ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
de Gaulejac V. Les sources de la honte. Paris: Desclee de Brouwer, 1996.Стыд и вина в сексуальности Мне стыдно, что я не могу испытать оргазм... Мне стыдно, что у меня случается эрекция на людях... Я стыжусь своей склонности к таким сексуальным практикам, которые признаны ненормативными... Кроме того, стыд может носить глобальный характер и не быть связанным с определенными событиями или действиями: Я стыжусь своего тела... Мне стыдно, что я гомосексуалист... В каждом из этих случаев можно обнаружить давнее либо совсем свежее унижение и реальное либо воображаемое присутствие другого человека, который видит это унижение. Изолируя человека от окружающей среды, стыд в то же самое время парадоксальным образом позволяет сохранить с ней связь: ведь если мне стыдно, то это значит, что я еще принадлежу этому миру. Если бы у меня совсем исчезло это переживание, то я мог бы уйти в безумие. Как только стыд укореняется внутри человека, он способен разрушить даже сами попытки ему противодействовать. Одно внешнее событие ведет к формированию внутреннего мира, отмеченного печатью ненависти к самому себе и ощущения собственной ничтожности. Жан-Пьер, изнасилованный в подростковом возрасте своим учителем, хорошо описывает такой процесс внутреннего укоренения стыда: «Мне очень нравилось ходить к нему на частные уроки, он был славным человеком, поощрял и хвалил меня. И когда он попросил меня прилечь и начал везде меня трогать, то меня словно парализовало и я впал в отупение; я почувствовал себя полным ничтожеством, гадкой дрянью. Потом мне захотелось убить себя. Я даже не смел сказать об этом своим родителям, так как думал, что получил то, чего заслуживал...» Основные вопросы Преодоление стыда На первом этапе работы происходит осознание и приятие этого сложного чувства. Он труден как для самого клиента, который иногда с головой вязнет в стыде и оказывается неспособным его осознать, так и для сопровождающего его терапевта. В основе формирования чувства стыда лежит переживание унизительной ситуации в отсутствии достаточной поддержки. Признание этого аффекта в присутствии другого человека, который просто слушает, равносильно признанию его законности. Жаклин часто обращалась в своей терапии к своим сложным отношениям с авторитарной, пожирающей матерью, доходившей до того, что она указывала своей дочери, какие чувства та могла испытывать, а какие — нет... Вспоминая сцену семейной встречи, на которой мать принялась делать комментарии по поводу тела своей дочери-подростка и ее неприличного поведения с мужчинами, Жаклин сказала: «Мне стыдно. Стыдно, и с этим ничего не поделать... даже если бы она сама захотела, то не смогла бы освободить меня от стыда!» Вместе со мной на этом сеансе она признает законность этого чувства и присваивает его. И я здесь для того, чтобы это чувство принять, а не для того, чтобы предложить ей от него отделаться, — это было бы равносильно действиям ее матери, диктовавшей ей, что она должна чувствовать! Чтобы преодолеть стыд или хотя бы противостоять параличу, который вызывается стыдом, на первом этапе важно сказать: «Мне стыдно». Это способ вернуть человека в контакт, в противном же случае чувство стыда полностью изолирует его от внешнего мира и помешает ему говорить. Следующий шаг состоит в том, чтобы клиент понял всю сложность своих эмоций и выразил их тому, кто присутствует Стыд и вина в сексуальности рядом и с кем у него возникли отношения. Это требует от психотерапевта особой восприимчивости и чувствительности к этому вопросу, что возможно в том случае, если он уже сам его изучил и проработал. Он должен продумать, в какой помощи нуждается этот человек, ибо своим поведением и отношением он рискует усилить стыд тем, что, предлагая слишком много поддержки, вызывает у человека еще большее чувство собственной никчемности, либо совсем уходит из поля, оставляя человека один на один с его болезненными переживаниями. Если в атмосфере наших семинаров начинает витать стыд, то мы стремимся обозначить и назвать его, отмечая, что стыд — это тяжелое, но почти неизбежное переживание. На одном из семинаров, где сексуальный стыд проявился с особой силой, мы создали следующее упражнение, состоящее из нескольких этапов: «Мне стыдно...» Каждый участник семинара в режиме автоматического письма записывает все приходящие ему на ум фразы, начиная их со слов «Мне стыдно...», оставаясь при этом в области сексуальности. Закончив самостоятельный этап работы, желающие могут прочитать свои фразы вслух. Для кого-то это будет равносильно освобождающему признанию: «Наконец-то я могу вам признаться, кто я такой на самом деле»; и это признание может оказаться первым шагом на пути к восстановлению собственного положительного образа. Статуи стыда Этот эксперимент является продолжением предыдущего. Он носит факультативный характер и предлагается только тем, кто захочет его выполнить. Объединившись в малые группы, участники семинара занимаются постановкой сцен стыда в технике живой скульптуры: Основные вопросы «скульптор» использует в качестве пластилина одного или нескольких участников группы, вылепливая из них живую картину. Этот эксперимент позволяет человеку увидеть со стороны, из чего возникает страх, смотря на происходящее, как на театральную постановку с тем преимуществом, что сам ее создатель, не будучи включенным в эту скульптуру, может комментировать свое творение, рассматривать его с разных сторон и просить актеров изменить какие-то жесты или позы. Беатрис, выбрав двух участников группы, изваяла своих отца и брата, смеющихся над тем, что у нее начались первые месячные. Встав внутрь созданной ею сцены, она ощущает желание исчезнуть, скрыть все признаки своей зарождающейся женственности. Чтобы проявить свое присутствие и поддержку, я говорю ей, что я вижу ее и слышу, что ей стыдно. Затем, когда ее место в скульптуре занимает другой человек, она смотрит на нее со стороны и замечает: «Здесь все сбиты в кучу, как в заторе, тут все завязло... И я сама завязла в своем стыде, и мне хотелось бы что-то с этим сделать». На этом работа могла бы остановиться, но фраза «Я хотела бы что-нибудь сделать» толкает меня начать следующий этап, и я спрашиваю у нее: «Что можно сделать с этой сценой, могла бы ты изменить ее, придав ей больше движения?» Чуть поколебавшись, она говорит: «Я вижу единственный выход: вымазать их в крови!» Она берет красный фломастер и с бешенством закрашивает им лист бумаги, рвет его на куски и приклеивает их на скульптуру своей семьи. «Вот так! Берите, смотрите, вот вам от меня побольше красной краски, краски моего стыда, краски моей крови!» На первом этапе Беатрис становится режиссером своего стыда, смотрит на него и присваивает его себе. Кроме того, она Стыд и вина в сексуальности показывает эту ситуацию другим людям и говорит им: «Смотрите, что сделал со мной стыд!» А ведь прежде это чувство вынуждало ее молчать и прятаться. И наконец, выразив свой гнев в разорванной на куски красной бумаге, она смогла приоткрыть для себя всю ту сложную гамму чувств, которые скрывались за стыдом и в которые она еще углубится на следующем этапе терапии. Хотелось бы, чтобы это небольшое путешествие в сопровождении вины и стыда, которые присущи всем людям, научило нас понимать и принимать их в нашей сексуальности. Даже после краткого анализа данной проблемы мы смогли констатировать, что у стыда и вины есть много различий и только одна общая черта: они оба ведут к переживанию изолированности и отчужденности. А это значит, что мы, как терапевты, будем стремиться к созданию достаточно поддерживающих отношений, дающих опору и толчок остановившемуся развитию клиента. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТУПАЯ ПО ЗЕМЛЕ КОНТРАСТОВ Сексуальность извечно была глубоко личным вопросом, который каждый человек решал сам для себя, но с некоторых пор она стала важна и для жизни общества. Мы переживаем процесс значительной сексуализации окружающей нас среды. Мы живем в окружении сигналов и символов, создаваемых средствами массовой информации, рекламой, искусством и обладающих сексуальной коннотацией. Дети тоже видят сексуальные образы, а некоторые из них открывают для себя порнофильмы в очень раннем возрасте, их повседневный язык заставил бы покраснеть наших бабушек... и тем не менее мало кто из них может получить в семье или в школе ясную и неискаженную информацию по вопросам, связанным с сексуальностью. А опрошенные мной психотерапевты в том, что касается этой родительской функции, оказались ничем не лучше всех остальных! В некоторых больших городах становятся все более заметными гомосексуальные отношения, однако в среде подростков появился целый лексикон гомофобных ругательств... Эстрадная песня и кино переживают возвращение романтизма, а число разводов неуклонно растет... Во Франции четырнадцать миллионов холостяков и число их продолжает увеличиваться... Каким образом можно объяснить эти общественные явления? Как вернуть сексуальности то место, которое она по праву должна занимать в интимной и общественной жизни человека? Сексуальность представляется нам страной контрастов, которую мы и постарались исследовать в этой трилогии «о сексуальности, любви и Гештальте». На страницах моей книги я попыталась рассмотреть эти темы в свете междисциплинарного подхода с психологической, социальной, медицинской, Заключение духовной точек зрения... Я выбрала те сюжеты, которые, как мне кажется, наиболее часто возникают на психотерапии, сознательно оставив в тени остальные вопросы. Я открыла двери своего кабинета и залов, в которых работают группы, для того, чтобы прокомментировать несколько терапевтических сеансов, проходивших в рамках гештальт-подхода. Этот путь может оказаться очень длинным, на нем то и дело встречаются преграды, и случается, что путников иногда охватывает отчаяние. Но мне знакомы и те, кто смог вновь обрести удовольствие и счастье в своей сексуальной жизни. Сама терапия не предназначена исключительно для «больных» или «совсем безнадежных» людей; она скорее представляет собой доступную каждому из нас возможность развить свой потенциал, осветить свои темные зоны, восстановить самоуважение, открыть новые грани своей личности. И в заключение я хочу отметить, что сама эта тема всегда порождает ту прекрасную энергию, что помогает оправиться от ран и травм и ведет к важным встречам и духовному росту. Приложение ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС Данный кодекс принят Европейской Ассоциацией Психотерапии (ЕАП). Преамбула Все члены национальных психотерапевтических ассоциаций, ассоциированных в ЕАП, а также их индивидуальные члены обязаны в своей профессиональной деятельности с особой ответственностью относиться к самим себе, своей терапевтической работе и к тем людям, с которыми в ходе психотерапевтического лечения у них сложились особые отношения. Национальные отделения ЕАП обязаны с особым вниманием относиться к вопросам деонтологии. Это является обязанностью обучающих терапевтов, членов и кандидатов в члены национальных отделений ЕАП. Деонтологические правила национальных ассоциаций психотерапии: 1) направлены на защиту пациентов / клиентов от злоупотреблений в использовании психотерапии практикующими или обучающими терапевтами; 2) являются обязательными правилами поведения для их членов; 3) могут использоваться для принятия решений в случае возможных жалоб. /. Поле применения Нижеуказанные правила деонтологии действительны для всех национальных ассоциаций, входящих в ЕАП, а также для их индивидуальных членов. Деонтологические кодексы всех организаций — членов ЕАП должны соответствовать деонтологическому кодексу ЕАП. Приложение 2. Профессия психотерапевта Профессия психотерапевта является отдельной дисциплиной, относящейся к области гуманитарных наук. Психотерапевты занимаются диагностикой и разработкой глобальной и ясной стратегии лечения психологических, социальных и/или психосоматических нарушений. Применяемые в ней методы основаны на научных психотерапевтических теориях. Такое лечение осуществляется посредством взаимодействия одного или нескольких пациентов / клиентов и одного или нескольких психотерапевтов; его целью является инициирование терапевтического процесса, ведущего к изменениям и к устойчивому и долгосрочному развитию клиента. Профессия психотерапевта характеризуется включенностью психотерапевта в реализацию этих целей и задач. Психотерапевт призван пользоваться своими компетенциями при уважении к ценностям и личному достоинству своего пациента / клиента, действуя в интересах последнего. Психотерапевт обязан предоставлять клиентам информацию о своей квалификации по той специальности, которой он обучался. 3. Профессиональная компетенция и совершенствование Психотерапевт обязан компетентно выполнять свой профессиональный долг, следуя при этом нормам этики. Он должен быть в курсе последних научных исследований и разработок в области психотерапии, что требует от него постоянного профессионального совершенствования. Психотерапевт может заниматься практикой с использованием только тех методов лечения и только в тех областях психотерапии, в которых он обладает документально подтвержденными знаниями и достаточным опытом работы. Приложение 4. Профессиональная тайна Психотерапевт и его коллеги по команде обязаны сохранять полную профессиональную тайну касательно всего, что стало им известно по роду их профессиональной деятельности. Такое же обязательство действует и в супервизии. 5. Рамки психотерапии В самом начале терапии психотерапевт должен обратить внимание своего клиента на его права и особо выделить следующие моменты: 1) используемый им метод (адекватный ситуации, в которой находится клиент). Он уточняет условия, с соблюдением которых протекает работа (включая случаи отмены сеансов или непредвиденной остановки терапии); 2) предполагаемую длительность терапии; 3) финансовые условия (размер гонорара, возможность бесплатной терапии, оплата пропущенных сеансов); 4) соблюдение профессиональной тайны; 5) возможность обращения в третейские организации и в суд в случае спорных вопросов. Пациент / клиент должен самостоятельно решать, хочет ли он начать лечение, и если да, то с кем (условие свободного выбора терапевта). Психотерапевт обязан выполнять свои профессиональные обязанности с учетом того, что у клиента возникают особые, специфичные для терапевтических отношений доверие и зависимость. Злоупотребление этими отношениями может начаться с того момента, как психотерапевт станет пренебрегать своими обязательствами по отношению к пациенту / клиенту с целью удовлетворения своих личных интересов (сексуальных, эмоциональных, социальных или экономических). Любые злоупотребления представляют собой нарушение специ- Приложение 189 фических деонтологических правил, касающихся профессии психотерапевта. Вся ответственность за эти злоупотребления лежит на психотерапевте. Любое безответственное действие психотерапевта, совершенное в рамках отношений доверия и зависимости, является серьезной профессиональной ошибкой. 6. Обязательство предоставлять клиенту точную и объективную информацию Вся информация об условиях прохождения пациентом / клиентом терапии должна быть точной, объективной и должна опираться на достоверные факты. Запрещается любая ложная реклама, например: 1) нереалистичные обещания выздоровления; 2) использование других терапевтических подходов, что заставит предполагать наличие у терапевта более глубокого образования, чем то, которое он имеет в действительности; ссылки на начатое, но незавершенное обучение. 7. Профессиональные отношения с коллегами В случае необходимости психотерапевт обязан работать в режиме междисциплинарного подхода, сотрудничая с представителями других наук в интересах пациента. 8. Деонтологические принципы подготовки будущих психотерапевтов Все эти деонтологические принципы в равной мере аналогичным образом применимы также к отношениям обучающего терапевта и его учеников. Приложение 9. Содействие национальному здравоохранению Обязательства психотерапевтов перед обществом заключаются в том, что они своей работой обязаны содействовать поддержанию и укреплению таких условий жизни, которые будут способствовать восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья, развитию и росту человека. 10. Исследования в области психотерапии В целях продвижения научного развития психотерапии и исследования ее достижений психотерапевт по мере возможного обязан способствовать научным исследованиям в данной области. Вышеуказанные деонтологические принципы также должны учитываться в ходе научных исследований и публикации их результатов. И в этом случае интересы пациента / клиента должны оставаться на первом месте. / /. Нарушение правил деонтологии Национальные ассоциации психотерапевтов обязаны создать соответствующие инстанции для рассмотрения жалоб и арбитража. 12. Обязанности национальных подразделений ЕАП Национальные ассоциации должны требовать от своих членов следования деонтологическим правилам, соответствующим деонтологическому кодексу ЕАП. ЛИТЕРАТУРА Избранные работы по Гешталыпу Ginger Serge etAnne (1987). La Gestalt, une therapie du contact. Paris: Hommes et groupes, 7° edition, 2003. 540 p. Ginger Serge (1995). La Gestalt: l'art du contact. Paris: Marabout-Hachette, 6° edition, 2003. 290 p. Martel Brigitte. Le travail gestaltiste de l'inceste et le moment de la cloture // Revue Gestalt. № 15. SFG. decembre 1998. P. 33-47/ Masquelier Gonzague. Vouloir sa vie: la Gestalt-therapie aujourd'hui. Paris: Retz, 1999. 143 p. Perls Fritz (Etats-Unis, 1942). Le moi, la faim et l'agressivite. Paris: Tchou, 1978. 333 p. Perls Fritz (Etats-Unis, 1973). Manuel de Gestalt-therapie. Paris: ESF, 2003. 125 p. Salathe Noel (1991). Psychotherapie existentielle: une perspective gestaltiste. Paris: Amers, 2° edition 1995. 173 p. Zlnker Joseph (1977). Se creer par la Gestalt. Montreal: Editions de l'homme, 1981. 381 p. Некоторые теоретические работы Buber Martin (1923). Je et Tu. Paris: Aubier, 1969. 172 p. De Gaulejac Vincent. Les sources de la honte. Paris: Desclee de Brouwer, 1996. 313 p. Guelfi Jean-Daniel. Psychiatrie. Paris: PUF, 1987. 932 p. Vincent Jean-Didier. Biologie des passions. Paris: Odile Jacob, 1986. 401 p. Избранные работы по сексуальности Alberoni Francesco. L'erotisme. Paris: Ramsay, 1987. 259 p. Amblard Fernande. Panser l'impensable. Jouvence, 2003. 109 p. Литература Anand Margo, L'art de l'extase sexuelle. Paris: Guy Tredaniel, 1992.572 р. Boutot Bruno. L'orgasme au masculin. Montreal: Ed Univers, 1980.190 p. Love Brenda B. Dictionnaire des fantasmes, perversions et autres pratiques de l'amour. Paris: Ed Blanche, 1997. 396 p. Castaneda Marina. Comprendre l'homosexualite. Paris, Robert Laffont, 1999. 347 p. Dolto Frangoise. Sexualite feminine. Paris: Gallimard, 1996. 576 p. Foucault Michel. Histoire de la sexualite (4 tomes). Paris, Gallimard. Friday Nancy. Les fantasmes masculins. Paris; Laffont, 1981. Friday Nancy. L'empire des femmes. Paris: Albin Michel, 1993. 373 p. Germain Bernard, Langis Pierre. La sexualite, regards actuels. Montreal: Maloine, 1990. 602 p. Heritier Francoise, Cyrulnik Boris, Naouri Aldo. De l'inceste. Paris: Odile Jacob, 1994. 212 p. Hite Shere. Le nouveau rapport Hite. Paris: Robert Laffont, 1977, 2002.582 р. L'Heureux Christine. L'orgasme au feminin. Montreal: Ed Univers, 1979. 105 p. MacDougall Joyce. Plaidoyer pour une certaine anormalite. Paris: Gallimard, 1978. 222 p. Pasini Willy. Eloge de l'intimite. Paris: Payot, 1996. 285 p. Pasini Willy (en collaboration avec Crepault Claude). L'maginaire en sexologie clinique. Paris: PUP, 1987. 96 p. Plerrat Emmanuel. Le sexe et la loi. Paris: La Musardine, 2002. 231 p. Poutrain Veronique. Enquete sur le sadomasochisme. Paris; Belin, 2003. 175 p. Reik Theodore. Le masochisme. Paris: Payot, 1971. 386 p. Stoller Robert. La perversion, forme erotique de la haine. Paris: Payot, 1975.217 р. Stoller Robert (1968). Recherches sur l'identite sexuelle. Paris: Gallimard, 1978. 391 p. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|