ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информация для тренера«Как различить нравственно-доброе от нравственно-дурного? Различие это совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. И этот нравственный закон … мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью». Митрополит Филарет (Вознесенский). «Конспект по нравственному богословию» «Личность несет в себе не только все свое настоящее, но и все свое прошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокую и интимную область, известную особому нравственному сознанию, определяемому как совесть. В совести интегрирована вся нравственно осознанная деятельность человеческой личности. В каждый отдельный момент судьбы совесть — это нравственный итог пройденного человеком жизненного пути. Общепризнано, что совесть является личным сознанием и личным переживанием человека относительно правильности, достоинства и честности всего того, что им когда-то совершено. Реальность совести, как постоянно действующего личного нравственного сознания, представляется вполне очевидной. Это та реальность, с которой все люди встречаются внутри себя и в общении между собой. Как понятие и как реальность совесть является предметом не только теоретического исследования, но находит отражение в сфере народной мудрости и в описаниях художественной литературы. Философы, богословы и религиозные писатели заявляют в той или иной форме о главенстве совести в нравственной жизни. Всемирно известные описания совести в ее художественной интерпретации заключают в себе чрезвычайную этическую ценность. Они убеждают в том, что всякий человек, блуждающий в иллюзиях нравственной вседозволенности во имя достижения эгоистических и честолюбивых целей, неизбежно наталкивается на совесть, как на невидимую подводную скалу, о которую разбивается "железная логика” всех его построений. В то же время он обретает в совести ту реальную и твердую почву, утверждаясь на которой он становится способным осуществить нравственное воссоздание своей личности. Совесть относится к наиболее глубоким и ярким явлениям человеческого нравственного опыта. Она представляет собой ту замечательную способность души, с помощью которой в каждой отдельной личности преломляется общечеловеческое нравственное сознание с его аксиомами естественного нравственного закона. Поэтому именно личная совесть, а не что другое, что находится во власти самого человека, должна явиться связующим звеном двух важнейших экзистенциальных реальностей: нравственного порядка в душе и нравственного порядка во всем окружающем мире». Архимандрит Платон «Нравственное Богословие» «Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека». Святитель Николай Сербский (Велимирович) «Кто поучается урокам добродетели и не исполняет их, тот подобен человеку, который пашет, но забывает сеять». Святитель Василий Великий «Не выделывают вино и воск иначе, как через давление. Так точно и добрые дела нельзя совершать иначе, как усиленными трудами и подвигами». Святитель Димитрий Ростовский Вариант 1. Упражнение «Составители словаря» Цель: формирование представлений о добре и зле как этических категориях, проекция этих категорий на реальный опыт. Необходимые материалы: листы с высказываниями о добре и зле по числу малых групп, например: - Добрые дела не останутся без награды - Добрые дела человека переживут его самого - Делая доброе дело, не смущайся мыслью, что оно мало - Злой человек будет наказан собственной злобой - Предающийся злобе есть раб дьявола - Доброму везде добро - Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок - Злой не верит, что есть добрый - Доброму – добрая память - Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет! - Дарящие от души добро - счастливее добро принимающих - Бездействующее добро есть зло - Капля добра долбит и камень за пазухой - Источник зла есть тщеславие, а источник добра - милосердие - Бой между добром и злом уже давно выигран. Человеку осталось лишь определиться - на чьей он стороне - Вспыльчивость — ещё не злость, уравновешенность — ещё не доброта - Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. - Добро начинается с улыбки, зло - с ухмылки - Добро существует там, где его постоянно творят - Доброта - она превыше всех благ - Задумав добро, подумай: не обернётся ли злом?
Описание: организуется работа в малых группах. Каждая группа получает лист, на котором приведены несколько высказываний о добре и зле. Группе необходимо сформулировать собственное мнение по поводу этих высказываний и предложить для обсуждения в общем кругу определения категорий «добро» и «зло», используя метод «от общего к частному» (так, как это делается в словарях). Сформулированные определения обсуждаются в общем кругу. Вопросы для обсуждения? - Что такое добро и зло? В чем их основные различия? - Существуют ли абсолютные признаки добра и зла, или эти этические категории относительны? Почему? - В чем проявляется добро и зло? - Резюме ведущего: Добро и зло проявляются, прежде всего, в человеческих поступках. Во многих случаях они относительны, но есть ситуации, которые можно оценить однозначно. Так, например, злом всегда является убийство или кража, совершенные ради собственной корысти, а добром – самоотверженная помощь другому человеку, даже в ущерб собственным интересам. Вариант 2. Дискуссия-обсуждение притчи «Звезда» Цель: формирование убеждения в ценности даже единственного доброго поступка, представлений о бескорыстном характере добра. Необходимые материалы: не требуются. Описание: вниманию группы предлагается притча: «Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать на берег и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Звезда не умела говорить. Она даже не умела танцевать и бегать. Но девочке ничего этого было не надо. Она могла просто играть с ней и разговаривать. Они дружили. Но однажды ночью в океане поднялся страшный шторм. Небо и земля словно перевернулись, раздробились и смешались в разбушевавшихся волнах. К утру шторм почти утих. Девочка, проснувшись, первым делом побежала к океану. На берегу, сколько хватало глаз, лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много – тысячи, десятки тысяч! Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на берегу, среди множества умирающих звезд. И тогда девочка стала брать морские звезды, одну за другой, и бросать их в океан. Она бросала и бросала их в набегающие волны, не останавливаясь и не отдыхая. Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой и спрашивать: "Ты что это, глупая, делаешь? Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?" Тогда девочка, на минутку остановившись, посмотрела на них из-под ладони и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя.» Люди задумались. Они снова посмотрели на девочку, на ее маленькие руки, продолжавшие одну за другой возвращать в море звезды. А потом один из взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали собирать звезды с песка и бросать их в море. И каждый чувствовал, что он делает что-то доброе и хорошее. Вопросы для обсуждения: - О чем эта притча? - Каково соотношение между добрыми поступками и собственной выгодой? - Согласны ли вы с позицией героини? Почему? Резюме ведущего: Иногда человеку кажется, что от его доброго поступка ничего не изменится, что польза от него будет слишком мала, и это останавливает его. Важно помнить, что не бывает «маленького добра». Любой добрый поступок ценен и нужен тому, ради кого он совершается. Вариант 3. Упражнение «Добрый поступок» Цель: повышение самооценки, расширение спектра представлений о возможностях проявлять доброту, формирование/поддержание мотивации совершать добрые поступки. Необходимые материалы: не требуются. Описание: в этом упражнении каждому необходимо вспомнить и рассказать группе об одном своем добром поступке. Серьезный тон может задать ведущий, первым рассказав о совершенном им добром деле. В обсуждении затрагиваются следующие вопросы: - Какие чувства вы испытывали, когда рассказывали о своем поступке и когда слушали других? - Как вы думаете, с чем связано появление именно этих чувств? - Какие добрые поступки упоминались чаще других? - Что в рассказах вас удивило, показалось неожиданным?
Резюме ведущего: Очень часто человеку бывает неудобно рассказывать о своих добрых поступках – в этом есть что-то от хвастовства. Но такой самоотчет позволяет человеку обратиться к вопросу о том, а может ли он назвать себя добрым? Вариант 4. Дискуссия-обсуждение притчи «Булочка» Цель: формирование умения отличать добрый поступок от «медвежьей услуги». Необходимые материалы: не требуются. Описание: вниманию группы предлагается притча: «Муж и жена прожили вместе сорок лет. Каждое утро жена разрезала пополам свежую булочку и отдавала мужу верх, а себе брала нижнюю часть. Ей очень хотелось попробовать верхнюю часть, но, любя мужа, она отдавала ему лучшее. В день сорокалетия их совместной жизни она не вытерпела и забрала себе верх булочки, а мужу отдала ее нижнюю часть. В ответ муж сказал ей: «Какое счастье! Сколько лет я мечтал о том, чтобы съесть нижнюю часть булочки, и вот, наконец, мое желание сбылось!». Обсуждаются вопросы: - О чем эта притча? - Почему самоотверженный поступок жены нельзя назвать добрым в полной мере? Резюме ведущего: Иногда в совершении добрых поступков человек переходит грань, за которой доброта перестает быть добротой. Это часто случается тогда, когда к самоотверженности примешивается самолюбование: «Ах, какой я молодец, какой я добрый», и интересы других людей отодвигаются на второй план. Вариант 5. Упражнение «Похороны зла» Цель: формирование, поддержание мотивации совершать добрые поступки. Необходимые материалы: ведро, зажигалка или спички. Описание: участникам группы предлагается написать на листе бумаги один или несколько своих поступков, которые они могли бы назвать злыми. Организуется индивидуальная работа. Ведущий заранее предупреждает всех, что зачитывать написанное будут только желающие. Готовые листы бумаги после того, как все желающие высказались, складываются в ведро и поджигаются (вариант: рвутся на мелкие кусочки). Обсуждаются вопросы: - Какие чувства возникли, когда вы услышали задание? С чем вы их связываете? - Что помогло (или помешало) рассказать всем о своем злом поступке? - Какие чувства возникли после уничтожения листочка?
Резюме ведущего: Так случается, что человек в жизни совершает не только благородные и хорошие, но и неблаговидные поступки. Это не обязательно происходит из-за того, что человек зол или плох. Часто причины таких поступков лежат в том, что он просто не подумал обо всех их последствиях. Но, как бы то ни было, любой такой поступок заставляет человека чувствовать себя виноватым. Чувство вины – плохой спутник в жизни. Важно научиться прощать самого себя. Завершение работы. Цель: подведение итогов занятия. Необходимые материалы: не требуются Описание: ведущий подчеркивает деятельный и бескорыстный характер добра. Группа высказывается на тему: - Что нового произошло за время занятия? - Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия. Необходимые материалы: рабочая тетрадь. Описание: участникам группы предлагается выполнить письменную работу на тему: «Три добрых поступка, которые я готов совершить для моих близких в ближайшую неделю». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|