ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Чтобы выразить сопереживание, вы не должны приравнивать неповиновение к неуважению.
УПРАЖНЕНИЕ. Запишите, как вы реагировали бы на следующую ситуацию. Подберите несколько точных слов, которые вы сказали бы в данной ситуации. СИТУАЦИЯ. Вы предупредили ребенка, что через 10 минут ему пора ложиться спать. Он бросается на пол и кричит: «Не пойду спать! Я ненавижу тебя!» ВАША ВЕРОЯТНАЯ РЕАКЦИЯ:___.
Вы проигнорировали бы вспышку раздражения, уступили и перенесли укладывание в постель на более поздний час; наказали бы ребенка; выказали ему сопереживание. Ваша реакция указывает на манеру вашего родительского поведения. Исследователи выделили четыре стиля поведения. Ниже приводится их краткое описание. Подумайте, какое из них характеризует вас? Стиль 1. Вы игнорируете эмоции. Некоторые родители относятся к огорчению ребенка как к раздражающему фактору. Им не удается использовать эмоциональные моменты, чтобы стать ближе к ребенку или научить его правильно выражать свои эмоции. И они игнорируют эмоции ребенка. Девятилетняя Гитер была в гостях у своей кузины, которую она обожала. Но вот отец сказал: «Гитер, через 10 минут мы уходим». Немного погодя он сказал: «Ну, еще пять минут и мы уходим». Наконец последовало окончательное решение: «Время уходить, Хитер». Гитер тут же бросилась на пол с криком: «Не пойду! Ты меня не заставишь!» На это отец сказал: «Я предупредил тебя еще 10 минут назад, что мы уходим. Твоему поведению нет никаких оправданий». Но Гитер продолжала кататься по полу до тех пор, пока отец не поднял ее, заявив: «Мы сейчас же уходим». Направляясь к двери с дочкой на руках, он объяснил присутствующим: «Как видите, Гитер потеряла над собой контроль. Увидимся позже». Затем он подошел к автомобилю и бросил дочку на заднее сиденье как куль с картофелем. Родители, которые используют подобный метод (игнорирование), не признают эмоций. Эмоции, лежащие в основе плохого поведения, считаются нежелательными. Вот мое предположение: вероятно, Гитер начала выражать недовольство, прибегнув к истерике, когда ей было одиннадцать месяцев. А так как никто не научил ее более разумному выражению эмоций, она продолжала закатывать истерики и в девять лет. Посмотрите еще раз на свою реакцию на вышеприведенную ситуацию. Вы проигнорировали бы эмоции ребенка и всецело сосредоточились на проблеме вовремя уложить его в постель?
Стиль 2. Вы предоставляете ребенку возможность справиться с ситуацией самому. Некоторые взрослые замечают эмоции ребенка, но ждут, что он справится с этим самостоятельно. Подобно родителям, которые игнорируют эмоции, эти взрослые редко делают шаг навстречу, чтобы помочь ребенку справиться с ними. Они могут попытаться успокоить, отвлечь или задобрить малыша, чтобы положить конец его недовольству. Вот некоторые общепринятые способы, как заметить эмоции с целью покончить с ними:
1. «Почему ты такая грустная?» или «Почему ты злишься?». Этот подход учит ребенка анализировать свои эмоции, а не испытывать их. Он как бы говорит: думай, а не чувствуй. 2. «Возьми себя в руки. Все не так плохо». Это учит детей «не переполнять» себя эмоциями. И они учатся отрекаться от своих эмоций и в конечном счете отстраняться и от эмоций других людей. 3. «С тобой все в порядке? Все будет хорошо. Тихо, нет никакой причины для рева». Это учит детей пониманию, что их эмоции расстраивают других людей. Они учатся заботиться о чувствах других ценой своих собственных чувств. Это способствует развитию навыка контроля над другими, а не навыка самоконтроля.
Вот пример. Майкл хотел навестить своего друга Эрика. Но мать объяснила, что это идет вразрез с планами семьи — поехать на шашлык к тете. Майкл злобно отклонил объяснение матери и пригрозил, что на этом пикнике не будет ни с кем разговаривать. Тогда мать отослала мальчика в его комнату, чтобы он успокоился. Майкл пробыл там недолго, вышел и набросился на мать с грубыми замечаниями. Она посоветовала ему вернуться в свою комнату и «поостыть», пока ситуация не изменилась к худшему. Майкл надулся, потом, сгорбившись и рыдая, ушел в свою комнату. Спустя 15 минут мать подошла к нему и сказала: «Это еще не конец света. Ты сможешь встретиться с Эриком в другой день. Почему бы тебе не взять с собой твою новую видеоигру и не показать ее двоюродным братьям?» Мать не смогла помочь Майклу прочувствовать и принять свои эмоции, поэтому ему пришлось самому пройти через разочарование. Она дважды отсылала мальчика в его комнату, чтобы он каким-то магическим образом «поостыл», а потом решила задобрить его, чтобы подавить его эмоции, выдвинув на передний план видеоигру как отвлекающий маневр. Стиль 3. Вы наказываете за эмоции. Некоторые взрослые подвергают критике эмоции своих детей. Они могут далее запретить любое проявление гнева или наказать за вспышку раздражения. Такие родители воспринимают эмоции своего ребенка (особенно негативные) как знаки неуважения. Характерной подоплекой этого стиля является фраза «Ну что ж, я дам тебе повод для слез*. Однажды в полдень отец Джерода, Марк, сказал сыну, что им придется выполнить кое-какое поручение. Джерод попросил, чтобы его оставили дома одного. На это отец ответил: «Нет, это небезопасно. Ты пойдешь со мной». «Ко это несправедливо! — закричал Джерод. — Ты идиот!» Марк схватил сына за плечи, основательно встряхнул его и крикнул: «Посмей только еще когда-нибудь разговаривать со мной подобным образом!» Марк набросился на Джерода в ответ на его грубое выражение гнева и пригрозил мальчику физическим наказанием. В данном случае оба — и Марк, и Джерод — потеряли над собой контроль.
Стиль 4. Вы предлагаете сопереживание и помогаете эмоционально. Некоторые родители понимают, что плохое поведение является проявлением какой-то сильной эмоции, которая не находит выхода. Они осознают, что моменты, когда их лети бывают расстроены, являются, по сути, благоприятными возможностями, чтобы научить их правильно выражать свои эмоции. Артур мечтал о роликовых коньках. Мама предложила помочь ему придумать стратегию, как заработать денег, чтобы купить коньки, но Артур хотел получить их немедленно и занял воинственную позицию. Однажды утром он долго возился, как будто хотел пропустить школьный автобус. Когда мама сказала: «Поторопись, Артур», он ответил откровенным сарказмом: «А что я по-твоему делаю? Мама почувствовала сильное желание ударить его, но взяла себя в руки, сделала глубокий вдох, используя силу принятия, и сказала себе: «Этот момент таков, каков он есть. Расслабься». Затем она попробовала применить навык сопереживания. «Артур, ты, кажется, расстроен», — сказала она. Но мальчик оказал сопротивление этому воспитательному моменту и ответил так: «Тебе-то какое дело? Не у тебя ведь кет роликовых коньков». В конце концов мать поняла, что его несносное поведение было способом выражения разочарования. Тогда женщина почувствовала сострадание к сыну и сказала: «Конечно, тяжело, когда чего-то очень сильно хочешь и не можешь получить это немедленно». В глазах Артура заблестели слезы. «Мама, на нашей улице все, кроме меня, катаются на роликовых коньках». «Ты, наверное, думаешь, — сказала мама, — что если не купишь их как можно скорее, то потеряешь своих друзей». Артур, уже готовый расплакаться, ответил: «Да, у меня не останется ни одного друга». Тогда мама сказала: «Это ужасно — чувствовать себя брошенным. Я, конечно, не буду покупать тебе коньки, но мы можем придумать план, чтобы ты заработал немного денег, и тогда ты быстрее сможешь купить их и кататься вместе со своими друзьями. Кроме того, я думаю, что, если ты попросишь одного или двух своих приятелей пока не кататься на роликовых коньках, ты сохранишь с ними дружеские отношения». Артур, опустив голову, медленно направился к двери. Так мама помогла сыну справиться с эмоциями и выразить их социально приемлемым образом. Когда она поняла, какие чувства стоят за его поведением, она смогла открыть связующие каналы между собой и сыном. Она увидела в нем не «скверного мальчишку», а скорее союзника. Она поняла, чего боялся Артур, — что друзья бросят его и он останется один. И она отреагировала на эти опасения, сохранив установленные ею границы. Понимание родителем эмоций своего ребенка не должно изменять границ относительно его поведения, но это помогает ребенку принять их. А теперь вернемся к упражнению, где вы записали свою реакцию на поведение девочки, которая устроила истерику, потому что не хотела идти спать. Так какой стиль поведения вы использовали? И какой стиль используете обычно? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|