Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЮРИСПРУДЕНЦИИ) Учебный курс для юридических вузов




Ф.М. РАЯНОВ

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЮРИСПРУДЕНЦИИ) Учебный курс для юридических вузов

Под редакцией Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А.И. Бобылева. - Издательский дом «Право и государство»

УДК-34(075)

ББК-620

Р-11

ISBN 5-98033-003-8

 

Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003. - 304 с.

 

Ответственный редактор: Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Бобылев А.И.

 

Рецензент: профессор кафедры теории государства и права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук Шабуров А.С.

Учебный курс для юридических вузов подготовлен доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и истории государства и права Башкирского государственного университета Раяновым Ф.М. на основе анализа различных концепций развития теории государства и права, обобщения опыта отечественного и зарубежного юридического образования. В работе рассматривается такой научный феномен, как «юриспруденция»: его понятие, объект и предмет, система, социальное назначение. Автор показывает соотношение юриспруденции и теории государства и права. Вместе с тем, в учебном курсе основное внимание уделяется теории государства и теории права, проблемам формирования в России гражданского общества и правовой государственности.

Данный учебный курс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей высших - юридических образовательных учреждений, специалистов в области гуманитарных наук, государственных и муниципальных служащих и других.

ISBN 5-98033-003-8

© Ф.М. Раянов, 2003

© ООО ИД «Право и государство», 2003


ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди множества проблем, накопившихся сегодня в сфере юридической науки, одной из основополагающих, на мой взгляд, является проблема всестороннего осмысления понятия и сущности юриспруденции и связанных с нею явлений. Выступая на Всероссийской научной конференции «Российское государство и право на рубеже тысячелетия», академик В.Н.Кудрявцев назвал сегодняшнее время "золотым веком юриспруденции" и говорил об использовании благоприятного периода для развития юридической науки[1].

Золотой век юриспруденции! Это, конечно, хорошо. Но знать бы еще то, что же из себя представляет эта юриспруденция. Размышляя над этим понятием, не сразу разберешься о чем собственно идет речь: о праве, о законах, о юридической науке, о вузовской специальности или еще о чем-то. Ведь каких-либо общеизвестных учебников по юриспруденции на сегодня нет. Да и само слово «юриспруденция» у нас не часто употребляется, только в сфере юридического образования.

Известно, что в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13 января 1996 года[2] в нашей стране (впрочем, так же, как и в других цивилизованных странах) действуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, которые подразделяются по специальностям. Наряду с такими общеизвестными специальностями, как философия, экономика, филология, история и т.д., начиная с 1992 года, выделяется и такая специальность, как «Юриспруденция». До 1992 года эта специальность называлась «Правоведение». Действующий государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации 14 марта 2000 г. № 686[3].

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» представляет собой наиболее общий регулятор содержания высшего юридического образования, где приведен минимум обязательных дисциплин, необходимый для формирования профессионального юриста. В соответствии со ст. 7 закона об образовании государственный образовательный стандарт определяет «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» прямо сказано, что квалификация выпускника по этой специальности - юрист (специалист юриспруденции)[4].

Таким образом, если по Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Экономика» выпускник называется «экономистом» (специалистом по экономике), а по специальности «История» - «историком» (специалист по истории и т.д.), то по специальности «Юриспруденция» - «юристом» или же специалистом по юриспруденции. Юрист и специалист юриспруденции, в соответствии с Государственным образовательным стандартом вьющего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» означает одно и то же.

Юрист в рамках специальности «Юриспруденция» получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции, и его деятельность направлена на «реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества».

Объектами профессиональной деятельности выпускников-юристов являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законодательством;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Кстати говоря, об этом также сказано во введении к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»[5].

В этих условиях возникает вполне резонный вопрос: что же пытается доказать автор этой книги, если все, что он сказал, довольно четко вытекает из того же Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция». Зачем нужно так элементарно и почти назойливо объяснять то, что понимается под специальностью «Юриспруденция»?

Да, вроде бы все и так понятно. Однако это только на первый взгляд. На взгляд читателя, неискушенного в подробных особенностях развития юриспруденции в нашей стране. Если же вникнуть более серьезно и внимательно в проблемы российской юриспруденции, то вы, уважаемый читатель, ничего другого и не найдете, кроме недавно утвержденного вышеуказанного государственного образовательного стандарта, что бы напоминало нам о существовании и функционировании здесь юриспруденции. Если у историков есть история, а у экономистов - экономика и т.д., то у юристов нет юриспруденции! Нет ее ни на уровне общеобразовательных, ни на уровне вузовских учебных заведений. Почему ее нет - вопрос не простой. Поэтому мы и попытаемся объяснить все это по порядку.

У вас в руках как раз та книга, где впервые в нашей стране сделана попытка по-новому взглянуть на юриспруденцию, на ее предмет и содержание. В то же время она объясняет основные вопросы государственного и правового строительства общества, то есть знакомит с теми явлениями, с которыми нам все чаще и чаще приходится встречаться в последнее время.

Какое государство мы хотим с Вами построить, каковыми должны быть законы, которыми все больше и больше стала определяться наша повседневная жизнь? Эти вопросы волнуют нас не только из любознательности. Их сегодня надо знать для того, чтобы мы все могли с пониманием оценить происходящие политические процессы, а самое главное, осознанно участвовать в этих процессах и, по возможности, позитивно на них воздействовать.

Книга раскрывает не только понятие юриспруденции, но и сущность исторически сложившихся и функционирующих в настоящее время государств, показывает социальную необходимость государства и его законов, их истинное назначение. В ней представлены основные концепции государственно-правового строительства, анализ и обобщение которых позволяет понять феномен современного правового государства, о строительстве которого однозначно продекларировала Конституция Российской Федерации.

По нашему мнению, читатель вовсе не должен обладать юридическими или еще какими-то специальными знаниями, чтобы понять все, что изложено в этой книге. Здесь нет никаких совершенно отвлеченных теоретических положений. Все, что читатель узнает из книги, относится к историческим или современным реалиям.

Правовое государство не несбыточная мечта, оно уже функционирует в отдельных зарубежных странах. Многие его принципы вполне могут быть внедрены и в нашу повседневную жизнь. Более того, именно в целях использования идеи правового государства в нашей практике государственного и правового строительства мы и взялись за написание этой книги.

В целом читателю, как нам думается, еще предстоит встреча с весьма интересной и в то же время важнейшей стороной жизни гражданина - быть соучредителем формирующегося правового государства, становления его юриспруденции, осознанным участником политических событий, развивающихся в направлении установления принципов верховенства закона. Для этого каждому гражданину, по нашему мнению, необходимо знать минимум того, о чем идет речь в этой книге. В наше время, когда мы вольно или невольно являемся соучастниками довольно трудного поиска наиболее оптимальных форм государственно-правового строительства, эти знания просто необходимы.

Юриспруденция как раз та дисциплина, которая имеет прямое отношение не только к подготовке профессиональных юристов, но и к выработке знаний о государстве и праве вообще. К тому же по мере продвижения к общей мировой цивилизации, к которой стремится и Россия, становится очевидно, что юристы, живущие и работающие в разных странах, должны хорошо понимать друг друга. Это вовсе не означает полного согласия во всем, иначе не будет развития, перемещения научных знаний из одной страны в другую. Но ясно и другое: юриспруденция все больше и больше превращается (впрочем, так же, как и другие отрасли научных знаний) в общечеловеческую ценность, которую беречь и обогащать должны представители всех стран мира. Поэтому было бы хорошо значительно расширить параметры сравнительного юридического правоведения, охватить его исследованиями все стороны юриспруденции, включая вопросы правопонимания и государствоведения. Думается, что развитие юриспруденции в мире будет идти именно в плане расширения исследований по поиску ее взаимоприемлемых аспектов.

В целом о научной юриспруденции, к которой должна приобщиться и Россия, идет речь в этой книге.

Автор


Раздел I






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных