Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторический экскурс




Психоанализ — от греческого «душа» и «разложение, расчле­нение». В научную литературу данное понятие было введено З. Фрейдом в конце ХIХ века для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые поня­тие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии не­врозов, опубликованной вначале на французском, а затем на немецком языках соответственно 30 марта и 15 мая 1896 года.

Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катарсического метода, использованного Й. Брейером при лечении молодой девушки в 1880-1882 го­дах. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызван­ных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагированием» больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания.

История возникновения психоанализа началась с отказа Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. На смену гипнозу приходит новая техника — она основывается на том, что пациенту предлагается свобод­ное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, на рассмотре­нии сновидений, на построении гипотез, связанных с поис­ком истоков заболевания.

Переход от катарсического метода к психоанализу сопро­вождался разработкой техники свободных ассоциаций, обос­нованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлени­ем в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. По словам Фрейда, «главными составными частями учения о психоанализе» яв­ляются: учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознатель­ном, об этиологическом (связанном с происхождением) значе­нии сексуальной жизни и важности детских переживаний.

Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распрост­раненным и широко используемым в медицинской, психологической и культуро­логической литературе XX столетия, что превратилось в многозначное и неопре­деленное.

Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический при­ем. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности че­ловека. И наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

На всем протяжении истории становления и развития психоанализа к нему посто­янно было двойственное отношение. Часть ученых, политических лидеров и деятелей культуры негативно относились к идеям и концепциям психоанализа. Другие не толь­ко усматривали заслугу Фрейда в изменении традиционных представлений о челове­ке, но и признавали за психоанализом эвристическую и терапевтическую ценность. Третьи, разделяя идеи классического психоанализа или внося определенные корректи­вы к ним, использовали психоаналитические знания в различных сферах деятельности.

Как бы там ни было, но, несмотря на все перипетии своего развития, психоанализ сегодня не только жив, но и привлекает к себе внимание многих людей в различных странах мира. Вступив в XXI столетие, Россия оказалась на пороге широкомасштаб­ного приобщения к психоаналитическим идеям. Началось прерванное на несколько десятилетий возвращение России в мировое сообщество, а также вступление молодо­го поколения российских специалистов в лоно международного психоаналитическо­го движения. Открылись институты психоанализа, осуществляющие соответствую­щую подготовку специалистов, способных работать в области психоаналитической терапии. Назрела потребность в публикации не только зарубежной, но и отечествен­ной учебной литературы по психоанализу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных