Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Последствия сексуальных травм обычно проявляются прямо перед оргазмом, в момент сильного возбуждения, которое специалисты называют «плато».




Фабьен 28 лет. Смущаясь, она говорит мне, что ей редко удается испытать оргазм вместе с ее другом Люком, но всегда, когда она мастурбирует.

При этом она добавляет: «Происходит что-то странное; я знаю, что это вот-вот случится, но внутри меня что-то сжимается и мне никак не удается отпустить напряжение».

Я предлагаю ей исследовать, что значит для нее «отпустить напряжение», представляя себя в этот момент в объяти-


Основные вопросы

ях Люка. Когда я протягиваю к ней руку в знак приглашения к работе, то Фабьен говорит, что со мной она может отпустить напряжение, потому что я — женщина!

«Чем же ты рискуешь, когда ты — с Люком?»

И она резко отвечает: «Он начнет меня использовать».

Она сама удивлена своим спонтанным ответом, потому что, по ее словам, Люк нежен, внимателен и с ним нечего бояться.

Я прошу ее повторить: «Он начнет меня использовать», меняя тон и силу голоса и продолжая смотреть на участников группы. Когда она посмотрела на одного из мужчин, то у нее вдруг изменился взгляд и она закричала: «Нет!» В этот момент у Фабьен всплывает одно болезненное воспоминание из ее отрочества, когда один работник с фермы ее родителей, приятный мужчина, к которому она хорошо относилась, сказав ей, что научит ее выполнять сельскохозяйственные работы, привел ее в амбар и попытался изнасиловать.

Происшествие забылось, но она сохранила недоверие к мужчинам вообще и, в частности, к тем, которые проявляли к ней внимание, предупредительность и были готовы помочь ей.

Прежде чем расслабиться и отпустить напряжение, Фабьен нужно было проработать свою травму и освободиться от сильного гнева на того столь предупредительного мужчину, прокричав ему то «нет!», которое она не могла сказать раньше. Обретение способности сказать «нет» и ассимиляция того, что теперь она может отказать, становятся необходимыми условиями ослабления контроля.

Занимаясь с клиентом психотерапией, помогая ему оставить безудержное стремление к оргазму и обратиться к пониманию собственного тела и тела своего партнера, исследуя типичные для него срывы сексуального цикла, происходящие перед оргазмом, разговаривая о духовной стороне сексуальных отношений, мы вместе идем по пути, который в Тантре называется путем развития оргазмического потенциала.


Глава 8 ФАНТАЗИИ И ПАРАФИЛИИ

Что такое парафилия?

Слово «парафилия» происходит от греческих слов «para» — «возле, около» и «philia» — «любовь». С недавних пор оно стало применяться сексологами взамен слов «перверсия» или «извращение», которые использовались для обозначения как типа сексуального поведения, так и устойчивой структуры психики (ее определение дал 3. Фрейд). А в повседневной речи, говоря, например: «Он просто извращенец!», это слово использовали с целью осуждения другого человека.

Обратимся к определению парафилии, которое предлагает известный психиатр Гельфи: «Парафилии — это виды сексуального поведения, направленного на получение оргазма, который или достигается с запрещенными в данном обществе партнерами, или сопровождается ритуализированным поиском определенных условий, никак не связанных с самим сексуальным актом». Такое определение, где упоминается общество, делает акцент на культурном факторе, а именно: то, что в одном обществе считается парафилиеи, не является таковой в другом. Гомосексуализм сейчас во Франции не считается парафилиеи, хотя в прошлом веке считался, и продолжает считаться таковой в ряде других стран.

Трудно себе представить, но «Словарь фантазий и перверсий»* называет более 500 разновидностей парафилии. Попытаемся более детально разобраться в том, что это такое.

Одна группа парафилии (эксгибиционизм, вуайеризм, мазохизм, садизм, фетишизм, уролагния, конрофилия, фротте-ризм, трансвестизм, непристойности по телефону) сопровож-

Brenda В. Love // Dictionnaire des fantasmes, perversions et autres pratiques de 1'amour. Paris: Editions Blanches, 1997.


Основные вопросы

дается выполнением ряда условностей, то есть сексуальное возбуждение связано с удовлетворением потребности в соблюдении определенного ритуала (демонстрация своего полового органа, ощущение боли, причинение боли другому, ношение необычной одежды, сексуальные игры с мочой или экскрементами, касания и трение о другого человека, произнесение незнакомке непристойностей по телефону).

Другая группа парафилий предполагает взаимодействие с партнерами, запрещенными воспитанием или социумом. В нее входят и те тяжелые парафилий, что сопровождаются нанесением телесного ущерба: педофилия, инцест, некрофилия. Сюда же можно включить зоофилию, геронтофилию и т. д. Гомосексуализм в настоящее время не входит в эту группу.

Некоторые парафилий в принципе наказуемы по закону; во Франции это эксгибиционизм, педофилия, инцест. Другие — только в том случае, если они ведут к другому преступлению, например надругательство над захоронениями некрофилами, сознательное нанесение физического ущерба садистами, запрещенное проникновение в жилище в некоторых случаях вуайе-ризма. Французский уголовный кодекс, принятый в 1993 г., увеличил меру уголовной ответственности за подобные нарушения*.

Люди издавна проявляли интерес к парафилиям, стремясь к их подавлению, сублимации или использованию, например в ходе ритуальных инициации.

История сексуальности на Западе прошла путь от эпохи, когда все парафилий считались пороками, до XIX века, когда они превратились в болезнь, что оказалось своего рода прогрессом, поскольку «извращенцы» из одержимых дьяволом превратились в больных. В это время Крафт-Эббинг** составляет пере-

См. книгу адвоката Эммануэля Пьера «Секс и закон» (Pierrat E. Le sexe et la loi. Paris: La Musardine, 2002). Крафт-Эбинг P. Половая психопатия. М.: Республика, 1996. " Захер-Мазох Л. Венера в мехах. СПб.: Азбука, 2004.


Фантазии и парафилии

чень парафилии, и двум из них дает названия: садизм (по имени маркиза де Сада) и мазохизм (по имени Захер-Мазоха)***.

Потом благодаря Фрейду парафилии стали считаться проявлением наших сексуальных импульсов. Он вывел парафилии из их гетто, когда назвал ребенка «полиморфным извращенцем», утверждая таким образом, что в каждом из нас есть зачатки таких форм поведения, которые воспитание вынуждает нас контролировать. Этот значительный шаг вперед позволяет нам, не переводя в разряд обычных некоторые неприемлемые формы поведения, использовать этот подход для психотерапевтического сопровождения таких людей. Только когда терапевт у себя самого обнаружит «семена» вуайеризма или садизма, он сможет сопровождать человека, который замкнулся на таком поведении. Ведь парафилииное поведение — это тюрьма, которую парафил создал себе сам, и откуда он неспособен совершить побег. Именно это отличает парафилию от сексуального пристрастия.

Фантазии, сексуальные игры или парафилия?

Когда человек занимается изучением своих фантазий, иногда у него возникает вопрос: «Так что же, если у меня есть садистские фантазии, значит, я садист?»

Или другой: «Мой партнер попросил меня показать ему стриптиз... Мне это понравилось... Неужели это эксгибиционизм?»

Фантазии, сексуальные игры, парафилия... Очень важно разделять эти области и не путать фантазию, какой бы жесткой она ни была, и реальное поведение.

Ги два года ходит ко мне на индивидуальную терапию, он стал разговаривать о своей сексуальности. После нескольких сеансов на эту тему он заявляет мне: «Я должен кое в чем вам признаться... У меня какие-то ненормальные фантазии, - может, я сошел с ума?..» А потом рассказал мне одну из них: «Я нахожусь с женщиной, которой внушаю страх своим огромным


\ 20 Основные вопросы

ростом и грубым голосом. Я приказываю ей принимать унизительные позы, называть себя стервой, и все это меня очень возбуждает». И он стал смотреть на меня, словно в ожидании приговора.

Я предложила ему дать название этой фантазии (он назвал ее «садистской»), а затем подумать о ее значении для его сексуальной жизни. Он отмечает, что она помогает ему поддерживать возбуждение.

Затем мы долго работаем над разделением фантазии и реального акта. В результате он заявляет, что никогда не делал этого со своей подругой и у него нет желания этого делать.

Фантазии приводят к парафилии только в том случае, если человек смешивает мысль и действие, чего не происходит в случае с Ги. Тот факт, что, фантазируя, мы начинаем различать внутри себя зачатки различных парафилии, не делает из нас опасных извращенцев... Наоборот, иногда это даже разжигает желание.

Нам кажется, что вопросы у нас должно вызывать отсутствие фантазий у клиента. Часто это связано с воспитанием, запрещающим «грешить в мыслях». Но иногда речь может идти и о более серьезной патологии.

А как же сексуальные игры, которые в какой-то мере являются воплощением фантазий в реальности? Слово «воплощение» говорит само за себя: оно предполагает действие сознательной воли и совершение выбора; здесь нас никто не принуждает совершать акт парафилии. И в то же время не всегда стоит воплощать фантазию в сексуальной игре: все зависит от самой фантазии, от партнеров и от отношений, существующих между ними.

Можно сказать, что сексуальные игры существуют на пересечении мира фантазий и мира реального сексуального поведения. Именно сексуальное поведение пользуется энергией фантазий для подготовки сексуальной встречи.


Фантазии и парафилии 121

Кристель, исследуя мир своих фантазий, признала свое пристрастие к садомазохистским фантазиям. Желая ближе познакомиться с этой практикой, она просит подругу, к которой испытывает особое доверие, сходить с ней в один из парижских баров фетишистов, где она сможет увидеть и ощутить, что с ней происходит, понять, что она хочет, а что никогда не сможет сделать. Этот визит стал важным событием в жизни Кристель, о котором, очень волнуясь, она рассказывает на сеансе психотерапии:

«Я пришла в этот бар только посмотреть, поэтому я тихонько села и стала с интересом смотреть на разворачивающиеся у меня на глазах игры, связанные с доминированием и подчинением, а также эксгибиционизмом. Меня больше всего удивляло, что люди, которые исследовали свои самые темные стороны, относились друг к другу с видимым уважением. Но когда ко мне подошел какой-то мужчина и спросил у меня, не хочу ли я стать его госпожой... то я ужасно испугалась и одновременно сильно возбудилась».

Я предложила ей провести аналогию между своими переживаниями и своей сексуальной жизнью.

«Мне в первую очередь подумалось о моей профессиональной жизни: я секретарь и каждый день я вынуждена подчиняться своему шефу, который отдает мне приказы и заставляет выполнять неблагодарную работу. Поэтому мне приятно представить себя повелевающей и требовательной богиней...»

Она продолжает: «Я ощутила большую гордость, пристально посмотрела на него и сказала, что это когда-нибудь произойдет, но сегодня я не готова...»

Кристель пришла к выводу, что этого опыта было для нее достаточно. «Я поняла свои фантазии, связанные с доминированием, и приняла их. Я уверена, что от этого что-то изменится в моей сексуальной жизни, которая превратилась в рутину».


Основные вопросы

При помощи этого эксперимента Кристель смогла в действительности принять свои фантазии, связанные с доминированием, и убедиться, что они выполняют функцию нарцис-сического восстановления. У нее не появилось потребности воплотить их в жизнь, и это ее успокоило, так как она боялась, по ее выражению, «погрузиться в извращения». Не переходя в перверсию, она все-таки сделала шаг к воплощению своих фантазий; ведь тот мужчина, который попросил ее стать его госпожой, был реальным человеком, а не бесплотной фантазией.

Склонность к парафилии может вызывать страдания, если возникает фиксация на такого рода сексуальности при игнорировании всех остальных ее форм.

Мне звонит господин Б., который намеревается начать личную психотерапию. Вот как он описал мне то, что с ним происходит:

«Я руководитель предприятия и добропорядочный отец семейства, но иногда под вечер со мной происходит что-то непонятное: я прячусь у себя в комнате, переодеваюсь в женщину и иду гулять по Парижу. Я ничего не могу с собой поделать, это сильнее меня... Потом я сильно страдаю, думая о своих детях и жене... но я знаю, что вновь буду это делать... Я ищу чего-то, что у меня нет, возможно, удовольствия...»

В данном случае мы далеки от сексуальных игр и удовольствия от переодевания; этот мужчина живет как в замкнутом круге, и его переполняет чувство вины. Помочь принять свою составляющую «травести» вместе с другими формами сексуальности и разнообразить свои бедные фантазии — такова предполагаемая терапевтическая стратегия в данном случае.

Большинство из тех, кто оказался в замкнутом круге парафилии, не имеют фантазий. У них действует оперативное мышление, для которого характерна прямая связь влечения и действия, не опосредованная никакой внутренней работой. Если


Фантазии и парафилии

же они и фантазируют, то их фантазии подобны идеям-фикс, которые они должны во что бы то ни стало реализовать.

На вопрос: «Парафил ли я?» в первом приближении можно ответить так: «У вас, как и у каждого человека, конечно же, есть зачатки парафилии...»

На пути к признанию этого может оказаться полезным следующее упражнение:

Мы предлагаем отметить в перечне парафилий те из них, что притягивают, волнуют вас более других и способны отразиться на вашей сексуальной жизни. Вы обязательно найдете одну или две, которые особо значимы для вас или чаще других появляются в ваших фантазиях.

Понимание притягательности эксгибиционизма, мазохизма или фетишизма может вызывать сильную тревогу...

Однако 3. Фрейд* еще в 1905 г. заявлял: «В каждом здоровом человеке зачатки извращений сочетаются с нормальными сексуальными склонностями».

Поэтому граница между парафилиями и так называемой «нормальной» сексуальностью размыта, а в сексуальности каждого человека присутствуют следы парафилий. Впрочем, сценарии наших сексуальных фантазий строятся по той же схеме, что и сценарии парафилов. Но их капитальное различие в том, что здоровый человек при помощи фантазии организует свою реальную жизнь, в то время как парафил лишь старается во что бы то ни стало реализовать свой сценарий.

Психотерапевтическое сопровождение парафилов

Лишь немногие парафилы приходят на консультацию по своей воле. К этому их вынуждает решение суда или желание

В своей книге «Три очерка по теории сексуальности», первое издание которой потерпело полное фиаско, Фрейд говорит о ребенке как о «полиморфном извращенце».


Основные вопросы

партнера. Психотерапевт, который принимает человека, страдающего парафилией, действуя в соответствии с законодательством своей страны, должен задать себе следующие вопросы: «Согласен ли я работать с этим человеком, и если да, то на каких условиях? Как относиться к профессиональной тайне, если данная парафилия наказуема по закону? Болен ли этот человек? Причиняет ли он страдания своему окружению или использует его?»

Это поможет терапевту сформировать собственную позицию и выбрать между отказом в терапии, разоблачением и терапевтическим сопровождением на определенных условиях...

В качестве примера мы используем отдельные моменты из терапевтической работы с Рафаэлем. Он пришел ко мне на консультацию после того, как его жена заявила, что его требования стали для нее непереносимы.

Рафаэль пришел ко мне по инициативе своей жены, которая собирается разводиться. Он очень расстроен, так как хотел бы остаться с этой женщиной и иметь от нее детей. На одном из сеансов он заговорил о своей сексуальности: «У меня есть одна особенность, которая не всегда может нравиться; моя жена вообще считает, что я сдвинутый». И он рассказал мне о том, что ему очень нравятся туфли на шпильках; при их виде он возбуждается, поэтому не может представить себе сексуальных отношений с партнершей без туфлей-шпилек.

Опираясь на наши собственные наблюдения и на клинические исследования Роберта Столлера*, уже на этом этапе мы можем выделить некоторые составляющие парафилии. Мы нашли пять критериев, которые необходимы и достаточны для диагностики и психотерапевтического сопровождения парафилии. Давайте рассмотрим их на примере случая с Рафаэлем.

Stoller R. La perversion, forme erotique de la haine. Paris: Payot, 1975.


Фантазии и парафилии

/. Поведение парафила полно враждебности

У эксгибициониста это заметно по его радости при виде испуганной жертвы, у садиста — по тому удовольствию, которое он испытывает, унижая или заставляя страдать другого человека. Но эта враждебность не всегда бывает заметна при первом контакте, а иногда человек даже направляет ее против самого же себя, как в случае мазохизма. Этот первый критерий указывает терапевту на необходимость работы по выражению клиентом подавленной враждебности и поиску здоровой агрессивности. Гештальт-подход предлагает для этого интересные возможности, которые мы уже исследовали в главе 3.

Нам пока не заметна враждебность Рафаэля, но скоро мы увидим, что она очень сильна.

2. Парафилия свюана с детской травмой

В основе парафилии лежит сексуальная травма, которую человек безуспешно пытается залечить при помощи определенного поведения.

Взгляд на парафилию, как на провалившуюся попытку получить возмещение за причиненный ущерб, позволяет нам присмотреться к ранам нашего клиента и вместе с ним поискать наиболее подходящие пути для его восстановления.

Однажды Рафаэль расскажет о своей школьной учительнице — красивой и высокомерной женщине на высоких каблуках, которая, подозвав его к себе, унижала перед всем классом за то, что он капнул чернилами на свою тетрадь. Рафаэль вспомнит свое унижение, смешанное с волнением, которое он ощутил, оказавшись рядом с ней.

Это воспоминание вернулось к нему вместе с интонациями той женщины, которые он вспомнил, слушая меня.


1 26 Основные вопросы

И тогда я предложила ему поговорить с этой самой учительницей*...

Гештальт-подход не ищет причин определенного поведения, а стремится определить, как здесь и сейчас человек воспроизводит не завершенную когда-то ситуацию и каким образом он может сдвинуться с мертвой точки. Рафаэль, разговаривая со мной так, как ему хотелось поговорить со своей учительницей, вошел в контакт со своими страхом и гневом, а также со своим сексуальным нарушением.

3. Травма предстает в виде сценария

Парафил посредством им же созданного сценария пытается воспроизвести первоначальную травму, обращая при этом ситуацию в свою пользу. Исключением из этого правила будет мазохист, чей сценарий содержит неизбежные избиения или унижения (мы еще будем говорить о проблеме мазохизма). Такой ритуал, как правило, носит повторяющийся характер и в большинстве случаев включает фактор риска, который усиливает возбуждение; например, эксгибиционист будет действовать именно там, где он может быть замечен и разоблачен.

Рафаэлю нужно, чтобы его партнерша сначала надела туфли на шпильках и прошлась перед ним, а затем, нарушив ход событий, которые привели к исходной травме, подчинилась всем его капризам.

Терапевт может разнообразить исходный жесткий сценарий, внося в него элементы неожиданности; таким образом он мобилизует креативность клиента и поможет ему осознать наличие окружающей его среды и ее возможные реакции на его сценарий.

Ma?tresse (фр.) — хозяйка, владелица, школьная учительница, а также любовница.


Фантазии и парафилии

4. В определенный момент парафил обрывает отношения с другим человеком

У парафила неизбежно наступает такая стадия, когда его партнер из человека становится вещью. Например, для мазохиста с какого-то момента партнер перестает существовать. Его роль сводится к манипуляциям с хлыстом, к произнесению унизительных слов или к обязательному выполнению мазохистского сценария.

Когда Рафаэль рассказал мне о своей любви к туфлям на шпильках, я поделилась с ним своим смущением, ведь у меня такое впечатление, что на этих шпильках никого нет! Он удивился моим словам, заметив, что иногда действительно перестает понимать, есть кто-то с ним или нет.

Я предлагаю ему нарисовать туфли со шпильками и представить себе ту женщину, что их носит, завязать с ней контакт, поговорить... И вот мы оба очень удивлены и взволнованы. Он говорит мне: «Да, да, конечно! В такие моменты я часто о ней забываю!» Затем он говорит, что боится потерять свою сексуальность, если перестанет забывать о своей жене; слушая его, можно подумать, что им вдвоем не хватит места. Эта работа связана с открытием для себя других людей и человеческих отношений.

Такой повторяющийся обрыв отношений нам представляется основной проблемой Рафаэля. Работа с ней требует особой деликатности и занимает много времени. В данном случае мы касаемся одной из основ парафилии, а именно использования другого человека для удовлетворения своих влечений.

5. Отсутствуют поиски других форм удовольствия

В попытке достичь удовольствия парафил живет, замкнувшись в жестком ритуале, подобно Рафаэлю, который не мо-


1 28 Основные вопросы

жет вообразить себе сексуальных отношений без туфель на шпильках. Он отрезан от других способов возбуждения.

Мы с Рафаэлем продолжаем ходить по кругу, обсуждая его парафилию, пока я не ощутила, как сильно мне хочется, чтобы он перестал быть узником парафилии, и, почувствовав мое ожидание, стал узником желания встретить женщину... Узнав об этом, он тут же проявил агрессивность в адрес слишком требовательных женщин, которые не принимают его таким, какой он есть вместе с его страданием.

Тема враждебности, прежде незаметная, на данном этапе терапии стала явной. Нам было сложно коснуться этого сюжета прежде всего потому, что я — женщина, которую ему так хочется видеть на пьедестале, пусть и без туфлей на шпильках! Рафаэль в какой-то мере воспроизводит со мной все тот же обрыв контакта: я должна остаться стоять на пьедестале. Мы еще обсудим с ним это сходство, когда я решу сообщить ему, что я вижу с высоты воздвигнутого им пьедестала!

Выразив мне свою агрессивность, он закричал своей жене и, как мне кажется, всем на свете женщинам: «Ты всего лишь пара туфель!»

Проявив свою агрессивность, он, однако, никоим образом не расширил палитру возможностей получить удовольствие.

Рафаэль сохранил сексуальность, отчетливо отмеченную фетишизмом. Но важно то, что он сумел включить в нее контакт со своим партнером: он стал воспринимать эротическое воображение своей жены, не отрицая при этом собственное. Самым важным стало то, что он возобновил контакт со своим непосредственным окружением.

На исходный вопрос: «Парафил ли я?» нам помогут ответить все пять критериев, разобранных на примере случая с


Фантазии и парафилии

Рафаэлем, из которых особенно важны два последних: если есть замкнутость на определенном типе поведения и обрыв контакта, то мы близки к парафилийному поведению. И наоборот, было бы ошибкой считать парафилиеи сексуальные игры взрослых по их взаимному согласию, если при этом не обнаруживаются ни замкнутость на определенном типе поведения, ни обрыв контакта.

Эрогенный мазохизм

Мазохизм — достаточно распространенная форма поведения, но в своих психотерапевтических кабинетах нам чаще всего встречается его так называемая «моральная» или «социальная» форма. Черты мазохистского характера можно обнаружить у большинства невротиков, то есть у нас с вами, что хорошо иллюстрируют слова известного психоаналитика С. Нахта*: «Мазохистский характер проявляется в неспособности человека, помещенного в объективно нормальные условия, придать своей жизни удовлетворяющий его смысл».

Добавим лишь несколько слов об этом виде мазохизма: он происходит от обращения человеком своих внутренних агрессивных сил на самого себя. В его основе лежит потребность в наказании. Мазохист нуждается в своем окружении и в садизме с его стороны. Возникает впечатление, что он приписывает своему окружению всю ту агрессивную силу, которую сам он никогда не выражает из-за глубокого и сильного страха.

Отличие эрогенного мазохизма от морального состоит в том, что целью такого человека является получение эротического удовлетворения.

Северин, герой романа Леопольда фон Захер-Мазоха, «дрессирует Ванду для того, чтобы она дрессировала его самого», заставляя ее играть жестокую Венеру в мехах.

Nacht S. Le masochisme. Paris: Denoel, 1938.

5 Зак. 3370


Основные вопросы

Об эрогенном мазохизме можно было бы упрощенно сказать, что это удовольствие от страданий. Однако в его основе более тонкий механизм: его целью является эротическое удовлетворение, которое достигается посредством поиска страданий. Боль придает мизансцене (то есть сценарию) завершенность, а зависимость и унижение со стороны мучителя делают ее более пикантной. В этой постановке важную роль играет ожидание, возбуждающее больше, чем само действие, и окрашенное страхом.

Мазохист проигрывает детскую травму, оставаясь в прежней роли жертвы, в отличие от садиста, который проигрывает ту же сцену, становясь на место победителя.

Мазохист зачарован теми отношениями насилия и подчинения, которые он поддерживает со своим палачом, и его эротическое удовольствие обусловлено отношением доминирования-подчинения, которое он все время пытается воспроизвести.

Современник Фрейда психоаналитик Саша Нахт, среди клиентов которого были несколько эрогенных мазохистов, утверждал, что они стремятся к состоянию тревожного ожидания и страха страдания.

Вопреки видимости, мазохист остается активным: вместо того, чтобы страдать от тревоги, он сам подставляет себя страданию, а стремясь избежать страха унижения, он сам их и провоцирует. Все эти поиски являются осознанными. Те же самые действия мазохист повторит и на сеансе со своим психотерапевтом, который может ощутить или чувство гнева, или желание унизить своего клиента, как будто кто-то им в это время манипулирует.

Жан-Поль — из тех, кого называют «подчиненными». После работы он целые вечера проводит в Интернете в поисках своей властительницы. На терапию его привели профессиональные проблемы. Случается, что он иногда рассказывает и о своей сексуальной жизни, но у него никогда не возникает


Фантазии и парафилии

желания изменить ее. Он очень и даже слишком мягкий мужчина с внимательным и ждущим взглядом. Но он всегда начинает злить уже через двадцать минут после начала сеанса.

Когда я говорю ему об этом, то он улыбается, словно эта ситуация ему приятна.

О формировании мазохистского поведения мы можем узнать из художественной литературы. Жан-Жак Руссо в «Исповеди» рассказывает о переживаниях ребенка, которого наказывает гувернантка:

«Мои ощущения боли и стыда были пропитаны той чувственностью, которая вызывала у меня скорее возбуждение, чем страх снова испытать их от той же самой руки [...] Кто бы мог подумать, что наказания, которые я, будучи ребенком, испытал от руки тридцатилетней девственницы, на всю жизнь сформируют мои вкусы, желания, чувства и меня самого в направлении, совершенно противоречащем обычному».

Как мы уже отмечали, человек, страдающий от мазохизма, сам никогда не заговорит об этом первым.

Брюно пришел ко мне на консультацию по поводу депрессии после болезненного расставания с женщиной. Но он заговорил о своей сексуальности и о своем мазохистском поведении лишь спустя несколько месяцев после начала терапии. Только тогда он признался мне, что это стало основной причиной ухода его подруги. Сначала она принимала весь этот театр, но по мере того, как Брюно стал требовать все больше и больше, начала чувствовать себя так, словно ее поймали в ловушку. «Она говорила мне, что я превратился в бездонную бочку!»

Сначала мы вместе долго исследовали его способность выбирать: хочет ли он изменить свое поведение или нет и какую жизнь он выбирает?


Основные вопросы

И только когда он заявил, что у него появилось желание измениться, мы приступили к исследованию всех пяти критериев, определяющих поведение парафила. Тема обрыва контакта оказалась для него самой важной. Брюно признал, что жена была нужна ему для его мазохистских постановок, во время которых у него не было с ней контакта. Он пользовался ею, как и остальным своим окружением, лишь как средством воплощения своих сценариев.

Кроме того, нас заинтересовал его разработанный до мелочей жесткий сценарий. Создавая с клиентом сценарии, которые не будут реализованы и останутся лишь фантазией, терапевт расширяет воображаемый мир его фантазий как противовес их обязательной реализации. Но тогда клиент рискует замкнуться в своих фантазиях, найдя в них убежище от реального контакта. Поэтому нам придется восстанавливать челночное движение между миром фантазий и реальным контактом.

Мазохист фиксируется на оси «доминирование-подчинение». Это означает, что он способен представить себе только такие отношения, в которых людей связывают власть, доминирование или подчинение, где сам он занимает «полюс подчинения». В данном случае нам важно восстановить движение на всей этой оси, исследуя противоположный полюс и экспериментируя с тем, что произойдет, если клиент-мазохист начнет доминировать. Таким образом мы опять вводим в нашу терапию идею необходимости совершить выбор как альтернативу тюрьмы, в которую заключил себя мазохист.

Сейчас мы используем широко применяемую в гештальт-подходе концепцию полярностей: любой черте нашего характера противостоит темная зона, которую мы избегаем и которую можно было бы назвать ее «противоположной чертой». Узнав о ее существовании, мы прежде всего стараемся от нее избавиться. Но приняв ее, мы можем обогатить свою личность. Возможно, что «мягкотелый» человек избегает пугающей его противоположной грани своего характера, в которой, однако,


Фантазии и парафилии

содержится много энергии. Контакт с волей к власти может вызвать у мазохиста творческий взрыв.

Американский гештальтист Джозеф Зинкер* определяет невротика как человека, который неспособен путешествовать меж двух противоположных полюсов и жизнь которого стереотипна.

Только когда я в качестве эксперимента предложила Жан-Полю доминировать надо мной, он стал замечать, что, занимая позицию мазохиста, он тем самым обладал надо мной властью и манипулировал мной по своей воле. Он был очень удивлен своими выводами, так как считал, что сам в первую очередь страдает от своей пассивности...

Если у человека не нарушена способность к перемещению по оси власти, то мы можем коснуться с ним другой темы, а именно, как оставить ось доминирования-подчинения. Мазохисту сложно представить себе отношения, которые не основаны на подчинении или доминировании, но мысль о таких отношениях станет первой брешью в крепких бастионах парафилии.

Садомазохизм

Поговорив о различных парафилиях и, в частности, об эрогенном мазохизме, давайте разберемся в явлении, обозначаемом термином «садомазохизм», который встречается как в литературе, так и в обыденном языке.

Это особые отношения двух людей, построенных по определенным правилам, которые определяются интеракциями доминирующего и доминируемого при условии их взаимного

Zinker J. Se creer par la Gestalt. Montreal: Editions de l'homme, 1981.


Основные вопросы

согласия на такие отношения. Обычно партнеры договариваются о рамках, определяющих степень участия каждого из них в таких отношениях; эти рамки позволяют остановиться, если они того пожелают. Как правило, для этого выбирается какое-то ритуальное слово, например «стоп», которое любой из них может произнести без всяких объяснений со своей стороны. Эта практика напоминает ролевую игру, перед началом которой партнеры выбирают себе полюс доминирования или подчинения и договариваются о ее правилах.

Информацию по этой теме можно найти в книге покойного пастора Дусе*, который помогал представителям сексуальных меньшинств. Кроме того, несколько лет назад было опубликовано очень хорошее социологическое исследование** садомазохизма на пересечении сексуальности, эротики, эмоций и властных игр. Эти работы помогут терапевтам отказаться от клише, существующих во взглядах на эти практики, научиться отличать их от патологического поведения и с уважением относиться к таким клиентам.

Сопровождая тех, кто занимается экстремальными формами сексуальных практик, психотерапевт не должен путать эти практики с парафилиями, то есть с мазохизмом и садизмом.

Садомазохизм отличается от парафилии прежде всего тем, что партнеры признают рамки и правила игры, а парафил никогда не играет. Кроме того, в случае садомазохизма каждый партнер — это субъект и они оба решают заниматься этой практикой; а в случае парафилии один человек всегда является объектом. И наконец, сначала они обсуждают и договариваются и только потом проигрывают свои желания, а в случае парафилии один человек насильно заставляет другого выполнять свои желания.

Douce J. Le sadomasochisme en question. Paris: Lumiere et justice,

1989.

Poutrain V. Sexe et pouvoir, enquete sur le sadomasochisme. Paris:

Belin, 2003.


Фантазии и парафилии

Эти различия оказали ценную помощь Франсуа, который, осознав свои ритуалы, решил, что становится извращенцем. Ему помогло представление о игре и ее правилах; он стал пользоваться им при выборе партнеров для своих экспериментов.

Садомазохистские практики при условии соблюдения правил игры и отсутствия злоупотребления властью могут использоваться партнерами для игрового исследования властных отношений внутри пары. Это исследование поможет им жить иначе.

Жиль и Бландин живут вместе и уже несколько лет практикуют садомазохизм. Они относятся к этой практике как к игре, в которой участвуют только они вдвоем. Они признались, что эти игры оздоровили их повседневную жизнь, предоставив им возможность играть с тем, что могло бы стать предметом взаимных упреков и обид.

Так же, как и в случае всех остальных маргинальных сексуальных практик, в обязанности психотерапевта входят поиск необходимой информации по данному вопросу и внимательное отношение к собственным чувствам и мыслям, что позволит не влиять своими реакциями или фантазиями на ход терапии. Убедившись, что поведение клиента «добровольно, основано на согласии с другим человеком и исключает его эксплуатацию», то есть соответствует определению сексуальной нормы из главы 1, психотерапевт может приступить к сопровождению своего клиента с целью поиска смысла и развития его сексуальности.


Глава 9 СЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Люди часто смешивают вопросы половой идентичности («Я мужчина или я женщина?») и вопросы сексуальной ориентации («Кто меня больше привлекает: представители моего пола или противоположного?»).

Эта ошибка в какой-то мере является порождением нашего общества, которое все еще принимает гомосексуалистов за людей с проблемами половой идентичности, которые не ощущают себя полностью мужчиной или только женщиной. Некоторые фильмы и театральные пьесы лишь способствуют этой путанице; в этих откровенных фарсах с завидной регулярностью появляются мужчины-гомосексуалисты в образах «дурочек», «тетушек» или того, что американцы называют «drag queens», а женщины в них изображаются как «нудные тупицы» или «неудовлетворенные дамочки».

Такая же мешанина мне встретилась и в некоторых книгах по сексуальности... Понятно, что один и тот же человек может сомневаться как в своей половой идентичности, так и в своей сексуальной ориентации, однако не стоит обобщать!

Этим двум вопросам иногда сопутствует третий: «Признаю ли я себя гомосексуалистом?»

Рассмотрим подробней все эти три темы, а также способы их психотерапевтического сопровождения.


Сексуальная ориентация и половая идентичность

Сексуальная ориентация: гомосексуализм, гетеросексуализм, бисексуализм

Гомосексуализм

В 1886 г. Р. фон Крафт-Эббинг* включил гомосексуализм в разряд перверсий. 3. Фрейд** сделал большой шаг вперед, заявив, что гомосексуальность сама по себе не является патологией и что существует несколько типов сексуальности.

Во время Второй мировой войны осуществлялись крупные гонения на гомосексуалистов, 800 000 которых подверглись депортации в нацистские концлагеря.

В 1960-е гг. гомосексуализм все еще считается социальным бичом или болезнью, с которой необходимо бороться***.

Проведя многочисленные исследования под давлением Американского движения в защиту прав гей-меньшинств, Психиатрическая ассоциация США в 1973 г. вычеркнула гомосексуализм из списка психических заболеваний.

Если в 1968 г. DSM-II определяет гомосексуальность как психическое заболевание и помещает его в разряд сексуальных отклонений, то уже в DSM-III, опубликованном в 1980 г., отмечается, что «сама по себе гомосексуальность не считается психическим заболеванием».

Всемирная организация здравоохранения признала этот факт совсем недавно — только в 1993 г.!

Начиная с 1994 г. в крупнейших городах США, Австралии и Европы в июле происходят демонстрации под названием «Gay Pride».

Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия. М.: Республика, 1996. Фрейд 3. Очерки по теории сексуальности. М.: Астрель, 2004. См. в Интернете исторический очерк Роже Франкара: http:// www.roger-francart.org/francart.htm, а также документальный телефильм "Bleu, blanc, rose, 30 ans de la vie homosexuelle".


Основные вопросы

Континуум «Гомосексуальность - гетеросексуальность»

Гомосексуализм — это сексуальная склонность почти исключительно к лицам своего пола.

Это довольно простое определение, которое не учитывает некоторые нюансы, но нам его будет достаточно. Ведь наша цель состоит не в том, чтобы поделить всех людей на две изолированные группы, а в том, чтобы предложить каждому задуматься о своей сексуальной ориентации.

Эта работа включает несколько этапов. Прежде всего необходимо задать себе вопрос: считаю ли я себя внутренне гомосексуалистом? В данном случае мы затрагиваем вопрос гомосексуальной идентичности. Отметим, что ощущение своей идентичности не является прямым следствием поведения человека: некоторые люди совершают гомосексуальные действия, не считая себя при этом гомосексуалистами, а другие называют себя гомосексуалистами, хотя у них никогда не было сексуальных отношений с партнерами одного с ними пола.

О типично гомосексуальном поведении можно говорить только применительно к сексуальным отношениям. В остальных областях и у гомосексуалистов, и у гетеросексуалов наблюдаются самые разнообразные формы отношений и поведения. Однако гомосексуалисты часто становятся жертвами карикатурных представлений о себе, которые в большой мере поддерживаются нашим страхом перед собственными гомосексуальными тенденциями. Проявления такого отношения особо заметны у подростков, которые, возможно, сами ощущают гомосексуальные чувства, но очень их боятся. В средней школе можно часто услышать ругательства «пидарас» или, еще хуже, «мерзкий пидор»!

Второй вопрос, встающий перед человеком, который определяет себя как гомосексуалиста: «Могу ли я это как-то показать или лучше об этом сказать, и если да, то кому?» Здесь мы касаемся темы признания в своей гомосексуальности («coming out»). Это трудный этап, и некоторые его так и не преодолевают, опасаясь враждебного отношения своей семьи или окружения.


Сексуальная ориентация и половая идентичность

Однако было бы интересней не делить людей на две разные замкнутые группы, а рассматривать их в континууме сексуального поведения, предложенном А. Кинси*. Этот континуум начинается от исключительной гетеросексуальности и заканчивается исключительной гомосексуальностью, включая следующие этапы:

0. Исключительная гетеросексуальность.

1. Эпизодическая гомосексуальность.

2. Преобладающая гомосексуальность.

3. Бисексуальность.

4. Преобладающая гетеросексуальность.

5. Эпизодическая гетеросексуальность.

6. Исключительная гомосексуальность.

Разрабатывая эту шкалу, Кинси основывался исключительно на факторе поведения: например, он называет бисексуалом того, кто хотя бы раз испытал оргазм с представителями обоих полов. Он совершенно не учитывает желания и возбуждения в отношении к людям того или иного пола. Возможно, в этом состоит ограниченность данной схемы. Тем не менее такой континуум может оказаться полезным для того, чтобы отказаться от ограниченных взглядов на эту тему, очень распространенных и в наше время, хотя Фрейд еще в начале XX века утверждал, что изначально любой человек — бисексуал и полиморфный извращенец...

Эту схему можно представить в виде графика (рис. 5). На оси ординат расположен «гомоэротизм», который может быть

А. Кинси (Kinsey) — американский сексолог 1940-х гг. — основатель статистической сексологии и автор фундаментальных работ о реальных формах сексуального поведения у мужчин (1948) и женщин (1953). Автор книги Sexual Behaviour in the Human Male. Philadelphia: Saunders, 1948.


Основные вопросы

Рис 5. Гомосексуальность и гетеросексуальностъ

сильным или слабым, а на оси абсцисс — «гетероэротизм», также изменяющийся от сильного к. слабому. Этот график дает нам возможность уйти от линейных представлений о гомо- и гетеросексуальности. Мы одновременно можем быть и сильно гомосексуальны и сильно гетеросексуальны, или выраженными гомосексуалами без всякой склонности к гетеросексуальности, мы также можем не обладать выраженной склонностью ни к гомосексуальности, ни к гетеросексуальности, это будет означать, что у нас неразвитая сексуальность и т. д.

Гомофобия

На этот раз речь пойдет не о том, что может привлекать, а о том, что отталкивает. Гомофобия — это неприятие гомосексуальности, в основе которого лежит страх самому стать гомосексуалистом. Это явление часто зависит от специфики культуры, но оно встречается как у гетеросексуалов, так и у гомосексуалистов.

Гетеросексуалу гомофобия может быть нужна для того, чтобы ощущать себя нормальным человеком с правильной сексу-


Сексуальная ориентация и половая идентичность

альной ориентацией. Она может помочь ему скрыть свои гомосексуальные склонности, ведь свои желания нам намного проще проецировать на окружающих.

Несколько иначе проявляется гомофобия у гомосексуалистов. Это может быть страх собственных желаний, трудности с проявлением любовных чувств, низкая самооценка и часто возникающий стыд...

Терапевтам, которые работают с гомосексуалистами, обязательно следует задуматься о собственной гомофобии и о ее возможных проявлениях, например, в выражениях типа: «Если у него есть такая психическая проблема, то он — гомосексуалист!»

Марина Кастанеда* дает гомосексуалистам, которые ищут терапевта, следующий совет: «Если ваш терапевт говорит, что он работает с гомосексуалистами так, словно они нормальные люди, то срочно меняйте своего терапевта!»

Ведь в словах «словно они нормальные» содержится обвинение в адрес анормального и неконгруэнтное отношение, проявляющееся в выражении «так, словно». Хорошенькое начало терапевтических отношений! К счастью, есть много таких терапевтов, которые прошли путь, необходимый для того, чтобы отказаться от груза подобных предрассудков.

Поиск причин

В специальной литературе можно обнаружить различные гипотезы о причинах гомосексуализма: биологические, куль-туральные, социальные, личностные. Их очень много, все они противоречат одна другой, и нас они по-настоящему не интересуют. Гештальт-психотерапевты ориентируют своих клиентов не на поиск причин, а на исследование того, как они переживают свою сексуальность и с какими проблемами сталкиваются.

Castaneda M. Comprendre l'homosexualite. Paris: Laffont, 1999.


Основные вопросы

С теми клиентами, которые начинают задумываться о причинах своей гомосексуальности, мы исследуем смысл и значение их сомнений: они сами ощущают себя ненормальными или подобные гипотезы высказываются их окружением? И какая им польза от того, что они найдут причину своей гомосексуальности?

У такого исследования есть одно преимущество: может, оно и не даст им ответов на вопросы, однако научит их говорить о своей сексуальной ориентации и поможет присвоить ее.

Эго-дистония и эго-синтония

Понятия эго-синтонии и эго-дистонии представляют особый интерес для сопровождения клиентов с проблемами сексуальной ориентации.

Гомосексуализм эго-синтоничен в том случае, если он согласуется с «эго» данного человека, то есть если этот человек не ощущает неловкости от того, что он гомосексуалист, не испытывает дискомфорта и не собирается ничего пересматривать или менять. Гомосексуализм эго-дистоничен, если он нарушает «эго» данного человека, если человеку не по себе от того, что он не понимает, правильная ли у него ориентация, если он мучается и страдает от этого.

Когда к нам на терапию приходит гомосексуалист, то именно этот вопрос мы задаем себе в первую очередь. Если этот человек не страдает от своей гомосексуальности, то она не станет основной фигурой в нашей работе. Тогда этот человек, как и любой другой, может исследовать свои сексуальные затруднения, проблемы в отношениях с партнером и т. д. Вот несколько примеров работы с эго-синтоничными гомосексуалистами:

Дениза пришла на терапию на поворотном этапе своей жизни; она недавно ушла от своей подруги и теперь хочет подвести итоги. Она не страдает от своей гомосексуальности, а


Сексуальная ориентация и половая идентичность 143

на передний план у нее скорее выступают трудности с новыми отношениями, страх потеряться и быть поглощенной другим человеком. Такой вопрос может себе задать любой, кто пережил разрыв отношений.

Гомосексуальная ориентация Денизы не стала темой нашей работы. Лишь однажды она упомянула о своей гомосексуальности, не подвергая ее при этом сомнению, в связи с тем, что у нее нет детей и она тяжело это переживает.

В терапевтическом сопровождении этой женщины следует избегать двух подводных камней: во-первых, стремления принять ее гомосексуальность за основную фигуру нашей работы и во-вторых, упрощенного взгляда на гомосексуальную пару как на гетеросексуальную, который не позволяет увидеть особенности и отличия такой пары.

Бертран не подвергает сомнению свою гомосексуальность, но ощущает необходимость скрывать ее от своих коллег по работе, которых он считает ретроградами. Сам он работает в отделе кадров. В настоящий момент он очень одинок; у него мало друзей, и кроме того, он порвал отношения со своим партнером.

Бертран не знает, как встретиться с другим человеком, потому что он не хочет афишировать свою гомосексуальность.

Как и в предыдущем случае, объектом психотерапевтической работы была не гомосексуальность клиента, а трудности ее социального проявления; частично эти сложности порождаются им самим, а частично — репрессивным отношением его окружения.

Если же человек не в ладу со своей сексуальной ориентацией, то гомосексуальность станет основной фигурой психотерапевтической работы, которая затронет такие вопросы, как давление общества, опасность открыть свою гомосексуальность социуму и семье, или, что еще более важно, сомнения в своей гомосексуальности.


\ 44 Основные вопросы

Такая работа может привести к еще большей уверенности в своей гомосексуальности или, наоборот, к смене сексуальной ориентации.

Мирей пришла ко мне на консультацию, потому что «ей все опротивело»; у нее слишком сложные любовные отношения.

Вскоре она рассказала мне, что влюблена в женщину, но ее подруга хочет разорвать их отношения. На первом этапе своей терапии Мирей пережила глубокий траур по этим отношениям и по собственному самоуничижительному жизненному сценарию: «Мне отказывают, потому что я злая, и поэтому я себя ненавижу».

После двух лет терапии Мирей смогла по-иному взглянуть на свою жизнь и спросить себя: «Что же я сейчас хочу сделать со своей жизнью? Хочется ли мне жить одной или пришло время открыться для новых отношений?»

И я подхватываю ее слова: «С женщиной?..»

Взглянув на меня, она отвечает: «Не знаю... После всего, что я пережила...»

Следующая фаза терапии связана с уточнением ориентации ее желания. Она решает начать встречаться с мужчинами, но несколько неудачных попыток убеждают ее в своей гомосексуальности.

Этот непростой выбор сопровождается страданиями: сначала она переживает одиночество, так как в данный момент у нее нет сексуальных отношений и она не знает, как встретить другого человека; наконец она встречает женщину. Их отношения длятся несколько месяцев, в течение которых она сталкивается с новой сложностью: как открыться семье и на работе? Она сталкивается с сильным социальным давлением, которое все еще окружает гомосексуалистов, и Мирей тем более сильно ощущает это давление, что испытывает сильную привязанность к своей семье.


Сексуальная ориентация и половая идентичность

Подобную сексуально-ориентационную работу следовало бы провести с теми гетеросексуалами, которые в действительности еще не выбрали свою ориентацию и продолжают придерживаться эго-дистонической гетеросексуальности, потому что так проще и того требуют традиции... В нашем обществе человеку не так легко принять и утвердить свою гомосексуальность несмотря на то, что за последние годы существующие табу в этой области претерпели определенную эволюцию.

Гомосексуальная идентичность

В начале главы мы уже упомянули о гомосексуальной идентичности, означающей способность заявить о своей ориентации и полноценно прожить ее. Такая убежденная позиция может возникнуть только во взрослом возрасте, хотя опыт подобной ориентации появляется намного раньше. Гомосексуальная идентичность складывается на протяжении всей человеческой жизни; она означает, что человек находится в ладу со своими желаниями, чувствами и поступками и признает себя гомосексуалистом. Внутри гомосексуальной личности постоянно происходит творческое приспособление к своей идентичности; это не статическое состояние, а процесс. Недостаточно самому признать себя гомосексуалистом, необходимо также признание или отвержение окружающих; все это способно усилить идентичность или ослабить ее. В глазах общества каждый человек выглядит гетеросексуалом, пока он не проявит свою обратную сторону, что непросто сделать и пережить...

Идентичность и ориентация станут более отчетливыми только с осознанием человеком своего пола (мужского или женского), что происходит в первые годы жизни. За этим следуют несколько различных по своему содержанию этапов: от первичного осознания своей гомосексуальности до ее полноценного проживания, в промежутке между которыми располагается этап принятия своей гомосексуальности.


\ 4^ Основные вопросы

{ендерная идентичность

Тендерная идентичность — это вопрос о том, согласуется ли мой биологический пол с тем, что я ощущаю внутри себя, или нет. Нередко люди начинают задавать его себе вследствие гормонального дисбаланса или физических проблем. Часто его задают себе подростки, и в некоторых случаях он является признаком начала более глубокого заболевания и даже психоза.

Проблемы половой идентичности встречаются у самых разных людей, которых было бы неправильно считать глубокими психотиками, как это делают авторы ряда работ.

Случай с Дидье служит опровержением такого мнения.

Дидье 18 лет, и он в течение полугода ходит ко мне на терапию. Дела у него не ладятся: он одинок и не успевает в школе. Первые полгода его терапии посвящены исследованию того, как он хочет жить: он собирается отделиться от своей матери, у которой множество собственных представлений о том, как ему надо жить. Со мной он ведет себя довольно сдержанно и часто уходит в мечтания. Я вижу, что он о чем-то навязчиво думает и недоговаривает.

Но однажды, набравшись храбрости, он говорит мне, что его врач считает, что у него женственное тело, и это замечание его встревожило.

Для меня его заявление было полной неожиданностью, и я прошу его рассказать об этом побольше, интуитивно чувствуя, что за этим скрываются все его недосказанности. Дидье успокоился, увидев мой интерес, и принялся очень подробно рассказывать о своей тревоге, связанной с сексуальной идентичностью. И тогда я узнаю, что он перестал разговаривать со своими одноклассниками и на больших переменах, оставшись один, принимается рисовать себя в виде женщины.

Мне понятно, что такое поведение может означать просто трудности конца подросткового периода или быть признаком


Сексуальная ориентация и половая идентичность

начинающейся шизофрении, а также быть связанным с реальными гормональными проблемами, которые действительно способны привести к феминизации этого юноши.

Параллельно с психотерапией я предлагаю ему проконсультироваться у врача-специалиста и пройти у него полное обследование*.

Посещение специалиста принесло Дидье несомненную пользу: во-первых, он столкнулся с мужчиной, с которыми редко общался в повседневной жизни. Во-вторых, этот мужчина свободно разговаривал о сексуальности, эрекции, транссексуалах...

Врач назначил ему полное обследование и сообщил обо всех формальностях, которые придется соблюдать, если он решит исполнить свое желание.

Результаты анализа показали, что на гормональном уровне он был мужчиной, на функциональном уровне у него тоже все было в порядке (сам он не осмелился мне рассказать о своем страхе того, что у него не будет такой эякуляции, какая «должна быть на самом деле»).

Тем не менее его врач, предложив начать длительную процедуру смены пола, все-таки заставил его выбрать определенную позицию. И когда Дидье снова пришел на консультацию, то он заявил мне: «Все в порядке, я — мужчина и хочу им остаться».

Спустя несколько месяцев он познакомился с девушкой и выбрал будущую профессию; я смогла отбросить опасения по поводу начинающейся шизофрении.

По мнению Роберта Столлера", половая идентичность связана с двумя важными, но отличными друг от друга утверждениями. Для мужчин фраза, образующая глубинное ядро

Во Франции такое двухдневное обследование осуществляют около десяти больниц.

Stoller R. (USA 1968). Recherches sur l'identite sexuelle. Paris: Gallimard, 1978.


Основные вопросы

половой идентичности, звучит так: «Я— мужчина». К ней присоединяется уверенность в том, что «Я мужественен (ви-рилен)».

Легко заметить разницу в значениях выражений: «быть мужчиной» и «быть мужественным»: некоторые люди понимают, что они — мужчины, но не ощущают себя мужественными (как это случается со многими травести). Трансвестизм не связан с проблемой половой идентичности. Мужчина-травести в глубине души уверен, что он — мужчина, для него скорее непонятно утверждение «Я мужественен», поэтому, стремясь найти удовольствие, он использует другую фразу: «Я женственен» или «Я веду себя как женщина».

Дидье не ощущает себя мужественным, поэтому он начинает подвергать сомнению свое чувство того, что он — мужчина; однако в конце концов его сексуальная идентичность начала проявляться с большей отчетливостью.

Что касается транссексуалов, то они не стремятся к удовольствию, а постоянно заняты поисками своей идентичности. В большинстве случаев их вообще не интересуют сексуальные отношения.

Подобные поиски своей половой идентичности и впечатление того, что человек находится не в своем теле, причиняют огромные страдания, которые могут привести к хирургической смене пола.

Смене пола во Франции соответствует длительная процедура. Предоперационный период длится от пяти до семи лет и включает год работы с психологом и полное медицинское обследование, четыре года гормональной терапии, год на работу по изменению голоса и тела и, наконец, два года жизни и работы в своем новом поле, что позволит избежать проституции, которая раньше была для таких людей единственной возможностью заработать себе на жизнь.

Такая длительная процедура мешает необдуманной смене пола и позволяет преодолеть сопутствующие ей психологиче-


Сексуальная ориентация и половая идентичность

ские проблемы. Транссексуализм — довольно распространенное явление; во Франции насчитывается примерно тридцать тысяч транссексуалов, среди которых в четыре раза меньше женщин, пожелавших стать мужчинами, чем мужчин, захотевших стать женщинами*. Во Франции оплата такой операции возмещается фондом социального страхования.

Изредка нам случается принимать на терапии транссексуалов до или после хирургической операции. Намного чаще к нам приходят клиенты с проблемами половой идентичности, не стремящиеся к хирургической смене пола. В этом случае роль психотерапевта состоит в сопровождении человека, который задается основными вопросами существования. Вместе с тем необходимо понимать пределы психотерапии и при необходимости обращаться к компетентным специалистам.

Исследования в области поддержки и сопровождения транссексуалов осуществляются ассоциацией «Gender», объединяющей врачей, юристов и психологов.


Глава 10 ИЗЛЕЧИМ ЛИ ИНЦЕСТ?

Терапевтический путь большинства тех, кто пережил инцест, включает ряд инвариантов, или обязательных стадий. Конечно, терапии каждого отдельного клиента присущ свой особый колорит, однако эти стадии (этапы) остаются главными ориентирами как для самого терапевта, так и для того, кого он сопровождает.

В терапии инцестов, завершившихся половым актом, мы выделяем пять основных этапов:

1) разрушение стены молчания;

2) выражение подавленных эмоций;

3) возмещение нанесенного ущерба;

4) перестройка отношений с другими людьми;

5) обретение удовлетворяющей сексуальности.

А теперь детально рассмотрим каждый из этих этапов.

Разрушение стены молчания

Преодоление молчания и признание случившегося

Фундаментальное значение имеет рассказ потерпевшего о случившемся. И пусть это скромное достижение (хотя и оно дается нелегко), но тем не менее такое свидетельство помогает человеку порвать с предписанием хранить молчание, исходившим от насильника или окружающих: «Это наши дела» или «Будешь говорить — с нами случится несчастье»...

Ингрид касается этой темы на сеансе индивидуальной терапии. Ей неловко говорить: ее взгляд уплывает вдаль и она замолкает посреди фразы, вздрагивая, когда я к ней обраща-


Излечим ли инцест?

юсь, словно забыв, что я нахожусь с ней рядом. Постепенно ее тело становится напряженным, и когда я прошу ее обратить внимание на телесные проявления напряжения, она отвечает: «Я боюсь... наверное, я должна никому об этом не говорить».

Мы вместе проводим исследование интроекта «об этом не нужно говорить» и постепенно с большим трудом Ингрид начинает отделять себя от фразы, которую она решила приписать своему отцу.

Вслед за ее заявлением о том, что «теперь она может говорить», следует мой совет: для закрепления полученных изменений рассказать об этом на терапевтической группе, которую она начала посещать несколько месяцев назад.

Я побуждаю ее принять ответственность за свое решение рассказать об инцесте, но такая экзистенциальная данность, как ответственность, кажется Ингрид совершенно незнакомой; принятие ответственности за свой выбор — вот что станет путеводной нитью ее последующей терапевтической работы.

Этот эпизод из терапии Ингрид еще раз подчеркивает большое значение группы, которая играет здесь роль усилителя ее слов: «Раньше я не имела права говорить об этом, а теперь рассказываю сразу десяти человекам!» Группа может предстать для клиента той воображаемой семьей, которая наконец-то его слышит.

Иногда человек, несмотря на то что ему никто не запрещал говорить об инцесте, внушает себе, что говорить нельзя, потому что «он наверняка не хотел, чтобы я об этом рассказывал(а)». Работать с такими «ауто-интроектами» намного сложнее, поскольку сами они основываются на проекциях (я воображаю себе, что он не хочет, чтобы я говорила), а не на реально сказанных и услышанных фразах. Если человек действительно получил приказ, то, поняв его смысл, он может его отвергнуть и вернуть


152 Основные вопросы

отправителю (например: «Папа, ты приказал мне не говорить, но теперь меня это злит, для меня это невыносимо, и я больше не собираюсь молчать»); но если такой приказ — лишь плод воображения клиента, то ему будет намного труднее разозлиться... на кого-то, кто ничего не говорил и, соответственно, труднее отказаться от такого интроекта.

Иногда недосказанности преодолеваются за счет реактивного образования*; в этом случае человек начинает рассказывать о себе всем и повсюду, как это произошло с Беатрис:

Эта женщина на первой же встрече предъявляет мне рассказ о пережитом инцесте как свое удостоверение личности.

Ключевым моментом терапии Беатрис стала работа с функцией personality". Слово «инцест» стало ее «паролем»; ведь о себе ей было известно лишь то, что она — «женщина, пережившая инцест» и, по ее словам, я слушала ее краем уха и по-настоящему этого не понимала...

Преодолев молчание, она ушла в противоположную полярность — в многословие, и захватила окружающее поле, как раньше захватили ее саму. Для нее я была чутким ухом, и мне нужно было жалеть ее и соглашаться со всем, что она говорит... пока она не осознает свои повторы; ведь теперь она решила, что в отношениях с ней я стану исполнять роль того объекта, которым когда-то была она сама.

Работа становится более сложной и деликатной в том случае, если клиент отказывается признать случившееся. Например, Мод отрицала сам факт происшедшего инцеста.

Реактивное образование проявляется в поведении, которое полностью противоречит тому, что человек ощущает в глубине самого себя.

Функция personality отвечает за вербальное представление субъекта о самом себе, за тот образ, в котором человек узнает самого себя. То есть это функция интегрирования всего жизненного опыта, лежащая в основании ощущения самости.


Излечим ли инцест?

Эта тема всплывает для нее в тот момент, когда она резко отпрянула, увидев, что к ней устремился один из мужчин ее терапевтической группы. Я отмечаю этот факт и спрашиваю у нее, что происходит, добавляя при этом: «Наверное, тебе грозит какая-то опасность?»

Мод смутилась и бросила на меня растерянный взгляд; в этот момент она показалась мне ребенком, который пробудился от страшного сна. Она закричала: «Нет! Неправда! Этого не было!..»

Ее захватывают эмоционально окрашенные образы, в которых на первом этапе ее работы будет доминировать чувство страха.

Итак, правда ли это? Была ли она действительно изнасилована или это фантазия? Но что значит этот вопрос для нас, психотерапевтов? Ведь задаваясь таким вопросом, мы тем самым оставляем феноменологическую позицию, которая открыта субъективно-личному человеческому опыту.

Настоящий вопрос состоит не в том, правда ли это или нет, а в том, «важно ли мне знать, в частности, по отношению к этому человеку (моему клиенту), правда это или нет?» Фокус внимания смещается: нас интересует не та Правда, которая остается уделом судей, а правда данного человека и то, как она объясняет его отношение к случившемуся. Мы вернемся к разговору об этом при обсуждении фазы возмещения нанесенного ущерба.

В процессе терапевтического сопровождения не стоит ни высказывать сомнений, которые могут стать разрушительными («Мой терапевт мне тоже не верит...»), ни усиливать впечатление реальности изнасилования, в том случае, если клиентка сомневается, было ли оно на самом деле. Вместо этого психотерапевт, используя силу внушения, может способствовать преобразованию фантазма в воспоминание*.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных