ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятия с детьми в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцевВ процессе занятий с сюжетными игрушками у детей начала второго года жизни необходимо развивать речевой слух, понимание речи окружающих и собственную активную речь. Следует не только развивать способность подражания звукосочетаниям и простым словам, но и создавать условия для их самостоятельного применения. Для развития слуховых восприятий и всех сторон речи ребенка этого возраста очень важно общение с ним взрослого. Поэтому занятия по развитию речи в основном надо проводить индивидуально. Тем не менее следует исподволь приучать детей к занятиям небольшими группками. Групповые занятия по развитию речи необходимо проводить таким образом, чтобы они способствовали выработке у детей определенных правил поведения: спокойно сидеть до конца занятий, сосредоточенно наблюдать за действиями воспитателя и внимательно слушать то, что он говорит. Чтобы привлечь и удержать внимание детей в течение занятия, следует чаще обращаться к каждому ребенку, называя его по имени, при этом необходимо приближать к нему предмет, для того чтобы малыш мог потрогать и рассмотреть его. Иногда требуется изменять последовательность действий и вводить новые, которые прежде не показывались. Большую роль играет интонационная выразительность речи воспитателя. Одно и то же слово при последующих повторениях необходимо произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произнесения. Поведение детей на занятии в значительной степени определяется доступностью его содержания и умелым применением приемов, поддерживающих у них заинтересованность в происходящем. Кроме того, выработка соответствующего поведения на занятиях у детей этого возраста происходит медленнее, чем у старших, так как они легче отвлекаются. Поэтому в редких случаях отдельным детям необходимо делать замечания (чтобы они не вставали с мест, не мешали другим и не требовали дать им показываемый предмет). Для осуществления той или иной задачи по развитию речи на данном возрастном этапе могут проводиться разнообразные занятия. С целью развития слухового восприятия рекомендуется уже на первом году использовать многообразие естественной звуковой среды (детей знакомят с тем, как лает собака, мяукает кошка, поют птицы), проводить занятия с игрушками, изображающими животных и птиц. Внимание детей обращают на звучащие предметы (на тикающие часы, гудящие машины). На музыкальных занятиях используют озвученные игрушки с разными тембровыми окрасками звуков. На втором году продолжают учить детей не только слушать, узнавать и различать всевозможные звуки, звукосочетания, но и воспроизводить слышимое. Большое внимание уделяется совершенствованию речевого слуха. Малышей учат не только подражать, но и самостоятельно употреблять звукосочетания и слова. В связи с тем что в первой четверти второго года жизни у детей недостаточно развиты речевой слух, способность подражания и понимание речи окружающих, а для овладения названиями предметов и действий им требуется создавать специальные условия (устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием, часто повторять одно и то же слово), то на одном занятии не следует давать много разных предметов и выполнять с ними разнообразные действия. Целесообразнее на каждом занятии выделять не очень сложное, но определенное программное содержание, на котором в первую очередь и необходимо сосредоточивать внимание детей. Например, на одном из занятий можно при знакомстве малышей с куклой учить их показывать, где у нее нос, глаза, руки, ноги, учить понимать, а в последующем и произносить слово «сядь», на другом — развивать способность подражания звукосочетаниям (можно взять звукосочетания «ля-ля» и «трам-там»), учить произносить какое-нибудь имя куклы, например Катя, понимать слово «здравствуйте» и отвечать на него. На первом занятии с такими игрушками, как, например, петушок, собачка, воспитатель знакомит детей с тем, как ходит петушок, бегает собачка, учит произносить звукоподражательные слова «кукареку», «ав-ав». На следующем (например, с использованием игрушек — кошки и козлика) несколько усложняется программное содержание: воспитатель учит детей произносить звукоподражательные слова «мурр-мяу», «бе-е», «тук-тук» и слово «дом». Организуя занятия с игрушками для детей в возрасте начала второго года жизни, целесообразно создавать такие условия, которые способствовали бы сосредоточению внимания детей на предметах и действиях, а также на словах, обозначающих их названия. Постепенно к полутора годам у детей возрастают возможности в развитии и подражании речи окружающих. Поэтому следует несколько усложнять обучающее воздействие в процессе занятий по развитию речи. Занятие с куклой Воспитательница усаживает детей вокруг стола, обращается к ним с тем, чтобы организовать их поведение, подготовить к занятию. Затем приносит куклу, завернутую в простынку, и игрушечный стульчик для куклы. Показывает завернутую куклу и обращается к детям: «Ребятки, кто это? (Медленно раскрывает простынку и показывает куклу.) Андрюша, кто это? Лена, кто это? Это Катя. Катя к нам пришла». Обращается к кукле: «Катя, посмотри на наших деток. Вот Сережа, Наташа, Андрюша, Лена. Посмотри, как хорошо они сидят на стульчиках. Тетя Аня (воспитательница называет свое имя) тоже сидит на стульчике. А ты, Катя, хочешь сесть на стульчик? Сядь, Катя, сядь. Скажем все вместе: сядь, сядь, Катя». Обращается к детям, которые молчат, и говорит: «Сережа, скажи Кате: сядь, Катя, сядь». Затем воспитательница придвигает куклу, сидящую на стуле, к каждому ребенку и просит показать, где у Кати глаза, нос, руки, ноги. Если ребенок ничего не показывает или показывает неправильно, то воспитательница берет его руку и указательным пальцем показывает, где у куклы нос, глаза, при этом обязательно произносит слова: «Вот у Кати нос. Вот у Кати глаза». Затем обращается к каждому ребенку отдельно с вопросом: «Сережа, тебе куклу дать? Скажи: дай, дай». Раздает всем куклы небольшого размера для самостоятельной игры и организует речевое общение а детьми, как бы продолжая ход занятия. С каждым ребенком по очереди разговаривает по поводу той куклы, с которой он играет. Это занятие рассчитано на то, чтобы научить детей понимать отдельные слова. Вместе с тем в ходе занятия педагог задает им вопрос: «Кто это?» — и обращается с просьбой: «Сережа, скажи Кате: сядь, Катя, сядь». Это делается для того, чтобы постепенно приучать детей к подобного рода вопросам и просьбам, но это вовсе не означает, что от малышей требуются сразу же ответы на них словами. Отвечать должен сам воспитатель. К ответу словом ребенок приходит постепенно. Сначала он реагирует мимикой, жестами, звуками и сочетаниями звуков и только потом научается отвечать на вопросы такими ответами, в которых употребляются не только жесты, но и различные звукосочетания. Это является подготовительным этапом к ответам словами. Подобные занятия можно проводить не только с куклой, но и с разными игрушками (например, с лошадкой, мишкой, уточкой и Т.Д.). Таким образом дети познакомятся со многими игрушками и будет осуществлена повторность в усвоении одних и тех же слов; кроме того, они узнают и новые слова. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|