ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды адаптации персоналаКак и любой управленческий феномен, адаптация имеет свои специфические особенности, которые легли в основу ее классификаций. В первую очередь выделяют два вида адаптации: первичная и вторичная. Под первичной адаптацией понимают адаптацию лиц, не имеющих трудового опыта, то есть лиц впервые начинающих трудовую деятельность. Такая категория работников может быть чрезвычайно полезной для работодателя в условиях дефицита работников многих профессий, но при этом она нуждается в повышенном внимании и заботе со стороны руководства. Под вторичной адаптацией понимают адаптацию работников при последующей смене работы. Эта категория играет достаточно большую роль в условиях формирования и функционирования рынка труда. Однако стоит отметить, что первичной адаптацией также может считаться случай вновь принимаемого сотрудника на новое место работы, а вторичным – случай перехода сотрудника на другую должность или в другое подразделение, то есть ротация персонала. Далее выделяют несколько дополнительных видов адаптации: 1. По отношениям субъект-объект: · активная - когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); · пассивная - когда он не стремится к такому воздействию и изменению. 2. По воздействию на работника: · прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника; · регрессивная - пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной). 3. По должности: · адаптация работника в новой должности; · адаптация работника к понижению в должности; 4. По видам деятельности: · профессионально-производственная – приспособление к условиям труда, режиму труда, удовлетворенность трудом; · общественно-политическая – к общественной деятельности в организации, социальному статусу; · межличностная – привыкание к стилю общения в группе и организации, традициям и нормам поведения. · личностная – личностный рост, самореализация, стремление к интеллектуальному, моральному совершенствованию. В основе следующей классификации лежит деление на виды адаптации в зависимости от объекта, к которому сотрудник адаптируется. По отношению к объекту виды адаптации можно также разделить на две основные группы: производственная и внепроизводственная. В соответствии с названием внепроизводственная адаптация относится к сферам жизни сотрудника, не связанным непосредственно с его работой. В настоящее время очень немногие организации уделяют внимание внепроизводственной адаптации. Это объясняется тем, что создание условий для такой адаптации требует значительных финансовых затрат. Кроме того, некоторые руководители считают, что адаптация к условиям, не имеющим отношения к работе, является личным делом сотрудника, в связи, с чем участие в ней фирмы не обязательно. Внепроизводственная адаптация включает в себя: 1) адаптацию к новым бытовым условиям - нового работника знакомят с предоставляемыми ему возможностями по улучшению жилищных условий, по использованию услуг учреждений образования и культуры, физкультурно-оздоровительных учреждений и баз отдыха; 2) адаптацию к непроизводственному (неформальному) общению с коллегами - новичка вовлекают в проводимые в нерабочее время различные мероприятия организации или подразделения; 3) адаптацию в период отдыха. Производственная адаптация - один из наиболее сложных видов адаптации, суть которого состоит во включении работника в новую для него производственную среду, усвоении им производственных условий, норм трудовой деятельности, установлении и расширении взаимосвязей между работником и производственной средой. Объект производственной адаптации состоит из элементов, которые могут рассматриваться на самых различных уровнях. Они достаточно условно разделены по блокам, в соответствии с которыми выделены следующие аспекты адаптации: 1) Профессиональная адаптация – это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Как правило, удовлетворенность трудом наступает при достижении определенных результатов. Профессиональная адаптация играет большую роль в ситуации вхождения в организацию молодого специалиста, так как у него имеется в основном теоретическое представление о том, как происходит рабочий процесс. Рекомендуется разработать и довести до его сведения критерии успешности прохождения испытательного срока, а также, по возможности, четко поставить задачи. Профессиональная адаптация оценивается как по объективным, так и по субъективным показателям. К объективным показателям относятся: выполнение должностных обязанностей, норм выработки, квалификация работника, наличие специальных знаний и навыков, а к субъективным – мотивы выбора процессии, эмоциональная оценка и планы относительно изменения и сохранения профессии. 2) Психофизиологическая - это приспособление к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния. Она предполагает привыкание к условиям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности. Например, Ненормированный режим работы, ночные смены могут вызвать физиологический дискомфорт у тех, кто ранее работал в других условиях, например, с 9:00 до 18:00. Этот вид адаптации зависит от здоровья человека, его естественных реакций и индивидуальных биоритмов, а также от условий работы. Несмотря на кажущуюся простоту этого элемента адаптации, следует иметь в виду, что большинство несчастных случаев на производстве происходит в первые дни работы сотрудника именно из-за отсутствия данного вида адаптации. 3) Социально-психологическая - это процесс налаживания конструктивных отношений с ближайшим социальным окружением в коллективе, приспособления к традициям и неписаным нормам коллектива (организационной культуре), к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию об отношениях в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. 4) Организационно-административная - приспособление к сложившейся структуре предприятия, «особенностям организационного механизма управления, месту своего подразделения и должности в общей системе целей». Особое значение имеет привыкание сотрудника к новой корпоративной культуре, стилю руководства, усвоение ценностей организации и разделение ее целей. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Здесь создаются связи и отношения между работником и организацией, которые упорядочивают их взаимодействие. 5) Экономическая - привыкание к определенному уровню заработной платы и социального обеспечения. Она позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов. 6) Санитарно-гигиеническая - приспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудовой, производственной и технологической дисциплины. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|