Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Все звуки есть язык.




Когда мать понимает и осознает этот факт, у нее появляется первая и самая ценная необходимая ей информация. Затем она станет прислушиваться к своему ребенку и узнавать, что он хочет ей сказать.

Малыши гениальны по своей природе. Они постоянно пробуют новые горизонты, чтобы понять, что работает а что нет. Нет более области где эта способность проявляется с большим вдохновением и упорством, чем область создания языка.

Посмотрите на малыша Дерека. Когда ему было пять недель от роду, мать бывало спрашивала его -Дерек, ты голоден? После короткой паузы, он высовывал язычок и произносил краткие но слышимые звуки – он ловил ртом воздух. Он выглядел в точности как человек умирающий от жажды в пустыне.

Вы удивитесь, как такой малыш пяти недель от роду мог знать классический образ человека умирающего от жажды?

Ответ, конечно – ниоткуда. Он и не знает. Но он голоден, и так как дыхательная система его еще несовершенна, он не может точно воспроизвести тот звук, который даст нам понять чего именно он хочет. Таким образом, он делает следующую гениальную вещь – он все изображает мимикой.

Его ответы исключительно последовательны. Если вы посмотрите, как мать кормит Дерека грудью и затем спросите – Дерек, ты голоден? – он будет выглядеть довольным и счастливым.

Это сводит нас с ума. Взрослым всегда нужен четкий ответ. Но дети весьма деятельны Когда им что -то надо, они ответят звуком или знаком. Если их потребности поняты и удовлетворены, они просто дадут вам понять своим довольным видом.

Этот довольный вид и есть ответ. Это есть «Нет, спасибо. В данный момент мне больше ничего не надо».

Взрослым часто нужно четкое ДА и четкое НЕТ. Довольного вида, который является ответом НЕТ, нам недостаточно. Иногда, когда взрослые не понимают этого, они склонны верить что четкое ДА ими понятое, было не услышано, а скорее придумано ими, и они начинают обращать меньше внимания на то что пытается им сказать ребенок.

Когда Дереку было 9 месяцев он показывал что хочет кушать говоря «Ися-Ися» и мать его конечно тут же кормила. Теперь он произнести более точный и четкий звук, потому что его дыхательная система была уже развита. Однако, смысл его послания было тем же, что и в пятинедельном возрасте.

Малыш Дерек вырос в мальчика любящего покушать, и однажды в трехлетнем возрасте, он подошел на кухне к маме которая готовила ужин и начал ныть – Дай сисю, дай сисю.

Мать сказала ему, что все голодны и после ужина она его покормит, если он хочет, но до этого ему надо набраться терпения и подождать. После этого Дерек начал произносить «Ися-ися»

Мать была глуха к его просьбам. Восьмилетняя сестра Дерека тронула мать за руку и указала ей на маленького Дерека, который сидел посреди кухни на полу, с открытым ртом, высунутым языком и сопел. Сестра напомнила матери, что Дерек не делал этого со времен его младенчества. Мать засмеялась и сказала – Да, он делает именно то, что всегда срабатывало. Это абсолютно верно – он опять использовал тот прием, который работал всегда.

Если мать слушает и слышит своего ребенка, она получает от него сообщения и отвечает ему. Ребенок радуется. Это работает. Он думает – Да, все таки на земле есть разумная жизнь! И далее он опять будет использовать этот метод общения, потому что он сработал.

Таким образом, первая ключевая составляющая программы помощи развития детской коммуникации, - ваше умение слушать. Будьте всегда начеку и прислушивайтесь к малышу.

Начните это делать с рождения. Каждый день произносимые звуки будут меняться. Когда ребенок знает, что вы слушаете, он сделает все возможное говорить с вами так часто, как это возможно. Чем больше он старается, тем более опытным он становится.

 

Часть II—Ведем диалог

Частота: 10 раз в день

Интенсивность: громкий, ясный голос

Продолжительность: примерно 60 секунд

Содержание (количество): 1 вопрос и время для ответа ребенка

Обстановка: в тихой спокойной обстановке.

Способ выполнения: Как только мать поймет, что все звуки произносимые ребенком являются языком, она может помочь ребенку использовать эти звуки в коммуникации. Есть множество способов.

Существуют определенные вопросы, которые мать задает ребенку в течение дня каждый день. Как ты себя чувствуешь? Кушать хочешь? Хочешь спать? Уписался?

Также есть другие вещи которые она говорит ребенку – Я тебя люблю, Вот наши пальчики, А это твой носик!

Мама дает малышу простые инструкции – Открой ротик! Посмотри на папочку! Оттолкнись ножками!

Мама приветствует малыша – Доброе утро! Привет!

Так как эти слова и фразы ребенок слышит очень часто, это первые фразы которые он начинает расшифровывать и понимать. Но даже до момента полного понимания ребенком фраз, он уже пытается на них ответить!

Несколько лет назад нам позвонила молодая мама и еще до того как мы успели у нее спросить, кто она и чего хочет, она включила магнитофонную запись. Мы услышали тоненький голосок ребенка, отрывистые звуки, и затем фразы – Привет, Как дела, и Я тебя люблю.

Она выключила магнитофон и спросила – Вы слышали это? Мы перечислили все что услышали. Она глубоко вздохнула с облегчением и сказала – Это мой малыш, ему 11 недель от роду. Сказав это, она положила трубку. Несомненно, еще одна жертва царства тишины.

Теперь, о чем это мы?

Как вы думаете, сколько раз ребенок слышал эти фразы – Привет, Как дела и Я тебя люблю - в первые недели своей жизни? Возможно, тысячу раз.

Неудивительно, что ребенок хочет вам сказать то же самое в ответ. Мы не будем дискутировать на тему, понимает ли он в полной мере значение слова «любовь».

Не в этом суть. Он слышит язык и он хочет использовать тот язык, который слышит.

Может быть в первую очередь его интересует музыкальность языка, но очень скоро он поймет что в совокупности слова и музыка производят мощнейший эффект на маму и папу.

На этой ранней стадии вам нужно быть последовательными в том, как вы разговариваете с малышом. Когда малыш слышит одни и те же часто повторяющиеся приветствия, вопросы, утверждения и простые инструкции в одно и то же время, он вскорости начнет их узнавать. Это помогает ему учить правила ведения диалога, первое из которых – слушать, что говорит собеседник.

Избегайте шума и хаоса в доме. Выключите радио, музыку и телевизор, чтобы малыш слышал только вас. Говорите достаточно громко, ясным голосом. Убедитесь, что вы находитесь “нос к носу” с малышом чтобы он слушал вас с удвоенным вниманием.

Теперь добавьте второй магический ингредиент. После того как вы спросите Как дела?, с интересом смотрите на ребенка, и ждите. 10, 20, 30 секунд, возможно дольше. Чем младше ребенок, тем более терпеливой вам следует быть.

Сначала вы можете не получить ответа. Но как только ребенок понимает, что это не одностороннее общение, а настоящий диалог, - и что у него есть возможность поучаствовать – он ответит.

Например, спросите у ребенка - Как дела? Затем улыбнитесь и подождите, и ребенок задвигает ручками. Так он готовит свою дыхательную систему к производству звука. Затем его тельце может начать извиваться и он произнесет «Ах» или любой другой звук.

Он пока еще не может контролировать звуки. Он просто напросто пытается сделать хороший выдох и немного его озвучить.

Когда он произнесет звук, любой, добавим еще немного волшебства. Спросите – Неужели? Я рада это слышать! Другими словами, ответьте ему!

Вы можете спросить, подходящий ли это ответ, так как вы не знаете, что означает его «Ах».

Поначалу мы не знаем, что имеет ввиду ребенок. Он просто слушает наши полные смысла звуки и понимает, рады мы или обеспокоены. Также мы должны слушать и его. Вы поймете, было ли это довольное «Ах» либо раздраженное «Ах» и ответите соответственно. Даже если вы поняли ребенка неправильно, в глазах ребенка вы все равно правы, потому что вы слушаете и отвечаете, а это именно то, что он хочет.

В первый раз он ведет с вами полноценный диалог. Вы что- то говорите, и он внимательно слушает. Затем вы затихаете и внимательно слушаете его. Затем вы отвечаете и заканчиваете диалог.

Это настоящий диалог.

Ребенку нет еще и двух месяцев и возможно от произнесения его первого звука, который весь мир воспримет как «слово», его отделяет месяцев 10.

Какое облегчение, когда не нужно ждать столь долго чтобы вести полноценный диалог со своей мамой, если ты уже такой умный и настойчивый!

Теперь вы можете организовать микро диалоги в течение дня. Сделайте из каждого маленький ритуал. Всегда держите ребенка в одном и том же положении, садитесь в одно и тоже удобное кресло и даже готовьте его заранее к диалогу говоря каждый раз «Ты хочешь поговорить с мамочкой?»

Когда он станет понимать, что это уже начало так полюбившегося ему разговора, он начнет агукать, двигаться и показывать насколько он доволен.

Задача: Дать возможность ребенку вести диалог с матерью

Частота: по крайней мере 10 раз в день

Интенсивность: громкий, ясный голос

Продолжительность: 1-2 минуты

Содержание(количество):1 вопрос который требует только одного слова- ответа.

Обстановка: тихая комната с минимальным наличием раздражителей любого рода. Положите или посадите ребенка на колени, лицом к вам.

Способ выполнения: Спросите, например, - Ты голоден? Внимательно наблюдайте и слушайте ребенка. Подождите пока ваш малыш ответит. Будьте терпеливы – это может занять 10,20, 30 и более секунд. После того как вы задали вопрос, замолчите. Не повторяйте вопроса. Это затруднит получения ответа от малыша. Когда малыш отреагирует звуком, ответьте ему.

 

Часть III—Создание конкретных (заданных) звуков

Необходимые материалы:

• простая рифма, стишок

После того как мама начнет вести такие диалоги в течение дня, она может сделать следующий шаг. Теперь мама может придумывать небольшие простые стишки для малыша. Она выбирает комфортное время и с воодушевлением начинает цитировать малышу стишок. Как и ранее, малыш находится у мамы на коленях, лицом к ней.

Первый стишок маленького Марлоу был таким:

Когда я прихожу домой

Я говорю Привет

Когда я ухожу

Я говорю Пока. (прим. В английском языке слова Привет- Пока (Hi-Bye) рифмуются ({хай-бай})

Как мы увидим далее, это очень правильный стишок. Мать малыша повторяет эту рифму несколько раз в течение дня. После нескольких дней повторения она начинает произносить малышу только часть стихотворения. Она цитирует стихотворение, но когда доходит по последнего слова последней строки, она останавливается. Она не произносит Пока. Это слово должен будет сказать малыш, и он сделает свой выбор – произнести его или нет.

Мама с интересом смотрит на ребенка и ждет, как и во время диалогов. Так как малыш уже неоднократно слышал этот стишок, он знает что в конце мама произносит Пока и сейчас этого Пока не хватает. Он хочет сказать это слово вместо мамы. Он начинает двигать ручками и извиваться. Набирает дыхание, и после примерно 30 секунд произносит «Ах».

Мама взволнована. Малыш тоже.

Малыш знает что звук Ах означает Пока. (он просто пока еще не может произнести Пока). Мама тоже знает, что звук который произнес малыш означает Пока. Но что более важно – малыш знает о том, что мама понимает что его звук Ах означает Пока. И таким образом мама и малыш совместными усилиями взломали код непонимания.

Малыш осознает, что мама знает о том, что он пытается говорить, и что не всегда звуки получаются такими как он бы хотел.

Это очень важный момент для мамы и малыша.

Большинство матерей знают, что эти моменты – когда они оставляют шум и хаос и каждодневную домашнюю рутину, садятся с малышом чтобы вместе процитировать стихотворение – это самые чудесные моменты совместного времяпровождения мамы и малыша.

Такие занятия обеспечивают речевое развитие так же, как и кормление обеспечивает питание ребенка. Когда малыш сможет заканчивать ваше стихотворение любым звуком, маме надо начать давать ребенку больше возможностей для участия.

Теперь она может проговаривать стишок, но когда доходит до последнего слова второй строки она останавливается и ждет пока малыш не произнесет звук означающий Привет. Поначалу малыш может молчать, но мама продолжает занятия, и малыш понимает, что ему дана возможность сказать еще одно слово. И опять малыш выдает звук – возможно то же самое «Ах», а возможно что то абсолютно другое.

Мама продолжает повторять ребенку тот же стишок. С каждым днем она замечает что звуки, которыми малыш отвечает, начинают изменяться. Теперь время от времени она слышит как ребенок произносит на слово Пока что то похожее по звучанию на Пока. Теперь ребенок начинает произносить заданные конкретные звуки.

Мама Юуки выбрала следующий стишок:

 

Hey diddle diddle,

The cat and the fiddle,

The cow jumped over the moon,

The little dog laughed to see such sport

And the dish ran away with the spoon.

(перевод Маршака)

 

Играет кот на скрипке,

На блюде пляшут рыбки.

Корова взобралась на небеса.

Сбежали чашки, блюдца,

А лошади смеются:

- Вот, - говорят, - какие чудеса!

(Далее основываюсь на русском варианте)

 

К тому времени как Юуки исполнилось 6 недель, мама начала говорить следующее:

Играет кот на скрипке,

На блюде пляшут ____________

После пятисекундной паузи Юуки произносит мягко «ыбки», мама продолжает –

Корова взобралась на ________

Юуки произносит – «Аа»,

Мама заканчивает стихотворение:

Сбежали чашки, блюдца,

А лошади смеются:

- Вот, - говорят, - какие _________

Юуки заканчивает стихотворение произнося «аася».

Он уже произносил два четких звука до того как ему исполнилось два месяца. Это удивительное достижение для ребенка такого возраста. Но еще более чудесным моментом была та радость, которую испытывали мать и Юуки занимаясь вместе.

К моменту когда малышу Захарии исполнилось 7 недель, он мог уже заканчивать каждую строчку этого стихотворения недостающим словом.

The owl and the pussy cat

Went to sea

In a beautiful pea green boat,

They took some honey

And plenty of money

Wrapped up in a five-pound note.

Прекрасная Кошечка с другом-Совой
По морю отправились в путь.
В лодку деньжат захватили с собой
И сладкого меда чуть-чуть.

(пер. Елена Калявина).

 

Звуки Захарии были примитивными, но каждый звук был именно тем конкретным звуком, который означал слово в конце строки.

Опять же, никто не подразумевает что у этих деток есть хотя бы мало- мальское представление о том, что такое «деньжата» или «захватить с собой», как не было и у нас когда мы будучи детьми впервые услышали это стихотворение. Но это не мешало нам наслаждаться им снова и снова. И с каждым разом мы понимали его все лучше и лучше. Ребенок испытывает ту же простую радость и – что более важно- ребенок очень доволен тем, что может принимать полноценное участие в рассказывании стихотворения.

Мамы и дети совместно создают язык, который они будут использовать пока ребенок не сможет более четко выговаривать определенные звуки, которые мы взрослые, будем воспринимать как слова.

Необходимые материалы:

- короткое стихотворение

- магнитофон

Вот простая программа занятий:

Задача: ребенок учится последовательно заполнять недостающие слова в стихотворении любыми звуками

Частота: 5 раз в день

Продолжительность: 1-2 минуты

Содержание(количество):1 произнесение короткого стихотворения

Обстановка: Тихая спокойная обстановка. Ребенок находится у вас на коленях лицом к вам.

Способ выполнения: Для начала занятий лучше придумать коротенький стишок для малыша. Таким образом, вы сможете выбрать уже знакомые ребенку слова, например имена членов семьи. Нужно выбирать простые, односложные слова такие как Привет, Пока в качестве окончания строк. Желательно чтобы строки рифмовались.

Заучите стишок и начните рассказывать его малышу. Занимайтесь в наиболее комфортное время дня, когда малыш сыт, доволен и когда вы сами настроены радостно. Произносите стишок с оживлением в голосе, эмоционально. Занимайтесь таким образом пять раз в день в течение пяти дней. На шестой день вы уже готовы дать малышу возможность поучаствовать. Читайте стишок также как и раньше, но перед последним словом последней строчки остановитесь. Не произносите последнего слова. Внимательно посмотрите на ребенка и подождите. С этого момент последнее слово в стихотворении станет словом, которое произнесет, или не произнесет ребенок, в зависимости от его выбора. Никогда больше не произносите этого слова при чтении стишка, так как это нарушит вашу договоренность с ребенком. Как только вы замалчиваете слово – оно становится словом, которое должен произнести малыш.

С этого момента очень важно уметь ждать, потому что процесс может занять от 30 секунд и более. Постепенно вы поймете, сколько времени нужно вашему малышу на ответ.

Когда малыш произнесет звук, вы разумеется, обрадуетесь. Обнимите и поцелуйте малыша, чтобы он знал, что вы поняли его. Если малыш не произносит звука после минуты ожидания, спросите – Тебе понравился стишок? Подождите, захочет ли он отвечать на этот вопрос, и затем завершите занятие.

Когда малыш сможет произносить любой звук, неважно какой, вместо последнего слова стихотворения, тогда и только тогда вы можете начинать работу с другой строкой стихотворения. Если малышу 5-6 недель, двух этих слов будет достаточно. Вы увидите как упорно он трудится, стараясь выдохнуть звук каждый раз когда вы будете читать ему стихотворение.

Как только вы увидите, что стишок хорошо освоен и дается малышу с легкостью, вы можете переходить к другому стихотворению. Как только малыш начнет ползать, его дыхательная система начнет развиваться не по дням, а по часам, и он сможет общаться гораздо лучше.

Теперь он начнет практически вас перебивать, когда вы будете рассказывать ему стишок. Ему нужно больше слов. На этом этапе используйте привычную частоту занятий и последовательность, но теперь пропустите три или четыре слова в новом стихотворении.

Ниже приведен пример, где цифрами указано в какой последовательности нужно пропускать слова.

Twinkle, twinkle, little star (2)

How I wonder what you are (3)

Up above the world so high (4)

Like a diamond in the sky (1)

 

Гори, сияй из темноты, (2)

Скажи мне звездочка – кто ты? (3)

Над миром ты струишь свой свет (4)

Как драгоценный самоцвет. (5)

(перевод ( realtiger)

 

Когда ребенок с легкостью справить с этим стишком, продолжайте дальше пропускать слова:

 

Twinkle, twinkle (5) little star (2)

How I wonder (6) what you are (3)

Up above the world (7) so high (4)

Like a diamond (8) in the sky (1)

 

Гори, сияй (5) из темноты, (2)

Скажи мне (6) звездочка – кто ты? (3)

Над миром (7) ты струишь свой свет (4)

Как драгоценный (8) самоцвет. (5)

(перевод ( realtiger)

 

На данной стадии, старайтесь отдать ребенку наиболее интересные слова в строке. Если в слове два или более слогов, вы можете помочь малышу произнося первые один-два слога например: «Как драгоцен_____само___»

Таким образом ребенок продолжает расширять свое участие и его не останавливает длинное сложное слово.

Произнесенный звук может быть любым. Помните, что мы не ждем произнесения слов. Вы даете ребенку возможность использовать его собственные звуки и совершенствовать их, тогда когда ребенок сможет это сделать. Таким образом, у вас и у ребенка появится подборка любимых стихотворений. Стоит время от времени возвращаться к старым разученным стишкам и повторять их опять с ребенком. Вы увидите что звуки произносимые малышом, становятся более четкими чем были раньше.

Пожалуйста, обратите внимание: Полезно записывать некоторые занятия на пленку. Когда вы будете проигрывать эти записи, вы сможете усилить звук и более четко услышать звуки, произносимые ребенком. Вы сможете не только услышать то, чего не слышали ранее при занятиях с ребенком, но и заметите что некоторые звуки вполне конкретные. Голос ребенка мягкий и трудно различим, и эти записи могут оказаться весьма полезными. Они также станут одним из ценнейших воспоминаний раннего детства вашего малыша.

 

Часть IV—Таблица с ответами

Необходимые материалы:

• Таблица с ответами (11" на 11")

Мы живем в необычные времена. Часть нашего общества все еще думает, что новорожденные способны понимать очень мало, в то время как другая часть общества обнаружила что даже младенцы могут усвоить язык жестов. Это в действительности так, дети могу освоить язык жестов и это дает им еще одну возможность коммуникации. Если вам знаком язык жестов, вам стоит обучить ему своего ребенка – он быстро научится, если у вас в семье один из ее членов страдает пониженным слухом либо отсутствием слуха, и это даст вашему ребенку возможность легко с ним общаться. Однако, если язык жестов вам незнаком, либо у вас нет глухих родственников, мы бы предложили вам посвятить ценное время общения с ребенком в изучении и освоении простой таблицы с ответами. Вместо языка жестов. Ваш ребенок быстро поймет другой вид коммуникации и он будет способствовать вашему сближению с ребенком. Начните работу с таблицей с простого ДА и НЕТ. Но при продвижении вперед, с наработкой опыта и уверенности, вы сможете ставить задачи на выбор более сложные и комплексные.

Задача: Обнаружить потребности и желания вашего ребенка.

Цель: Дать ребенку возможность общения с использованием простой таблицы ответов.

Частота: по крайней мере 10 раз в день

Интенсивность: громким, ясным голосом.

Продолжительность: от нескольких секунд до 30 секунд, либо столько, сколько понадобится вашему ребенку для того чтобы сделать выбор.

Содержание: Задайте ребенку вопрос и легонько возьмите его за ручку. Подведите ручку ребенка к словам ДА и НЕТ, в то время как вы их попеременно произносите. (покажите ему ДА и НЕТ). Опустите ручку ребенка в исходное положение и позвольте ребенку самому сделать выбор, показать ДА или НЕТ. Ребенок потянется ручкой к ответу, который хочет вам показать.

Если вы не можете определить его движение к ДА либо НЕТ, стоит опять вернуть его ручку в положение покоя и начать процесс заново – начиная с вашего вопроса, затем показывая на варианты ответа и затем давая ему возможность сделать выбор. Возможно вам потребуется повторить действия несколько раз. Ребенку нужно понять, что вы от него хотите. Никогда не подводите его руку к ответу самостоятельно. Либо ребенок сам показывает вам свой выбор, либо вы начинаете занятие сначала. Это просто.

Постарайтесь не пропустить ни одного признака ответа, который может дать вам ребенок. Наберитесь терпения. Процесс требует деликатности и навыка. Вначале вы можете чувствовать себя слегка неуверенно. Как и любая другая мама. Но если вы верите в способности вашего ребенка, он непременно их вам покажет. Иногда вы будете делать ошибки. Если вы почувствовали что сделали что-то неправильно, либо просто неуверенны, задайте другой вопрос для того чтобы убедиться что первый ответ вашего ребенка был именно тем, что он хотел вам сказать. Скажите «Ты выбираешь ДА. Это действительно твой ответ?» Дети чудесны. Они не ждут, что мы будем идеальны, они просто хотят чтобы мы старались и когда мы действительно стараемся, они проявляют удивительное терпение и прощают нам ошибки.

Когда у вас начнет получатся с ДА и НЕТ, вы можете постепенно добавлять другие варианты, например Я НЕ ЗНАЮ и НИ ОДИН ИЗ ОТВЕТОВ. Возможно, что ребенок может не отвечать и потому, что ему НЕЧЕГО ответить на ваш вопрос, либо его ответа нет в предложенных вами вариантах.

Задавайте реальные вопросы. Это не игра – это возможность настоящего общения. Это также не тест уровня знаний вашего малыша. Задавайте те вопросы, которые действительно имеют значение для вашего ребенка. Как только вы начнете постоянно видеть, что ручка ребенка тянется к ответам, вы можете добавить больше ответов в таблицу.

Наслаждайтесь! Эта таблица станет вам неоценимым помощником и поможет лучше узнать своего ребенка.

Иллюстрация 14.1 Начальная таблица выбора

Иллюстрация 14.2 Таблица выбора «Что следующее?»

 

Иллюстрация 14.3 Ежедневная таблица выбора






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных