Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Повиновение, или послушание, царю и поставленным от него властям или начальствам




Что повиноваться власти должно — надобно ли это доказывать? Где есть общество человечес­кое, там необходимо есть власть, соединяющая людей в состав общества; ибо без власти можно вообразить только неустроенное множество людей, а не общест­во. Но власть действует в обществе и сохраняет его посредством повиновения. Значит, повиновение не­обходимо соединено с самим существованием обще­ства. Кто стал бы колебать или ослаблять повинове­ние, тот колебал бы или ослаблял самое основание общества.

Повиновению власти поучимся из слова Божия. Апостол Петр внушает христианам: повинитеся всякому человечу созданию (то есть всякому от Бога устроенному над человеками начальству) Господа ради, аще царю, яко преобладающу, аще ли князем, яко от него посланным, в отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем (1 Петр., 2,13,14).

Какое удовлетворительное учение! Повинуясь царю и поставленному от него начальству, вы несо­мненно угождаете царю; и в то же время, повинуясь им Господа ради, вы чрез то благоугождаете Самому Господу.

Заметим, что апостол не довольствуется тем, чтоб учить повиноваться как-нибудь; но учит пови­новаться с определенным побуждением, именно — Господа ради. Здесь является предположение, что апостол имел в виду и другие роды повиновения, то есть по иным побуждениям, как-то: повиновение из личных интересов, повиновение ради общества, ради начальства... но апостол своим ученикам заповедует и внушает именно повиновение Господа ради.

Размыслим об этом.

Кто повинуется из страха наказания за непови­новение, тот повинуется ради себя, то есть чтоб охра­нить себя от неприятности наказания. Есть люди, для которых надобно и сие побуждение к повиновению; но кто захочет похвалиться, что он для себя избрал именно этот род повиновения?

Кто повинуется для достижения выгоды, награды, почести, тот также ради себя повинуется. Власть по­ступает прозорливо и благодетельно, когда употреб­ляет поощрения к повиновению; но поощрения, по су­ществу своему, могут иметь место лишь в некоторых случаях, а не могут основать и обеспечить повинове­ния всеобщего: дела повиновения наиболее общие и притом необходимые для общества, как, например, вношение податей, наименее способны к тому, чтоб соединить с ними какое-либо воздаяние или почесть,

Ум любомудрствующий похвалит так называе­мое повиновение ради общества и вместе — ради себя по следующим соображениям. Благосостояние и до­вольство человека не может быть устроено и сохране­но иначе, как посредством общества, именно: общест­во доставляет человеку безопасность личную, обра­зование способностей, случаи к употреблению их, способы к разным приобретениям и стяжаниям и опять — безопасность приобретенного. А как для со­хранения общества необходимо повиновение, то каж­дый член общества и должен повиноваться, как ради общества — из благодарности к нему за получаемые от него каждым блага, так опять и ради себя же, чтоб, сохраняя повиновением общество, сохранять для се­бя то, чем он от общества пользуется. Умозрение сие справедливо. Но много ли в обществе людей, способ­ных учреждать свое повиновение по идеям и умозре­ниям? Когда смотрим на опыты, как в наше время на подобных умозрениях хотят основать повиновение некоторые народы и государства и как там ничто не стоит твердо — зыблются и престолы и алтари, стано­вятся, по выражению пророка, людие аки жрец и раб аки господин (Ис. 24, 2), бразды правления рвутся, мятежи роятся, пороки бесстыдствуют, преступле­ния ругаются над законом; нет ни единодушия, ни взаимной доверенности, ни безопасности, каждый наступающий день угрожает; то, при виде всего этого, невольно побуждаемся заключить: видно, не на чело­веческих умозрениях основывать должно государст­венное, благоустройство.

Есть еще повиновение ради общества и ради на­чальства — не столько по умозрению, сколько по чувству сердца, то есть по любви к государю и отече­ству. Счастлив народ, одушевляемый такою любовию. Это жизненная теплота в организме государст­ва, самодвижное направление к общественному единству, крылатая колесница власти, свободная по­корность, покорная свобода. Нам, россиянам, от ма­тернего млека напоенным любовию к государю и оте­честву, известно по давним и недавним опытам, сколь крепительна была эта пища для подвигов труд­нейших, во времена труднейшие. Но чтоб естествен­ная любовь к государю и отечеству была неизменна, чиста, спасительна, для этого нужно, чтоб она ут­верждалась на незыблемом основании, а такое осно­вание может быть только в Боге.

Вот почему апостол, минуя прочие побуждения к повиновению, утверждает повиновение на единой мысли о Боге: повинитеся, говорит, Господа ради! То есть повинуйтесь по вере в Бога и из страха Божия; или повинуйтесь по вере в слово Божие и веление Божие и из страха оказаться ослушниками воли Его.

И нетрудно понять и уразуметь, каким образом вера в Бога и страх Божий составляют важнейшее по­буждение к повиновению.

Вера освящает власти земные, показывая их не­бесное происхождение, возвещая нам от лица Божия, что Вышний владеет царством человеческим и емуже восхощет даст е (Дан. 4, 29), что Им царие царству­ют и вельможи величаются (Притч. 8, 15. 16), что несть власть, аще не от Бога (Рим. 13,1), что каждый начальник есть слуга Божий, поставленный над нами для нашего же блага (4). Вера утверждает нас в той мысли, что издаваемые правительством законы начертываются под влиянием Промысла Божия. Вера повелевает нам повиноваться властям (1) не только благим и кротким, но и строптивым (1 Петр. 2, 18), угрожая гневом небесным (Еф. 5, 6) не покоряюще­муся властям как преступнику, который Божию пове­лению противляется (Рим. 13,2). Вера предписывает нам служить властям с уважением и в простоте серд­ца, как Самому Господу, а не человекам (Еф. 6, 5. 7), и не из страха только или каких-нибудь корыстных ви­дов, но по совести (Рим. 13,5), по убеждению, что, ис­полняя их веления от души, мы творим, волю Божию (Еф. 6, 6), а не человеческую. И вот именно там, где разум и воля человеческие покорны вере Евангель­ской, — подданные чтут и гражданские законы как святыню, благоговеют пред властию как пред боже­ственным учреждением; а где оскудевает это небес­ное чувство, где умы, к несчастию общества, заража­ются неверием, — там не уважаются и общественные учреждения, там покорность властям кажется тяж­ким игом, там не может быть общественного благо­денствия.

Итак, повинитеся всякому начальству человечу, всякой законной и, разумеется, преимущественно верховной власти — Господа ради! То есть: повинуй­тесь полным беспрекословным повиновением, ради Господа всемогущего и правосудного, Который не может оставить не наказанным противления Свое­му установлению; повинуйтесь искренно, ради Гос­пода Сердцеведца, Который не только всякое дело неповиновения, но и всякий жестоковыйный или ропщущий помысл видит и осуждает; повинуйтесь с надеждою, ради Господа — премудрого и всеблагого Промыслителя, Который непрестанно бдит над при­ведением Своего устроения к спасительным для нас целям и Который особенно сердце царево имеет в руце Своей (Притч., 21, 1); повинуйтесь с любовию ради Господа, Которого и славное царство на небе­сах, и благодатное царство в душах человеческих есть царство любви и Который заповедал нам всею силою души стремиться к тому, да будет воля Его, яко на небеси, и на земли, следственно, и в земном царстве.

Вот повиновение, всегда удовлетворительное для власти и всегда блаженное для повинующихся! Поставьте такое повиновение в самое сильное ис­пытание — пусть, например, надобно будет даже собою пожертвовать повиновению, то есть пострадать или умереть за государя и отечество; пусть воздвиг­нет против сего естественную борьбу естественная любовь к собственной жизни, к благам жизни, ко всему любезному в жизни, — вся брань помыслов, без сомнения, будет низложена, как скоро придет сильное благодатию слово: Господа ради! Пожерт­вуй всем повиновению Господа ради! Если сладост­но жертвовать для царя и отечества, то не гораздо ли блаженнее жертвовать для Господа? И в сем слу­чае не горько уже оставить и земную жизнь, вместо которой приемлющий сию жертву Господь обещает несравненно блаженнейшую жизнь небесную; не горько оставить и все любезное на земле, потому что оно будет оставлено на руках любви Отца Не­бесного.

Благочестивые россияне! Изъясняя вам христи­анское учение о повиновении, думаю, что этим са­мым я изъяснил и ваши собственные чувствования. Кроткий дух Господа Иисуса, послушливого даже до смерти (Флп. 2, 8), да не престанет благодатно оду­шевлять сердца и жизнь нашу чувством кроткого, со­вершенного христианского повиновения, и да будет оно нашим непрерывным благодарением благочести­вейшему государю нашему, непрестанно для блага нашего подвизающемуся, а вместе да будет благодар­ственною и благоговейною жертвою нашею Богу Спасителю и Всепромыслителю.

 

 

Глава одиннадцатая






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных