Этап изобразительной пластики
Стадия элементарной пластики. Ребенок создает свои первые пластические образы, которые не отличаются реализмом, но представляют собой некий сплав элементарных умений в лепке с первичным опытом восприятия, обобщения и отображения воспринимаемой действительности. Эти поделки порой наивны и просты, но очень тонко передают яркие черты изображаемых объектов.
Маша (2 г. 1 мес.) у мышки сделала большие глаза и пояснила: «Она же киску увидела». Алиса (2 г. 3 мес.) слепила пауку большое туловище и короткие лапки: «Животик у него должен быть большим, а то муха не поместится, а лапки короткие, чтобы висеть удобнее на паутине». А у Дани (1г. 6 мес.) получился комок округлой формы, из которого в разные стороны были вытянуты тонкие столбики. Когда педагог спросил, что он слепил, Даня сморщил нос и стал изображать сап ежика, (цв. вкл. рис. 11)
Необходимо познакомить детей и с другими пластическими материалами, в том числе с глиной, чтобы расширить представления об особенностях создания пластических образов из разных материалов.
В период, когда дети еще недостаточно владеют пластическими материалами, техническими приемами лепки, когда они совершают первые шаги в постижении основ скульптурного искусства, целесообразно использовать вместе с основными материалами, дополнительные, чтобы помочь детям придавать выразительность образу, тем самым стимулируя их творческие поиски.
На стадии элементарной пластики очень важно не допускать излишней опеки. Помощь детям необходима, если используемые ими приемы не позволяют получить ожидаемый результат.
Ребенок с силой прижимает две детали своей поделки, но они у него распадаются. Нужно подсказать, каким образом стоит поступить в этой ситуации — использовать примазывание.
В отношении содержания и формы пластических образов целесообразнее роль наблюдателя, чем активного участника, так как ребенок, имея пусть даже элементарный опыт, старается высказать все то, что он успел узнать, увидеть и понять. Следовательно, грубое вмешательство педагога, корректирующего поделку в соответствии с собственными представлениями об образе, не вполне уместно, поскольку у детей может снизиться интерес к лепке. Помощь может оказываться только по просьбе ребенка.
Овладение приемами и способами лепки дает возможность быть более раскованными в плане самовыражения. В этом случае на смену приходит другая стадия творческого развития.
Стадия свободной лепки. Дети не только закрепляют и расширяют свой изобразительный опыт в лепке, но и пытаются передавать выразительность в создаваемых пластических образах, отображать их характер и собственное отношение к ним. В процессе лепки они стараются добавить свои элементы, сделать работу отличной от других. Если на более ранних этапах дети могли свою неумелость скрыть, выдумывая характеристики образа, то на данной стадии они находятся в поиске интересных форм, сюжетов, приемов. Именно в этот период дети самостоятельно могут привлекать другие материалы с целью придания пластическому образу наибольшей выразительности и оригинальности. Поделки, выполненные ими на этой стадии, очень часто используются в театрализованной деятельности и сюжетной игре.
Несмотря на то, что лепка фигур — довольно сложный и кропотливый процесс, при умелом руководстве она вызывает повышенный интерес дошкольников, обусловленный тем, что их можно взять в руки, рассмотреть с разных сторон. Детям свойственно тактильное обследование предметов. Поэтому на выставках они стараются тайком потрогать экспонат, в магазине взять игрушку в руки, а не разглядывать ее со стороны. Тактильные ощущения очень важны в формировании изобразительного опыта. Тактильная память помогает детям впоследствии точнее передавать характеристики того или иного объекта (предмета). Поэтому пластическое творчество необходимо развивать наравне с другими, начиная с раннего детства.
Стадия пластического фантазирования. Овладев основными техниками, способами лепки, дети начинают обогащать и расширять содержательную сторону своих пластических образов, придумывая нестандартные варианты и комбинации приемов.
На этой стадии детские работы очень разноплановы, неоднозначны. Каждый ребенок проявляет себя особенным образом. Единственное, что их объединяет, — это стремление хотя бы в чем-то продемонстрировать свой стиль, отличный от других.
Дети начинают с неумелых, но интересных «каракулей», поскольку обладают потрясающей художественной интуицией. Далее развитие происходит эффективно при разумном руководстве, способствующим раскрытию всего того, что заложено в ребенке. Тогда, осваивая основы изобразительного искусства, дошкольник становится свободным в выражении своих впечатлений, ощущений, отношений. И это служит показателем развития творчества.
2 вопрос.
Своеобразие художественного образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника.
Что это за особенности?
В первую очередь это особенности нервных психических процессов, реализующий творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из сущностных ее характеристик.
В то же время воображение - основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых - создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность). Поэтому внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью должно быть первоочередным. Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятий и памяти. Назовите, какие функции воображения вы знаете?
1. Познавательная - расширение и углубление знаний о действительности.
2. Антиципации - предвосхищение результата деятельности.
3. В общении воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека.
4. Формируется мечта, которая выполняет функцию мотивации (побуждение к деятельности).
5. Защитная функция (переживание будущих возможных неприятностей предохраняет нас от стресса и неожиданностей).
Воображение и эмоции. Связь двоякая.
1. Эмоции влияют на воображение. Закон двойного выражения чувств - человек не только переживает какую-то эмоцию, но стремится воплотить её в образах.
2. Воображение влияет на эмоции. Закон реальности чувств. Ситуация, когда эмоция находит своё выражение в образе фантазии, воображение ослабляет реальное проявление эмоций, т.е. в рисунке человек изживает эти эмоции. Эта закономерность используется в психотерапии.
Техника воображения. В основе воображения - анализ и синтез. Давайте вспомним приёмы воображения.
1. Агглютинация (склеивание) - создание нового путём присоединения в воображении частей или свойств разных объектов.
2. Акцентирование некоторых сторон отражаемого предмета или явления (в основе шаржа, герои литературы - хватайка), акцентирование путём сравнения.
3. Гиперболизация - преувеличение предметов, явлений или их отдельных частей (Илья Муромец).
4. Преуменьшение.
5. Схематизация, где отдельные черты сглаживаются, а главные выступают отчётливо.
6. Превращение образов - оставаясь самим собой, в то же время образ приобретает новый вид, не соответствующий своей природе.
7. Уподобление - использование метафор - образование движения слов на базе переносного значения. Пример: символ лев - сила, кошка - хищность. Аллегория -воплощение абстрактного понятия в реальный образ (Флора, Фауна).
8. Типизация - обобщение типичных черт представителей какого-то времени, какой-то эпохи в данном образе.
Вспомним формы и виды воображения.
Пассивное и активное воображение.
Пассивное имеет место тогда, когда воображение создаёт образы, которые не осуществляются и не предполагают осуществляться.
Например, непроизвольное - сны, галлюцинации, произвольное - грёзы, дневные защитные фантазии.
Творческое воображение - это самостоятельное создание образов без опоры на какой-то материал - объективную и субъективную новизну результата.
Качество воссоздающего воображения зависит от богатого опыта. Особенность воссоздающего - человек создаёт образы, опираясь на чужой опыт.
Рассмотрим особенности детского воображения.
Детское воображение беднее, чем у взрослого, качество и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Выготский отметил такое качество образов детского воображения, как субъективность.
Ребенок - своеобразный исследователь, он ставит вопросы, выдвигает гипотезы и проверяет их. Отсюда удивительные «открытия» малышей в области языка, зафиксированные К.И.Чуковским. Оказывается, ворон - это Воронин муж, а ножницы, непонятно, почему так назвали, гораздо правильнее назвать «режницы».
При всем этом свобода детского воображения не беспредельна. А.В.Запорожец отмечал реализм детского воображения. Именно поэтому ребенок, участвуя в сочинении сказки, согласился, чтобы чернильница сторожила дом, но не захотел, чтобы она при этом лаяла, а предложил, чтобы она лучше фыркала чернилами (А. В. Запорожец).
Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны, чувстве стимулируют работу воображения, образы воображения рождают чувства. У ребенка чувства неглубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребенка в структуре воображения.
Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребенок, тем больше он верит в создаваемые им и другими образы. Наиболее ярко это проявляется в игре. Не случайно К.С.Станиславский призывал актеров учиться у детей искусству игры, искусству вживания в образ и органичного в нем существования.
Большой интерес вызывают работы О.М. Дьяченко. Глубокое изучение ею закономерностей развития воображения у детей позволило ей создать специальную программу целенаправленного развития этой способности у детей 3-7 лет.
В исследованиях психологов (Л. С. Выготского, А. Н.Леонтъева, А.Л Кошелевой, А.В.Запорожца, О.М.Дьяченко) выделяются и анализируются два вида воображения - «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам.
По данным О.М.Дьяченко дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения.
| Зарисуем таблицу.
«Познавательное»
| «Эмоциональное»
| связано с отражением объективного мира, как такового.
При любом содержании рисунка ребёнок будет стремиться более подробно, детально, последовательно изображать предмет и сюжет, проявляя при этом творчество.
Показатель оригинальности ниже (в средней и старшей группе)
Дети более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания.
Для детей цвет имеет меньшее значение как выразительное средство. Именно эти дети могут использовать карандаш одного цвета и меньше варьируют цвет. Цвет изображаемого обычно соответствует реальности.
| связано с отражением собственных переживаний своего «Я».
Дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением, дети творчески фиксируют в изображении в основном свои переживания, отношения.
Показатель оригинальности выше (в младшей и подготовительной группах) кризисы 3, 7 лет
Ребенок действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью. Такие дети более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности (хотя задания могут выполнять на высоком уровне).
Дети цветом выражают свое отношение к рисунку, они любят его варьировать, и в меньшей степени озабочены степенью реалистичной цветовой характеристики образа (корова может быть красной).
| «Познавательное» воображение может смениться на «эмоциональное», если ребенок находится в ситуации, связанной с эмоциональными трудностями.
Данная закономерность позволяет понять, почему в одной и той же группе одни ребята пытаются тщательно изображать, вырисовывать детали, а другие только намечают изображение, фиксируя внимание на динамике события. Почему для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, а другим выразить взаимоотношения персонажей, настроение и т.п.
Учитывая эту закономерность, педагог может соответственно строить свою работу с детьми.
| «Познавательное»
| «Эмоциональное»
| 1. Направлять детей на передачу своего отношения к содержанию
2. В любом возрасте создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствия жестких регламентирующих оценок, тогда ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения.
3. Больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Нужно радоваться оригинальности, своеобразию рисунка ребенка.
| 1. Направлять детей на усиление в рисунке изобразительной стороны.
2. Чтобы сохранить и поддержать тенденцию к развитию оригинальности изображения, следует принимать все, что делает в рисунке (лепке) малыш, лишь стимулируя в интересной для него форме упражнение в способах действия.
В работе с детьми младшей и подготовительной групп надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, щадить их самолюбие, предоставлять больше свободы для самовыражения, осторожнее относиться к оценке рисунка, в котором, ребенок может не столько изображать, сколько обозначать свое состояние, настроение, желание.
3. Важно направлять на более четкое планирование содержания, способов, последовательности воплощения образа. При анализе их работ (в старшем возрасте), отмечая выразительность и оригинальность, связывать это со способами изображения, качеством планирования. Нужно выражать уверенность в возможностях ребенка, восхищаться его настойчивостью, умением найти средства выражения.
4. Более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников: организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях.
5. Нужно помнить, что эти дети нуждаются в особом подходе при оценке результатов их деятельности и при предъявлении заданий. Самооценка может быть высокой, а задание такой ребенок выбирает более легкое. Это говорит о том, что ребенок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя самостоятельным, умеющим, знающим.
| Таким образом, существует 2 фактора, определяющего своеобразие детского творчества:
1. Воображение.
2. Индивидуальные свойства - это свойства характера и способностей, т.е. те действия, в которых отражается интерес человека к другим людям, которые делают его пригодным к деятельности.
Итак, характеристика детского рисунка дает ответ на вопрос, чторебенок может сделать в сфере художественной изобразительной деятельности. Анализ этапов творческого акта - какребенок создает художественно-выразительный образ. Анализ специфики психических процессов, проявляющихся и составляющих изобразительную деятельность, а также взаимосвязь их с некоторыми особенностями личности дошкольника - ответ на вопрос, почему ребенок проявляет себя таким образом в процессе и в результатах деятельности.
|
3 вопрос.
С пониманием сущности детского творчества тесно связан вопрос о конкретных критериях его оценки. Это один из сложнейших и нерешенных однозначно до сих пор вопросов. В западной психологии широко распространены методы тестирования, дающие определенное представление о творческих потенциях и актуальном уровне творческого развития человека.
В настоящее время они широко используются и у нас (методика определения К. Гилфорда, Торренса и др.) в подлинном или преобразованном варианте. Модифицированная диагностика О.М. Дьяченко. Показатель активности воображения: тип решения задач.
Однако неестественность ситуации тестирования, ограничение во времени, невозможность учесть личностные характеристики и другие недостатки тестов не дают полной и объективной картины. Поэтому сами ученые приходят к выводу, что методы измерения и оценки творчества должны быть более естественными и не представлять собой прямолинейные тесты.
Выбор критериев оценки детского творчества осложняется и неоднозначным определением в науке сущности творчества вообще и детского творчества в частности. Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина. Это показатели, характеризующие:
- отношения интересы, способности детей;
- способы творческих действий;
- качество детской продукции.
Их можно взять за основу при определении критериев оценки детской изобразительной деятельности как творческой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|