ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Монополистическая конкуренцияЭто модель рынка, в условиях которой функционирует большое число предприятий, которые производят дифференцированные продукты. Поэтому используется только в основном неценовая конкуренция. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей всего рынка и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа предприятий (до 20) дает гарантию невозможности тайного сговора и согласованных действий в целях повышения цен, ограничения объемов производства (розничная торговля и сфера услуг). Барьеры вхождения в отрасль невысоки, так как производители - это небольшие предприятия, то эффект масштаба и требующийся капитал невелики. Но могут возникнуть финансовые барьеры в связи с необходимостью привлечения капитала для получения дифференцированного продукта. Действующие в отрасли фирмы могут владеть авторскими правами на фирменные знаки и торговые марки, патентами на свою продукцию, лицензиями на виды деятельности, что также препятствуют вхождению в отрасль. Спрос высоко эластичен (почти горизонтальный). Дифференциация товаров может быть основана на: 1) физических характеристиках товара; 2) сервисном обслуживании 3) «мнимых» различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием. Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную: 1. вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на «плохие» и «хорошие»(выбор телевизора – «Темп» или «Panasonic»); 2. горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары на соответствующие и не соответствующие его вкусу
Контрольные вопросы 1. В чем заключаются сущности, значение конкуренции. Перечислите виды конкуренции. 2. Сравните такие модели конкуренции как совершенная и несовершенная. 3. Перечислите и сравните модели несовершенной конкуренции.
ТЕМА 7. СПРОС НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. РЫНКИ РЕСУРСОВ 1. Рынок услуг труда Труд -это функция самого работника, затраты его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Объект купли-продажи - не сам труд (т.к. он неотделим от человека), а услуги труда. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей. На период найма работодатель покупает право на использование услуг труда, а не на сам труд. Отсюда корректнее использовать выражение «рынок услуг труда». Спрос на любом рынке ресурсов является производным, т.е. зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса. Особенности: а) большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя (по сравнению с другими рынками ресурсов); б) ощутимое действие на рынке различных институциональных структур: профсоюзов, трудового законодательства, государственной политики занятости, союзов предпринимателей и т.д. в) помимо заработной платы большую роль на рынке труда играют и неденежные факторы: престижность, сложность работы, условия труда, безопасность, гарантия занятости, профессионального роста и т.д. Зарплата – большая часть доходов потребителей, поэтому оказывает влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. Под зарплатой понимается доход от фактора производства – «труда». Ставка зарплаты – цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени – часа, дня, смены и т.д. Различают: - номинальную зарплату - это сумма денег, получаемая работником за свой дневной, недельный или месячный труд. Отражает только уровень дохода, а не уровень потребления и благосостояния; - реальную зарплату - масса жизненных благ и услуг, которые работник может приобрести на полученные деньги. Зависит от: 1) от номинальной зарплаты (прямая зависимость); 2) от уровня цен на предметы потребления и услуги и от величины налогов с зарплаты (обратная зависимость)
.
Индексы цен – индексы стоимости жизни. Рассчитываются соотношением сумм «потребительских корзин» в различные периоды времени: .
Например: в период инфляции реальная зарплата уменьшается даже при росте номинальной зарплаты. Потребительская корзина - набор товаров и услуг в стоимостном выражении, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека в среднем за год. Используется для расчета прожиточного минимума. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|