.

Средняя Европа своими этнографическими, своими этническими условиями не приспособлена принимать эти вещи таким образом; здесь это должно делаться искусственно. Здесь это происходит так, что в потоке Грааля на Европу действует то, что, я бы сказал, наподобие завихрения [на рисунке красный цвет внизу] действует качестве потока Грааля. Оно излучается на всю Европу, но оно должно быть именно потоком Грааля, а потому оно и не ограничено каким-либо народом. В этом настроении Грааля, хотя и в самых глубоких (untersten) силах своего сознания, весьма сильно жил Гете. Поищите у него это настроение Грааля; вы найдете его повсюду. Здесь он в определенном отношении не изолирован; благодаря этому он примыкает к предшествующему. С Лютером, с немецкой мистикой, со всем предшествующим он не имеет ничего общего. На него это влияет более или менее так, что формирует его (ihn bildet), делает его (Гете) светским человеком. То, что приводит его к различению трех ступеней — ступени народной религии; ступени религии мудрых, которая отдельного человека ведет во второй покой; ступени интимнейшей религии, которая только в третьем покое интимно вещает душе и содержит мистерии Смерти и Воскресения, — то, что его этим способом приводит к возведению, — не к иезуитскому низведению вниз (высшего), а к возведению, — религиозности, действующей в чувственном мире, в спиритуальные выси, это есть настроение Грааля. И как бы парадоксально, особенно сегодня, это ни звучало, настроение Грааля заключено в русскости (im Russizismus), настроение Грааля всецело живет в русскости. И на этом заключенном в русскости непобедимом настроении Грааля покоится именно то будущее русского элемента (Russentums) в шестом послеатлантическом периоде, о котором мне столь часто приходилось говорить.

Это то, что нужно принимать во внимание, рассматривая одну сторону. А если мы примем во внимание другую сторону, то мы будем иметь там все то, что не воспринимает Импульс Христа так, как на Востоке, словно вторжение (Invasion), не воспринимает его и как что-то, продолжающее жить благодаря традиции и Писанию, а принимает его как что-то разумное. Это то, что обнаруживает свое продолжение в области лож и особенно всех их разветвлений. Я это отмечу другим цветом [на рисунке зеленый]. Это то, что на Западе политизируется, что является самым внешним побегом от артурова корня, того, что было воплощено в короле Артуре. И подобно тому, как у русских Импульс Христа продолжается в настроении Грааля (im Gralstum) и, я бы сказал, струит лучи во всех добрых целеустремленных людей на Западе, так и то, другое [от течения лож] продолжается и вливается во всех людей в народе церкви и получает окраску иезуитизма. Хотя, как сказано, иезуитизм — это его смертельный враг, но дело не в этом; что-либо может быть смертельным врагом именно того, что представляет его же образ мышления. Так бывало, это исторический факт, что высокого ранга иезуиты бывали связаны с обладателями высоких степеней в ложах; но бывает и так, что те и другие, даже у различных народов, вырастают из одного и того же корня, хотя одно развивается в направлении папства, а другое — к свободе, разуму, просвещению. Вот вам один из образов того, что я могу назвать проявлением эволюции души сознательной. Ибо когда я ранее описывал вам три ступени в направлении от Востока на Запад, то это основывалось на народном, на этническом элементе. Но то, что, действуя одно в другом, принимая такие формы, что на Западе становится Просвещением, — это вызывается тем, что эволюционный поток души сознательной живет в единичном человеке, живет в индивидууме.

Но затем мы имеем третий поток. Это тот, которой свойствен всему человечеству, благодаря которому все человечество находится в определенном возрасте своего развития, становясь все моложе и моложе, и теперь находится в возрасте души ощущающей, с 28 по 21 год. Это проходит через все человечество. Описывая первый поток, этнический, где возникают народные религии, — религия Христа, религия церкви, религия лож, — мы стоим на точке зрения народного развития, которое я обыкновенно подразделяю так: итальянские народы — душа ощущающая, французские — душа рассудка, или характера, и так далее. Описывая то, что в качестве души сознательной развивается в каждом отдельном человеке с пятой послеатлантической эпохи, мы имеем преимущественно то, что вливается в религиозную жизнь этим путем. Но отсюда исходит также и взаимодействие с другим, с тем, что является эволюцией, совершающейся во всех людях, - эволюцией души ощущающей, протекающей параллельно и намного бессознательней, чем эволюция души сознательной.

Если вы изучите, каким образом такой человек, как Гете, хотя и благодаря подсознательным импульсам, однако все-таки весьма сознательно дает религиозное направление своей жизни, то вы придете к проявлению души сознательной. Однако наряду с ней в современном человечестве правит другой элемент, действующий во всем этом современном человечестве весьма сильно в инстинктах, в подсознательных импульсах, но тесно связанный с развитием души ощущающей, и это то, что можно назвать развитием в сторону социализма, которое ныне находится у своего начала и которое получит свое завершение, как я излагал, некоторым образом извне (von der Seite). Конечно, как я уже говорил, побуждения будут постоянно поступать со стороны души сознательной; однако то, что социализм составляет миссию пятой послеатлантической эпохи и к четвертому тысячелетию достигнет своего осуществления, — это проистекает для всего человечества из того, что оно живет в возрасте души ощущающей с 28 по 21 год. Это заложено здесь внутри. Социализм — это не что-нибудь, составляющее какое-либо партийное направление, хотя среди социальных объединений много партий, но то партии в пределах социального потока. Социализм — это не дело партий, социализм — то, что постепенно с необходимостью разовьется в человечестве в пятом послеатлантическом периоде. Так что когда этот пятый послеатлантический период завершится, у людей в основном, поскольку имеется в виду цивилизованный мир, будут налицо социалистические инстинкты (die Instinkte für den Sozialismus).

Вы можете себе представить, как все, что я вам сказал, взаимодействует в этом пятом послеатлантическом периоде. Здесь взаимодействуют все вещи, которые я описал. Но здесь действует также еще и то, что в своей существенной части находится в подсознательных глубинах, — тенденция к обретению ко времени четвертого тысячелетия правильного социалистического устройства всего земного мира. С более глубокой точки зрения, поистине не приходится удивляться, что социализм пускает всевозможные пузыри, которые могут оказываться и весьма скверными, если не забывать, что его импульсы поступают из глубин подсознания, если не забывать, что все это кипит и клокочет и как еще далек настоящий момент от той эпохи, когда все это войдет в свое надлежащее русло. Однако оно будоражит, причем сегодня даже не столько души, сколько человеческую натуру, человеческие темпераменты прежде всего. И для всего этого, того, что будоражаще действует в человеческих темпераментах, подыскивают теории. Эти теории, — если только они, как это мы имеем в духовной науке, не являются выражением того, что наличествует в глубинах действительности, — эти теории, бакунизм, марксизм, лассальянство, все одинаковы, это все маски, обрамления, все те вещи, которые человек поверхностно набрасывает на действительность. Действительность же видна, только если заглядываешь в развитие человечества так глубоко, как мы пытаемся это сделать этими рассмотрениями.

И то, что ныне происходит внешне, — это ведь тоже беспорядочные приготовления к тому, что в конце концов во всех подкарауливает, — и тут действительно можно сказать — не в душах, а именно темпераментах. Они все социалистичны. Вы часто даже не знаете, сколь сильно вы социалистичны, потому что это караулит в темпераменте, всецело в подсознании. Однако только зная нечто в этом роде, можно выйти за пределы того туманного, смехотворного искания самопознания, которое заглядывает внутрь человеческой души и находит там... я не хочу описывать, что за бессущностное caput mortuum*, что за абстракцию там находят. Человек сложное существо. Его понимаешь, только когда знаешь целый мир. Вот что при этом должно учитываться.

* caput mortuum — бренные остатки (лат).

Посмотрите с этой точки зрения на мир, на человечество, на то, как оно развивалось в пятом послеатлантическом периоде. Скажите себе теперь сами: мы имеем на Востоке народ Христа с самым существенным его Импульсом: «Христос есть Дух». — В природе этого народа живет, что то, что лишь в качестве предвестия может совершаться посредством другого европейского образования, посредством русскости приходит в мир с инстинктивной, элементарной силой, с исторической необходимостью. На русский народ как на народ возложена миссия развивать культуру Грааля (das Gralwesen) как религиозную систему к шестому послеатлантическому периоду так, чтобы она могла стать культурным ферментом всей Земли. Ничего удивительного, если этот импульс пересекается с другими существующими импульсами, так что другие импульсы приобретают своеобразные формы. Какие это другие импульсы? — Христос есть Царь, Христос есть Учитель. — Так вот, до «Христа — Учителя» едва ли возможно дойти, ибо русская душа, как я уже сказал, не понимает, что это должно значить, что христианству можно учить, что его не переживают как то, что находится в твоей собственной душе. Однако «Христос есть Царь»...русское существо все-таки срослось с этим «Христос есть Царь». И тут мы видим столкновение того, что когда-либо менее всего уживалось в мире друг с другом, — столкновение с царизмом, восточной карикатурой на принцип, вводящий отношения земного господства в область религии. «Христос есть Царь», а царь — его заместитель, — вот это соединение выражающегося в царизме западного начала с тем, что с ним не имеет ничего общего, с тем, что благодаря русской народной душе живет в русском сердце.

Во внешней физической действительности характерным является именно то, что вещи, которые внутренне часто имеют меньше всего общего между собой, должны внешне притираться друг к другу. Крайне чужды друг другу с давних пор были царизм и русское начало. Они не принадлежали друг другу. Тот, кто понимает русскую натуру, особенно в религиозном отношении, всегда должен будет считать чем-то самим собой разумеющимся установку на исключение царизма в действительно нужный момент. Но подумайте о том, что это «Христос есть Дух» есть самое внутреннее, что связано с благороднейшей культурой души сознательной, и что теперь, когда социализм будоражит (человека), сталкивается с тем, что живет в душе ощущающей, как я это изобразил. Ничего удивительного, что распространение социализма в этой восточной части Европы принимает формы, вообще непостижимые, — неорганическое взаимопроникновение культуры души сознательной и культуры души ощущающей.

Многое из происходящего во внешней действительности будет ясным и понятным для вас, если вы будете иметь в виду эти внутренние взаимосвязи.

...Нынешние социалисты не имеют еще никакого понятия о том, что необходимым образом связано, должно быть связано с истинным, получающим определенное завершение лишь в четвертом тысячелетии социализмом, если только он будет правильно проходить свое развитие. Здесь речь идет прежде всего о том, чтобы этот социализм развивался в связи с правильным чувством в отношении всего человека, телесного, душевного, духовного человека. Нюансы будут внесены уже отдельными этническими религиозными импульсами, которые внесут свой вклад тем, что человек будет пониматься согласно его троякому членению на тело, душу и дух. Восток с его русским элементом позаботится о том, чтобы был понят дух. Запад позаботится о том, чтобы было понято тело. Середина позаботится о том, чтобы была понята душа. Но все это, конечно, пронизывает друг друга. Это не следует схематизировать и распределять по категориям; вступая во все это, должен развиваться действительный принцип, действительный импульс социализма.

Что такое этот социализм? Действительный импульс социализма состоит главным образом в том, чтобы, как я это недавно описывал, действительно привести людей к осуществлению во внешней социальной структуре братства в самом широком смысле этого слова. Настоящее братство не имеет ничего общего с равенством, разумеется...

 

Из лекции 26 декабря 1916 г. в Дорнахе. GА 173 — Понятие «христианские народы» не отвечает действительности.

...Христос умер за всех людей, но как человек, и за людей, а не за каких-либо иных существ. Поэтому можно говорить о христианине, о христианском образе мыслей отдельного человека, но говорить, например, о христианском народе — полный абсурд. За этим

нет реальности. Христос умер не за народы, и народы не являются теми индивидуальностями, которые имеют отношение к этому Христианином может быть отдельный человек, связанный с сущностью Мистерии Голгофы, но нельзя говорить о христианском народе. То, что как подлинная душа лежит в основе народа, принадлежит планам, на которых Мистерия Голгофы не совершалась. То, что происходит между народами, никогда не может быть истолковано или комментировано в христианском смысле. Я обращаю внимание на эти вещи только потому, что необходимо, чтобы как раз вы, мои милые друзья, понимали, сколь необходимо сегодня следить за тщательным разграничением понятий.

 

 

V.

Проблема двойника.

Из лекции 16 ноября 1917 г. в Санкт-Галлене. GA 178 — Понятие о двойнике. Географическая медицина.

Русские в их отношении к собственной земле и к двойнику.

...Мы, люди, подразделяемся на тело, душу и дух, — однако этим наше существо далеко не исчерпывается. Наше тело, наша душа и наш дух — это то, что живет в нашем сознании; но это еще не все, что имеет отношение к нашему бытию. Никоим образом, мои дорогие друзья! То, о чем я сейчас говорю, стоит в связи с некоторыми тайнами человеческого становления, человеческой природы, которые должны становиться все более известными в наше время.

Когда человек через рождение вступает в земное бытие, то благодаря тому, что у него есть собственное физическое тело, он не только имеет возможность дать бытие своей душе, — я прошу вас хорошенько это заметить, — но это физическое тело... — ведь человек его совсем не знает. Что за вещи происходят в физическом теле, об этом человек ничего не знает! Ведь он лишь постепенно знакомится, и к тому же еще весьма несуразным образом, через анатомию, физиологию, с тем, что в этом теле происходит.

Если бы с едой приходилось ждать, пока не будет постигнут процесс питания, то не нужно было бы даже говорить, что людям пришлось бы умирать с голоду; ибо совершенно немыслимо, чтобы что-либо было известно о том, что органам приходится совершать, чтобы приготовить питание для организма! Следовательно, человек довольно глубоко включается в этот мир посредством организма, которым он облекается, но он не спускается [всей] своей душой в этот организм. Но зато существует возможность того, что незадолго до того, как мы родимся, — не очень задолго до того, как мы родимся, — наряду с нашей душой нашим телом, подсознательной частью нашего тела, завладевает еще другое духовное существо. Так оно и происходит: за короткое время до того, как мы родимся, нас пронизывает другое, — сегодня, согласно нашей терминологии, мы бы сказали аргшаническое, духовное существо. Оно находится в нас так же, как и наша собственная душа. Эти существа, которые ведут свою жизнь именно благодаря тому, что используют самих людей, чтобы иметь возможность пребывать в той сфере, где они желают пребывать, — эти существа обладают необычайно высоким интеллектом и совершенно замечательно развитой волей, но души, — того, что называют человеческой душой, — они совершенно не имеют. И мы проходим по жизни, мои дорогие друзья, таким вот образом, что имеем свою душу и такого двойника, который много смышленее, много-много смышленее, чем мы; который очень умен, но обладает мефистофельским умом, ари-маническим умом и к тому же еще ариманической волей, очень сильной волей, волей, которая стоит гораздо ближе к силам природы, чем наша человеческая воля, регулируемая душой.

В XIX веке естествознание открыло, что нервная система пронизана электрическими силами. Оно было право, это естествознание. Но когда оно считает, когда естествоиспытатели считают, что нервная сила, принадлежащая нам, составляющая основу жизни наших представлений, имеет какое-то отношение к электрическим токам, которые проходят через наши нервы, они уже ошибаются. Ибо электрические токи — это те силы, которые привносятся в наше существо тем существом, которое я только что обрисовал, они отнюдь не принадлежат к нашему существу; мы несем в себе также и электрические токи, но они чисто ариманической природы.

Эти существа с высоким интеллектом, но с чисто мефистофельским интеллектом, и с волей, более родственной природе, чем это можно сказать о человеческой воле, — они когда-то по своей собственной воле решили, что не желают жить в том мире, который был предназначен для их жизни исполненными мудрости божествами высших Иерархий. Они захотели завладеть Землей, но они нуждались в телах, ибо собственных тел у них нет; они используют насколько только возможно человеческие тела, так как душа не может целиком заполнить человеческое тело.

Следовательно, при том, как развивается человеческое тело, в определенный момент перед рождением человека, эти существа могут проникнуть в это человеческое тело, и они сопровождают нас под порогом нашего сознания. Они абсолютно не могут перенести лишь одного в человеческой жизни, а именно: они не могут перенести смерти.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных