Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Не стоит забывать и о гормональном дефиците — постоянном или временном, связанном с определенным моментом жизни (например, с менопаузой). 1 страница




2 Зак. 3370


Составляющие сексуального здоровья

Алкоголизм, табакокурение и токсикомания также отражаются на сексуальности; они тоже могут лежать в основе сексуальных трудностей. То же можно сказать о побочном эффекте таких лекарств, как некоторые антидепрессанты и гипотензоры.

Следующие слова Франсин напомнят психотерапевтам о том, что забывать об этом аспекте не стоит:

Два года назад у меня возникли сексуальные проблемы: половые отношения стали для меня затруднительными, так как у меня почти не происходило увлажнения, и каждый раз половой акт становился болезненным. Я заговорила об этом на терапии, ведь я чувствовала себя полным ничтожеством и ответственной за все сложности, которые возникали в моих отношениях с партнером. А время ложиться спать стало для меня настоящей мукой. Я считала, что жизнь нашей пары рушится.

Я продолжала работать с этим на терапии, пока по совету одной подруги не попросила своего врача сделать мне полный гормональный анализ. И тогда выяснилось, что один гормон у меня выделяется в недостаточном количестве. Я стала лечиться, и увлажнение возобновилось. Мне осталось только наладить запущенные отношения внутри нашей пары.

Конечно, в любой сексуальной трудности можно найти и психологическую подоплеку, и материал для психотерапевтической работы. Однако Франсин могла бы избежать значительной части своего страдания, если бы она в самом начале сделала анализ для определения роли физиологического фактора.

Профессиональный долг психотерапевта — заговорить об этих аспектах и посоветовать клиенту проконсультироваться у соответствующего специалиста.

Привычки, культура, воспитание тоже влияют на возникновение сексуальных трудностей.

Например, время от времени нам встречаются женщины, которые страдают от своей пассивности, не осмеливаются пред-


Выработка ориентиров

дожить мужчине сексуальные отношения или начать первыми, будучи убежденными в том, что «только мужчина проявляет активность». Встречаются и те, кому очень сложно говорить о своей сексуальности и кто констатирует, что в их семьях этой темы никогда не касались.

Когда на терапию приходит пара, то я иногда предлагаю поупражняться в рефлексии:

Каждый записывает свои «сексуальные ценности», то есть собственную концепцию сексуальности, свои сексуальные нормы, то, что он считает правильным, и то, что он не принимает. После этого партнеры анализируют записи по каждому пункту: откуда это идетэто семейная ценность, или реакция протеста на воспитание, или это что-то другое.

Затем я прошу партнеров прочитать друг другу свои за писи и обсудить их, принимая во внимание все их различия.

Эта работа позволяет увидеть, насколько у людей отличаются взгляды на такие важные темы, о которых говорят чаще других, как чистота и грязь, стыд, удовольствие, роль мужчины и женщины в сексе, не говоря уже о культурных и социальных различиях.

Что касается психологических факторов, то их немало. И здесь прежде всего отметим значение первого опыта, вернуться в который вам поможет управляемая фантазия.

Используя управляемую фантазию, я предлагаю вам вернуться в прошлое и вновь пережить свои первые сексуальные отношения. Речь идет о первом сексуальном опыте.

Вы снова на встрече с тем человеком. Не торопитесь, взгляните на его лицо, тело, на то, как он себя ведет... Вспомните о том, что вы чувствовали, что ощущали: свое желание или свой страх...


Составляющие сексуального здоровья

Что всплывает из этой фантазии? Прекрасные образы? Болезненные образы? Вы поговорили об этом с вашим партнером? А какие выводы вы сделали для себя?

Если первый сексуальный опыт окажется неудачным, то он может отразиться на будущей сексуальной жизни, подрывая уверенность человека в себе или создавая негативный образ сексуальности.

Факторами затруднений могут стать тревога или желание быть совершенным, а также пережитое насилие или инцест. Об этом речь пойдет позже.

Другой важный элемент — это качество отношений внутри пары. В определенные моменты жизни пары могут возникнуть обида или нарушение коммуникации, которые неизбежно отразятся на сексуальности. В этом случае сексуальный симптом может стать искаженным способом сказать о чем-то другому человеку. В дальнейшем это будет проиллюстрировано на нескольких клинических примерах.

Частым препятствием оказывается рутина, в которой вязнут отношения после нескольких лет совместной жизни: желание незаметно угасает, и рано или поздно пара начинает переживать трудности.

Пентаграмма Гингера

Эту пентаграмму (рис. 3) Серж Гингер* создал для иллюстрации многомерности гештальт-подхода. Он полагает, что человеческая деятельность развивается в пяти сферах или измерениях: физическом (тело, сенсорика), аффективном (чувства, тело), рациональном (идеи, воображение), социальном (другие люди), духовном (смысл жизни).

Болеее детальное представление пентаграммы Гингера вы сможете найти в его работах и, в частности, в книге «Гештальт — терапия контакта». СПб.: Специальная литература, 1999.


Выработка ориентиров

Рис 3. Пентаграмма С. Гингера

Интересно посмотреть на эти пять аспектов, определить те из них, что менее развиты, и те, что оказались гипертрофированы, а также увидеть, как взаимосвязаны пять ветвей этой пентаграммы. Ведь иногда чрезмерное развитие одного из направлений мешает в полной мере развиться другому.

Эта пентаграмма может помочь отдельному человеку, паре или предприятию разобраться в ситуации, сохраняя ее глобальное видение.

А теперь, применив эту схему к сексуальности, каждый может построить собственную сексуальную пентаграмму, отобразив в ней развития всех ее пяти ветвей:

1) физическое измерение сексуальности: значение тела, осо-знавание своих ощущений, своей раскрепощенности, физического контакта, своего сексуального удовольствия;

2) аффективное измерение: выражение чувств, пути достижения близости, вербальный обмен;


Составляющие сексуального здоровья

Г

3) рациональное измерение: знания по этой теме, прочитанные книги;

4) социальное измерение: сексуальные установки, включенность своей сексуальности в социальную жизнь;

5) духовное измерение: сексуальные отношения и духовность, поиски смысла, трансцендентного.

Некоторые ветви полученной пентаграммы окажутся более развитыми, другие — менее, в результате ее автор получит целостный образ своей сексуальности. И если ему не подойдет собственный рисунок, то у него будет возможность подумать о том, что бы ему хотелось изменить.

Критерии сексуального здоровья

Поразмышляв о понятии нормы и о том, как можно начать работать с сексуальными затруднениями, давайте предложим критерии не сексуальной нормы, а сексуального здоровья или сексуальности, приносящей удовлетворение каждому отдельному человеку в данный момент его жизни.

Когда речь идет о здоровье с позиций гештальт-подхода, то особо выделяют психологическую гибкость (именно гибкость, то есть не застылость, не застой на чем-то одном, пусть уже и устаревшем, а способность переходить к новому, что требует в дальнейшем совершить выбор; однако это не беспорядочный переход от одного к другому, как бы чрезмерная гибкость, что является признаком бордерлайна) и способность выбирать — два понятия, которые мы встретим в определении сексуального здоровья.

Мне представляются определяющими два критерия:

1. Способность по собственному решению пройти весь цикл сексуального взаимодействия или прервать его по собственному желанию.

Многие затруднения могут рассматриваться как ранее описанные неадекватные сбрывы цикла: например, человек ощу-


Выработка ориентиров

щает желание или возбуждение, но не может достичь оргазма; или испытывает интерес к сексуальности, но не доходит до фазы желания; или же продолжает вступать в не удовлетворяющие его сексуальные отношения, никогда не проходя через фазу психической переработки.

Но сексуальная трудность также проявляется в форме неспособности прервать цикл; этот случай типичен для насильников, а также для тех, кто, сам того не желая, проходит весь цикл, или для тех, кто считает, что если он испытывает желание, то он обязательно должен продолжать отношения.

2. Нежность, близость и агрессивность являются тремя основными составляющими сексуальных отношений. Плавный переход от одного к другому составляет второй критерий.

Нежность или, скорее, способность давать и принимать нежность в форме слов, жестов или просто внимания является базовым качеством. Обычно это первое слово, которое приходит женщине на ум, когда она говорит о счастливой сексуальной жизни: «Этот мужчина так нежен...»; «Я нуждаюсь прежде всего в нежности...».

Вторая составляющая — это способность переживать близость, в том смысле, о котором пишет В. Пазини*: «Открыться для близости означает принять другого на своей собственной территории, не ощущая себя захваченным или поглощенным, и погрузиться в этого человека, не теряя своего собственного бытия». Это качество включает аффективный, телесный, интеллектуальный и духовный аспекты. Его иногда трудно переживать тому, кто испытал такие травмы, как насильственная близость или, например, ложная близость — слияние или промискуитет, а также тем, кто сталкивается с архаическим страхом слияния или поглощения. Способность принять другого на своей территории подразумевает внутреннюю уверенность и автономию.

Pasini W. Eloge de l'intimite. Paris: Payot, 1996.


Составляющие сексуального здоровья

Многие люди, не понимая связи сексуальности и агрессивности, просто о ней забывают. Однако здоровая агрессивность нужна как мужчинам, так и женщинам, чтобы выразить свое желание, свои потребности и пойти навстречу другому человеку. Это понятие представляется нам фундаментальным, и мы посвятим ему отдельную главу.

Пусть эти три полюса наполнятся жизнью; давайте проявлять и принимать нежность, переживать близость и использовать здоровую агрессивность в своей сексуальности, гармонично переходя от одного полюса к другому. Эти составляющие взаимосвязаны, вот почему наша нежность и способность переживать близость полностью раскрываются только тогда, когда мы начинаем уважать свою агрессивность.

Мне кажется, что с этого момента становится возможной настоящая сексуальная коммуникация, а пара касается чего-то важного, превосходящего ее саму, что можно определить как область священного. Выражение «заниматься любовью» в обыденном языке несет оттенок тривиальности или даже механистичности, но мне хотелось бы вернуть его священный смысл; и тогда «заниматься любовью» будет означать «самому стать творцом любви».


Глава 2 СЕКСУАЛЬНОСТЬ И БЫТИЕ

Если вы решите пойти на консультацию к гештальт-тера-певту для разговора о сексуальной проблеме, то, скорее всего, вы будете удивлены характером его интервенций.

Вы приходите к нему со своей трудностью, со своим желанием понять ее, найти ее решение, — и вы надеетесь встретить специалиста.

А что же делает он? Он не останавливается лишь на сексуальной трудности; похоже, что он интересуется вашей жизнью в целом; он говорит, что не дает ответов, а вместе с клиентом включается в исследование его проблемы, а также того, как она отражается на всей его жизни. Его личностный стиль ориентирован на встречу двух людей, с той мыслью, что эти отношения станут целебными сами по себе. О поиске отношений «Я—Ты» удивительно верно говорит Мартин Бубер; он противопоставляет их отношениям «Я—Оно»*, которые скорее заняты симптомом, чем самим человеком.

В сфере сексуальности отношения «Я—Ты» становятся возможными при том условии, что терапевт понимает свои пределы и, если нужно, способен направить своего клиента на консультацию к врачу для выяснения физиологических и медицинских аспектов его проблемы.

Такие предосторожности являются условием целостного подхода к клиенту. А глобальный подход довольно быстро позволяет выйти навстречу фундаментальным вопросам существования — конечности бытия, одиночества, — темам, которые часто несут в себе заряд тревоги.

Экзистенциализм — одно из философских оснований геш-тальт-терапии — помещает тревогу в центр бытия каждого

Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.


Составляющие сексуального здоровья

человека: для экзистенциалистов жизнь — это не выверенная прямая, ибо каждый из нас с приходом дня вновь приступает к сотворению своего бытия, оказываясь перед необходимостью выбирать, а ответственность за принятое решение является источником тревоги.

Каждый человек старается найти ответы на эту экзистенциальную тревогу или хотя бы средства, позволяющие ее сдержать. И сексуальность могла бы стать одним из таких ответов. Ведь между сексуальной жизнью и важнейшими экзистенциальными вопросами существует глубочайшая связь.

Марк рассказывает мне о своих сексуальных трудностях и, в частности, о преждевременной эякуляции, которой давно страдает. Он жалуется на проблемы, которые из-за этого возникают в его паре, и добавляет: «В любом случае с Кристиной я никогда не окажусь на высоте...»

В этом и заключается весь вопрос несовершенства. Для Марка невыносимо тревожно констатировать, что он ограничен в возможностях.

Марк переживает несовершенство — одну из пяти экзистенциальных «данностей», описанных Ноэлем Салатэ*. Согласно этому автору, каждый человек в своей жизни в той или иной степени сталкивается со следующими пятью неизбежными экзистенциальными данностями, которые погружают его в сомнения, тревогу, толкают к действию или, наоборот, парализуют.

1. Ответственность: человек присутствует на очной ставке со свободой, неся ответственность за то, что он выбрал или не выбрал. И эта ответственность иногда порождает сильную тревогу. Кажется, было бы проще возложить ее на кого-то другого или на общество.

Salathe N. К. Psychotherapie existentielle: une perspective gestaltiste. Paris: Amers, 1995. 2e ed.


Сексуальность и бытие

Рассмотрим тот случай, когда мы включаем в наши высказывания слова «я не могу»; эти слова иногда дают нам возможность отказаться от собственной ответственности. Например, Жак, учитель по профессии, на одном из терапевтических сеансов заявил: «Я терпеть не могу свою работу, но и оставить ее я не могу». Он сказал, что очень боится не найти другой должности, а заставить свою семью какое-то время терпеть лишения было для него недопустимо.

Другая возможная реакция — принять на себя целиком всю ответственность за проблему, как случилось с той женщиной, которая, страдая бесплодием, считала себя полностью ответственной за свой развод, или с тем мужчиной, который считал себя «полным нулем» из-за того, что ему не удавалось доставить удовольствие своей подруге, вследствие чего он считал себя целиком ответственным за их общие сексуальные проблемы.

Одной из целей терапии является восстановление способности выбирать и при этом брать на себя свою долю ответственности за совершенные действия. Чтобы этого добиться, необходимо заново вступить в контакт с собственным желанием и, своими ресурсами, что требует деликатной, нередко продолжительной работы. Как только удастся обнаружить желание, нам будет важным понять, стоит ли двигаться к его осуществлению или нет.

2. Конечность: что бы мы ни делали, всему наступает конец, а жизнь ведет к смерти. Эта экзистенциальная данность полней всего выражается в таких явлениях нашей жизни, как старение, расставания, траур, профессиональные конфликты и разрывы. Немало тому и примеров, связанных с сексуальностью: конец отношений, возрастные изменения тела, менопауза и андропауза...

Столкнувшись с проблемой конечности, каждый человек начнет выстраивать такие стратегии, которые позволят ему уменьшить тревогу: оставить след от своей жизни, родить


Составляющие сексуального здоровья

ребенка, создать предприятие или произведение искусства или просто максимально заполнить свою жизнь...

Одна женщина думала, что ребенок, родившийся, когда ей было сорок два, будет способен отодвинуть ее старость: «Он сохранит мою молодость!» — говорила она мне улыбаясь.

Другим примером может послужить эта книга, которая является моим ответом на вопрос о конечности бытия: написав ее, я оставлю свой след на земле.

3. Одиночество: человек, по сути, остается одиноким в своем существовании. Конечно, мы живем вместе с другими людьми, у нас есть друзья, близкие нам люди, но от этого ничего не меняется в том чувстве одиночества, которое мы иногда испытываем.

Это чувство может переживаться на интерперсональном, интраперсональном или экзистенциальном уровнях.

Межличностное, или интерперсональное, одиночество — это чувство, которое связано с объективной нехваткой отношений, с тем, что человеку трудно вступить в контакт. Генриетта и Агнес показывают нам два его аспекта.

Генриетта, красивая 38-летняя женщина, живет одна; ей не удается встретить «мужчину своей жизни». При этом она отмечает, что живет лишь своей работой, на которой встречается только с женщинами, что у нее сменный график и она отрезана от своих друзей и соседей: не заходит в кафе, не знает тех, кто живет рядом, не следит за тем, что происходит в ее квартале, перемещаясь от клиники, где она работает, до своей квартиры, и обратно.

Что касается Генриетты, то ее чувство одиночества опирается на реальность: она чувствует, что она одинока в этой жизни, и это на самом деле так; если она не на работе, то ей случается по нескольку дней не произносить ни слова. И она ответственна за то, что, находясь в этой межличностной пус-


Сексуальность и бытие 45

тыне, сама не подойдет к телефону и не снимет трубку, чтобы пригласить к себе друзей.

Агнес — преподаватель французского языка в коллеже провинциального города. Она ведет активную социальную жизнь. Она говорит мне, что в жизни окружена коллегами, учениками, соседями, но чувствует себя одинокой даже среди преподавателей в учительской своего коллежа.

Агнес не знаком контекст изоляции Генриетты, но ей не удается вступить в контакт, и она по-своему, но тоже страдает от интерперсонального одиночества.

Интраперсональное (или внутреннее) одиночество связано с ощущением отрезанности от некоторых частей самого себя; например, человек перестает ощущать свои эмоции или анестезирует какую-то часть своего тела.

Такое одиночество часто упоминается в контексте сексуальности. В нашем обществе не принято говорить о своих переживаниях в момент оргазма или о том, как проявляется сексуальное желание... Испытывая от этого трудности, многие с тревогой начинают понимать, что они не знают самих себя. Только благодаря опыту можно научиться чувствовать, называть, различать, однако такому посвящению может мешать воспитание (ведь «о таких вещах не говорят») или травма. Если человек подвергается нападению, то для своей психологической защиты он может отключиться от собственных ощущений и вообразить таким образом, что ему не причинили вреда.

Экзистенциальное одиночество можно испытать при мысли об ответственности за свою жизнь в таком мире, где ты совсем один. Оно с особой силой ощущается в моменты принятия важных решений или с приближением смерти.

Некоторые важные выборы или поступки могут ослабить тревогу, связанную с одиночеством. Например, кому-то сред-


Составляющие сексуального здоровья

ством от чувства одиночества является жизнь вдвоем, для других этим средством будут многочисленные сексуальные связи, а для третьих — участие в различных общественных ассоциациях... Очевидно, что такие размышления имеют значение прежде всего для нас самих, а не для того, чтобы интерпретировать чужое поведение: ведь каждый по-своему учитывает эту экзистенциальную данность в своей повседневной жизни.

4. Несовершенство: ощущение собственной ограниченности, понимание разрыва между своими желаниями и возможностью их реализации, неизбежных трудностей человеческой жизни, войн, естественных катастроф усиливают тревогу, связанную с несовершенством, что может происходить несколькими разными способами:

Кто-то более чувствителен к собственному несовершенству: он замечает все свои ошибки и недостатки. Других больше задевает несовершенство других людей: супруга, коллег или начальника. Наконец, для третьих невыносимо несовершенство этого мира: просмотр теленовостей или чтение периодики только усиливает их тревогу.

В том, что касается сексуальности, мы уже иллюстрировали этот вопрос на примере с Марком, который считает, что он никогда не бывает на высоте. Некоторые средства печати только усиливают эту тревогу, публикуя статьи об идеальных месячных, безупречной эрекции и даже о совершенном половом акте!

Когда тревога, связанная с несовершенством, становится слишком сильной, мы изыскиваем стратегии ее снижения, как то: перенести ответственность на другого человека, сказав: «Моя сексуальная жизнь несовершенна, так как мой муж поглощен только работой», или не предпринимать действий, избегая возможного разочарования. Человек может мечтать о страстной любви, но ничего не делать для реализации своей мечты.

5. Поиски смысла: человек не способен допустить абсурда, поэтому он испытывает потребность понять, в чем состоит


Сексуальность и бытие

смысл или жизни вообще, или его собственной жизни. Эта экзистенциальная данность может принимать особое звучание в ситуациях, связанных с переменами: когда женщина, оставившая свою профессиональную жизнь ради детей, осознает, что они выросли и теперь уходят из дома*, в период безработицы, или когда умирает другой человек. Эта экзистенциальная данность проявляется и в общих вопросах о смысле жизни, в которой есть место убийствам, грабежам и смерти от голода...

Мы все сталкиваемся с этими пятью неизбежными данностями, но каждый из нас выстраивает их в свою иерархию, помещая на первое место ту из них, что затрагивает его больше других. А потом мы ищем, как нам поступить, чтобы снизить остроту тревоги.

Вспоминая о каком-то трудном моменте своего существования, когда вам казалось, что вы в тупике, вновь переживая то состояние и возвращаясь в те мысли, постарайтесь определить, какой экзистенциальный вопрос лежал в ее основе.

Все эти пять данностей встречаются как в момент создания пары, так и на всем протяжении ее жизни; во время кризисов для каждого из партнеров на первый план выходят отдельные экзистенциальные вопросы.

Вы можете повторить предыдущий эксперимент, концентрируясь в этот раз на каком-то кризисном моменте в жизни вашей пары.

Между сексуальностью и всеми пятью данностями существует сильная связь. Сейчас мы постараемся это проиллюстрировать.

Это достаточно распространенное затруднение носит название «синдрома опустевшего гнезда».


Составляющие сексуального здоровья

Ответственность и поиск смысла в сексуальности

Я принимаю Алена, 39-летнего мужчину, который хочет начать свою психотерапию. Его первичный запрос — недавняя сексуальная проблема, «осечка», как он мне сказал. При этом он добавляет, что такие осечки с ним стали случаться лишь несколько месяцев назад, с тех пор как он начал встречаться со своей новой подругой. В его рассказе меня трогает беспокойство, как мне кажется, далеко переходящее за рамки его сексуальных проблем. Я говорю ему об этом. Он соглашается и добавляет, что ему скоро 40 лет и он задумывается о том, что он успел совершить в этой жизни. И приходит к такому заключению: «Видимо, для меня пришло время понять, чего же я хочу!»

Для Алена начинает всплывать фигура — его сексуальное затруднение. Она выделяется на фоне экзистенциальных данностей и, прежде всего, ответственности и поиска смысла: «Хочу ли я остаться с этой женщиной? Чего я хочу в этой жизни?» Конечно, мы не оставили разговора о его сексуальной осечке, но Ален быстро констатировал, что она стала для него именно тем сообщением, которое он желал услышать, чтобы разобраться в своем бытии. И мы вместе посмотрели на то, что же происходит с ним в середине его жизни; на встречу с той женщиной, и на тревогу Алена перед необходимостью принять решение.

Сексуальность на фоне конечности бытия и одиночества

Жозиане немного за сорок. Обращаясь ко мне после недавнего болезненного разрыва, она говорит: «Теперь я хочу жить на полную катушку и наслаждаться! Как раз пришло время!» Но ее лицо тут же мрачнеет, и когда я обращаю на это ее внимание, то она отвечает: «Знаете, мне хочется, чтобы такой меня воспринимали другие... А на самом деле, хоть


Сексуальность и бытие

у меня и много сексуальных связей, я остаюсь неудовлетворенной и не испытываю удовольствия».

Вместе мы обнаруживаем, что такой сексуальный поиск скрывает страх старости и незавершенный траур по ее супружеской жизни. Жозиане с большим трудом удается коснуться этой темы. Тот факт, что я тоже женщина, которой «за сорок», имеет для нее особую ценность; он позволяет ей встретиться с тревогой конечности, а вместе с ней и с вопросом одиночества.

Выслушав рассказ Жозианы о ее сексуальной жизни, можно было бы сказать, чтоу нее — «сексуальная лихорадка»... но этим мы превратили бы ее в объект, а терапевта, подобно наблюдателю, поместили бы за пределы поля. Но не таков мой терапевтический выбор. Я предпочитаю опираться на свои ощущения «женщины за сорок», как говорит сама Жозиана. Но более всего меня поразила разница между создаваемым ею образом и сопровождающим его ростом тревоги. Разобравшись вместе, мы смогли взглянуть на ее поведение как на ответ глубинным экзистенциальным вопросам, связанным с конечностью существования и одиночеством.

Сексуальность и ответственность

Для иллюстрации связи между сексуальностью и ответственностью я предлагаю упражнение, вдохновленное работой в группах по изучению Тантры. Это упражнение, выполняемое в парах, предоставляет каждому из партнеров множество информации об их отношениях.

Речь идет о проводимом совместно с партнером исследовании иньского и яньского полюсов своей сексуальности. Инь — это тот, кто получает, принимает, кто находится в распоряжении другого человека, а Янь — тот, кто спрашивает, приказывает, выбирает. Партнеры сами


Составляющие сексуального здоровья

решают, кто из них сегодня вечером будет Инь, а кто — Янь, помня о том, что следующий вечер будет посвящен второй половине упражнения.

Янь имеет возможность почувствовать, что ему нужно или что он хотел бы исследовать, попытаться сказать это, рискнуть расширить свои возможности, не забывая при этом о своем партнере...

Единственное замечаниеобязательная остановка по первому желанию партнера; ее не нужно ничем объяснять, она просто указывает человеку в позиции Янь, что его партнер подошел к какому-то пределу и теперь надо действовать иначе.

Тот, кто исследует полюс Янь, по сути работает с ответственностью за свои побуждения к доминированию или за существование отношений, ведь просьбы в отсутствие отношений двух людей в большинстве случаев ведут к провалу или к власти «твердой руки»...

Для того, кто находится на полюсе Инь, эта работа может быть связана с его способностью получать от других людей, с уважением к собственным границам или с их преодолением, с удовольствием или страхом от передачи всей ответственности кому-то другому...

После такого эксперимента часто случается слышать, как Янь говорит, что ему было тяжело в одиночку нести всю ответственность и формулировать свои просьбы... а Инь остается разочарован робостью и сдержанностью Яня. Свобода от всякой ответственности может вызвать у Инь желание, чтобы другой человек не только вел эксперимент, но и создавал атмосферу творчества, неожиданности и т. д.

Именно в ходе такого эксперимента со своим другом Мюриель обнаружила, что она могла отдаться оргазму: «Всякий раз во время оргазма словно кто-то шептал мне: «Посмотри, до чего ты дошла! Прекрати это!» А сейчас я как будто смогла


Сексуальность и бытие

ответить на этот голос, который так похож на голос моей матери: «Я тут ни при чем; меня заставили!»

Условия, рамки этого эксперимента позволили Мюриель на короткое время освободиться от ответственности и стать, таким образом, недоступной для этого противного нашептывания. В безопасных условиях такой «игры» она смогла передать ответственность своему другу и расслабиться.

А у Лидии накопилось много упреков в адрес своего мужа: «Он меня плохо ласкает, он слишком торопится...»

Экспериментируя с полюсом Янь, имея возможность попросить все те ласки, которых ей хотелось, и посвятить им столько времени, сколько ей было нужно, она оказалась парализованной и не знала, что ей делать. Она обнаружила, что было намного легче свалить всю тяжесть сексуальных затруднений на Сильвана... и ни за что не быть ответственной.

В своей сексуальной жизни Лидия, сама того не осознавая, полностью сняла с себя всякую ответственность. Она извлекала из этого вторичную выгоду, а именно власть делать упреки Сильвану... что представляет собой лишь иную форму ответственности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных