ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Не стоит забывать и о гормональном дефиците — постоянном или временном, связанном с определенным моментом жизни (например, с менопаузой). 3 страницаУ нее масса идей и энергии: «Начну с того, что закажу номер в гостинице... мы занимаемся любовью только у себя в кровати и всегда одинаково... Потом однажды утром я оставлю у его чашки с кофе загадочное приглашение... Затем я приготовлю ту сексуальную юбку, которую он обожает, шляпу, бутылку шампанского... Когда он войдет в номер и как следует меня рассмотрит, я завяжу ему глаза, как в той фантазии, которая мне сейчас так понравилась...» На этом мы останавливаемся; уже потом я узнала, что эта вечеринка имела стратегическое значение в жизни их J 70 Составляющие сексуального здоровья пары. Благодаря ей Пьер с удивлением обнаружил, что у Анетт тоже есть фантазии, а Анетт констатировала, что ее желание не умерло, а только стало угасать в суете будней. С тех пор они решили иногда дарить себе такие «фантастические вечеринки»... Фантазия также может подготовить к действию и к встрече. В этом случае она будет иметь такое же значение, как и те сеансы софрологии*, цель которых — приручить какой-то страх или подготовить к сдаче экзамена и на которых специалист будет обучать визуализации успеха. По-моему, это особенно касается тех подростков, которые предвосхищают в воображении свои первые сексуальные отношения, постоянно прокручивая ими же созданный «внутренний фильм». Фантазируя о неожиданных встречах с женщинами, думая о том, как они на него посмотрят, оценят или начнут с интересом слушать, как только он заговорит, Марк смог представить себе что-то другое, чем следующий пораженческий и парализующий сценарий: «Я неспособен заговорить с женщиной, я их никогда не интересую». Другая функция фантазии — поддержать возбуждение, когда ритмы сексуальных циклов партнеров не совпадают. Люк чувствует вину за то, что во время полового акта отдается своим фантазиям, считая, что так неким образом он изменяет своей подруге Фанни... Я приглашаю его исследовать ту функцию, которую выполняют фантазии в его семейной жизни: помогают ли они пре- Софрология — система физического и умственного расслабления, с применением восточных техник, гипноза и суггестивных методов. Основана в 1960 г. психиатром А. Кайседо, с особым успехом применяется в лечении тревожных состояний (прим. пер.). Работа с фантазиями рвать контакт, приспособиться к разнице ритмов, разбить устоявшуюся рутину или еще что-то другое...? Люк осознает, что иногда фантазии позволяют ему дождаться Фанни, и тогда она становится ему только ближе: «Фантазия, будто пикантная специя, стала необходимым компонентом наших отношений... Мне так хотелось поделиться с ней этим... но пока еще рано, я не знаю, поймет ли она». Но в другие дни ему хочется куда-то уйти или оказаться с другой, потому что она словно заснула, и тогда он чувствует себя виноватым. Когда я предлагаю ему преобразовать свою фантазию так, чтобы его чувство вины исчезло, то он отвечает: «Так что, нужно оставаться с ней, пока она совсем не заснет? Ну, это не по моей части!» «Подумай еще!» Его глаза загораются: «Ладно, она заснула, но я ее разбужу, и тогда она очнется!» И тут Люк бросается в мечты, где он, словно Рыцарь, творчески пробуждает ото сна Спящую Красавицу... Фантазия может укрепить неустойчивую «половую идентичность»: в фантазиях мы можем стать такой женщиной или таким мужчиной, какими не ощущаем себя в действительности, или поиграть со своей мужской и женской полярностями, чтобы лучше почувствовать и принять собственный пол. Именно акцент на половую идентичность и отличает записи участников семинаров: в них часто встречаются сверхженственные женщины и мужчины, уверенные в своей мужественности в силу ее особо развитых признаков. Кроме того, фантазии могут выполнять функцию защиты от перехода к действию, что можно заметить в следующей истории. Мишель — кинезитерапевт, но говорит мне, что сам оказался парализован одной своей клиенткой, с которой чувствует особую неловкость. 72 Составляющие сексуального здоровья Смущаясь, он говорит, что ощущает к ней сильное желание, но так этого боится, что становится напряженным. Я предлагаю ему пофантазировать об этой женщине... Сначала это оказывается трудным, но я продолжаю настаивать: «В фантазии ты можешь все, если только хорошенько поймешь разницу между фантазией и поступком!» Тут к нему возвращаются и юмор и вся его жизнерадостность, он начинает изобретать разные эротические ситуации, в которых они оказываются вдвоем. Фраза «в фантазии ты можешь все» стала для Мишеля определяющей. Фантазируя, он понял, что может продолжить цикл в своем воображении, не боясь перехода к действию. Вместо того чтобы блокировать свое желание, а вместе с ним и свою профессиональную компетенцию, он укрепил свою способность прерывать сексуальный цикл, не разрывая при этом самих отношений. Следуя правилам деонтологии, профессионал может в своей фантазии продолжать реально прерванный цикл; так он воспользуется энергией, заключенной в желании, не покушаясь при этом на пространство клиента. В данном случае фантазия помогает Мишелю следовать своему выбору, а не парализует его. Это стало возможным, потому что он хорошо разделил фантазию и реальность. Пока мы приводили только те примеры, в которых фантазии выполняли положительные функции, что характерно для большинства случаев. Однако есть люди, способные уходить в фантазию, чтобы избежать встречи, вызывающей у них тревогу. Тогда функцией фантазии становится бегство от реальности. Мне вспоминается Карлос; мир его воображения был развит, как ни у кого другого. На терапевтической группе, куда он начал ходить несколько месяцев назад, с особой легкое- Работа с фантазиями тью и в мельчайших деталях он описывал свои жестокие фантазии, в которых, прежде чем проникнуть в женщин, он их калечил и убивал. Я помню испуганные лица участниц группы, когда они впервые услышали рассказ Карлоса. В тот момент я им напомнила, что фантазия — это не поступок и не действие, а те, кто могут так поступать, редко способны фантазировать... Поэтому я поощрила Карлоса и впредь делиться своими фантазиями. Спустя некоторое время Карлос опять возвращается к своему фантастическому рассказу, в котором он поступает с женщинами, словно Джек Потрошитель, умножая детали, достойные пера маркиза де Сада. Он говорит торопливо и громко, полностью увлекшись своим рассказом. Мое внимание привлекают повторы в его рассказе и то, что он говорит словно для себя одного, совсем не глядя на группу; лишь на мгновение поднимая взгляд, если я прерываю его речь. Но на этот раз я предлагаю ему продолжать, глядя на одну из участниц группы... Карлос смутился и забормотал: «Но я не могу смотреть на них, когда я говорю об этом». Я: «Я тебя понимаю, но, может быть, ты все-таки попытаешься просто молча посмотреть на нее?» Карлос начинает понимать, как ему трудно подойти к женщине и заговорить с ней, но ему еще труднее представить себе их сексуальные отношения. Он констатирует, что кровавые фантазии о женском мире позволяют ему защищаться так эффективно, что ни одна женщина не хочет с ним встречаться. Только небольшое число людей используют фантазии для защиты от реальной жизни. В этом случае терапевт не станет поощрять их фантазии, чтобы не амплифицировать их трудности с контактом. Поэтому основная работа будет происходить на основе отношений, возникающих здесь и теперь. В случае Карлоса решительным шагом стало его выражение страха относительно тех, кого он терроризировал. Но ему Составляющие сексуального здоровья ч понадобилось еще много времени, чтобы осмелиться на встречу с женщиной. Наиболее распространенные фантазии Записав фантазии, мы уделяем значительное время обсуждению как самих записей, так и реакции на них слушателей и влиянию этих эротических мечтаний на их сексуальность. Наиболее часто поднимаемые темы — сексуальные отношения в необычной обстановке, отношения с тремя и большим числом партнеров, ситуации, в которых один человек подчинен другому (например, он связан или ему завязали глаза...). Но цензура действует даже при наличии анонимности, и фантазии о противозаконных или общественно неприемлемых действиях встречаются редко. Очевидны различия в фантазиях мужчин и женщин. Мы не занимались статистическими исследованиями, но на семинарах всегда говорим об этом, ведь кого-то может парализовать различие эротических воображений двух полов. Я, в частности, вспоминаю, как трудно было одной женщине читать несомненно мужскую фантазию, в которой женщина служила лишь объектом сексуального удовольствия. Не углубляясь в классификации, которые можно найти в специальной литературе*, назовем лишь те основные тенденции, что отмечаются на наших семинарах: у женщин преобладают фантазии, связанные с эксгибиционизмом, мазохизмом, гомосексуальные фантазии и фантазии, связанные с чувствами; у мужчин больше фантазий, связанных с вуайе-ризмом, фетишизмом или сексуальной инициацией, а также фантазий, в которых женщина служит объектом потребления. Pasini W., Crepault С. L'imaginaire en sexologie clinique. Paris: PUF, 1987. Работа с фантазиями Поэтому рекламные клипмейкеры и дизайнеры используют именно эти доминанты сексуальных фантазий для создания видеороликов и афиш, а также на показах мужской и женской одежды. Развитие эротического воображения Запись фантазий в группе — это важная составляющая работы по развитию эротического воображения: чужие мечтания могут обогатить внутренний мир всех участников группы и открыть перед ними новые пути. В группе некоторым людям можно предложить сыграть свою фантазию. Тогда взгляд и движение, в дополнение к словам, задействуют визуальный и кинестетический каналы, которые у кого-то лучше развиты. Канал воображения можно исследовать и на индивидуальной терапии, хотя для этого требуется больше деликатности; чтобы открыть свои фантазии другому человеку в близкой обстановке, требуются особое участие и включенность. Здесь невозможно ни раствориться в группе, где все участники выполняют одинаковое задание, ни воспользоваться гарантией анонимности. Пьер ходит на индивидуальную терапию. Он уже несколько раз пытался заговорить о своей сексуальности, вот и сейчас он вернулся к этой теме, пожаловавшись на монотонность своей сексуальной жизни. Я предлагаю ему исследовать свои фантазии, но он растерянно отвечает, что их у него не так и много. Я предлагаю ему: «Так создай ее прямо сейчас!» Ему трудно начать, поэтому я решаю включиться и добавляю несколько пикантных деталей; тогда он увлекается, и нас охватывает творческое вдохновение. В завершение он принимает решение записывать в день по фантазии, а лучшие из них преподнести своей возлюбленной. Составляющие сексуального здоровья Такая ответственная работа с Пьером стала возможной, потому что у нас создался терапевтический альянс, а Пьер сам уже неоднократно затрагивал тему сексуальности. Слова и дела Расстояние между словом и делом имеет фундаментальное значение, поэтому важно уметь различать их. А чтобы преодолеть это расстояние, необходимы здравый смысл и прозорливость: многие фантазии должны остаться фантазиями, питающими наше эротическое воображение, либо в силу того, что заключенные в них жестокость или безумство полностью исключают их реальное воплощение, либо потому, что они выполняют определенное внутрипсихическое действие, и в их реализации нет никакой необходимости, либо потому, что они образуют то воображаемое богатство, которое человек хочет сохранить в неприкосновенности. Ведь воплощение фантазии в реальность может привести к сильному разочарованию... Другие же фантазии, наоборот, могут быть воплощены в действие в ходе сексуальных игр, способных привнести творчество в отношения. Пример тому — история Анетт. В этом случае мы настаиваем на необходимости выбора: если человек решает осуществить свой выбор, то он уже не выполняет «неконтролируемое действие», а сознательно стремится к тому, чтобы дать пищу своему желанию или привнести эротизм в отношения. Такой выбор подразумевает заботу об окружающих и, прежде всего, о партнере, чье эротическое воображение, несомненно, будет отличаться. Ведь в этой области очень легко прямо с высот упасть в грязь и пошлость! Однако некоторым людям незнакомы слова; ощутив влечение, они, минуя этап психической переработки, сразу же Отметим работы Нэнси Фрайди (Nancy Friday) о мужских и женских фантазиях («Империя женщин» и «Мужские фантазии»). Работа с фантазиями 7 7 переходят к действию. В этом случае говорят об «операционном мышлении». Оно присуще большинству насильников, которые неспособны фантазировать. Даже если им кажется, что они фантазируют, то речь идет всего лишь о навязчивых мыслях, требующих своего воплощения. Фантазия об изнасиловании — это вовсе не навязчивая мысль о насилии, а тот, у кого возникла эта фантазия, вовсе не потенциальный насильник. Более того, это скорее средство, способное предотвратить насилие. Глава 5 ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД И СЕКСУАЛЬНОСТЬ Что такое «гештальт-терапия»? Постараемся кратко описать этот подход, который используется не только в психотерапии, но и в различных организациях, в сфере образования, при коучинге и консультировании на предприятиях*. «Гештальт» — это немецкое слово, происходящее от глагола "gestalten", что значит «облечь в форму, придать значащую структуру», то есть придать смысл. В центре внимания гештальт-терапии — контакт: то, каким образом мы вступаем в контакт с собой и с окружающей нас средой. Она рассматривает проявления человека в окружающей его среде во всех его измерениях: в физической, аффективной, интеллектуальной, социальной, духовной сферах. Так, на психотерапевтическом сеансе терапевт оказывается в окружающей клиента среде, а его присутствие и интервенции составят опыт клиента. Наблюдение за процессом и совместное построение смысла Гештальт-терапия предлагает не искать причины затруднений, а наблюдать за текущим процессом, за развитием контакта между человеком и окружающей его средой, а также за возможными срывами этого контакта. Это делается для того, чтобы привлечь человека к творческому приспособлению с Подробное изложение вопроса можно найти в книгах Сержа Гин-гера, Гонзага Маскелье и гештальтистов, указанных в библиографии. Гештальт-подход и сексуальность учетом собственных потребностей и желаний, а также окружающего его мира. Но творческое приспособление как способ бытия-в-мире отличается от приспособления к существующей норме, как и от отказа приспосабливаться к какой бы то ни было норме. Гонзаг Маскелье окрестил гештальт «терапией потока»*, использовав метафору реки: нам важнее не то, почему она течет, а то, насколько она полноводна. Терапевтические отношения в гештальт-подходе диалогичны: мы стремимся к встрече двух людей, к отношениям «Я— Ты», о которых мы говорили в главе 2, прекрасно понимая, что эта цель достигается не сразу, в начале терапии, а по мере проработки явлений трансфера и контртрансфера. Человек рассматривается в его собственном контексте, во всех своих измерениях, а исцеление заключено в отношениях с терапевтом, нацеленных на встречу двух человеческих существ, которую Мартин Бубер называет встречей «Я и Ты». Нам неприемлема модель «Я—Оно», в которой тот, кто приходит на консультацию, трактуется как носитель симптомов, подлежащих изучению и лечению. На место интерпретации приходит совместный поиск смысла. Мы не случайно используем слова «совместный поиск», так как терапевт тоже включен в эту работу; в этом и состоит оригинальность гештальт-подхода. Экзистенциальные и феноменологические корни Гештальта Задача психотерапии гештальт-подходом — восстановление у человека способности выбирать, с той целью, чтобы он смог стать автором своей жизни. Гештальт иногда называют терапией ответственности, что указывает на его экзистенциальные корни. На ответственности человека сфокусирована вся работа: как только обнаружат- Masquelier G. Vouloir sa vie: la Gestalt-therapie aujourd'hui. Paris: Retz, 1999. P. 49. Составляющие сексуального здоровья ся поведенческие штампы и срывы контакта, как только включатся личностные ресурсы, мы сразу же предлагаем человеку начать выбирать события своей жизни. Мы задаем вопрос Сартра: «Что ты делаешь сейчас с тем, что из тебя сделали?» Экзистенциальные вопросы очень часто возникают и в теме сексуальности. Поэтому мы определяем сексуальность как шестую экзистенциальную данность, которая связана с пятью остальными. Корни Гештальта уходят и в феноменологию. Она рассматривает субъективный человеческий опыт, а не его реальное содержание. В области сексуальности такая ориентация имеет первостепенное значение, поскольку она отмежевывает нас от подходов, в которых сексуальные проблемы рассматриваются и объясняются в контексте сексуальной патологии. Наша позиция скорее состоит в том, чтобы понять другого и принять человеческую субъективность. Реабилитация здоровой агрессивности Этому посвящен один из первых текстов Фрица Перл за, сразу отмежевавший его от психоанализа, из которого он вышел. Здоровая агрессивность необходима для роста человека. Детально остановившись на этой теме в главе 3, мы указали на важные последствия подобного утверждения для сферы сексуальности. Гештальт и сексуальность Тему сексуальности окружает стыд, и о ней иногда трудно говорить, потому что слова, связанные с сексуальностью, являются табуированными. Поэтому одной из задач гештальт-терапевта становится фасилитация высказываний клиента. Становясь тем, кто не стесняется говорить об эрекции или влагалище, терапевт тем самым побуждает клиента оставить обтекаемые фразы, помогающие избежать прямых слов. Гештальт-подход и сексуальность 81 Франсуа запутанно рассказывает о своих временных затруднениях: о том, что у него есть небольшая проблема: он не может удовлетворить свою подругу, но если не торопиться и не нервничать, то... Приходится переформулировать: «Если я правильно понимаю, то в данный момент у тебя трудности с эрекцией?» Франсуа, облегченно вздохнув, соглашается. Чтобы фасилитировать клиента и слушать его, нам нужна наша собственная здоровая агрессивность: ведь сначала нам самим надо набраться смелости и заговорить, продолжая при этом уважительно прислушиваться к клиенту. Это ценное сочетание позволяет двигаться дальше — не поглощая при этом клиента, говорить — не шокируя, провоцировать — имея возможность отступить. Ценным козырем может стать юмор. С его помощью можно обойти трудность стороной, не сталкиваясь с ней в лоб, в том случае, если необходимо приручить проблему, что сложно в силу слишком сильной тревоги клиента. Юмор неоценим, если он помогает лишь слегка коснуться проблемы, создав предпосылку для последующей работы, и если он не мешает, когда человек к тому готов, столкнуться с серьезными вещами, страданием, горем. На этом пути есть два препятствия: можно или шутить, по-настоящему не затрагивая проблему, или не уметь переходить на юмор и, оставаясь слишком серьезным, увлечь за собой другого человека. Мы на наших семинарах смеемся часто, хоть мы и не всегда обсуждаем веселые темы! Контролируемое участие Нам дорога тема контролируемого участия: как участвовать в сеансе, оставаясь самим собой, со своими эмоциями, порывами, взглядами, не поглощая и не нагружая клиента тем, что 82 Составляющие сексуального здоровья его не касается? Проходя супервизию, терапевт может оценить степень своего участия и отделить то, что может интересовать его клиента, от собственных проблем. Мы начинаем курс подготовки будущих терапевтов со следующих слов: «Мы будем учиться сопровождать людей в сфере сексуальности, но для этого давайте сначала взглянем на собственную сексуальность...» Мы не думаем, что нужно пройти через трудности своих клиентов, чтобы суметь их понять, однако необходимо исследовать свои пределы и сексуальные табу, чтобы свободно сопровождать тех, кто обращается к нам за помощью. Психотерапевты, придя на учебный семинар по сопровождению сексуальных затруднений, на три дня погружаются в эту тему, чередуя теорию, супервизию случаев из профессиональной практики и индивидуальную работу. После семинара каждый возвращается к своей профессиональной деятельности — и, будто случайно, у их клиентов возникает желание говорить о своей сексуальности... хотя они и не знают, что их терапевт интересуется этой темой! Стал ли терапевт более восприимчив или клиент почувствовал, что сегодня он может коснуться этой темы? Скорее всего и то и другое... Мы увидели, что сексуальность — это та область, в которой каждый из нас накапливает множество интроекций. Возможно, что эта склонность «интроецировать» повторяется и в терапевтических отношениях. Может быть, это лишь этап личностного роста, как у детей, которым, чтобы выбрать, сначала необходимо проглотить то, что им говорят, а может быть, это способ отказа от ответственности за свой выбор. Пьер рос в такой семье, где считалось, что «об этом нельзя говорить» и «все это — гадости». Он все еще страдает от этих слов и воспринимает свою сексуальность как биологическую необходимость: «Без этого никак», замечает он, извиняясь. Заговорив о своей сексуальности на группе и услышав свидетельства других людей, он заявляет, что может поменять Гештапьт-подход и сексуальность фразу своей матери «Об этом нельзя говорить» на фразу, которую, как ему кажется, могу сказать я: «Сексуальность жизненно важна, и говорить о ней нужно». Конечно, чтобы изменить послания из своего детства, Пьер снова интроецирует. Но он осознает это, утверждая, что ему это сейчас необходимо, чтобы избавиться от ставших ненужными фраз. Далее я побуждаю его самостоятельно придумать такую фразу, в которой нет ничего общего с посторонним и чуждым ему обязательством. Орели уже 15 лет замужем. Ей скучно в этом браке. В своем профессиональном кругу она встретила мужчину, который очень ее привлекает, и, придя на терапию, она рассказывает мне о том, как она разрывается между желанием, которое испытывает к этому человеку, и обязательством сохранять верность мужу. Ей хочется знать, что я думаю, как поступила бы я, что ей делать... Когда я говорю ей, что не буду отвечать на ее вопросы, а помогу ей принять собственное решение, она проявляет агрессию, заявляя, что я просто от нее защищаюсь, но ей все равно известны мои мысли... Постепенно она начинает понимать, что ей очень хочется, чтобы я приняла ответственность за ее выбор, так как ее тревога слишком сильна. В случае с Орели терапевт рискует стать консультантом, исповедником или гуру, что только усилит тенденцию к избеганию необходимости выбирать, несущей с собой слишком сильную тревогу. Воспитательная роль Терапевтическая позиция, помогающая человеку понять основные черты своей личности для того, чтобы совершать 34 Составляющие сексуального здоровья адекватные выборы, отличается от воспитательной позиции, задача которой — повлиять на человека или просто дать совет. Воспитательная позиция побуждает приходящего на консультацию слушать и принимать наши идеи, избегая таким образом ответственности за собственный выбор. Вместе с тем мы встречаем многих, кто безграмотен или недостаточно информирован в области сексуальности. Ничего не узнав от своих родителей, они по крохам получали отрывочную и часто ложную информацию, чаще всего от своих школьных приятелей. Поэтому мы включаем в наше сопровождение более или менее значительную воспитательную часть. Это можно сделать, порекомендовав специальные книги*, изобразив и прокомментировав схему, предоставив информацию, содержащую разные ответы на один и тот же вопрос, которые ведут к разным выборам. Роль наглядности Наглядные «опоры» — это конкретные задания, облегчающие экспрессию. Например, перед семинаром мы просим каждого участника принести какую-то вещь или журнал, обозначающие сексуальность вообще или его собственную сексуальность. Утром первого дня каждый получает возможность представить этот предмет группе и рассказать о ней в связи со своей интимной жизнью. Это задание может вызвать тревогу, но преодолеть ее поможет принесенный предмет, показав который человек тем самым уже начнет свой рассказ. Я, как сейчас, слышу слова Маризы, которая, очень волнуясь, достает в начале семинара чуть побитую ракушку и * Для этого я обычно использую следующую книгу: Germain B. et Langis P. Sexualite: regards actuels. Montreal: Maloine, 1990. Гештальт-подход и сексуальность начинает рассказывать об этом красивом, но хрупком предмете, который выстоял под ударами бури, сохранив внутри свой блеск. Я предлагаю ей перейти от метафоры к своей сексуальности и она, неожиданно для себя, рассказывает группе о сексуальном насилии, которое пережила в детстве. А Жану, который принес эротический журнал для геев, удается сказать, что его привлекают мужчины, но ему трудно понять, гомосексуалист он или нет. Возможно, без этой ракушки Мариза мучилась бы весь семинар, не зная, как заговорить, что сказать, какие использовать слова. Задание принести на семинар какую-то вещь для Жана было подобно спасательному кругу: перед семинаром он уже знал, что если ему не удастся заговорить, то он хотя бы сможет показать свой журнал. Иногда мы посвящаем часть семинара эротическим и порнографическим журналам. Пачка журналов кладется в середину круга; участникам предлагается полистать их и посмотреть. Следующее задание — разбиться на подгруппы, в которых можно обменяться впечатлениями от увиденного. Именно этот момент часто становится отправной точкой для работы многих участников группы. Я вспоминаю, как Анна удивилась тому, что она возбудилась, хотя думала, что испытает отвращение. А Сирил смотрит такие журналы, но только в одиночестве у себя дома, так как он этого стыдится. Занимаясь этим с другими людьми и говоря с ними об этом, он разрешает свое затруднение через общение. После этой работы он приходит к выводу, что он «даже не мог представить, что об этом можно с кем-то говорить». Полина, которая рассматривает журнал, вдруг становится бледной и говорит мне, что это невыносимо: она пристально смотрит на фотографию мужского члена в состоянии эрекции. Составляющие сексуального здоровья Она кричит: «Это мерзко...» и внезапно вспоминает своего дядю, который просил «быть с ним поласковей». Полина сильно гневается на него, потом ее лицо меняется, и она с отвращением говорит, что вид мужского члена ей отвратителен. Я предлагаю ей изобразить его на рисунке, и мы приступаем к работе по исследованию и дифференциации; оказывается, половой член ее дяди и половые члены других мужчин — не одно и то же. Журналы, как наглядный материал, исполняют роль амп-лификатора и ускорителя процесса. За своим отвращением Анна смогла различить возбуждение, Сирил смог спокойней отнестись к своим привычкам, а Полина затронула проблему, которую она раньше никогда не поднимала. Однако для кого-то амплификация может быть ненужной и даже вредной, поэтому мы вообще не достаем наглядный материал, когда считаем, что некоторые участники испытывают дефицит внутренних ресурсов, на которые они могли бы опереться. Иногда мы предлагаем просто изобразить мандалу собственной сексуальности. Мандала — это рисунок, который применяется в качестве наглядной опоры для медитации в некоторых восточных духовных традициях. Мы заимствовали из нее идею медитации в сочетании с рисованием. Такой рисунок помогает увидеть разные перспективы в своей работе. Периодически возвращаясь к мандале, можно обнаружить происходящие с человеком изменения. Марина смотрит на свою мандалу, в которой мечутся резкие красные черты, и комментирует: «Так вот какая у меня сексуальность... Похоже на поле битвы...» Она с упорством смотрит на красный цвет, словно забыв об остальной части рисунка, — этот цвет напоминает ей о болезненных преждевременных родах, после которых секс стал ей невыносим. Мы долго говорим об этих родах, и Марина рассказывает о том, как она страдала от того, что была совсем одна, о стыде, Гештальт-подход и сексуальность который она испытала, когда акушер грубо сообщил ей убийственную весть, и о своем чувстве вины по отношению к погибшему ребенку. Постепенно она научилась различать мужчин из ее прежней жизни (ее друга и того врача-акушера) и мужчину, с которым она живет сейчас. Год спустя, снова нарисовав мандалу своей сексуальности, она была удивлена тем, как она отличается от первой. В ней еще оставались красные линии, но они уже отступили в глубь цветущего сада, который она назвала страной своих фантазий. По ее словам, в рисунке еще есть беспорядочность, но он не такой болезненный. А что произошло бы, если бы ее битва совсем прекратилась? Преимущества терапевтической работы в группе Клиенты, которые считают, что им будет сложно говорить о своей сексуальности в группе, предпочитают касаться этой темы в интимной атмосфере кабинета психотерапевта. Однако мы полагаем, что, хотя индивидуальные сеансы на тему сексуальности тоже важны, в большинстве случаев особо полезна именно работа в группе. Коллективная работа прежде всего уменьшает драматичность проблемы. Часто человек переживает свою сексуальность как что-то постыдное, считая себя ненормальным(ой), словно такая проблема есть только у него (нее). Во время обратной связи в группе мы часто слышим: «Наконец-то я смею сказать, что у меня никогда не было оргазма», или «Я смотрю порнофильмы», или «Я думал(а), что я один (одна) страдаю из-за инцеста, а, оказывается, здесь есть несколько таких же людей... Я уже чувствую себя не таким (такой) анормальным(ой)». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|