ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изменение требует мотивировки. А мотивировка может быть продиктована страхом или любовью. Выбор за вами.
Как-то я консультировала одну воспитательницу детского сада. Она вела неусыпную войну с очень активным пятилетним малышом, который не мог спокойно стоять на линейке — он все время вертелся и толкал других. Она сказала, что перепробовала все, чтобы заставить его вести себя как положено: лишала обычных маленьких поощрений, посылала записки родителям, читала нотации, урезонивала и обещала вознаграждения. Все ее стратегии были попытками заставить мальчика правильно стоять на линейке, но ни одна из них не срабатывала. Я спросила воспитательницу, выяснила ли она у ребенка, почему он так себя ведет. Она искала руководства у всех: у его родителей, у педагога и специалиста, занимающегося проблемами поведения детей, но не у него самого. Но поскольку я знаю, что нельзя заставить другого человека сделать то, чего он не хочет, я спросила мальчика: «Что помогло бы тебе стоять спокойно на линейке?» Мальчик ответил: «Вам пришлось бы прибить гвоздями к полу мои ботинки». Я поняла, как трудно было этому малышу стоять неподвижно на одном месте, и в прямом смысле слова начертила стратегию. Я обвела подошвы башмаков ребенка, подложив под них плотную бумагу, а затем вырезала две формы. Потом мы приклеили их к тому месту на полу, где он должен стоять каждый день во время линейки. А как только требования воспитательницы были удовлетворены, восстановилось и ее хорошее мнение о ребенке. Это поддерживало их добрые взаимоотношения и в дальнейшем. Методы манипулирования не срабатывают, потому что основаны на неправильном убеждении. Как часто вам удавалось заставить своего только начавшего ходить малыша не вылезать из постели после того, как вы уложили его спать? Как часто вам удавалось заставить несчастного человека быть счастливым? Разве это не бесполезный и не изнурительный труд? Если вы считаете, что можете заставить своего ребенка заниматься тем, чем он не хочет, вы станете прибегать к таким тактическим методам, за которые потом станете ненавидеть себя. Вы будете льстить, обманывать, подкупать, умолять, навязывать, угрожать, отступать и уступать. Вы можете даже прибегнуть к физическому насилию, если ваш ребенок будет игнорировать вашу волю. (В данном случае лежащее в основе ваших поступков убеждение состоит в том, что если малыш пренебрегает вашей волей, то и его воля должна быть сломлена.) Ваша же задача как родителя заключается в том, чтобы укреплять, а не разрушать волю ребенка. Эта воля играет жизненно важную роль и гарантирует его защищенность и реализацию его потенциала в будущем. Она может побудить его писать прекрасные повести, стать мастером спорта, изобрести какую-нибудь новую компьютерную программу или заняться политикой. Его воля может дать ему силы, чтобы сделать правильный выбор: есть здоровую пищу, построить крепкие личные взаимоотношения и мыслить позитивно. Это может побудить его отказаться от наркотиков и курения, порвать со сверстниками, которые толкают в бездну. Нужно, чтобы его воля контролировала его побуждения, когда он поддается гневу, и тогда он не причинит вреда другим и себе. Воля вашего ребенка будет служить ему, только если она останется сильной и цельной, но не тогда, когда она слабая и надорванная. В следующей таблице приведены убеждения, лежащие в основе дисциплины, основанной на страхе, и ценности, которым мы учим детей, когда сами следуем им. Запомните: так как оба процесса — учить и учиться — происходят одновременно, то, когда мы используем стратегии, основанные на страхе, мы укрепляем эти ценности и в себе.
Это те ценности, которым вы хотите научить своих детей? Или, точнее, не на этих ли ценностях вы хотите построить свою жизнь? Не они ли вносят свой вклад в то, что в мире процветает насилие? Убеждение, которое приводит в действие дисциплину, основанную на страхе, состоит в том, что если бы вы могли взять под контроль этот мир (всех людей, всякого рода институты и события), то смогли бы избежать недоразумений и конфликтов. В реальности же контроль над другими создает еще большие конфликты, но даже если этого и не происходит, это очень трудная работа. Есть лучший путь. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|