ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отцовство — вершина мужской зрелостиМужчина обретает зрелость, когда его мужское начало достигает одного из важнейших духовных пиков развития — сознания отца. Архетип Отца поднимает мужское сознание на высокую ступень ответственности и созидания, что еще больше преобразует природу мужских энергий, сообщая им не только защищающую, но и творящую функцию. Недаром одним из могучих символов дающего жизнь отцовского начала является образ солнца. В ходе созревания реальной женщины при формировании ее мужского защищающего начала фундаментальную роль играет именно отцовский аспект ее Внутреннего Мужчины. К сожалению, многие современные мужчины страдают от дефицита прежде всего отцовского, а не мужского компонента мужественности. Что касается женщин, то они переживают дефицит женского, а не материнского аспекта женственности. Мы уже отмечали, что неженственная мать — превращается в Мачеху, а если сгустить краски этого персонажа — в Ведьму. Мужчина же, лишенный отцовского отношения к миру, невольно становится Злодеем. Незрелый мужчина воспринимает любую женщину как ребенок: он ожидает от нее большой отдачи, самопожертвования и дающего потока, избегает ответственности, ведом в сфере отношений, что естественно в отношениях матери с маленьким сыном. В то же время реальный мир воспринимает любого мужчину как Правителя. И когда мужчина оказывается несостоятелен как Правитель, то есть, будучи взрослым на вид, внутренне остается маленьким и испуганным мальчиком, — мир, оставшись без управления, начинает вокруг него разрушаться — возникают анархия и хаос. Женщина рождается с заложенным в ее природу материнским инстинктом, и, созревая духовно, развивает свою женственность. Мужчина же от рождения имеет инстинкт оплодотворения женщины, но не имеет развитого отцовского начала. Созревая, он движется в обратном женскому духовном направлении: если женщина поднимается от материнского к вершинам женственности, то мужчина — от мужественности к отцовству. Мужественность, как воля и сила, также даны мужчине от природы, как материнский инстинкт дан от природы женщине. . К отцовству же как к своей высшей духовной ипостаси, мужчина поднимается, воспходит по ступеням зрелости. Земное отцовство является одной из важнейших вершин на пути к божественному творчеству Духа. Только достигнув уровня зрелого земного отцовства, можно разглядеть еще более высокие и прекрасные пики и ландшафты Великой мужской защиты как божественной силы. Образы Добрых Волшебников, Мудрецов, Духовных Учителей символически олицетворяют созидающую силу Великого Отца. Поэтому в инициационной терапии такие архетипические темы как "Добрый Волшебник", "Духовный Учитель" и т. п.. стали одной из ведущих тем, используемых на продвинутых этапах инициационной работы, формирующей в личности фигуру зрелого Внутреннего Отца. Теме возрождения, восстановления и исцеления внутренней отцовской фигуры в инициационной терапии посвящается целый курс "отцовских" инициаций. Выращивать фигуру Внутреннего Отца нередко следует, используя наиболее архаичные образы, символизирующие отцовскую защиту, адресованную детскому слою личности. Тема "Слон", которую предлагает символдраматическая техника Ханскарла Лейнера [11], способствует установлению контакта с позитивной, оберегающей стороной отцовского начала. Интегрировать естественную природную агрессию отцовской фигуры помогает используемая в символдраматической технике тема "Бык". Для дальнейшего строительства внутренней отцовской фигуры целесообразна работа с наиболее близким детскому слою личности образом защищающего и творящего отца в облике Доброго Гнома. Для этого используется архетипическая тема "В гостях у Гнома". Инициация "В гостях у Деда Мороза" и "В гостях у Доброго Волшебника" или "Добрый Волшебник" также служат важным архетипическим материалом для формирования внутренней отцовской фигуры. Мы уже говорили о том, что, становясь истинным отцом, мужчина обретает творящую мужскую волю, а также — глубинную потребность быть отцом не только по отношению к своим близким, но — и к миру в целом. С появлением потребности оберегать и воссоздавать мир вокруг себя, мужчина достигает подлинной зрелости. То же относится к Внутреннему Мужчине реальной женщины. Когда Внутренний Мужчина не только по-мужски, но и по-отцовски (по-царски) возглавляет личность женщины, ее женственность, наконец, расцветает и источает ароматы всех своих прекрасных качеств. Царить в здоровой личности любого пола — это естественная природная функция мужского начала. Выражение "без царя в голове", возможно, означает не только "без ума", но и — "без правящего мужского начала — без внутреннего царя". Самая женственная, милая и хрупкая на первый взгляд женщина является такой именно потому, что очень надежно защищена ее зрелым Внутренним Мужчиной. Со второго взгляда не трудно заметить и почувствовать в ней ту глубинную силу, то внутреннее спокойствие и вдохновение, которые рождают у окружающих мужчин желание оберегать ее, делать для нее что-либо хорошее, служить ей в самом светлом смысле слова. Мужчины неосознанно подражают Внутреннему Рыцарю зрелой женщины, им хочется походить на него. Другими словами, зрелый Внутренний Мужчина любой женщины может незримо инициировать реальных мужчин, окружающих ее. Незрелые же мужчины испытывают одновременно большое воодушевление и большой дискомфорт, оказавшись рядом со зрелой женщиной, так как не выдерживают столь серьезной конкуренции в лице ее могучего внутреннего Защитника. Незрелый мужчина чувствует себя рядом со зрелой женщиной проигравшим. Дед Мороз и Санта Клаус — символы чистоты мужской духовной зрелости, восходящей у этих персонажей до уровня созидательной волшебной силы, которая чаще всего проявляется в дарении. Они заботятся о детях и взрослых, спасают попавших в беду, дарят подарки, радуя своих подопечных. Мужское волшебство как символ высшей отцовской силы и функция дарения в образах Санта Клауса и Деда Мороза выделены коллективным сознанием для того, чтобы можно было не только осознавать и использовать, но и инициировать, интроецировать (помещать) в личность этот высокий мужской духовный потенциал, бесконечно к нему стремясь. Образ Санта Клауса отражает больше мужское дарение, а деда Мороза — отцовское. Дед Мороз дважды отец, так как является дедом. Роль деда — самая духовная из семейных ролей. Синяя шуба Деда Мороза указывает на его силу во внутреннем мире, а красная шуба — на силу в мире внешнем. Деда Мороза сопровождает внучка Снегурочка - нарождающаяся женственность, перенимающая у него созидательную науку дарить людям радость. Снежная чистота и холодность (асексуальность) отражают чистоту и высоту духовных задач этих архетипических персонажей. Они свободны от земных страстей и человеческих слабостей. Обратимся теперь от реалий коллективной Души, "мира между мирами", как называет ее К. П. Эстес, — к социальной реальности, в которой развивается отцовская функция. Доктор психологических наук, профессор В. Н. Дружинин пишет: "При социализме у мужчин отсутствовал естественный опыт отцовства. Социализм это крушение семьи: масса матерей-одиночек, в армии власть кулака, нереализованность супругов в сексе и в общении. Массовая пропаганда высмеивала женщин, которые направлены на воспитание детей, на семью. Женщины устремились в профессиональную карьеру. Результатом явилось разрушение эмоциональных связей между ребенком, матерью и отцом. Каким же должен быть… идеальный отец? Его функции состоят в том, чтобы охранять и передавать историческую память (все мы носим фамилии отцов) и быть первым образцом правителя… (курсив наш) " [5]. "Передавать историческую память" означает, что отец предстает носителем родового сознания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|