ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности процессуальной динамики в индивидуальной инициационной терапииВ ходе практической работы нами были отмечены некоторые особенности психотерапевтической динамики в инициационной терапии. Персонажи, однажды появившись в сюжетах инициаций, нередко начинают спонтанно путешествовать из образа в образ, все более конструктивно участвуя в разрешении конфликтов внутренних сказок и сюжетов. То же можно сказать о возникающих в образах участников инициаций ландшафтах или помещениях. Архетипические фигуры центральной части мандалы — Муж и Жена — часто находятся непосредственно в доме, а удаленные от центра мандалы — по ходу образа, наоборот, стремятся попасть в свой дом. По тому, в какой степени это стремление проявляется в сюжете инициации, можно судить о степени осознанности рассматриваемых архетипических функций, о степени их интегрированности в целостную структуру Я. Нижние земные (Ведьма, Разведчик) и верхние небесные (Творец (Дух), Богиня (Душа)) архетипические персонажи меньше тяготеют к пребыванию внутри дома, при этом свободно перемещаясь в природных ландшафтах. Так отражается в символическом языке инициаций большая степень удаленности, вытесненности этих архетипических функций за пределы осознающего Я в область бессознательного. Негативные переживания, возникающие у людей при взаимодействии с некоторыми персонажами, при повторном переживании образов на ту же или близкую тему постепенно сменяются позитивными чувствами, а сами отношения между персонажами трансформируются из враждебных в миролюбивые и дружественные. Мы уже упоминали, что переживаемые в образах ведьмы, проявлявшие себя поначалу как физически неприятные или агрессивные, на более поздних этапах терапии появляются в образах спонтанно, неожиданно и весьма кстати. Они предстают в более обаятельном облике ведуний, прорицательниц или провидиц и успешно разрешают сложные конфликтные ситуации. Побежденные Драконы впоследствии также спонтанно появляются во внутренних сюжетах и начинают самоотверженно служить красавице или своему бывшему победителю, или им обоим одновременно, выказывая при этом дружескую преданность и любовь, считая героев своими хозяевами или лучшими друзьями. Нередко повторное (и неоднократное) переживание инициаций на одну и ту же тему выводит участников на более глубокий и более драматический уровень внутреннего конфликта. В то же время при повторных инициациях разрешение конфликта в пространстве внутренней сказки происходит быстрее и легче, чем в первой инициации на ту же тему. При этом наблюдается привлечение гораздо более мощных внутренних ресурсов личности. Например, два первых сюжета на тему "В плену у Злодея" одной из участниц инициаций сводились к пребыванию красавицы в плену у доброго или беззлобного злодея, от которого при желании она в любой момент могла уйти. Однако в третьей инициации на ту же тему злодей представился женщине бесчеловечным зеленым человекоподобным существом, которое не знало пощады. Именно в этом сюжете впервые появился герой-освободитель, вооруженный палицей. Он победил злодея, освободив красавицу и взяв ее в жены. В другом случае, работая с архетипической темой "В плену у злодея" во второй раз, 40-летняя женщина, выросшая без отца, обнаружила в лице ранее "доброго" злодея настоящего безжалостного врага, напрочь лишенного человеческих качеств. Это был Кощей, способный превращаться во все уничтожающего огнедышащего Дракона. В этом сюжете она впервые получила поддержку царевича-освободителя. В ходе же предыдущих инициаций, посвященных освобождениям из плена совершенно нестрашных злодеев, защищающих мужских персонажей не возникало, и женщина за свое освобождение могла благодарить лишь свои обаяние и смекалку. Проживая в воображении тему "В плену у злодея" в третий раз, та же участница инициаций была удивлена, когда действия воображаемых мужского и женского персонажей впервые оказались согласоваными и взаимопомогающими. Это взаимодействие стало залогом освобождения пленницы. Героиня ее внутренней сказки вовремя бежала от злодея, скрывшись в ближайшем селенье. Царевич-освободитель тем временем отыскал и победил коварного соперника, а затем разыскал и свою избранницу. По мере развертывания этого сюжета выяснилось, что если бы прекрасная пленница смирно сидела, дожидаясь спасения, то злодей, услышав о приближении освободителя, отдал бы приказ безжалостно покончить с ней. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|