ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Активизация группового взаимодействияЗадачей ведущего является инициация циклического процесса выражения отношения (чувства, ожидания, желания) и обратной связи на это выраженное отношение. Основной инструмент – это инструкции, побуждающие к выражению отношений: «Скажи Н., что ты к нему чувствуешь», «Скажи ему, что ты от него хочешь», «Прояви свое отношение». Побуждение участников к выражению чувств и потребностей по отношению друг к другу является первым этапом в активизации группового взаимодействия. В достаточно спонтанной группе вербализация отношения автоматически приводит к выражению ответных реакций участниками. Необходимо лишь фокусировать ясность этих обратных связей и их адресный характер. В ретрофлексивной группе ведущий прилагает дополнительные усилия для того, чтобы побудить участников выражать свои отношения: адресно обращается с вопросами и инструкциями к тем, кого в наибольшей степени затрагивает групповое взаимодействие, кто демонстрирует наиболее сильную эмоциональную вовлеченность или, наоборот, выключенность из процесса; ведущий высказывает свое личное отношение к происходящему, тем самым, показывая модель поведения, провоцирует ретрофлексивных членов группы. Цикл группового взаимодействия начинается с активности наиболее аффективно заряженного участника или диады участников. Намного реже сразу же оказывается вовлеченным большее число членов группы. Для ведущего важно выделить члена группы, который способен катализировать групповой процесс (участника-«катализатора»). Состояние «катализатора» обладает определенными качествами, способными активизировать групповое взаимодействие: 1. Катализатор находится в эмоционально заряженном состоянии. 2. Его состояние находит отклик у большинства в группе (совпадает с доминирующей групповой потребностью или резко противоречит ей). 3. «Катализатор» способен оставаться в контакте с участниками группы. Развитие взаимодействия происходит в направлении прояснения и выражения чувств и потребностей «катализатора» по отношению к членам группы и чувств и потребностей группы по отношению к нему. Приведем несколько примеров действий ведущего по активизации взаимодействия. Пример 1 Начало второго 3-х часового занятия группы. Предыдущее занятие проводилось в директивной манере и было посвящено упражнениям, направленным на осознавание чувств. Ведущий дает вводную инструкцию: Для успеха работы нашей группы необходимо, чтобы вы устанавливали отношения друг с другом. Я предлагаю вам начать общаться между собой. После этого ведущий берет паузу. Через некоторое время один из участников начинает говорить. У-к М.: Я бы хотел общаться, я пришел сюда за этим, но я не знаю, как! В: С кем ты хочешь общаться? У: Я бы хотел общаться с Наташей. Она меня заинтересовала на прошлом занятии. В: Скажи ей об этом. У (после паузы): Да… Наташа, я бы хотел с тобой общаться (Наташа улыбается) В (обращаясь к Наташе): Как ты к этому относишься? У-ца Н. (обращаясь к У): Давай пообщаемся. Таким образом, ведущий с помощью инструкций и адресно обращенных вопросов стимулирует выраже-ние потребностей участником М. и обратную связь от участницы группы. М. на этом отрезке взаимодействия играет роль «катализатора». Пример 2 У-ца Е.: отпускает серию язвительных замечаний по поводу участника группы. Участник демонстрирует бурную невербальную реакцию, но ничего не отвечает. В: Я считаю, что Екатерина просто издевается над тобой. А ты так и будешь молчать? У: Нет! Я считаю, что все, что она говорит, неправда! В: Что ты к ней чувствуешь? У: Я злюсь! (обращаясь к Е.) Заткнись! Я не спрашивал тебя о твоем мнении! В этом примере ведущий провоцирует обратную связь ретрофлексивного участника, с помощью уточняющих вопросов стимулирует вербальное выражение чувств. Пример 3 У-ца О.: Мне не нравится, как Сергей смотрит на меня… оценивающе, как будто разглядывает меня под микроскопом… В: Почему ты говоришь об этом мне? Скажи это Сергею. У-ца (обращаясь к С.): Мне не нравится, как ты смотришь на меня! В: А ты, Сергей, как относишься к тому, что говорит Ольга? У-к С. (обращаясь к О.): Странно… Как я на тебя смотрю? В данном случае ведущий с помощью инструкции переводит непрямую коммуникацию в прямую. Ведущий может катализировать активность взаимодействия, не только побуждая к выражению отношений, но и поддерживая задавание вопросов (например: «Почему никто не спрашивает Н. о ее состоянии?») Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|