![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этапы развития детского изобразительного творчества в рисованииРазвитие творчества в изобразительной деятельности. План.
Вопрос. Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании Один из подходов, который был впоследствии взят за основу другими исследователями, подробно обоснован Г. Кершенштейнером и К. Риччи. В развитии детского рисунка ученые выделяют два этапа: доизобразительный и изобразительный. Доизобразительный этап делят на следующие стадии. Стадия каракуль начинается, по мнению исследователей, в возрасте двух лет. Первые каракули представляют собой случайные следы на бумаге, оставленные карандашом. На этой стадии ребенка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с его помощью. Малыш оказывается еще неспособным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим рисунком, он не может передать реальные черты предметов и объектов. Стадия последующей интерпретации возникает в период 2 — 3 лет. По технике и качеству изображения эти стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки все так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракулей, однако дети не просто с интересом чертят по листку бумаги, они теперь дают названия своим рисункам. И хотя в изображениях отсутствует реализм, для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы, теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет говорить о формировании моторной координации. Изобразительный этап имеет следующие стадии. Стадия «рисунка с примитивной выразительностью» относится к 3—5 годам. Именно в этот период, по словам Г. Кершенштейнера и К. Риччи, рисунки отличаются «мимичностью», а не «графичностью». Стадия «графического рассказа» — наличие эмоционального рассказа ребенка о том, что он изображает. Он живет вместе со своими образами и соответственно стремится отразить все свои впечатления, переживания и отношение к изображаемому. Стадия «схематизма». В этот период ребенок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). Для дошкольника становится очевидным: какие бы он ни давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребенка к рисованию по памяти. Стадия «чувства формы и линии» характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображаемое детьми еще имеет некую изобразительную условность. Стадия «правдоподобного изображения». Появляется точность в передаче пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Изображение на этой стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема. Стадия «реального изображения» характерна только для детей старше 10 лет. В этот период дети оказываются способными рисовать с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах. Другие крупные исследователи детского изобразительного творчества (Е.А.Флёрина, Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Р. М.Чумичева и др.) в целом разделяли такой подход, но характеристику отдельных стадий они конкретизировали в зависимости от рассматриваемых ими проблем и вопросов. Бесспорно, выделенные периоды становления детского рисунка подробно и объективно объясняют некую закономерность в творческом развитии дошкольников. В исследовании этапов и стадий ученые учитывали самостоятельное развитие творчества дошкольника, давая при этом анализ сменяющих друг друга новообразований, и не рассматривали особенности творческого становления в процессе педагогического воздействия. В этой связи представляется важным и интересным проследить поэтапное формирование выразительного образа, создаваемого ребенком при условии организации среды, стимулирующей проявление творческой активности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|